Опубликовано: ГП 08-2006

Необыкновенная выставка

С. Ионес, фото автора

В День России, 12 июня, у главного входа на ВВЦ было выставлено непривычно много различных грузовых машин, автобусов и троллейбусов, выпущенных в разные десятилетия прошлого века. Вся эта техника принадлежит Музею городского транспорта, не первый год действующему при ГУП «Мосгортранс».

МАЗ-200 с небольшим пробегом требовал только косметической реставрации

Мероприятий с участием антикварных автомобилей в наши дни проводится много. В основном на них представлены старые легковые машины, принадлежащие частным владельцам. Смотр древних грузовиков и автобусов – событие исключительное. Необычно и то, что на площадке перед бывшей главной выставкой Советского Союза собрались не единицы, а десятка три старых коммерческих транспортных средств. Причем прилично восстановленных, не ржавых, не облезлых.

Многие машины Музей «Мосгортранса» демонстрировал уже не один раз. Тем, кто интересуется старой техникой, давно знакомы автобусы, троллейбусы, некоторые из грузовых машин. На различных выставках публика видела городские автобусы ЗИС-155, ЗИЛ-158, ЛиАЗ-158В, служебный КАвЗ-651, пригородный ЛАЗ-695Е, троллейбусы ЗИУ-5 раннего и позднего выпусков, работавший на московских улицах в 1960-х СВАРЗ. Мы уже не удивляемся, что редкий ЗИС-154 с капризной электрической трансмиссией приезжает на выставку своим ходом. Не впервые видим уникальный троллейбус СВАРЗ-ВСХВ, предназначавшийся для работы на территории ВДНХ. Знаком послевоенный гибрид реконструированного кузова ЗИС-16 с шасси ЗИС-11 и капотом ЗИС-150. Самосвал МАЗ-205, бортовой ЗИС-151, бензовоз ЗИС-150 в прежние годы выезжали на парады старой техники. Некоторые машины не появлялись на публике несколько лет. Например, два «Икаруса»: редкий для бывшего СССР вариант междугородной модели 55 и популярный в 1960-1970-е городской сочлененный «сто восьмидесятый». Приятно видеть старых знакомых «в добром здравии».

Цистерна для заправки воды или масла сохранилась на режимном предприятии в Москве

Но многие машины «засветились» впервые. В богатой антикварной техникой Москве редко встречаются бортовые машины МАЗ-200, «Урал-355М» или поступавший по ленд-лизу военный грузовик Chevrolet G7107.

Послевоенных ЗИСов и ГАЗ-51 сохранилось много. Но не каждый день увидишь рядом разные специализированные модификации этих машин. Например, грузовое такси ГАЗ-51. Кто помнит, что 30 лет назад такие машины по рабочим дням парковались возле каждого мебельного магазина? Рядом почти забытые модификации «пятьдесят первого»: самосвал ГАЗ-93, пожарный автомобиль.

В музее есть несколько разных цистерн на базе ЗИСов. Рядом с «обычным» бензовозом ЗИС-150 на этот раз выставили топливозаправщик, а среди внедорожных машин появился водомаслозаправщик на базе ЗИС-151. К цистернам относится и пожарный ЗИС-150. Длинный ряд машин московского автозавода дополняли два ЗИЛ-157: военный бортовой и «гражданский» КУНГ технической помощи. Три «150-х», по два «151-х» и «157-х», четыре автобуса, довоенный ЗИС-5 – такой коллекции позавидует заводской музей АМО ЗИЛ.

Присутствовали также «полуторка» ГАЗ-ММ, военный джип ГАЗ-67, три легковые машины: ЗИМ, «Волга» ГАЗ-21, «Москвич-407». Марка одного автомобиля у компетентных людей вызывает сомнения. Сотрудники музея утверждают, что это большой полноприводный бортовой грузовик ЯАЗ-214. Но мы не рискнем утверждать, что это не КРАЗ, пока не увидим заводскую табличку или не найдем «второстепенные» детали, отличающие ярославский грузовик от кременчугского.

Самый старый «Икарус» в России?

Такое собрание транспортных средств разных типов, большинство из которых могло ездить по улицам и дорогам примерно в одно время, производит сильное впечатление. Надо заметить, что в музее есть еще и трамваи самых разных марок, которые никак нельзя было пригнать на выставку, так как перед главным входом на ВВЦ нет трамвайной линии. К сожалению, увидеть вместе все отреставрированные для музея машины можно только во время такого коллективного выезда. Помещения у музея нет. Сначала ему предоставили здание автобусного парка в Марьиной Роще. Не прошло и года, как парк снесли. Музей почти открыли на новом месте – в трамвайном депо в Ростокино. Но когда строили монорельсовую дорогу, музей оттуда выселили. Сейчас он базируется на Трамвайно-ремонтном заводе ТРЗ. Но там под открытым небом можно хранить только неотреставрированную технику (а ее собрано немало!). Восстановленный транспорт прячут в помещениях различных парков системы «Мосгортранса» по всему городу: одна-две машины в каждом парке.

Вероятность, что в ближайшее время весь старинный транспорт удастся собрать вместе, невелика. Земля в центральной части города стоит огромных денег, и никто не отдаст большие площади под такой не приносящий больших доходов объект, как транспортный музей.

Сотрудники музея пошли разумным путем. Нет средств и возможностей построить музейный комплекс? Значит, займемся тем, что по силам и деньгам. Например, восстановим как можно больше имеющихся в наличии старых машин. И это, судя по прошедшей выставке, удается.

Уникальный грузовик Chevrolet времен войны

Многие грузовики приобрели исторически достоверную окраску. Возможно, больше не приходится, согласно нелепым распоряжениям начальников, маскировать музейные экспонаты под машины технической помощи. В самом деле: темно-зеленый МАЗ-205 или «Урал-355М» с бежевой кабиной и серым кузовом смотрятся все-таки лучше, чем в желто-красной «специальной» раскраске. Автобусы тоже много раз меняли цвета. Из-за хранения под открытым небом свежая окраска через год-два приходит в негодность. В каком еще автомобильном музее экспонаты линяют, как звери?

Рядом со старыми машинами на выставке демонстрировали новые и перспективные. Здесь присутствовали новые низкопольные автобусы ЛиАЗ, троллейбусы «Тролза» и ВМЗ, малогабаритный городской автобус ПАЗ-3237 и современные машины технической помощи: трехосные эвакуаторы МАЗ для тяжелой техники, двухосный МАЗ с уникальным оборудованием для ремонта контактной сети.

Эвакуаторы МАЗ были не просто экспонатами. Перед открытием выставки и по окончании их использовали по прямому назначению. Требовалось довезти троллейбусы до контактных проводов, вывезти те старые машины, которые «не на ходу». Таких оказалось мало. Работники музея продемонстрировали, что владеют лучшей в стране коллекцией старых коммерческих транспортных средств.


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:



Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен