Опубликовано: ГП 01-2005

Русское поле

А. Карасёв

Красива русская земля осенью, когда золото листьев белоствольных берёз обрамляет величественные белокаменные храмы с золотыми куполами. Именно в эту пору мы посетили Юрьев-Польский – небольшой городок российской глубинки.

В Древней Руси было два Юрьева: на Киевщине и на Чудском озере. Но в 1152 г. северо-западней Владимира, в глубине чернозёмной Суздальщины, при слиянии притока Клязьмы речки Колоши и речушки Гзы, на равнинах Ополья Юрий Долгорукий «в свое имя город заложи, нарицаемый Польским». Насыпали вал, огородивший почти ровным кругом Кремль. Он и сейчас, спустя столетия, местами выше 7 м. Возвели крепость – так образовался город, с 1212 г. столица удельного княжества. Её деревянные стены до наших дней не сохранились. Зато из глубины веков до нас дошел белокаменный Георгиевский собор, построенный по приказу первого князя Святослава, сына Всеволода, простой и пронзительно красивый, с завораживающей резьбой по камню.

Сохранился после нескольких перестроек, основанный в ХIII веке Михайло-Архангельский монастырь. В нём расположился единственный в стране музей П.И. Багратиона. Раненый на Бородинском поле главнокомандующий 2-й Западной армией был привезен в имение князей Голициных, где и не смог пережить позора сдачи Москвы французам. Карета, на которой привезли полководца, ныне хранится здесь же. Сотрудники, созданного в 20-м году музея, правдами и неправдами отстояли эту реликвию от отправки в музей Бородинского поля.

Карета, на которой привезли князя Багратиона

Созданный как город-кормилец, Юрьев-Польский не имеет громкой истории: столетия шумели значимыми битвами где-то рядом, он сам история. По иронии судьбы город обошли не только знаковые события, но и туристические маршруты. Эта жемчужина «Золотого кольца» находится в самом его сердце, оказываясь в стороне от традиционных путей экскурсантов. Меньше туристов – приветливее горожане. Но и денег в казне не густо. Экономика города, района – типична для селений среднерусской полосы, древней российской житницы.

Сегодня город – центр сельскохозяйственного района Владимирской обл., отмечающей в этом году 60-летие. Юрьев-Польский производит обманчивое впечатление совсем маленького провинциального городка. Тем не менее, в нём проживает около 22 тыс. человек – больше половины населения района. В городе есть многопрофильная больница на 240 коек, поликлиника, громадный центр культуры и отдыха, образовательные учреждения, мясокомбинат, молокозавод, хлебокомбинат, промышленные предприятия. Так, основанный в 1931 г. завод «Промсвязь» в СССР был основным производителем многих видов электропитающего оборудования для предприятий связи.

Проходная АТП

От Юрьев-Польского, как и от всех стольных городов, во все стороны разбегаются дороги, и он оказывается в центре паутины транспортных артерий. Город расположен в самом центре полей, тянущихся широкой полосой от Владимира и Суздаля, и доходящих почти до Переславля-Залесского. В ХVII веке город был звеном в торговых путях из Москвы на Восток. Не даром же в этих местах вывели уникальную породу лошадей – владимирских тяжеловозов. Много с тех пор воды утекло. Автомобили заменили гужевой транспорт. Много ли сейчас, после лихолетья реформ, автомобилей на дорогах древней земли, и каких? Ходят ли автобусы, и чьи? Просторы-то вон, какие раскинулись, без транспорта не обойтись.

Транспортных предприятий в районном центре не много. Единственное в городе «Юрьев-Польское АТП» отмечает в этом году свое 50-летие. Оно было организовано 4 июня 1954 г. путём слияния ведомственных гаражей на базе транспортного цеха старейшего предприятия города – ткацко-отделочной фабрики «Авангард». Новое транспортное предприятие объединило около 400 грузовых автомобилей. После нескольких переездов АТП расположилось на окраине города в промышленной зоне.

Бывшее кафе на колёсах

В годы становления предприятия ещё не существовало развитой сети усовершенствованных дорог, и в распутицу машинам требовалось несколько дней, чтобы добраться до Владимира, находившегося в 68 км. А потому не могло быть и речи о регулярных пассажирских перевозках. А вот снабжение города углём и дровами, а также стройматериалами было основной задачей предприятия, которое и создавалось как грузовое. В 60-е годы была построена дорога до Владимира, в 70-е – до Кольчугина. Строились дороги местного значения. Это позволило организовать автобусное сообщение. На линию вышли первые ПАЗ-651.

Грузовые перевозки АТП выполняло не только для нужд района и области, но и через Узловые транспортно-экспедиционные предприятия (УТЭП) для всей страны. Пассажиров возили в основном автобусы ЛАЗ и ПАЗ, делавшие один рейс в день на Москву и 10–12 на Владимир.

К началу перестройки АТП было хозяйством со смешанным парком, насчитывающим 80 автомобилей и 150 человек работающих. Время жесткой централизации проходило, и предприятия опять обзаводились собственным транспортом, а централизованные поставки машин на АТП практически прекратились.

Ветеран АТП, ныне дежурный механик

Начавшиеся в стране реформы почти остановили промышленные предприятия. Спрос на грузовые перевозки резко упал. Прекратилось централизованное финансирование. Пассажирские перевозки из-за большого количества льготников всегда были дотационными – государство компенсировало разницу между реальной стоимостью и билетными сборами. Со второй половины 90-х это финансовое бремя возложили на местные власти. Сельское хозяйство района и так работало в убыток. Денег за выполненную работу по социальному заказу АТП полностью не получало. Финансирование опускалось до 12%.

Предприятие залезало в долговой омут. Росли долги по налогам, во внебюджетные фонды. Их величина дошла до 5 млн. – это годовой оборот предприятия. Средств не хватало даже на топливо, чтобы автобусы уходили в рейс. Это порождало новые долги. К тому времени к названию «Юрьев-Польское АТП» добавились буквы ОАО. В духе времени предприятие акционировалось, оставив коллективу 25% акций, остальные были в ведении государства.

Диспетчерская

Грузовые перевозки замирали. Самосвалы КамАЗы были посланы на стройки Москвы. Это позволило сохранить технику и кадры. Из седельных тягачей остались только машины для перевозки муки. Дело невыгодное, но хлебозаводы должны работать.

Вышедшее в 2001 г. постановление о реструктуризации долгов позволило предприятию выжить. Новый глава района А.В. Конышев, крепкий хозяйственник, бывший директор местной фабрики, сумел остановить падение хозяйства города и района. Сейчас АТП понемногу выплачивает долги, образовавшиеся в результате неразберихи с финансированием. Хрупкое экономическое равновесие было достигнуто благодаря многочисленным компромиссам.

Транспорт АТП обслуживает 13 сельских администраций, участвующих в формировании муниципального заказа. Для перевозчика это заключается в составлении и утверждении расписания рейсов. Дело доходило до созыва сельских сходов, на которых решалось, как будет работать транспорт. Сегодня автобусы ходят по пригородным маршрутам 4 дня в неделю – пятница, суббота, понедельник, среда. В будни оставлено четыре междугородных рейса, в выходные их выполняется 7–8.

АЗС

Юрьев-польских транспортников нельзя упрекнуть в потребительской позиции к нуждам земляков. В условиях тотального безденежья им удалось изменить структуру подвижного состава. С начала 90-х избавились от большинства ПАЗиков. Приобретались, обменивались на невостребованные грузовики автобусы, которые можно с уверенностью назвать ржавой рухлядью. Восстановить эти машины можно было только в условиях АТП (они уже не представляли интереса для индивидуальных перевозчиков). Скольких сил стоило их восстановление. Среди автобусов, обеспечивающих сегодня пассажирское сообщение, есть «Икарус» 30-летнего возраста. Его пробег около 2 млн. км. Отечественная техника «живёт» меньше. Её возраст редко превышает 20 лет.

Несмотря на сокращение объёмов перевозок с предприятия никого не увольняли по сокращению, а только за пьянство и нарушения трудовой дисциплины – такова была позиция Генерального директора АТП В.А. Солдатова, уроженца этих мест. Сейчас под его началом трудится около 100 человек, эксплуатирующих и обслуживающих 50 ед. подвижного состава. Это оптимальное количество работников для такого предприятия.

Ремонт

Среди них много молодежи. Заработная плата не велика: 4–5 тыс. руб. у ремонтников, 5–6 тыс. руб. у водителей, на междугородных перевозках получают больше, около 7 тыс. Держат людей на работе не столько деньги, сколько что-то человеческое, что хранится в русской душе. Так, проработав месяц за 13 тыс. руб. в столице, молодой парень вернулся на малую родину – чувство человеческого достоинства оказалось сильнее длинного рубля. Пожилой водитель, один из лучших работников, не захотел фотографироваться, Владимир Александрович не стал настаивать, зная волю и цену слова своих шоферов.

Совсем немного удается сэкономить путём эксплуатации собственной АЗС и подвоза топлива на бензовозе предприятия. Нынче вилка цен невелика, а создать запасы топлива не удается из-за нехватки средств. Хранилища ГСМ практически пустуют, работать приходится, что называется, с колёс. Техническое оснащение производственных цехов старое. За годы существования новой России не было возможности хоть чего-то купить. Всё оборудование советских времен. Кое-что уже не работает. Люди работают. Работает профком, помогая решать житейские и трудовые вопросы и директору и своим членам.

Краеугольный камень капиталистической системы, главная её задача – это придание наёмному работнику чувства хозяина. При советской системе общенародная собственность носила, как известно декларативный характер. Акционерные общества в какой-то мере решают эту задачу. Сегодня коллективу принадлежит 49% акций. Контрольный пакет из 51% остаётся в руках государства. На предприятии работают все службы, необходимые для безопасной эксплуатации транспорта. Этого удалось достичь путём переподготовки сотрудников и совмещения должностных обязанностей.

Возросшие объёмы ремонтных работ потребовали перестройки зоны техобслуживания. По неизвестным причинам при строительстве АТП во времена СССР был заложен только пункт технического обслуживания. Наверное, верили в светлое будущее. Современная реальность заставила расширить и реконструировать цеха. Ведь чтобы спрашивать с людей, их надо обеспечивать соответствующими рабочими местами. В производственных цехах относительно чисто, хотя на всём лежит печать времени.

В ближайшее время коллектив ждут новые испытания. Дело в том, что 60% из общего числа пассажиров – льготники. Замена льгот приведёт к уменьшению пассажиропотока. С помощью общества инвалидов района руководство АТП провело социологический опрос, который показал, что транспортная активность льготных групп населения составит около 30% от нынешней. Фактически российские бабушки и дедушки будут пользоваться автобусом только при крайней необходимости. Транспортникам же придётся опять менять подвижной состав. На экономическом горизонте маячит призрак «Газели». Да где же на них взять деньги!? Кроме того, на носу зима, когда перевозки падают на 50%. Из-за очень тяжелого финансового положения празднование юбилея АТП было перенесено на вторую половину года и приурочено ко Дню автомобилиста. Летом коллектив выручали рейсы на Анапу. Для этого серийный «Икарус» дооснастили для удобства пассажиров.

Бывая на таких предприятиях, начинаешь ощущать, как много зависит от личности руководителя, его человеческих качеств. Этому в экономических колледжах не научат. Да и реформы на «теоретической» базе привели страну к обнищанию.

Парк

Так и не смог я сказать, что в московских начальствующих головах зреет очередной план по облагодетельствованию «дорогих россиян» – запрет на эксплуатацию автобусов старше 15 лет. Так одним махом могут решиться все заботы об АТП. Его просто не станет. И бежать бегом покупать новые автобусы будет некому. А как станут решаться транспортные проблемы жителей? Древний Юрьев-Польский превратится в город ангелов? (Как известно, в Лос-Анджелесе нет общественного транспорта).

Когда мы, возвращаясь, ждали на автовокзале Владимира московского рейса, на Юрьев-Польский, о котором мы раньше знали только из книг, отошел автобус. Аккуратным, свежевыкрашенным «Икарусом», в салоне которого собрались и стар и млад, управлял молодой, худенький, русый парень – колосок русского поля. Счастливого тебе пути!

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию