Новинки Амстердама
Автомобильные выставки коммерческого транспорта в выставочном комплексе Amsterdam RAI имеют давнюю историю. Нынешний показ, проходивший в октябре 2003 г., был 27-м, но принципиально отличался от всех предшест-вующих. Он стал первым после присуждения выставке Международной организацией производителей автомобилей OICA (Organisation Internationale des Constructeurs d’Automobiles) статуса «А», означающего его признание по высшей категории. Заметим, что среди грузовых экспозиций такой статус имеет только Автосалон в Ганновере, проходящий в четные годы.
Автосалон в Амстердаме собрал 22 производителя грузовых автомобилей со всего мира, 23 компании, выпускающие прицепы и полуприцепы, а также сотни фирм, поставляющих на рынок комплектующие, аксессуары и эксплуатационные материалы. За день до начала работы выставки международное жюри объявило результаты ежегодных конкурсов «Грузовик года» и «Фургон года». Победителями, получившими почетные титулы, стали соответственно Mercedes-Benz Actros второго поколения и VW T5.
Chrysler-Jeep
Отделение Chrysler-Jeep концерна DaimlerChrysler выставило свои грузовые модели, представлявшие собой модификации универсальных полноприводных автомобилей и мини-вэнов марок Chrysler Jeep и Dodge. Австрийский завод Eurostar Automobilwerk в Граце, где свыше 10 лет выпускаются европейские версии Jeep, мини-вэнов Chrysler Voyager и высоких «ретро»-автомобилей РТ Chrysler, после продажи его австрийской промышленной группе Magna-Steyr продолжает сборку этих машин, предлагая транспортникам модифицированные кузова с отделенным перегородкой от кабины водителя объемным багажным отсеком вместо задних сидений.
Рядом с грузовым внедорожником Jeep Grand Cherokee High Roof с приподнятой крышей и грузовым отсеком объемом 1,6 м3 демонстрировались три версии внедорожника Cherokee: Renegate, Sport Plus Van и Limited High Roof, основное отличие которых друг от друга заключалось в высоте крыши и списках дополнительного оборудования. Эти автомобили поступают в Европу с американского завода в Толедо. Выпуск европейских версий модели РТ Chrysler, в том числе в грузовом исполнении, переводится из Австрии на завод компании в Мексике.
Модели Chrysler производят с колесной базой 2 878 или 3 030 мм, с обычной или приподнятой крышей. Полезный объем кузова-фургона составляет от 2,8 до 3,2 м3. Присутствует в производственной программе и грузопассажирское исполнение мини-вэна с перегородкой, расположенной между 1,5-кубовым багажным отделением и задним рядом сидений. Все представленные модели при наличии нескольких бензиновых силовых агрегатов лучше всего продаются в Европе с современными дизелями.
DAF Trucks N.V.
Традиционно центральное место в экспозиции выставки и самую большую площадь заняли грузовики голландского изготовителя DAF, являющегося частью транснационального концерна Paccar. Модели, собираемые в Нидерландах и в Великобритании, лидируют в своих секторах местного рынка. В категории грузовиков с полной массой от 6 до 15 т рыночная доля компании увеличилась за год с 23,2 до 25,7%, а среди машин с полной массой свыше 15 т грузовики DAF занимают 31%. Немалое значение в росте популярности марки играет и то, что за последние несколько лет весь модельный ряд обновился.
Все автомобили получили кабины со стильным функциональным дизайном. Шасси были существенно облегчены, а дизели прибавили в экономичности. Появились электронно-управляемые дисковые тормоза и коробки передач с автоматизированным управлением.
В Амстердаме компания объявила о том, что коробка передач AS-Tronic с автоматизированным переключением отныне будет устанавливаться на многоосных грузовиках серии CF 6х4, 8х2 и 8х4, а также представила новинку – трехосный CF85 6х4 с пневмоподвеской задних колес. Было также объявлено о расширении серии XF версиями 6х4, 8х2 и 8х4. Были показаны новые модели четырехосных грузовиков с управляемыми колесами второй оси.
Система стабилизации VSC (Vehicle Stability Control) появилась в спецификациях двухосных тягачей серий CF и XF. Ее назначение – предотвращать «складывание» автопоезда, потерю устойчивости при превышении водителем безопасного порога скорости.
Компания предлагает полный комплекс услуг по «пожизненному» техническому обслуживанию и ремонту своих автомобилей. По всему миру DAF располагает сетью из более 800 станций техобслуживания.
DaimlerChrysler
На салоне в Амстердаме концерн DaimlerChrysler представил 18 грузовых автомобилей Mercedes-Benz, включающих шасси, фургоны, микроавтобусы разного назначения. «Изюминками» экспозиции стало новое семейство фургонов Mercedes-Benz Vito и новая гамма автомобилей для строительства семейства Actros II.
Vito нового поколения по сравнению с моделью 1995 г. выглядит более солидно и динамично, и кроме того, что прибавил в размерах, он имеет не передне-, а заднеприводную компоновку. В семействе – четыре варианта по длине, два – по величине колесной базы, два – по высоте крыши. Число предлагаемых двигателей достигло пяти (из них три – дизельные) с диапазоном по мощности от 88 до 218 л.с. Оба бензиновых мотора – V-образные 6-цилиндровые, в базовой комплектации с ними сблокирована гидромеханическая трансмиссия. С дизелями предлагают 6-ступенчатые механические коробки передач.
Новое семейство грузовиков Actros второго поколения для работы на строительстве включает в себя самосвалы, бетоносмесители, шасси для монтажа на них кранового оборудования и тягачи с повышенной нагрузкой на седельное устройство. Автомобили предлагают с передним ведомым или ведущим мостом. Количество осей – от двух до четырех. Мощность модернизированных, более экономичных дизелей – от 320 до 578 л.с. Большой интерес вызвало шасси с колесной формулой 8х8/4, т. е. полноприводное, четырехосное, с управляемыми колесами двух передних осей.
На стенде Mercedes-Benz не было выставлено ни одного представителя семейства Unimog, однако внимание многих журналистов привлекли автомобили Econic, практически неизвестные в странах Восточной Европы. Низкорамные двух- и трехосные шасси с колесной формулой 4х2 и 6х2 служат основой для различных коммунальных, пожарных и прочих спецавтомобилей. Они имеют вместительную низко расположенную кабину со складывающимися дверьми. Двигатели автомобилей мощностью 230 или 280 л.с. работают в паре с автоматической коробкой передач, снижающей утомляемость водителей в городе.
FIAT
Шесть новинок итальянского концерна FIAT подчеркивают значение, которое придают руководители компании «грузовому» направлению. Находящаяся в сложном экономическом положении, компания стремится привлечь внимание к своей продукции в Европе, модернизируя старые конструкции и расширяя палитру модификаций базовых моделей. Похоже, в Нидерландах старания концерна были не напрасными. По сравнению с январем – сентябрем 2002 г. ныне доля FIAT на рынке легких развозных машин увеличилась с 5,02 до 5,64 %. Больше других покупались модели Strada и Ducato.
Подогревая интерес покупателей, компания провела модернизацию пикапа Strada, производимого на удлиненном шасси Palio в Бразилии. Новая версия предлагается с короткой и удлиненной на 30 см кабиной, в которой появилось пространство за спинками кресел для размещения небольшого багажа. Грузоподъемность вариантов: 705 и 685 кг соответственно. На пикапы устанавливают два дизеля с рабочим объемом 1,9 л. Первый из них развивает мощность 63 л.с. при 4 500 мин-1 и максимальный крутящий момент 118 Н·м при 2 500 мин-1. Более мощный второй дизель при том же литраже имеет систему питания Common Rail и турбонаддув с интеркулером. Его выходные параметры: 80 л.с. при 4 000 мин-1 и 196 Н·м при 1 500 мин-1.
На выставке привлекал внимание вращающийся на подиуме пикап Strada, обильно украшенный хромированными деталями. Специалисты гадали: концепт-кар или это «навороченная» версия, которую можно заказать уже сейчас? Стендисты в ответ только разводили руками: окончательное решение на фирме еще не приняли.
Вторая новинка компании – фургон FIAT Doblo Cargo с очень экономичным 1,9-литровым дизелем 1,9 JTD мощностью 100 л.с., наиболее мощным в этом сегменте рынка. Его система питания Common Rail, также присутствует турбонаддув – отсюда и высокая эффективность работы.
В Амстердаме FIAT впервые показал длиннобазную версию фургона Ducato, дебют которого состоялся в 2002 г. Колесная база, увеличенная на 35 см – до 4,05 м, позволила расширить число установленных на шасси кузовов, предназначенных для перевозки объемных грузов с малым удельным весом.
Дебютировали здесь также фургон на базе универсала FIAT Stilo и специальная версия фургона FIAT Multipla VAN для рынка Голландии.
Ford
В дополнение к переднеприводным облегченным версиям автомобилей семейства Transit и заднеприводным моделям грузоподъемностью 2,0 т Ford впервые показал двухтонную модификацию автомобиля с приводом на передние колеса. Ее появление связано с выпуском нескольких типов пассажирских автобусов на передне-приводном шасси повышенной грузоподъемности.
В семействе Transit Connect также пополнение: появилась версия автомобиля с короткой базой 2 664 мм вместо 2 812. Автомобиль разработан как средство доставки мелких партий грузов и обладает по сравнению с базовым вариантом лучшей маневренностью – качеством, весьма ценным при движении в складских помещениях.
Компания представила также широкую гамму грузовых модификаций легковых универсалов и мини-вэнов. Особо отметим Ford Focus VAN, оснащенный современным дизелем Duratec TDCi с системой Common Rail.
Знаменитый фордовский пикап Ranger слегка изменил внешность. На выставке был показан вариант с четырехдверной кабиной и всеми ведущими колесами в исполнении XLT, снабженный 2,5-литровым турбонаддувным дизелем мощностью 109 л.с. при 3 500 мин-1 и максимальным крутящим моментом 266 Н·м при 2 000 мин-1.
GINAF
Голландская фирма, выпускающая в год около трех сотен специальных, особо прочных и грузоподъемных шасси, самосвалов и тягачей с числом осей от двух до пяти, впервые показала на выставке экспериментальное двухосное шасси GINAF C2121N 4х2 с пневмоподвеской, полная масса которого 21,6 т. Создатели автомобиля надеются, что оно будет востребовано во многих странах Европы, как идеально подходящее для городского развозного грузовика. При его разработке тщательно изучался опыт работы наиболее распространенных на внутригородских перевозках грузовиков десятка фирм. Шасси C2121N обладают высокой грузоподъемностью (16 т) и маневренностью: колесная база 3,55 м, угол поворота передних колес до 42°, так что радиус поворота лишь 7,7 м. Ширина автомобиля всего 2,2 м, что также облегчает управление им на узких улицах старых европейских городов.
Столь высокую грузоподъемность удалось получить, разработав легкое и прочное шасси с усиленными мостами, нагрузка на которые достигает 9 и 11,5 т. Конструкторы шасси считают, что оно может быть эффективно использовано при установке самосвального кузова с крановым оборудованием, при перевозке различных контейнеров, установке бетоносмесителя, компрессора, разного строительного оборудования. GINAF C2121N имеет кабину Euro Сargo, автоматическую коробку передач Allison МД3060Р и дизель IVECO Tector объемом 5,9 л, отвечающий нормам Euro-3.
Среди интересных новинок были также шасси X2221L 4х4 и концепт-трак X2222 SP 4x4, представленный в виде мощного (530 л.с.) многоцелевого автомобиля с уникальной независимой гидропневмоподвеской всех колес. Он способен развивать скорость до 100 км/ч по дорогам не лучшего качества и обладает очень высокой проходимостью благодаря изменяемому в пределах +20/–20 см дорожному просвету.
Hyundai
Продажи легковых и грузовых автомобилей корейского концерна начались 25 лет назад. В честь юбилея весь модельный ряд продается в 2003 г. по специальным ценам и в расширенной базовой комплектации. Успех юбилейной акции налицо: рыночная доля легковых и грузовых машин выросла с 2,45 до 3,28 %, и в 2003 г. в Голландии впервые число новых машин этой марки достигло 18 тыс.
Грузовой модельный ряд, предлагаемый в Европе, начинается с семейства легких развозных автомобилей Н200 и заканчивается полноприводными фургонами Santa Fe Van и Terracan Van. Фургоны и шасси гаммы Н200 впервые предлагаются с новым 2,5-литровым дизелем, оснащенным системой Common Rail и турбокомпрессором. Этот мотор развивает мощность 140 л.с. и максимальный крутящий момент 314 Н·м при 2000 мин-1. Фургоны с полной массой 2 т и собственной массой от 1,3 т продаются по цене от 12 до 19 тыс. евро с трехлетней гарантией без ограничения пробега. Интервал в техобслуживании составляет 15 000 км. Возможны варианты с короткой и длинной базой, обычной и сдвоенной кабиной, грузопассажирское исполнение и версия «микроавтобус».
Грузовая модификация автомобиля Santa Fe выпускается с колесной формулой 4х2 или 4х4. Она имеет приподнятую крышу, дизель мощностью 112 л.с. в стандартной комплектации и стоит 19 900 евро. Полноприводный Terracan-фургон не намного дороже, его цена 22 175 евро. Немалым спросом в Голландии пользуется также фургон на базе мини-вэна под названием Hyundai Highway Van, продающийся за 16,5…17,7 тыс. евро.
IVECO
На стенде компании IVECO было выставлено 15 образцов грузовых автомобилей, представлявших три основных семейства: Stralis (AS, AT и AD), Euro Cargo и Daily. Новинкой IVECO, дебютировавшей в Амстердаме, стала модификация Daily GNG с двигателем, приспособленным для работы на сжатом природном газе. Стоимость подобного силового агрегата, разработанного на базе дизеля, существенно ниже стоимости гибридной установки или электропривода, а снижение токсичности выхлопных газов достигается значительное. Дальность пробега машины с одной заправкой достигает 300 км.
Daily GNG предлагают в различном исполнении, с короткой и длинной кабинами, бортовой платформой или кузовом-фургоном. 2,8-литровый двигатель развивает мощность 106 л.с. при 3 800 мин-1 и максимальный крутящий момент 220 Н·м при 2 200 мин-1. Коробка передач 5- или 6-ступенчатая, механическая. Внешне новинку легко отличить от стандартной по пяти цилиндрическим резервуарам общей емкостью до 270 л, расположенным на раме. Полный вес автомобиля в зависимости от исполнения составляет от 3,5 до 6,5 т. Продажи модели IVECO Daily GNG ориентированы в первую очередь на рынки Италии, Великобритании, Испании, Швейцарии и Австрии. Появился интерес к таким машинам во Франции и Германии. За последние 6 месяцев 2003 г. итальянские продажи автомобилей, работающих на сжатом природном газе, выросли вдвое. Сферой применения Daily GNG должны стать пассажирские перевозки, доставка мелких партий грузов в городах, коммунальные службы. Предполагается, что их годовой пробег должен быть на уровне 30 тыс. км. Преимущества использования в городе таких машин очевидны: их вредные выбросы в атмосферу значительно ниже пороговых значений стандартов Euro-4 и Euro-5, они тише при движении, более надежны в работе и при этом безопасны для обслуживающего персонала и пассажиров.
MAN
Компания MAN Nutzfahrzeuge AG демонстрировала в Амстердаме девять экспонатов, представляющих собой модернизированные модели семейств LE 2000, ME 2000 и ТGA. «Гвоздем» экспозиции, привлекшим наибольшее внимание посетителей стенда, стал седельный тягач TGA TS, облегченный на 130 кг. Внешне новинку можно отличить по установленным сзади односкатным колесам со сверхнизкопрофильными шинами Michelin 495/45R22,5 с меньшим сопротивлением качению. В стандартной комплектации тягачей TGA TS появятся системы контроля за давлением воздуха в шинах (TPM) и динамической стабилизации (ESP). Испытания показали, что установка таких шин дает существенную экономию топлива благодаря их меньшей склонности к нагреву и сниженному сопротивлению качению.
Другие новшества в TGA TS – это: измененная главная передача; более совершенная кинематика четырех рычагов направляющего аппарата подвески заднего моста, обеспечивающая повышенную курсовую устойчивость тягача (стабилизатор поперечной устойчивости стал лишним, что также способствует снижению массы); однолистовые рессоры в подвеске переднего моста, рассчитанного на 7,1 т; новый топливный бак; облегченные брызговики и кронштейны; а также более легкое рулевое управление, заимствованное у моделей средней грузоподъемности. Все это позволило увеличить грузоподъемность на 130 кг.
MAN показал также два новых трехосных седельных тягача: один – с подъемным поддерживающим мостом, другой – с поддерживающим мостом с управляемыми колесами, за углами поворотов которых следит электроника. Оба тягача приспособлены к работе с полуприцепами повышенной грузоподъемности при полной массе автопоезда до 50 т – сегодня правительства ряда европейских стран уже разрешили движение такого транспорта по своим дорогам. Многие специалисты считают, что в недалеком будущем за ними последуют все европейские государства, поскольку экономический эффект от повышения полной массы с 44 до 50 т оказался солидным. И MAN к этому уже готов.
Еще одной важной новинкой компании стал новый 480-сильный дизель, имеющий впрыск Common Rail. Индекс этого мотора D2876, и предназначен он как раз для перспективных магистральных тягачей. С большим интересом посетители стенда знакомились с тягачом TGA Ultra Trac, пневмоподвеска обоих мостов которого позволила снизить высоту сцепного устройства до 962 мм, что дает ему возможность работать с полуприцепами, имеющими увеличенный полезный объем кузова.
Кроме того, компания показала новое двухосное шасси с пневмоподвеской и оборудованием для быстрой смены кузова, а также два четырехосных автомобиля для строительства, один из которых – полноприводный – отличался повышенной грузоподъемностью и проходимостью. Не осталась незамеченной и обновленная кабина для магистральных грузовиков, обозначаемая ее создателями как XXL. Ее особенности: огромный внутренний объем, новые кресла для водителя и напарника, более удобные спальные полки и обилие полезного дополнительного оборудования.
Nissan Europe
За первые восемь месяцев 2003 г. европейское отделение компании Nissan реализовало 59 080 грузовых автомобилей, что на 14% больше продаж за этот же период 2002 г. В октябре 2003 г. компания представила свою последнюю новинку – малогабаритный фургон Кubistar, унифицированный с моделью Renault Kangoo Express, завершив формирование семейства грузовых автомобилей полной массой от 1,6 до 15 т.
Объединение фирм Nissan и Renault позволило японскому партнеру расширить типаж своих моделей тремя автомобилями, созданными французскими конструкторами, и существенно увеличить общий объем продаж. Отныне с эмблемой Nissan выпускаются Nissan Kubistar (Renault Kangoo Express), Nissan Primastar (Renault Trafic) и Nissan Interstar (Renault Master). Очень хорошо продается по всему миру внедорожник X-Trail (в том числе с кузовом-фургоном). Резко увеличились продажи модели Nissan Pickup, занявшей второе место в своем секторе рынка.
В июле 2003 г. компания выделила 400 млн. евро на дальнейшее развитие своего завода в Барселоне, который в 2005 г. должен освоить новые модели пикапа и внедорожника. Параллельно готовится выпуск нового 2,5-литрового дизеля с системой питания Common Rail. Ярко выраженная агрессивная политика Nissan в области производства внедорожников и грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности нацелена на достижение более высокой доли рынка как в Европе, так и на других континентах.
Выпускаемый во Франции на заводе Renault в Мобьюже (Moubeuge) Nissan Kubi-star призван увеличить долю Nissan на европейском рынке легких развозных автомобилей с 3,9% в 2002 г. до 5% в 2005 г. Этот рынок один из наиболее динамично развивающихся в мире. Только за последние четыре года он вырос на 50%.
Kubistar с колесной базой 2 605 мм и длиной 4 935 мм предлагают с шестью бензиновыми двигателями. Три из них, мощностью от 57 до 82 л.с., имеют непосредственный впрыск топлива Common Rail, еще три, мощностью от 60 до 95 л.с., – многоточечный впрыск во впускной коллектор. Полная масса моделей семейства Kubistar с колесной формулой 4х2 и 4х4 составляет от 1,6 до 1,9 т, грузоподъемность – от 0,53 до 0,8 т.
По заказу автомобили могут оборудоваться АБС, двумя подушками безопасности, боковыми надувными занавесками, системой электронного торможения Brake Assistant, кондиционером, электростеклоподъемниками. Низкий расход топлива и увеличенные до 30 тыс. км межсервисные интервалы привлекают к машинам многочисленных представителей малого бизнеса. Гарантия на автомобили составляет три года, при этом компания утверждает, что в течение 12 лет не появится ни одного очага проникающей коррозии на кузове.
Впервые на автосалоне было представлено новое семейство легких развозных автомобилей Nissan Interstar, сборка которого началась на барселонском заводе компании. По конструкции этот автомобиль схож с новыми моделями Renault Master и Opel Movano, однако по заказу с 2003 г. оснащается дизелем с турбонаддувом, выпускающимся Nissan для внедорожников Nissan Patrol GR и Nissan Terrano. При рабочем объеме 3,0 л мотор развивает мощность 136 л.с. при 3 600 мин-1 и максимальный крутящий момент 320 Н·м при 1 800 мин-1. С этим двигателем агрегатируется 6-ступенчатая механическая коробка передач.
Полностью завершено формирование обширного модельного ряда, включающего более 40 модификаций (трех – различающихся по длине, трех – по высоте, трех – по полной массе: 2,8; 3,3 и 3,5 т, с четырьмя двигателями мощностью от 82 до 136 л.с.). Межсервисный пробег у новых моделей Interstar увеличен до 40 тыс. км, на все версии распространяется трехгодичная гарантия и 12-летняя – от сквозной коррозии на кузове.
Другие семейства грузовых автомобилей Nissan (Pickup, Primastar, Cabstar E и Atleon) не претерпели существенных изменений.
С большим интересом посетители выставки восприняли демонстрацию концептуального развозного автомобиля Beeline. Компактный фургон с габаритами 4 100х1 695х1 750 мм и колесной базой 2 750 мм очень функционален с точки зрения бизнеса, связанного с перевозками малых партий грузов в городе. Доступ к рабочему месту, оснащенному монитором информационной системы, осуществляется через обе широкие боковые сдвижные двери. За водительским креслом, способным разворачиваться, находится складное двухместное сиденье. Особое внимание уделено облегчению погрузки-разгрузки через заднюю и левую боковую двери, а также улучшению обзорности с места водителя.
Переднеприводный экспериментальный автомобиль имел сниженную до 450 мм погрузочную высоту, небольшие колеса и заднюю подвеску, элементы которой минимально отнимают полезный объем кузова.
Opel
На стенде компании впервые демонстрировались представители нового семейства малотоннажных автомобилей Movano, которые, как и модели Nissan Interstar, являются копиями французских Renault Master 2004 модельного года. Opel, в отличие от Nissan, пока не собирает на своем заводе автомобили Movano, ограничиваясь сборкой Renault Traffic, которые продаются под маркой Opel Vivaro. Сотрудничество с Renault позволило компании значительно увеличить свою долю на европейском рынке в сегменте легких грузовиков. Если в сентябре 2002 г. она равнялась 5,2%, то годом позже она выросла до 6,7%. Особенно успешным был сентябрь 2003 г.
Дебют новых Movano связан с особыми надеждами, и он, скорее всего, их оправдает. Автомобили с полной массой от 2,8 до 3,6 т предлагают с двигателями мощностью от 110 до 136 л.с., новейшей тормозной системой с АБС последнего поколения, электронным распределением тормозных сил и системой экстренного торможения Brake Assistant. По сравнению со старой гаммой Movano у новых автомобилей более легкое рулевое управление, рычаг переключателя передач перенесен с пола на панель приборов и напоминает «джойстик». Интервал между ТО у машин с новыми турбонаддувными дизелями увеличен до 40 тыс. км или проводится раз в два года. В качестве заказного оборудования автомобили комплектуют системой Parkpilot, облегчающей маневрирование задним ходом, круиз-контролем, бортовым компьютером. Впервые в семействе Movano появились 11 и 16-местные микроавтобусы с сиденьями, имеющими регулируемые подголовники и трехточечные ремни безопасности.
Peugeot-Citroen
Компании Peugeot и Citroen, входящие в концерн PSA, наладив сотрудничество с FIAT, относятся к самым крупным в Европе производителям легких коммерческих автомобилей. На выставке в Амстердаме их продукция занимала солидные площади. Грузовые модификации автомобилей С5, С8, Berlingo, фургоны Jumper и Jumpy компании Citroen представляют собой обширный ряд моделей с полной массой до 3,5 т и кузовами объемом от 0,24 до 22 м3 для перевозок в городе. Гамма моделей Peugeot, унифицированная с моделями Citroen, выглядит ничуть не беднее (307Van, Partner, Expert, Boxer и др.).
Пожалуй, самый большой интерес у журналистов вызвала полноприводная модификация с кузовом фургон автомобиля Citroen Berlingo 4х4, выпускаемая по заказу концерна PSA французской компанией Dangel. Автомобиль предлагают на рынке только с дизелями рабочим объемом 1,9 и 2,0 л, развивающими 70 и 90 л.с. Подключение задних колес осуществляет вискомуфта, следящая за распределением крутящего момента. По заказу возможна установка раздаточной коробки с принудительным включением понижающей передачи и дифференциала повышенного трения в переднем мосту.
Модели 4х4 снабжают шинами 195/70R15, с которыми минимальный дорожный просвет составляет 215 мм. Благодаря малым свесам, независимой подвеске всех колес и большому дорожному просвету, автомобили Citroen Berlingo 4х4 способны продемонстрировать удовлетворительные вездеходные свойства. Компания Dangel выпускает также полноприводную версию фургона Peugeot Boxer с трансмиссией, конструктивно схожей с устанавливаемой на Citroen Berlingo.
Шасси автомобилей Citroen Jumper и Peugeot Boxer широко используют местные голландские кузовные фирмы, занимающиеся производством специализированных автомобилей, в том числе самосвалов, рефрижераторов, автомобилей для ремонтных бригад и др.
Renault Trucks
На пространном стенде компании с трудом разместились представители насыщенной гаммы грузовых автомобилей полной массой от 3,0 до 60,0 т. В 2002 г. компания выпустила 64 405 коммерческих автомобилей, заняв четвертое место на европейском рынке с долей продаж 12,6% (в секторе грузовиков полной массой более 60 т). В Амстердаме были показаны две главные новинки: семейство Premium Lander и новый Master 2004 модельного года.
Renault Masler (он же Nissan Primastar и Opel Movano) выпущен на рынок в версии фургона с полным объемом кузова от 8 до 13,9 м3, 9- и 10-местного микроавтобуса, грузопассажирского фургона с 6- или 9-местной (включая водителя) кабиной, бортового грузовика или шасси с одинарной или сдвоенной кабиной, а также самосвала с разгрузкой назад или вбок. Новая гамма дизелей с системой питания Common Rail выглядит так: 1,9 л (82 л.с., 200 Н·м); 2,2 л (90 л.с., 260 Н·м); 2,5 л (100 л.с., 260 Н·м и 115 л.с., 290 Н·м), а также 3,0 л (136 л.с., 320 Н·м). В новых моделях улучшена эргономика посадки водителя, снижены эксплуатационные расходы и уровень внешнего шума. О последнем стоит поговорить особо: достигнуты рекордные показатели: 66 дБ(A) при 30 км/ч, 71,9 дБ(A) при 90 км/ч и 80,2 дБ(A) при 130 км/ч. Подробно о машинах семейства Master мы планируем рассказать в ближайших номерах журнала.
Среди других новых модификаций известных моделей отметим Renault Traffic Passenger – 8-местный комфортабельный микроавтобус, Renault Traffic Platform Cab – бортовой грузовик, созданный в содружест-ве с одной голландской кузовной компанией, Renault Kangoo Express 4x4, оснащенный 85-сильным дизелем (с клиренсом 200 мм), Renault Megane Van – грузовую модификацию универсала и некоторые другие. В амбициозных планах компании – завоевание 30%-ной доли российского рынка новых импортных грузовиков. На Украине эта цель уже достигнута. В 2003 г. в СНГ было продано более 200 машин, так что к продукции фирмы стоит присмотреться внимательнее.
Scania
Самый интересный экспонат в экспозиции шведской фирмы – новый магистральный тягач Scania Longline, выпуск которого начался в сентябре 2003 г. Огромная по полезному объему и богатая по оснащению удлиненная высокая кабина способна обеспечить максимум удобств экипажу в дальнем рейсе. Такие кабины уже устанавливают на машины, но только вместе с 580-сильным дизелем V-8 и автоматизированной коробкой передач Scania Opticruise. Принимаются заказы на модификации с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х2/4 и 6х4. Новая кабина на 130 мм длиннее Topline, при этом расстояние от бампера до задней стенки у Longline и у капотного грузовика с кабиной спального типа получилось одинаковым.
Нельзя было обойти вниманием крупный макет трехосного тягача с кабиной над двигателем, имеющей выступающую вперед «носовую» часть с облицовкой радиатора. Пока это всего лишь концепция нового подхода к повышению пассивной безопасности автомобилей. Автор проекта Эрик Дальберг считает, что наличие сминаемой 600-миллиметровой зоны поможет ежегодно спасти жизни не менее 900 человек и поднять скоростной предел, при котором возможно спасти жизнь людей при лобовом столкновении, с 60 до 90 км/ч (суммарная скорость машин).
Если технические вопросы проекта как-то просматриваются, то с юридической стороной сложнее. Энтузиастам этой идеи предстоит серьезная борьба за внесение корректив в международные стандарты, регламентирующие длину автопоездов, с тем чтобы эти 600 мм не уменьшали полезную длину грузовых платформ.
Среди других новинок, продемонстрированных Scania в Амстердаме, – коробка передач с повышающей передачей, способствующей уменьшению числа оборотов двигателя при движении и 6%-ной экономии топлива; новые задние мосты и электронная защита сцепления и других агрегатов трансмиссии от непрофессиональных действий водителя, к примеру, от ошибочного включения передачи.
Terberg
Небольшая голландская компания Terberg специализируется на выпуске многоосных самосвалов и тягачей для автопоездов полной массой до 70 т, предназначенных для работы по грунтовым и асфальтовым дорогам, а также специальных тягачей для работы в составе автопоезда в портах, на складах. Еще недавно основным рынком сбыта (250…300 машин в год) компания считала Нидерланды. Однако в последнее время ее стратегия меняется. Очень быстро число стран, куда поставляются самосвалы Terberg, достигло 70, а в Южной Африке и Малайзии специалисты компании наладили сборку автомобилей на месте. Очень перспективным рынком в Terberg считают и Россию, с транспортниками которой они налаживают первые контакты.
В Амстердаме был представлен обширный модельный ряд шасси, которые с 2003 г. комплектуются исключительно кабинами Volvo серии FM и новыми дизелями Volvo D12С мощностью 420 л.с. На выбор предлагаются модели с колесной формулой 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8, 10х4, 10х6 и 10х8. Максимальная грузоподъемность машин достигается уникальными элементами подвесок, распределяющими нагрузку по осям. Для повышения маневренности компания применяет не менее уникальные системы поворота как осей целиком, так и колес отдельных мостов.
В 2002 г. 200 специалистов, работающих на фирме, собирали по 14 автомобилей в неделю. Самым интересным мы посчитали новейшие шасси FM 3000-Т с колесной формулой 10х8. Его полная масса 50 т, при собственной массе всего 13,9 т. Крутящий момент от двигателя Volvo D12D-420 и 16-ступенчатой коробки передач ZF 16S181 Ecosplit передается двухступенчатой раздаточной коробке с центральным дифференциалом, распределяющим его между передними мостами и задними в отношении 33:66. Оба передних и два задних моста являются ведущими, последняя пятая ось – поддерживающая и поворотная. Подвески всех мостов оснащены пневмоэлементами. Несущая способность двух первых мостов равна 11,5 т, третьего – 9 т, четвертого и пятого – по 15,0 т. Среди поставщиков агрегатов автомобиля также фирмы Steyr, Meritor.
Volkswagen
Отделение коммерческих автомобилей концерна показало новое семейство Caddy, на 50% состоящее из компонентов моделей VW Golf пятого поколения и Touran. Новинки, включающие фургон и семиместный универсал, начали выпускать на заводе VW в Познани (Польша). Грузоподъемность автомобилей ограничена 750 кг при полной массе от 2 150 до 2 236 кг у фургона и от 3 200 до 3 600 кг у универсала. Еще 100 кг груза можно перевозить на крыше.
Модели имеют оригинальные кузова повышенной жесткости в трех- и пяти-дверном исполнении; задние боковые двери сдвижные. Двигатели: два бензиновых (1,4 л, 75 л.с. и 1,6 л, 102 л.с.) и два дизеля (2,0 л, 70 л.с. и 1,9 л, 104 л.с.). Передняя подвеска – Макферсон; реечный рулевой механизм с электромеханическим усилителем размещен на перед-нем подрамнике и заимствован от VW Golf пятого поколения.
Задняя подвеска на двух листовых рессорах. Дисковые тормоза предусмотрены на всех колесах. АБС входит в стандартную комплектацию. Система электронной стабилизации движения (ESP) доступна за дополнительную плату. При длине автомобиля 4 405 мм внутренний полезный объем фургона равен 3,2 м3, что на 300 л больше, чем у предыдущей модели. Размер шин – 195/65R15.
На стенде компании присутствовали также новые версии модели Transporter T5: Shuttle – более комфортабельный и роскошный по интерьеру вариант модели Kombi, снабженный автоматической трансмиссией и удлиненной колесной базой, а также Transporter 4 Motion с полноприводной трансмиссией.
Volvo Trucks
Новый флагман компании – тягач FН16, заказы на который принимаются с лета 2003 г., впервые был показан на международном автосалоне. Автомобили выпускают с 16-литровым дизелем D16C мощностью 550 или 610 л.с. Среди новых интересных экспонатов можно выделить систему Adaptiva Cruise Control (ACC), ныне доступную и для трехосных автомобилей с колесной формулой 6х2 и 6х4, электронную тормозную систему EBS 5, предлагаемую в трех версиях – Basic, Medium и наиболее полную, совместимую с ESP.
На стенде фирмы посетители впервые увидели грузовик Volvo FM12 с 12-литровым 460-сильным дизелем Д12Д460, снабженным 285-киловаттным моторным тормозом Volvo Engine Brake (VEB), а также самосвальные шасси Volvo FH и FM с колесной формулой 6х2 и 8х2, особенностью которых были управляемые колеса поддерживающей оси, которые при скорости свыше 25 км/ч и при движении задним ходом блокируются автоматически. Управление колесами оси автоматическое, без гидросистемы, только за счет кинематики механизма поворота колес и трения шин об асфальт. Благодаря такой оси улучшилась маневренность самосвала и снизился износ шин. Тем же, кто не верит в эффективность такого простейшего решения, компания предлагает управление с традиционной силовой гидравликой.
Впервые Volvo показала новые задние мосты для грузовиков 8х4 и 6х4. Осевая нагрузка на тележку 21 т, в качестве упругих элементов подвески в ней используются облегченные листовые рессоры, а тормозные механизмы всех колес дисковые. Среди новинок компании нельзя не отметить фирменную систему сигнализации Volvo Alart SCM Catergory B3 с сиреной, издающей звук мощностью 100 дБ(А) и модифицированную транспортную информационную систему Dynaflect (v 2.3).
Прошедший в Амстердаме автосалон наглядно продемонстрировал основные тенденции в грузовом автостроении: повышение эффективности перевозок, в том числе снижение расхода топлива и эксплуатационных затрат; увеличение комфорта для водителя и пассажира в кабине; повышение активной и пассивной безопасности, снижение вредного воздействия на окружающую среду. Для наиболее эффективного решения этих задач многие компании-конкуренты объединяют свои ресурсы, делают совместные разработки, строят общие предприятия и в итоге оказываются в выигрыше. Жаль, что отечественные заводы пока не в состоянии принять участие в этом «празднике жизни».
Редакция благодарит Renault Trucks за организацию поездки в Амстердам.