Опубликовано: ГП 12-2006

Скиф большой и маленький

А. Говоруха, фото автора

Беспрецедентная история вышла с двумя украинскими автобусами, построенными на шасси российских грузовиков, но продающимися под одним именем – «Скiф» (в украинской литерации). Ключевым стал май 2004 года, когда впервые заговорили об этих автобусах. Если «Скиф-5204» впервые был показан в Харькове, то херсонский «Скиф-3230» дебютировал в Киеве на Международном салоне SIA'2004.

Харьковский автобус большого класса был создан конструкторским бюро ООО «Украинская технологическая компания» («УТК»), а ее производство налажено на ЗАО «КАМАЗ-УТК». Причем последнее предприятие было организовано буквально накануне презентации как результат сотрудничества украинской и российской сторон в рамках специального режима инвестиционной деятельности в Харькове.

За основу автобуса «Скиф-5204» взято шасси КамАЗ-5297, которое используется для автобусов НефАЗ. Поставляемое в Харьков шасси состоит из двигателя, сцепления, коробки передач, тормозной системы и т. д. Огромное панорамное ветровое стекло, плавные обводы кузова, футуристическая маска с головными световыми приборами, объединенными с передним буфером, придают харьковскому «Скифу» неповторимый облик. Передняя и задняя маски кузова выполнены из стеклопластика. Облицовка металлического каркаса выполнена методом приклейки композитных панелей Reynobond, обладающих огромной устойчивостью, как к коррозии, так и к ударному разрушению. Наиболее уязвимые элементы – колесные арки и ступени – изготовляются из нержавеющей стали и алюминиевых профилей. В резиновые уплотнения оконных проемов установлены теплопоглощающие тонированные стекла. Просторный салон автобуса с большими накопительными площадками возле дверей вмещает до 114 пассажиров. В заводской комплектации многочисленные поручни снабжаются пластиковыми ручками, 28 мягких сидений обшиты сверхпрочной антивандальной тканью. Автобус имеет заднее расположение двигателя, поэтому задняя площадка стала на одну ступеньку выше остальных.

Скиф-5204-03

Прежде чем новый автобус попал в производство, опытный образец необходимо было всесторонне обкатать, выявить его слабые стороны и поменять, где необходимо, конструкцию. Такое решение дало свои результаты: везде, где возможно, пластиковые детали были заменены на металлические. Претерпел изменение и стайлинг автобуса. Прежде всего преобразилась передняя часть. Ветровое стекло немного уменьшилось и над ним образовалась небольшая площадочка, куда с крыши кузова сместились габаритные огни. Претерпели изменения конфигурация переднего буфера и расположение приборов освещения. Но, как и прежде, центральную часть передней маски украшает эмблема с названием автобуса на украинском языке «Скiф», а чуть правее логотип КАМАЗа. Модернизация коснулась и кормы автобуса. Номерной знак с подсветкой смещен на задний буфер, а дверь для обслуживания двигателя стала больше.

Новые автобусы уже трудятся в городах Украины – Харькове, Николаеве, Кременчуге и др. Стоимость «Скифа-5204» составляет $60 тыс.

Кроме городского автобуса предприятием «КАМАЗ-УТК» был организован выпуск пригородной модификации. В зависимости от типа двигателя, устанавливаемого в пригородную модель, в Харькове предлагают две модификации – «Скиф-5204-02» с двигателем КамАЗ-740.11-240 (Euro 1) или «Скиф-5204-03» с камазовским силовым агрегатом, соответствующим нормам Euro 3. Таким образом, «КАМАЗ-УТК» стало третьим в Украине предприятием после ЗАТ «ЗКТ» (бывший ЛАЗ) и ПИХ «Богдан», где производятся автобусы большого класса.

Скиф-5204

А теперь расскажем еще об одном автобусе «Скиф». Его производство было организовано на Херсонском автосборочном заводе «Анто-Рус» с 2004 года. В качестве шасси для маленького «Скифа» используется известный всем «зиловский» «Бычок». Специально для выполнения проектных работ на автосборочном заводе было создано конструкторско-технологическое подразделение. Затем на предприятии организовали участки по подготовке и сварке кузовов, установили оборудование для полной окраски автобуса по новой технологии. Наконец, была налажена работа участков окончательной сборки и доводки изготовленных машин.
Дебют новых автобусов состоялся на Киевском автосалоне SIA'2004, а чуть позже их показали на XVI Международной выставке-ярмарке «Агро-2004», где они вызвали большой интерес публики.

Изначально базовая модель – малый городской автобус – получила имя «Херсон-3230». Машина экономна и проста в обслуживании, стоит чуть больше $20 тыс. Преимущество этой модели по сравнению с одноклассниками – в высокой несущей способности интегрального кузова, что достигается за счет применения низколегированных сталей, благодаря чему автобус не боится перегрузок, неизбежных в часы пик. В автобусе две пассажирские двери, салон отличается хорошей планировкой. Шаг сидений составляет 75,5 см, кресла с мягкой тканевой обивкой, полумягкого типа.

Скиф-3230.02

Естественно, предусмотрена система вентиляции салона и отдельно рабочего места водителя. В отоплении использована автономная система Webasto, которая в холодное время года позволяет прогревать и двигатель. Не поскупились создатели автобуса и на травмобезопасные пассажирские двери с надежным пневмоприводом итальянской фирмы Kamozzi.

Большая площадь остекления кузова и дверей обеспечивает хорошую обзорность и освещение в салоне. Ветровое стекло увеличенных размеров с антирефлексным покрытием. Все закрытые полости и трубы каркаса кузова автобуса обработаны антикоррозионным составом, панели кузова до уровня оконного бруса сделаны из «оцинковки» толщиной от 1,2 до 1,5 мм. Поскольку красить оцинкованное железо не так просто, то заводчане применили достаточно дорогую технологию и краски известной фирмы Glasurit. Силовая установка – минский турбодизель Д-245.12 (109 л. с.) – достаточно шумный агрегат. По этой причине его разместили на специальных виброопорах, а конструкцию глушителя изменили.

Кроме того, снижению уровня шума способствуют новые материалы, которые не просто поглощают звук, а еще и обеспечивают так называемый «отражающий перевод» его в область других частот, не воспринимаемых ухом. В итоге уровень шума не должен превышать требуемых 78 дБ.

В базовой модификации салон вмещает 31 пассажира (15 посадочных мест). Одновременно с базовой на заводе разработали также пригородный вариант, получивший название «Скиф-3230.01» (30/16 мест). Позднее городскому автобусу было присвоено обозначение «Скиф-3230.02», под этим именем машина и попала в серийное производство. Маленькие «Скифы» стали востребованными автобусами и за считанные месяцы появились практически в каждом областном центре южного региона Украины.

В 2005 году «Анто-Рус» модернизировал линейку «Скифов». Появились удлиненные варианты автобусов: пригородный «Скиф-3230.21» (28/24 мест), городской «Скиф-3230.22» (28/20 мест) и школьный «Скиф-3230.11». Кроме того, для изысканных потребителей были предусмотрены машины с двигателями Euro 2 и ABS: «Скиф-3240.21» и «Скиф-3240.22», соответственно пригородный и городской автобусы. Сейчас производство этих автобусов сократилось, а предприятие переключилось на более востребованные «Антоны» вагонной компоновки с использованием шасси китайских грузовиков Dongfeng-Nissan.

Вот так независимо друг от друга в Украине появилось два абсолютно разных автобуса, но объединенных одним названием «Скиф». Судьба маленького «Скифа» нам известна, а что будет с большим, покажет время.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен