Опубликовано: ГП 05-2006

ГАЗ – на службу в МВД

К. Закурдаев, фото автора

Горьковский автозавод в ходе выставки, организованной в Москве специально для высшего руководства Министерства внутренних дел, продемонстрировал более трех десятков специализированных автомобилей, которые могут быть приняты на службу в российские органы правопорядка. В числе представленных экспонатов ГАЗ впервые показал рестайлинговый вариант малотоннажника, который в скором времени должны запустить в серийное производство.

«Каскад» и «Мангуст» одеты в пулестойкую броню, хотя внешне выглядят как обычные «коммерсанты»

Броня вне поля зрения

Среди представленных на выставке многочисленных спецавтомобилей, разработанных на основе нижегородских малотоннажников, с технической точки зрения наиболее интересными оказались две модификации «ГАЗели», непримечательные на вид, но, как оказалось, подвергнутые специалистами ГАЗа скрытому бронированию. Они предназначены для оперативников МВД, несущих службу в регионах, где активно действуют террористы. Первая – это пятиместный «Мангуст», представляющий собой доработанную бортовую полуторку с удлиненной двухрядной кабиной. Вторая – девятиместный «Каскад», базой для которого послужил цельнометаллический фургон. Автомобили выполнены по единой схеме: внутри стандартного кузова установлена незаметная снаружи бронированная капсула. Броня увеличила снаряженную массу спецмашин, поэтому конструкторам пришлось поработать над усилением их подвески. Разработчики гордятся боковыми пятимиллиметровыми бронестеклами, которые сделаны опускаемыми, чем, по их словам, не может похвастать ни один бронированный по такому же классу аналог. Интересно отметить еще одно необычное для «ГАЗелей» техническое решение: в пассажирском отделении «Каскада» сделаны не одна, а две боковые двери – справа и слева.

Слева – «Волга», оснащенная двигателем Chrysler, справа – скрытно бронированный «директорский» ГАЗ-3102 с двигателем Toyota и автоматической КП

Это сокращает время десантирования экипажа. Обе двери выполнены не сдвижными, как на обычных нижегородских фургонах или микроавтобусах, а распашными и снабжены дополнительными запорами. Причем у левой нет наружной ручки, так что с внешней стороны открыть ее нельзя. Чтобы снизить вероятность возгорания двигателя вследствие повреждений, полученных при обстреле или таране, моторный отсек обоих «бронегазелей» оснастили системой пожаротушения, управляемой из кабины.

Подобный «капсульный» принцип скрытого бронирования нижегородцы применили и на ГАЗ-3102, который предназначен для командного состава. Снаружи эта «Волга» не отличается от любой другой, но ее салон надежно защищен от огня стрелкового оружия. Поскольку в результате установки брони масса автомобиля возросла, под его капот установили более мощный двигатель Toyota в паре с автоматической КП, а подвеску усилили.

Первая в стране СПМ

Что такое СПМ? Расшифровывается эта еще непривычная аббревиатура как «Специальная Полицейская Машина». Ее конструкция аккумулирует достоинства серийных автомобилей, задействованных для перевозки личного состава спецслужб, и военных бронетранспортеров, коими этот самый личный состав вынужден пользоваться в «горячих» точках. Широко используемые во многих странах мира СПМ от традиционной автотехники унаследовали динамику, вместительность, экономичность и маневренность, а от бронетехники – высокий уровень защиты от стрелкового оружия или действий неуправляемой толпы.

На базе внедорожника «Тигр» разработана специальная полицейская машина «Альфа»

В нашей стране первую СПМ создали на базе внедорожника «Тигр» в варианте с «кормовым» входом в пассажирское отделение. Это не модификация, доработанная под особые требования заказчика, а, можно сказать, новая модель, получившая собственное, говорящее о многом название «Альфа». Масса машины с цельнобронированным кузовом составляет более 7 тонн! Помимо водителя в салоне размещаются восемь бойцов, которые могут вести огонь из расположенных по периметру бойниц и из верхнего люка. Под капотом «Тигра» установлен 215-сильный дизель Cummins, обеспечивающий этому «хищнику» движение со скоростью до 140 км/ч! Сейчас на заводе в конструкцию автомобиля заканчивают вносить изменения по замечаниям, полученным в ходе испытаний специалистами различных силовых структур. И уже в апреле–мае «Тигр» в количестве десяти штук (как минимум) должен поступить на вооружение спецподразделений МВД.

«ГАЗель»? «Воронок»!

Примерно с середины прошлого века и по сей день для перевозки подследственных и осужденных в нашей стране используют «воронки» (они же – автозаки), изготовляемые на шасси среднетоннажных капотников ГАЗа и ЗИЛа. Поэтому часто складывается ситуация, когда столь крупные и «прожорливые» автомобили приходится выводить на маршрут буквально из-за одного-двух человек. Решив, с одной стороны, снизить себестоимость подобных перевозок, а с другой – облегчить управление «воронком» в автомобильных пробках мегаполисов, конструкторы Горьковского автозавода разработали автозак на шасси «ГАЗели» – сравнительно небольшой, маневренный, экономичный. Внешне (если убрать с крыши «мигалки») он не отличается от серийного цельнометаллического фургона. Зато в салоне все сделано в соответствии с предназначением: три одноместные изолированные камеры плюс еще одна, рассчитанная на три-четыре человека.

«Валдай эвакуатор» способен перевозить даже малотоннажные грузовики

Есть специальное отделение и для конвоя. Стоит отметить, что интерьер кузова автомобиля разработан и изготовлен на более высоком уровне, чем большинство привычных автозаков на грузовых шасси.

Для выполнения служебных обязанностей

Особую заинтересованность руководство МВД проявило к двум представленным на выставке спецавтомобилям, созданным на базе среднетоннажных моделей Горьковского завода. Первый – недавно освоенная в производстве на одном из предприятий Нижнего Новгорода 12-местная «вахтовка», установленная на шасси внедорожника «Садко». В настоящее время министерство уже рассматривает возможность закупки подобных автомобилей на шасси «Уралов», но нижегородская модель, пусть и меньшая по пассажировместимости, прельстила осматривавших выставку руководителей милицейского ведомства компактностью, экономичностью и доступной ценой. Так что теперь у «вахтовок» из Миасса появился конкурент, который может претендовать на перевозку личного состава российской милиции.

Основой для второго спецавтомобиля стал новый нижегородский среднетоннажник «Валдай», колесную базу которого увеличили на 1300 мм. На его шасси сконструировали автоэвакуатор: установили кран-манипулятор грузоподъемностью 1,8 т и оснащенную лебедкой платформу, позволяющую транспортировать автомобиль массой до 2,5 т. Эвакуатор интересен тем, что с его помощью можно перемещать или отправлять на штрафстоянку не только легковушки, но и малотоннажники, например ту же «ГАЗель» – размеры платформы это вполне позволяют.

Вероятно, именно так будет выглядеть передняя часть кузова рестайлинговых «ГАЗелей» и «Соболей»

Помимо спецавтомобилей нижегородцы продемонстрировали руководству министерства и множество моделей автотехники, на которую возложены обслуживающие функции: подвоз топлива и различных грузов, медицинская помощь, доставка питьевой воды, молока и хлебобулочных изделий (булки, как известно, в рефрижераторе с другими продуктами не повезешь и в полевой кухне не испечешь). С точки зрения новизны особый интерес вызвали топливозаправщик и хлебный фургон на шасси новейших «Валдаев».

Кое-что новенькое

Руководство ГАЗа, готовя демонстрацию техники перед руководителями силовых структур, приняло решение показать помимо спецавтомобилей еще и несколько перспективных новинок, которые могут найти применение не только в МВД, но и на «гражданке». В результате нижегородцы привезли в Москву три новые модификации «Соболя», две из которых уже предложены покупателям, а конвейерная судьба третьей будет решена в ближайшие месяцы.

«Соболь» в вариантах фургона и микроавтобуса широко продается уже несколько лет. А вот в качестве шасси этот малотоннажник до недавнего времени можно было увидеть лишь на автомобильных выставках. Несколько месяцев назад и эта модификация, наконец, была запущена в серийное производство, на что повлияли как интерес со стороны зарубежных заказчиков, так и запрет на въезд в центр российской столицы грузовых автомобилей грузоподъемностью более одной тонны. А грузоподъемность «Соболя» в варианте шасси меньше этого значения – при полной массе 3000 кг он может перевозить 990 кг груза. Правда, с установленным 9-кубовым кузовом-фургоном (именно такой вариант продемонстрировали руководству МВД) полезная нагрузка уменьшается и составляет 870 кг.

В корпуса новых зеркал малотоннажников теперь встроены указатели поворота. А с крыльев «поворотники» уберут

«Соболь» меньшей грузоподъемности отличается от «ГАЗели» более мягкой подвеской. Поэтому именно на его шасси предпочтительнее делать модификации «скорой помощи». Одну из них – автомобиль интенсивной терапии – ГАЗ представил на выставке. Эта «скорая» интересна тем, что, во-первых, с помощью установленного на «борту» медоборудования на ней можно не просто перевозить больного, но и осуществлять постоянный мониторинг его состояния. А во-вторых, у автомобиля полноприводное шасси и повышенный дорожный просвет, что делает эту версию «Соболя» конкурентом ульяновской медицинской «буханке», до последнего времени из-за высокой проходимости остававшейся единственным вариантом «скорой помощи» в сельских районах.

Третья представленная на выставке новая модификация «Соболя» – комфортабельный люксовый микроавтобус с тонированными стеклами, кондиционером и улучшенным интерьером, включающим раскладные диваны и столик. Но чтобы увидеть «изюминку» данного автомобиля, совсем необязательно заглядывать в салон. Дело в том, что передняя часть кузова этого «Соболя» получила новый дизайн (показанный на публике впервые), который с большой долей вероятности будет взят за основу при рестайлинге всего семейства нижегородских малотоннажников, запланированном на конец 2006 – начало 2007 года. Фары и капот автомобиля сохранены прежними, а рисунок облицовки радиатора и форма переднего бампера изменены кардинально!

Можно отметить, что значительно увеличена площадь воздухозабора для охлаждения радиатора, и есть все основания надеяться, что в жаркие летние дни обновленным «ГАЗелям» и «Соболям» во избежание закипания двигателей не придется ездить с полуоткрытыми капотами. Впрочем, какими будут рестайлинговые малотоннажники ГАЗа, мы узнаем совсем скоро – нижегородцы обещают не затягивать с модернизацией своих самых популярных автомобилей.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен