Опубликовано: ГП 03-2005
Всё началось с грузового автокросса

Гонщик и испытатель НАМИ Алексей Прокофьевич Амбросенков

А. Дмитриевский

64 года назад начал службу в Советской (Красной) Армии Алексей Прокофьевич Амбросенков. Но вот позади сотни тысяч километров фронтовых дорог и молодой водитель в 1947 г. поступает на работу в НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт).

В послевоенные годы в условиях нехватки нефтяных видов топлива велись работы по газобаллонным и газогенераторным автомобилям. Но их основная беда – низкая удельная мощность. В НАМИ для ГАЗ-51 был разработан верхнеклапанный двигатель на сжиженном газе, развивавший мощность на 40% выше своего серийного бензинового собрата. Именно этот автомобиль доверили испытать Алексею Амбросенкову. Потянулись напряженные месяцы доводочных работ. Их итогом стал первый послевоенный автомобильный кросс на первенство города Москвы 5 декабря 1950 г. Механиком в экипаже с Алексеем выступал заведующий лабораторией, канд. техн. наук Василий Ефремович Кошкин. Была создана система питания, способная выдерживать дикие нагрузки, когда многотонная машина приземляется после десятков метров полёта по воздуху на трамплинах, не боящаяся воды и грязи при прохождении глубоких бродов и «грязевых ванн». Были изготовлены специальные приспособления для прохождения раскисших от оттепели просёлочных дорог с глубокими колеями и крутыми подъёмами. И вот на поле около станции Планерная выстраиваются спортсмены – большинство в старых ватниках, кирзовых сапогах. Вместо шлемов судьи вынуждены были разрешить участвовать в зимних шапках с завязанными ушами. Сразу со старта вырывается экипаж НАМИ, состоящий из ещё неизвестных спортсменов. К концу кросса отрыв от ближайшего соперника доходит до 20 минут. И только из-за обрыва трака им приходится довольствоваться 2-м местом.

На следующий год в шоссейно-линейной гонке Амбросенков становится чемпионом Москвы, пройдя на спортивной «Победе» 100-километровую трассу со скоростью 163,8 км/ч. В том же году начинается феноменальный парад всесоюзных рекордов скорости, которые Амбросенков устанавливает на разработанных и построенных в НАМИ модификациях автомобилей «Звезда». Уже в 1952 г. всесоюзные рекорды скорости дошли для автомобиля с двигателем 250 см3 до 189 км/ч на 1 км с хода и 177 км/ч на дистанции 5 км, а в классе автомобилей с двигателем до 350 см3 был перекрыт 200-километровый рубеж (215 км/ч) на дистанции 1 км. Установлены также всесоюзные рекорды на длинные дистанции (169,9 км/ч на 50 км и 153,9 км/ч на 100 км). Было чем гордиться, ведь три рекорда превысили международные достижения. Тогда СССР не входил в Международную федерацию автоспорта и рекорды не были оформлены как международные.

И такие скорости достигались на обычных шоссе с их крутыми поворотами, местами с неровным покрытием, заплатками, глубокими кюветами. Действительно надо было «в рубашке родиться», чтобы установить 22 рекорда и не разбить лёгкий автомобиль с узкой колеёй. Выручало высокое мастерство, а иногда и просто везение. Так, вдруг на шоссе вышла корова, пришлось объезжать её по обочине. Другой раз на полной скорости машину «замотало» от одной обочины до другой. Но Алексей сумел удержать её на дороге и, только когда машина пошла устойчиво, стал тормозить. Потом оказалось, что из системы охлаждения вода попала под колёса. Однажды на крутом повороте Минского шоссе сломалась полуось, но колесо продолжало болтаться под обтекателем. На шоссе осталась почти прямая черная пунктирная линия. И только когда подняли кузов, нам стало по настоящему страшно – колесо свободно вывалилось на обочину. Однажды на «Звезду» сел другой гонщик. На финише машина перевернулась. Толстый шлем был протёрт до дырки, но гонщик остался жив. После этого кроме Амбросенкова «Звезду» никому не доверяли. С 1958 г. заезды на рекорды стали проводиться на закрытых трассах сначала на такыре (плато, покрытое потрескавшейся глиной) в Кум-Даге (Туркмения), а затем на высохшем соляном озере Баскунчак.

Много неприятностей доставлял двухтактный двигатель с наддувом. Инженерам Сергею Гурскому и Юрию Красину из сотни свечей зажигания с разными калильными числами для каждого заезда надо было «угадать» оптимальные и отрегулировать карбюратор. Чуть обогатил его – машина «не тянет», чуть переобеднил – прогорает поршень. Золотые руки механиков Василия Кургана и Евгения Мамаева мгновенно раскидывают двигатель, вытравливают алюминий с цилиндра, меняют поршни и автомобиль снова на трассе.

Однако А. Амбросенков был известен не только этими рекордами. В 1958 г. на первом чемпионате СССР, проходившем по дорогам Белоруссии и Украины, экипаж НАМИ был в числе трёх претендентов (не имевших штрафных очков) на звание первых чемпионов СССР. Оставалась последняя решающая кольцевая гонка под Минском. Перед ралли, зная об одном «чёрном» деле рационализаторов Московского завода малолитражных автомобилей, заменивших медную трубку на стальную в системе смазки двигателя, автор этих строк заглушил её. Алексей не сделал этого и во время гонки трубка лопнула. Пришлось останавливаться, глушить трубку, заливать масло. Именно из-за этой мелочи он со своим напарником Г. Сургучевым довольствовались только «бронзой».

В 1960 г. начинается эпоха коротких трасс шоссейно-кольцевых гонок и Алексей осваивает новый для себя вид автоспорта, одновременно занимаясь доводкой созданных в НАМИ новых гоночных машин. В течение только 1962 г. он становится бронзовым призером чемпионата СССР по группе «Юниор», победителем гонок на приз «Минского кольца». На спортивном празднике в Лужниках получает награду за 2-е место из рук главного судьи гонок первого космонавта Ю. Гагарина. Были и другие победы. Надо было родиться «водителем от Бога», чтобы провести полвека за рулём без единой аварии.

Кроме спорта десятки лет были отданы работе в НАМИ испытателем, затем на далеком Байконуре начальником транспортной группы, механиком в ЦНИИ «Комета», снова работа в НАМИ и только 6 лет назад он ушел на пенсию. Наряду с наградами за участие в Великой Отечественной войне, А. Амбросенков получил памятный знак «За мужество и любовь к Отечеству. 1941–1945 г.», дипломы за большой вклад в развитие автоспорта от президента Российской федерации автоспорта Н. Пугина.

23 января 2005 г. на 83-м году Алексей Прокофьевич Амбросенков ушел из жизни. В памяти автоспортсменов он навсегда останется, как легендарный гонщик и замечательный человек.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию