Truck of the Year: 30 лет традиций
Международный конкурс «Truck of the Year», придуманный профессионалами транспортной отрасли, в 2006 году отметил свой 30-летний юбилей. Но даты обладателей престижного титула, первого и нынешнего, разделяют ровно три десятилетия: 1977-й и 2007-й. Накануне объявления очередного победителя, коронуемого на 2008 год, самое время оглянуться и вспомнить всех поименно.
Все началось в 1976 году. Производитель инновационных грузовиков Seddon Atkinson, ставший впоследствии частью специального подразделения концерна IVECO, выпустил перспективную модель 200. Выдвинутая вперед бескапотная кабина, свежий и, как сейчас говорят, продвинутый дизайн сразу выделили машину среди остальных «европейцев». На автомобиль устанавливали американский двигатель IH.358, выпускаемый в Германии, который тоже заслуживал похвалы.
Пэт Кеннет (Pat Kennett), редактор британского журнала «Truck», взял Seddon Atkinson 200 на тест. Во время редакционных испытаний он по достоинству оценил хорошую обзорность с места водителя, малооборотный (а значит, экономичный) двигатель, комфорт в кабине. По отзывам журналиста, новинка по ряду параметров превосходила самые популярные в то время грузовики Volvo и Scania. Но чтобы не быть обвиненным в предвзятости и необъективности, Пэт Кеннет разработал методику оценки дизайна и конструктивных решений грузовых автомобилей и поделился своими мыслями с издателем журнала Эндрю Франклом (Andrew Frankl). Зная о результатах теста, тот воскликнул: «Так тому и быть! Этот грузовик достоин награды». В тот же день и родилась идея присуждения титула «Грузовик года» («Truck of the Year»). Через несколько месяцев официальную церемонию конкурса проводил директор по маркетингу Ричард Айд (Richard Ide). Так был заложен фундамент доброй традиции отмечать лучшие достижения производителей коммерческого транспорта один раз в год.
В состав действующего жюри входят транспортные журналисты из 19 стран Европы (см. табл.), и не всегда издание представляет главный редактор – в ряде случаев в жюри состоит обозреватель газеты или журнала. А нынешним президентом конкурса «Грузовик года» является англичанин Энди Солтер (Endy Solter).
Страна – член жюри конкурса | Название издания | Ежемесячный тираж, экз. | Год основания издания | Главный редактор | Член жюри конкурса |
---|---|---|---|---|---|
Австрия | Traktuell | 12 000 | 1992 | Helmut Tober | Helmut Tober |
Бельгия | Transporama | 22 500 | 1982 | Leo Nuyens* | Leo Nuyens* |
Великобритания | Truck Magazine | 21 614 | 1974 | Brian Weatherley | Andy Salter |
Венгрия | Camion Truck Magazine | 25 000 | 1989 | Marina Klezl | Bertalan Kiss |
Германия | Verkehrs Rundschau | 20 000 еженедельно |
1946 | Helmut Schneikart | Helmut Schneikart |
Голландия | Truck & Transport Management | 12 300 | 1985 | Pieter Wieman | Pieter Wieman |
Греция | Troxoi & TIR | 10 000 | 1988 | Emmanuel Agrimanakis | Emmanuel Agrimanakis |
Дания | Transport og Logistik | 5500 | 1998 | John Larsen | Ivan Stjernqvist |
Ирландия | Fleet Management | 6200 | 1988 | Phil O’Kelly | Phil O’Kelly |
Испания | Transporte Mundial | 35 000 | 1984 | Pedro Gutiе’rez | Javier Pedroche |
Италия | Tuttotrasporti | 70 000 | 1978 | Dr. Lorenzo Raffo | Dr. Lorenzo Raffo |
Норвегия | Anlegg & Transport | 23 000 | 1984 | Bjоrn Eilert Eriksen | Bjоrn Eilert Eriksen |
Португалия | Veiculos & Negocios | 3000 каждые 2 месяца |
1996 | Fausto Grilo | Fausto Grilo |
Россия | Авторевю | 220 000 2 раза в месяц |
1990 | Михаил Подорожанский |
Фёдор Лапшин |
Словакия | Trucker CS | 30 000 | 1991 | Stan Cvengross | Stan Cvengross |
Финляндия | Auto, tekniikka ja kuljetus | 21 000 | 1979 | Martti Peltonen | Martti Peltonen |
Франция | L’Officiel des Transporteurs | 20 000 еженедельно |
1925 | Bruno Tе’reygeol | Bruno Tе’reygeol |
Швеция | iTrafik | 10 000 | 1985 | Tiit Tamme | Tiit Tamme |
Швейцария | Automobil Revue | 70 000 2 раза в месяц |
1906 | Max Nоtzli | Markus Huber |
Свод правил конкурса небольшой и умещается на полутора страницах печатного текста листа формата А4. Пересказывать их суть незачем: и так понятно, что автомобиль оценивается в комплексе – дизайн, экологичность, производительность. При оценке машины из списка отобранных кандидатов каждый член жюри может распоряжаться 12 баллами. Одному грузовику нельзя присуждать более 7 баллов. Голосование тайное и проводится только после того, как все члены жюри ознакомятся с техникой лично. Для этого проводятся тест-драйвы на полигонах, совершаются визиты на заводы, организуются посещения выставок и презентаций. Несмотря на то, что победитель в конкурсе только один, после его оглашения принято открыто публиковать данные о результатах голосования. Например, в 2007 году они выглядят следующим образом:
- DAF XF105 86 баллов
- Renault Premium 61 балл
- Volvo FL 31 балл
- Volvo FH16.660 28 баллов
- MAN TGM 15 баллов
- DAF LF 7 баллов
Призеры не отмечаются наградами, поэтому позиционирование на втором и третьем местах, скорее, утешительное. Но некоторые производители любят подчеркивать, что они уступили лидеру всего несколько баллов. «Несколько» означает от двух и более, потому что в истории конкурса еще ни разу победителя и серебряного призера не разделял один балл. По 2 балла между первым и вторым местом было в 1981 и 1995 гг. Минимальный разрыв говорит о том, насколько сложным было голосование. Разница во мнениях приводит к тому, что порой второе и третье места разделяет всего 1 балл: так было в 1981 и 1982 гг. Но имеет место и гигантский разрыв в очках, что свидетельствует о единодушии членов жюри. Например, в 2006 году первое и второе места разделили 55 баллов, в 1991 году – 53 балла, в 2003 году – 52 балла. Но рекордсменом по отрыву от ближайшего преследователя является MAN TGA: 70 очков форы перед Renault Midlum (114 баллов против 44) в 2001 году.