Опубликовано: ГП 10-2006

Повышенная проходимость унификация защищенность

К. Закурдаев, фото автора

Прошедшая в Москве «Международная выставка продукции военного назначения Сухопутных войск» явно обозначила две тенденции, касающиеся развития армейских автомобилей: во-первых, они становятся все более унифицированными между собой, а во-вторых, постепенно, но неуклонно трансформируются в бронетранспортеры!

Модернизированная БРДМ-2: вместо пулемета установлена скорострельная пушка, опускаемые катки демонтированы для увеличения боевого отделения

Доспехи и парашюты

Во всех развитых странах мира армейские автомобили одеваются в броню. И Россия – не исключение. Это подтверждают образцы показанной на выставке автомобильной техники, облаченной в бронированные «доспехи». Конечно, грузовики, защищенные от пуль и осколков, теряют в грузоподъемности. Но повышенная живучесть техники и сохранение жизни военнослужащих в условиях военных действий сегодня считаются куда важнее!

Один из представленных на выставке бронированных уральских трехосников ничем не выделялся среди других «Уралов», выстроившихся по-военному стройной шеренгой на стенде «Группы ГАЗ». И лишь внимательнее присмотревшись, можно было заметить мощные рамы бронестекол его кабины, а также стальной короб, прикрывающий топливный бак. Кроме них броней оказались защищены моторный отсек и бортовая платформа, но сделано это было незаметно для постороннего взгляда, дабы противник при обстреле автомобиля не сразу сообразил взять в руки вместо автомата гранатомет.

Броню другого представленного на выставке трехосного «Урала» никто прятать не стал – его капот и кабину прикрыли не внутренней, а внешней бронезащитой, отчего машина получила весьма устрашающий вид. А вот кузов, как и у первой машины, защищен скрытно. Как это сделано? У обоих грузовиков под обычным с виду тентом размещена прочная стальная конструкция с люками и бойницами, со всех сторон защищающая от обстрела разместившихся в кузове пассажиров.

«Урал» с внешней защитой капота и кабины выглядит почти как бронетранспортер! Под его ничем не примечательным снаружи тентом установлен просторный бронированный отсек

Камский автозавод тоже защитил пассажиров своего четырехосного «Мустанга». Правда, для этого конструкторы не стали бронировать всю бортовую платформу, что при ее почти семиметровой длине существенно бы сократило грузоподъемность грузовика. Вместо этого они разместили сразу за кабиной бронеотсек более компактный и легкий.

Бронирование серийных машин – лишь частичное решение проблемы, компромисс между их себестоимостью и защитными свойствами. Более радикальное решение задачи – принятие на вооружение Российской армии и спецслужб изначально защищенные от пуль и осколков автомобили, которые, по сути, представляют собой облегченные бронетранспортеры. Образцы такой техники можно было увидеть на выставке. Это ставший уже знаменитым «Тигр», превращенный в бронированную Специальную Полицейскую машину (СПМ-2), а также «Водник» – универсальное шасси с центральным расположением моторного отсека. Оба помимо водителя вмещают девять-десять десантников, но «Водник» более универсален – на его шасси можно установить сменяемые модули: пассажирский, медицинский, технический, а также с башенно-пулеметной или противотанковой ракетной установкой. Кстати, этот автомобиль, несмотря на характерное название, больше не позиционируют как плавающий – модульность конструкции не позволила добиться требуемого уровня герметичности. Но в современных локальных конфликтах защищенность куда важнее плавучести!

Помимо уже привычных, широко унифицированных двух-, трех- и четырехосных «Мустангов» Камский автозавод представил на выставке еще один из своих новых армейских автомобилей. Вопреки общей тенденции ему не добавили дополнительных килограммов за счет установки брони, а наоборот, постарались сделать как можно легче.

«Водник» построен по модульному принципу. В данном случае за моторным отсеком установлен модуль с башенно-пулеметной установкой

Речь идет о десантном КамАЗ-43501. По сути, это тот же двухосный «Мустанг», но специально адаптированный под специфические требования воздушно-десантных войск. Чтобы грузовик вписывался в габариты салона транспортно-десантного самолета, его бортовую платформу установили ниже и сделали короче, чем у базовой модели, поэтому в ней появились вырезы колесных арок, а общая длина машины уменьшилась почти на полтора метра. Для десантирования из самолета КамАЗ-43501 с помощью тросов и особых фиксаторов крепят к авиадесантной парашютной платформе, обеспечивающей автомобилю мягкую посадку.

Броней и огнем

Выставка изобиловала не только транспортными, но и боевыми машинами! В ее экспозиции был представлен широчайший спектр бронированной гусеничной техники с различными системами вооружений, а также колесная бронетехника, среди которой особенно выделялся перспективный БТР-90. От выпускаемого ныне БТР-80 он отличается улучшенной ходовой частью, усовершенствованной формой корпуса, а также усиленным вооружением, которое пополнилось автоматической 30-миллиметровой пушкой, противотанковым ракетным комплексом и гранатометом. Правда, все эти новшества повысили массу бронетранспортера почти на треть! Но это не помешало ему в сравнении с «восьмидесяткой» стать более быстроходным – максимальная скорость «новобранца» увеличена на четверть и составляет 100 км/ч!

В Арзамасе, а также на некоторых других российских оборонных предприятиях не только создают новые бронетранспортеры, но и модернизируют старые, подтягивая их огневую мощь и технические характеристики к уровню современных требований. У одних, например, показанных на выставке БТР-60 и БТР-70, усиливают вооружение и меняют силовые агрегаты, у других, а именно у БРДМ-2, расширяют возможности шасси: ставят более современный двигатель, за счет демонтажа опускаемых катков увеличивают боевое отделение.

У новейшего российского БТР-90 в сравнении с ныне выпускаемым БТР-80 лучшая защита, повышенная подвижность и большая огневая мощь

Самый широкий спектр подобных работ проводит «Группа ГАЗ», куда входит ведущее российское предприятие по выпуску бронетранспортеров – Арзамасский машиностроительный завод.
В стороне от создания БТР не остался и «КАМАЗ». На двухосном полноприводном шасси серийного грузового внедорожника им разработан и запущен в производство так называемый бронеавтомобиль сопровождения, по сути, тот же двухосный бронетранспортер с полностью бронированным кузовом и десантным отделением, рассчитанным на размещение восьми бойцов.

Организаторы выставки предоставили возможность убедиться в потенциале автомобильной и бронированной техники не только на выставочных стендах, но и в условиях полигона подмосковного Красноармейска.

Сначала способности в преодолении специально подготовленной на полигоне полосы препятствий продемонстрировали автомобили: «Уралы», «Мустанги», «Садко» и «Тигр». А сменившая их на «поле боя» боевая техника порадовала собравшуюся публику еще и стрельбой. Перед началом ее показа в жертву был принесен видавший виды «рафик»: при попадании выпущенного из новейшего российского гранатомета снаряда микроавтобус буквально разлетелся на куски! Затем таким же снарядом был разнесен в клочья мощный бетонированный дот. После столь яркого «огневого вступления» на поле боя появились спецназовцы. Под прикрытием двух нещадно паливших из пулеметов БТР-80 и при поддержке барражирующих над полем боя вертолетов они взяли штурмом заброшенный двухэтажный дом с засевшими в нем «террористами».

«Шкура» этого «козла» способна противостоять огню личного стрелкового оружия. В салоне на месте второго ряда сидений размещена «запаска»

После бронетехники повоевать пришлось и автомобилям – «Уралу» и «уазику». Правда, на стороне все тех же неугомонных «террористов»: первый вместе с вражеским экипажем из засады расстреляли разведчики, а вторым овладели спустившиеся на парапланах десантники. Одним словом, армейский автомобиль был в центре внимания не только на выставочных площадях, но и на полигоне, что еще раз наглядно показало рост его роли в деле модернизации Российских Вооруженных Сил.

Двойное назначение

В нашей стране, гигантские территории которой лишены дорог в общепринятом понимании этого слова, любая военная автотехника с ее проходимостью, универсальностью и неприхотливостью почти гарантированно получает двойное применение.

Одной из самых заметных премьер выставки стал впервые показанный вне стен завода пятиосный «Урал-692361», оснащенный 300-сильным ярославским турбодизелем ЯМЗ-7601. Он создан в первую очередь для использования в качестве транспортера бронетехники. Но на этом шасси можно установить широкий спектр и другого оборудования массой до 23,5 т, как военного, так и гражданского назначения.

Найдет свое место на «гражданке» и
модернизированная версия «Урал-4320», грузоподъемность которой увеличили с 6,5 до 7,5 т, а мощность двигателя – с 240 до 300 л.с. В перспективе автомобиль получит более просторную и комфортабельную «ивековскую» кабину вместе с пластиковыми капотом и крыльями. Такой экспериментальный «Урал» тоже был показан на стенде «Группы ГАЗ».

По пропорциям экспериментальный КамАЗ «Бархан» похож на легковой внедорожник. Но его шасси – это шасси обычного камского полноприводного грузовика

Не только в Вооруженных Силах находят применение и камские «Мустанги». Но они были не единственными автомобилями в экспозиции завода, способными вызвать интерес со стороны гражданских заказчиков. На выставке состоялась премьера новейшего экспериментального полноприводника «КамАЗ Бархан». Со стороны автомобиль смотрится словно легковой внедорожник-переросток. Почему переросток? Да потому, что его длина превышает 6,5 м, а полная масса более 9 т! В основе «Бархана» – грузовое шасси двухосного камского «Мустанга».

Но внешне новинка абсолютно на него не похожа: у нее появились здоровенный капот и расположенный за ним комфортабельный многоместный салон, в котором могут разместиться от шести до двенадцати человек или шесть человек и 1,5 т груза. В отдаленных районах страны автомобиль смог бы отчасти заменить как «вахтовки» на шасси полноприводных грузовиков, так и служебные легковые внедорожники. Если это окажется действительно так и «Барханом» заинтересуются реальные заказчики, одно из предприятий-партнеров КАМАЗа сможет освоить производство новинки в кратчайшие сроки.


 

Военный бизнес «Группы ГАЗ»

Недаром «Группа ГАЗ» развернула на «Международной выставке продукции военного назначения Сухопутных войск» одну из крупнейших экспозиций! Дело в том, что на фоне выпускаемой ее заводами многочисленной армейской транспортной и боевой техники особый вес получило заявление руководства, согласно которому бизнес компании теперь будет разделен на «гражданскую» и «военную» составляющие.

БТР-80 со спецназовцами на броне в ходе демонстрации техники в «полевых условиях»

Это логично: «Группа ГАЗ» находится в стадии превращения в международную, открытую для иностранных инвесторов публичную структуру, которая плохо сочетается с разработкой секретной продукции в интересах обороноспособности страны. Поэтому всем спектром работ по созданию, производству и продаже, а также сервисному обслуживанию, ремонту и утилизации продукции военного или двойного назначения теперь займется непубличная дочерняя организация, которая объединит входящие в Группу оборонные предприятия, самое известное из которых – Арзамасский машиностроительный завод, выпускающий бронетранспортеры и прочую военную технику. Она получила название
ООО «Военно-промышленная компания».

Ее ближайшие задачи – намеченный на следующий год запуск в серию созданного в Арзамасе семейства внедорожников «Тигр» и завершение разработки перспективного поколения унифицированных армейских грузовиков грузоподъемностью от 2,4 до 24 т, которые одним махом отправят на «дембель» ныне эксплуатируемые в российских силовых структурах КрАЗы, ЗИЛы, «Уралы» и «Садко». Кроме того, рамки «Военно-промышленной компании» будут расширены за счет создания «Военного инженерного центра», а также за счет приобретения нескольких предприятий, выпускающих бронетехнику и ее компоненты.

Надуй своего врага!

Помните фильм «Беспокойное хозяйство», в котором герой Михаила Жарова водил за нос немецких воздушных асов, подставляя под их бомбы деревянные макеты самолетов на специально организованном ложном аэродроме, тем самым сохраняя настоящую авиатехнику, которая затем успешно громила врага? Теперь о тяжелых, трудных в изготовлении и транспортировке деревянных и металлических макетах можно забыть – вместо них Российская армия получила широчайший спектр образцов, которые весят всего лишь сто–двести килограммов и приводятся в «боевое» положение в течение получаса. Весь секрет этих макетов состоит в том, что они сделаны надувными! Да, теперь на вооружении состоят заполняемые воздухом, но весьма точные копии самолетов, автомобилей, танков, ракетных или зенитных установок... С их помощью можно быстро, малыми силами и с большой достоверностью имитировать целые огневые позиции. Например, ложную батарею зенитно-ракетного комплекса С-300 со всеми его пусковыми, энергетическими и локационными установками, а также штабной и обслуживающей техникой. Все эти макеты доставляются в кузове одного грузовика и при синхронном заполнении воздухом развертываются в «боевое» состояние менее чем за час! Даже стоя рядом, поражаешься точности копирования взятых за основу образцов, а при проведении аэроразведки противник и вовсе не заподозрит, что его попросту надули!

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен