Опубликовано: ГП 12-2007

Во что обходятся «шторы»

А. Трохачёв, фото автора и РИА «Россбизнес»

Перевозчику, решившему совершать рейсы за границу, как воздух нужен шторный полуприцеп, отвечающий требованиям TIR. На новый часто не хватает денег. Да и как быть со старой фурой, которой еще служить и служить? Продавать ее не всегда выгодно, сдавать в аренду рискованно, и выход остается только один – переоборудовать. Цена удовольствия в любом случае меньше, чем покупка нового полуприцепа, да и сроки готовности короче сроков поставки под заказ.

Рост деловой активности в Европе и Азии привел к тому, что в нынешнем году заметно увеличился объем товарооборота между странами. И автоперевозчики не остались в стороне от этого процесса. Повышение спроса на подвижной состав в свою очередь повлекло образование очередей. И если на территории ЕС отставание производства от темпов увеличения потребительского спроса не столь заметно, то в России оно налицо. Дефицит прицепного состава и долгие сроки ожидания на просторах СНГ привели к тому, что многие российские перевозчики перестали искать технику в Европе. В качестве выхода из положения они начали переделывать обычные полуприцепы с тентом под классические «шторники». Благо, такая услуга доступна всем желающим.

Нельзя сказать, что рынок изобилует предложениями о переделке стандартных «шаланд» в полуприцепы, отвечающие международным требованиям. Но и недостатка в них тоже не наблюдается. Услужливые мастера готовы переоборудовать классический «тент» под стандарты TIR, опыт у них есть и недостатка в заказах они не испытывают. Главное – чтобы исходный материал (полуприцеп) был не очень старым и содержался в порядке. Если же техническое состояние «исходника» оставляет желать лучшего, то модернизация может оказаться финансово неоправданной. Обычно в таких случаях компания-подрядчик предупреждает владельца транспорта о возможных проблемах. И если заказчик твердо настаивает на своем, она берется за работу, как говорится, хозяин – барин.

Многолетняя практика использования подвижного состава диктует свои законы. В последние годы выяснилось, что автоперевозчики России, Белоруссии и Украины все чаще сталкиваются с необходимостью иметь универсальные средства производства. И поскольку новых полуприцепов европейского производства сейчас не докупишься, а подержанные расходятся очень быстро, речь идет о переоборудовании обычной фуры с тентом в полуприцеп со сдвижной крышей. Острая потребность именно в таком транспорте вызвана не только конкуренцией. Она продиктована необходимостью частого выполнения погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах, загруженных складских комплексах, на крупных и средних железнодорожных узлах, в строящихся и реконструируемых грузовых терминалах местных и международных аэропортов.

Стоимость работ по модернизации полуприцепа или кузова автомобиля, как правило, привязана к используемым материалам, а не к их происхождению и договорным срокам. В механизме ценообразования длина сдвижного участка крыши вовсе не является определяющей. Крепления ПВХ и некоторые другие элементы тоже не находятся в прямой зависимости от длины подвижной части крыши. Достаточно сказать, что участок верхней части «бегающего» тента длиной 4,9 и 5,3 м обходится заказчику в одну и ту же цену. Но в конечном итоге стоимость переоборудования находится в прямо пропорциональной зависимости от длины устанавливаемой «шторы».

Стоимость оснащения полуприцепа с «бегающей» крышей складывается из нескольких составляющих. Например, при длине сдвижной крыши 13,6 м новый тент с ремешками будет стоить 28,5 тыс. руб., каркас из гнутого профиля – 35 тыс. руб., крепления ПВХ – 4,5 тыс. руб. А целиком сдвижная крыша на всю длину полуприцепа обойдется в 88 тыс. руб. Удовольствие, мягко говоря, не дешевое...

Несколько иначе обстоят дела с переоборудованием стандартного полуприцепа с тентом под международные требования TIR. В этом случае установка «макушки» из ПВХ вместо мягкой верхней части обойдется заказчику ориентировочно в 15,5 тыс. руб. Но такой модернизации для поездок за рубеж по процедуре TIR недостаточно. Потребуется замена стационарных боковин на те самые «шторы». А эти затраты окажутся примерно вдвое больше расходов на оборудование крыши. При формировании окончательной сметы многое будет зависеть от марки применяемых комплектующих. Но поскольку все они, как правило, европейского производства, разница в цене окажется незначительной. Подчеркну, при решении переоборудовать тент в «штору» нужно быть готовым нести расходы, поскольку это удовольствие не из дешевых.

Судя по опыту транспортных предприятий, заказывавших такую модернизацию в специализированных компаниях, наличие собственной фурнитуры и материалов не приветствуется – в Иваново, как известно, со своей невестой не ездят. Подрядчик может найти уйму отговорок и предлогов, чтобы не принимать вашу мелочовку. Менеджер вправе сослаться на отсутствие подобной практики в их компании, сказать, что это им не подходит. Никто не запретит ему сказать, что в таких случаях гарантия на все изделие не распространяется. А ларчик-то просто открывается: фирма хочет заработать на фурнитуре подобно тому, как ресторан хочет заработать на продаже собственного алкоголя...

Сэкономить на изготовлении шторного полуприцепа можно, используя тентовую ткань не первого, а второго сорта. Или, например, заказать подержанный, а не новый натяжной механизм с крючком. И вопреки расхожему мнению о копеечной выгоде экономия будет существенной. Особенно заметна она при переоборудовании не одного, а нескольких полуприцепов или «паровозных» сцепок.

Стоимость материалов нынче не копеечная. И поскольку крепче курса евро у нас разве что вечная мерзлота, прайс-листы компаний имеют жесткую привязку к евро. Не обольщайтесь, если увидите прейскурант в рублях, – это всего лишь выполнение указаний сверху, не более того. Все равно составлять калькуляцию и на детали, и на работу будут исходя из курса европейской валюты. Ответ на вопрос «Почему не в долларах?» очевиден: американская валюта давно утратила свою твердость, а ее стабильность заключается лишь в постепенном снижении курса по отношению к рублю и валюте ЕС. Кроме того, предприятия-изготовители приобретают импортные комплектующие за евро. Так кто же станет торговать себе в убыток?!
Кто на личном опыте не сталкивался с компаниями, модернизирующими прицепной состав, стоимость их услуг может показаться завышенной. Я не призываю, как в анекдоте, обойти весь рынок и найти дешевле. Равно как и не рассуждаю на тему «сколько стоит чужой труд». Однако скептиков и любителей рассуждать «в пользу бедных» призываю взглянуть на прайс-листы европейских фирм аналогичного профиля. И если после этого кто-то чего-то не поймет, самое время заглянуть в расшифровку расходов. По прозрачной «раскладушке» сразу становится ясно, что и откуда берется в формировании окончательной цены для клиента. Впрочем, наряду с окончательной стоимостью важную роль играют сроки выполнения заказа, а они в разных фирмах могут существенно различаться. Ведь одни компании работают на предоплате клиента буквально с колес, а другие предпочитают иметь пополняемый запас материалов и фурнитуры. Исключение составляют случаи, когда перевозчик требует особых условий – определенного цвета и материала тента, места и сроков монтажа.

Самая дорогостоящая часть сметы переоборудования стандартного 13,6-метрового полуприцепа
под требования TIR – монтаж тентовых и бортовых скоб. На них приходится более половины всех затрат, или около 16 тыс. руб. На втором месте по расходам – передние и задние «уши» из ПВХ и наращивание боковых панелей под цвет тента: примерно 7 тыс. руб. А окончательный «приговор» выглядит так: Чуть больше 30 тыс. руб. за столь желанный TIR.

Бизнесмены, умеющие рассмотреть реальную выгоду, нередко прибегают к переоборудованию прицепов и полуприцепов из тентовых в шторные. И часто они делают это не только для использования обновленной техники в собственной транспортной компании. Цель, преследуемая предпринимателями, на удивление банальна – продать подвижной состав с максимальной выгодой. Примерно так поступают владельцы недвижимости при реализации домов и квартир по рыночным ценам. В выигрыше все стороны: фирма-подрядчик обеспечена заказом, продавец выручает больше денежных средств, а конечный потребитель (новый покупатель) экономит время. Картина почти идеальная. Только прежде чем оформлять заказ, по старой доброй традиции лучше просчитать стоимость материалов и работ и обязательно зафиксировать в письменном виде. Так надежнее и спокойнее.



Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен