Опубликовано: ГП 03-2007

Интернет-катализатор работы транспортных предприятий

А. Внуков

В настоящее время особую остроту приобрел вопрос оперативного и эффективного управления транспортом. Это положение актуально в отношении предприятий, занимающихся немаршрутными перевозками пассажиров и грузов (пассажирские и грузовые такси, доставка товаров по заказам, курьерские службы, доставка почты и др.), прибыль которых непосредственно связана с объемом перевозок, оперативностью доставки и качеством выполнения заказа. Существенную роль в деле повышения эффективности использования транспорта на этих предприятиях, а следовательно, в повышении их конкурентных возможностей может сыграть внедрение современных технологий, включая Интернет.

Интернет-технологии настолько прочно вошли в наш обиход, что сегодня довольно трудно себе представить, как могли люди раньше обходиться без них. Это не только неиссякаемый источник всевозможной информации, но и мощный инструмент активизации бизнес-процессов в различных сферах деятельности человека. Внедрение современных технологий в процессы управления транспортом позволяют достичь новых уровней эффективности его использования.

Используя «всемирную паутину», можно постоянно отслеживать транспортные средства в реальном времени, принимать оперативные решения по изменению маршрутов движения автомобилей, планировать и отслеживать выполнение расписаний и путевых заданий, контролировать состояние грузов и агрегатов автомобиля. Быстро реагировать на изменение ситуации на дорогах (возникновение пробок, ведение дорожных работ и др.).

Передовые предприятия уже внедрили подобные системы и успешно используют их в повседневной практике.

Чтобы понять, как устроены эти системы, и как их можно использовать на предприятии, рассмотрим их устройство и принцип работы.

Бортовое оборудование, устанавливаемое на автомобиле, представляет собой многофункциональный прибор, совмещающий:

– навигационный приемник, предназначенный для измерения текущих координат автомобиля, его скорости и направления движения. Все приведенные параметры определяются путем обработки сигналов, поступающих с космических навигационных спутников, входящих в состав американской космической системы GPS или аналогичной российской системы ГЛОНАСС;

– датчики, контролирующие состояние груза и агрегатов автомобиля;

– GSM/GPRS модем, осуществляющий передачу навигационных данных и телеметрической информации о состоянии датчиков, а также сигналов тревоги по каналу GPRS на сервер оператора;

– гарнитуру для осуществления двусторонней связи водителя и диспетчера;

– бортовой контроллер или даже компьютер с установленным программным обеспечением, управляющий работой всего оборудования.

В отдельных случаях в состав бортового оборудования может входить монитор – для отображения местоположения и маршрута движения автомобиля на карте и другой служебной информации в помощь водителю.

Алгоритм функционирования системы удаленного контроля во многом определяется спецификой эксплуатирующего ее предприятия, решаемыми задачами, типом и составом используемого бортового оборудования.

Вот один из множества возможных алгоритмов работы.

Информация о местоположении и других параметрах движения транспортной единицы (ТЕ) (скорость, направление движения), данные о состоянии бортовых датчиков (уровень топлива, индикация работы двигателя, индикация занятости автомобиля «свободен/занят», индикация выполнения заказа «выполнен/невыполнен» и др.) периодически, с заданным интервалом или по запросу передаются на сервер организации – оператора услуги. Данные передаются по каналам сотовой связи в режиме GPRS. Если по какой-либо причине услуга GPRS не поддерживается оператором в районе, где находится автомобиль, бортовой комплекс автоматически переходит в режим передачи посредством SMS. При этом может увеличиваться период передачи данных для снижения затрат на оплату связи. Если автомобиль попадает в зону, где сотовая связь отсутствует, данные записываются на встроенную внутреннюю память. При входе в зону обслуживания накопленные данные передаются на сервер. Поступающая с автомобилей информация обрабатывается на сервере и сохраняется в базе данных.

Руководитель предприятия или диспетчер может из любой точки мира, где есть выход в Интернет, зайти на сайт оператора (например, www.i-track.ru) под выделенным паролем и наблюдать по электронной карте за перемещением своих машин в реальном времени. Кроме того, можно воспользоваться накопленными в базе данными и проанализировать рейсы, совершенные любым из автомобилей за интересующий период времени и получить отчет за прошедший период, в котором будут отражены данные, характеризующие движение выбранных транспортных единиц: пробег; максимальная, средняя скорость; время простоя и другие интересующие параметры.

Оператор может задать для каждого автомобиля расписание и маршрут движения, тогда система будет в автоматическом режиме следить за их исполнением и сигнализировать о любых отклонениях. При этом уведомление об отклонении может выдаваться по различным каналам: по Интернету – на заданный компьютер или в виде SMS – на заданный телефон.

Оператор может оперативно корректировать работу транспорта путем выдачи указаний на соответствующие ТЕ. Для выработки и принятия эффективных логистических и управленческих решений в системе реализуются всевозможные сервисные функции, к числу которых относятся:

– поиск всех ТЕ, находящихся в текущий момент времени в заданном районе;

– поиск автомобиля с заданным статусом (например, «свободен»), находящегося ближе всех к указанному адресу;

– прокладка оптимального маршрута до указанного адреса и сообщение его на борт ТЕ;

– автоматическая сигнализация о прохождении ТЕ контрольных точек о входе (выходе) в контрольную зону;

– автоматическое уведомление водителя о поступившем заказе, об изменении расписания или маршрута движения и другие полезные функции, позволяющие повысить эффективность управления транспортом.

Следует отметить, что такая система может быть полезна не только автопредприятиям, но и предприятиям, в состав которых входят курьерские службы, службы доставки. При этом абонентское оборудование можно устанавливать не на автомобиль, а выдавать курьеру для контроля его работы. Прибор для индивидуального использования мало отличается от автомобильного комплекта по функциональным возможностям, но выполняется в корпусе, напоминающем корпус сотового телефона с небольшими габаритами и весом. Оператор не только может наблюдать перемещение курьера, но имеет возможность с ним связаться, скорректировать задание или принять сообщение.

Внедрение системы позволит существенно повысить эффективность работы предприятия за счет:

– возможности непрерывного контроля работы предприятия из любой точки мира, где есть Интернет;

– снижения расхода топлива;

– уменьшения времени на выполнение заказа;

– оптимизации работы транспорта (курьерского корпуса);

– увеличения кругорейсов;

– повышения уровня дисциплинированности водительского и курьерского состава;

– повышения качества обслуживания и увеличения клиентской
базы и др.

К недостаткам следует отнести необходимость абонентской платы за использование системы. Однако ежемесячные расходы 10–20 у.е. на одно транспортное средство при грамотной эксплуатации системы не намного снизят дополнительную прибыль, ею приносимую.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен