«Тигриный» скачок белорусских «Зубров»
Тягачи МАЗ-457040 и МАЗ-437141
Ссылки по теме: Белорусское дитя Евросоюза (МАЗ-MAN-630168)
"Двое из ларца одинаковых с лица" |
В первый день маршрут протяженностью около 100 км заканчивался в деревне Дудутки, где размещается Музей технологий народных промыслов (кузнечное, столярное, гончарное дело и, в том числе, самогоноварение). Понятно, что автомобильные журналисты, занимающиеся грузовым направлением и умеющие не хуже профессионалов управлять грузовиками, не упустили возможности лично опробовать старинные технологии и кузнечные, и гончарные и уж, тем более, самогоноварения с проверкой конечного результата. Во второй день пробег был больше и превысил 200 км: от Минска до поселка с пацифистским названием "Мир"и обратно в столицу Республики Беларусь. В Мире фотографировали машины и посетили средневековый Мирский замок.
На суд журналистов были представлены несколько моделей МАЗ из ряда, встающего на конвейер с 2004 г., и МАЗ-MAN-630168 с двухосным низкорамным тентовым прицепом Sommer-Новтрак. Ожидалось участие в пробеге самосвалов МАЗ-MAN, но поскольку он проходил по асфальтированным магистралям, руководство СП решило их не демонстрировать, но пообещало российским журналистам отдельный тест-драйв самосвалов в карьерных условиях.
Под пассажирским сиденьем вещевой ящик |
МАЗ представил среднетоннажный самосвал МАЗ-457040-220 с трехсторонней разгрузкой; среднетоннажный МАЗ-437141-222 для городских, пригородных и региональных перевозок, способный работать с двухосным прицепом МАЗ-837300; седельный тягач с колесной формулой 4х2 МАЗ-544003 (Euro-2) с двухосным полуприцепом МАЗ-931010, предназначенные для местных и региональных перевозок, а также седельный тягач МАЗ-544008 (4х2, Euro-3) с трехосным полуприцепом МАЗ-975800 для междугородных и международных перевозок. На последнем тягаче был установлен двигатель MAN с коробкой передач ZF.
Во время тест-драйва, по предложению организаторов, все приглашенные журналисты, имеющие соответствующие водительские удостоверения, должны были хоть один раз проехать за рулем каждого автомобиля.
Начнем, пожалуй, с МАЗ-457040-220. На наш взгляд, городские условия даже больше подходят этому самосвалу, чем пригородные, поскольку его база всего 3 000 мм, а полная длина около 6 м – 5 780 мм. Плюс, бескапотная компоновка. И везет он почти 5 т – 4 600 кг. Такая машина, скорее всего, подходит для коммунальщиков, да и дорожникам минский среднетоннажник был бы в самый раз. Большим позитивом в этой модели является самосвальный кузов с трехсторонней разгрузкой. Представьте себе, например, узкие старинные питерские улочки, где ведутся ремонтные работы. Большим самосвалам на таких улицах работать затруднительно – сброс груза идет только через задний борт. А тут, с любой стороны подъехал и разгрузился. Подъем кузова осуществляется из кабины, однако, открывать борта приходится водителю вручную, что не очень удобно. Ходки, как правило, в городе или в ближайшем пригороде короткие и сколько ж раз придется водителю вылезать и забираться в кабину? Над этим стоит подумать специалистам МАЗа.
Положение руля и рулевой колонки регулируется маленькой педалью |
Кабина представленного самосвала уже принадлежит новому модельному ряду, но внутри нее старый интерьер. Это один из первых экспериментальных образцов маленького самосвала. Но двигатель, коробка передач, вся ходовая часть – от нового поколения минских машин. Силовой агрегат – дизель Минского моторного завода (ММЗ) Д-245.30Е2 мощностью 155 л.с. (114 кВт), соответствующий требованиям Euro-2, c пятиступенчатой коробкой передач 433420-170001-01 Смоленского автоагрегатного завода (СААЗ). Передаточное число главной передачи 4,44 позволяет минскому среднетоннажному самосвалу разгоняться до 90 км/ч.
Во время тест-драйва груженый песком МАЗ-457040 демонстрировал очень хорошую динамику и управляемость. Так что в целом самосвал понравился.
Следующим автомобилем, представленным на наш суд, был еще один "Зубрёнок"– МАЗ-437141, с двухосным прицепом МАЗ-837300. Он может иметь две базы: 3 700 и 4 200 мм, и мы познакомились с длиннобазной машиной. Она имела бортовую платформу с тентом и задним пологом, хотя может ставиться и тент с воротами или фургон вместимостью 30 или 35,5 м3.
Во время поездки оценили модернизацию переднего моста и рулевого управления. Для снижения усилия на руле в шкворневые узлы установили игольчатые подшипники. Станет ли узел долговечнее, покажет время. Но управлять машиной даже по сравнению с самосвалом стало действительно легче. Так же на автомобиле под осевую нагрузку 4 т установлен новый рулевой механизм со встроенным гидроусилителем, производство которых освоил Борисовский завод "Автогидроусилитель». Агрегат получается компактным и хорошо компонуется на автомобиле. Кроме того, обеспечивается наименьшая длина трубопроводов.
Удобное место для запаски, но как её снимать |
Хорошие тяговые свойства автомобиля обеспечивает тот же силовой агрегат, что и у самосвала. Но в отличие от самосвала, здесь редуктор ведущего моста имеет передаточное число 3,45, обеспечивая автопоезду (!) максимальную скорость 100 км/ч.
Этот факт был подтвержден непосредственно сотрудниками белорусского ГАИ, поскольку на одном из участков трассы тест-драйва стоял знак "80», а радар зафиксировал 105 км/ч. Так что максимальная скорость груженого автопоезда подтвердилась "исследовательским"путем. Правда, все обошлось без штрафа, который составляет 20 000 белорусских рублей (300 руб. России).
Кстати, моторный отсек МАЗ-437141 адаптирован под максимально широкий ряд силовых агрегатов производства разных фирм. За дополнительную плату предусмотрена установка двигателей мощностью 170–180 л.с., в том числе, отвечающих нормам Euro-3.
Минские среднетоннажники уже несколько лет колесят по дорогам стран СНГ и, на основе анализа данных об их эксплуатации специалисты МАЗа разработали для нового модельного ряда и новую кабину. Она создана на базе "большой"новой стандартной кабины МАЗ-6430 с максимально возможной узловой унификацией. Опыт подтвердил целесообразность сохранения трехместной кабины для перевозки экспедиторов, грузчиков или охраны. Конечно, по заказу она может быть и двухместной, но стандарт – три места.
Комфорт рабочего места водителя определяется и регулируемой по высоте и наклону рулевой колонкой, и обилием регулировок кресла водителя. Оно, кстати, может дополнительно иметь поворотный механизм, что повышает удобство для водителя при отдыхе, а также при выходе и входе в кабину. Среднее сиденье со сложенной спинкой может использоваться как столик. Для отдыха водителя в затяжных рейсах кабина оборудована откидным спальным местом.
Шины магистрального среднетоннажника |
Дизайн панели приборов новой кабины ничуть не хуже дизайна импортных автомобилей. Она стала полуовальной, с удобным расположением кнопок, тумблеров и рычажков. На панель приборов перенесен рычаг стояночного тормоза. Центральная консоль снабжена складывающимся столиком-полкой. Более удобными и надежными стали подрулевые переключатели. Да и сам руль изменился в лучшую сторону: диаметром поменьше и толщина обода удачнее.
Дальше начинается самое интересное. В стандартное исполнение входит четырехканальная антиблокировочная система тормозов (ABS) типа 4S/4М, щиток приборов, имеющий единое корпусное исполнение со встроенными приборными блоками и панелью световых сигнализаторов, и единый коммутационный блок электрооборудования.Как дополнительное оборудование, кроме ABS, на автомобиль можно установить следующие электронные системы:
– электронно-пневматический круиз-контроль (Tempomat) с функциями мониторинга режимов работы двигателя и автомобиля, включая пробег, количество запусков и наработку двигателя, необходимость замены масла, регистрацию объема работ при ТО;
– бортовую систему контроля и диагностики (БСКД), отслеживающую количество и расход топлива и позволяющую выводить эту информацию на ЖК-индикатор на дополнительном щитке приборов;
– специальный диагностический разъем для выполнения внешней компьютерной диагностики и параметрирования электронных систем.
Механизмы открывания бортов |
За рулем такого автомобиля даже как-то забываешь, что это не машина из дальнего зарубежья, а МАЗ.
Забыть это можно и по другой причине: нет ощущения прицепа. Мы же привыкли к тому, что "хвост"всегда дает о себе знать: разгоняешься – удар в сцепном устройстве, тормозишь – опять удар. Неровная дорога – постоянные удары. Минчане эту проблему решили очень просто: установили евросцепку. Теперь прицеп можно видеть в зеркала, да почувствовать его по небольшому ухудшению динамики разгона.
В общем, среднетоннажник получился у минчан хороший. Не хуже импортных аналогов. И главное, даже с учетом всех "наворотов», МАЗ-437141 все равно сохраняет перед "иностранцами"ценовое преимущество.
Следующий автомобиль – седельный тягач МАЗ-544003 с колесной формулой 4х2 имеет такую же кабину, только двухместную. Электрооборудование и электронные системы у этого автомобиля могут быть такими же, как и у среднетоннажника. Добавить можно электронную противобуксовочную систему (ASR). Автомобиль работает с двухосным полуприцепом МАЗ-931010 и предназначен для местных и региональных перевозок.
Двигатель ММЗ-245.30 магистральника среднетоннажного |
На тягаче установлен дизель ЯМЗ-236 БЕ2 (Euro-2) мощностью 250 л.с. (184 кВт), работающий с механической 8-ступенчатой коробкой передач ЯМЗ-238М. Можно заказать машину с двигателем ЯМЗ-7601.10 (так же Euro-2), но уже более мощным – 300 л.с. (220 кВт). Индекс такого автомобиля будет другой – МАЗ-544004. Естественно, что полная масса автопоезда во втором случае увеличивается с 38 до 40 т.
Но вернемся к "ноль третьему". Длина тягача 6 м, нагрузка на седло 9,35 т. На дорогах с максимальной осевой нагрузкой 11,5 т нагрузку на седло можно увеличить до 11,2 т. О максимальной скорости говорить не приходится, поскольку на автомобиле установлен ее ограничитель: 90 км/ч и не больше, как ни старайся. Задняя подвеска тягача по заказу клиента может быть пневматической, впрочем, как и у полуприцепа. Предусмотрена пневмоподвеска кабины вместо пружинной. Это кому как нравится, но за удобство – отдельная плата. Но тормозная система с ABS, соответствующая Правилу ЕЭК ООН № 13, входит в стандартную комплектацию.
Проверка готовности МАЗов перед тест-драйвом |
Несмотря на то, что кабина МАЗ-544003 располагается выше, чем у среднетоннажника, входить и выходить из нее очень удобно. Для этого в проеме двери установили новые поручни. Подножка состоит из трех профилированных ступенек. А самое главное, изжит недостаток, о котором приходилось часто писать – безобразное расположение внутренней ручки открывания дверей. Теперь внутренняя панель двери изменилась, и ручка замка двери перенесена в удобное место. Правда, стеклоподъемник, видимо, остался прежним, поскольку может использоваться в качестве тренажера для накачки мышц рук. Пора бы минским автостроителям озаботиться и этой проблемой. Кстати, электрические стеклоподъемники стоят не так уж и дорого…
Другой анахронизм, перешедший на новые модели МАЗа – ножная кнопка моторного тормоза. Ну, нет такого на современных импортных грузовиках! При этом заметьте: на минских же автобусах вспомогательные тормоза включаются основной педалью. Что, дорого устанавливать электронное управление моторным тормозом? Но к чему тогда электронный "круиз-контроль", электронная система диагностики и вся прочая электроника?
За два последних года МАЗ сделал огромный скачок вперед, создав полностью новый модельный ряд, практически поравнявшись с западными моделями грузовиков, а по некоторым показателям, например, по активной и пассивной безопасности, даже опередил некоторые знаменитые европейские фирмы. А моторный тормоз… Ну, да Бог с ним. В конце концов, самому МАЗу и продавать свой продукт.
Турбонаддув мотора ММЗ-245.30 |
На "дальнобойном" седельном тягаче подробно останавливаться не будем. Его кабина отличается от уже описанных наличием спальных мест и большим комфортом. Что же касается двигателя и коробки, то для них справедливо все, что сказано применительно к МАЗ-MAN-630168 в №1-2 нашего журнала за этот год.
Остается добавить, что ближайшее время покажет, на что способны грузовики нового модельного ряда МАЗа в эксплуатации.
Хотелось бы выразить благодарность руководству Минского автозавода и Агентству деловых связей за организацию тест-драйвов. Очень жаль, что многие российские автопроизводители гнушаются такой полезной формой связи с автомобильной прессой. А ведь и нашим автомобильным предприятиям есть, что представить потенциальным покупателям.
Редакция журнала благодарит руководство Минского автозавода (МАЗ) и Агентство деловых связей МАЗа за предоставленную возможность проведения тест-драйва нового модельного ряда белорусских грузовиков.Тел.: (10-375-17) 226-49-23E-mail: ads@pr.by