Опубликовано: ГП 07-2006

Контроль расхода ГСМ: экономия в два раза!

С. Емельянов, фото автора

В секторе автотранспортного бизнеса одной из «болевых точек» остаются затраты на ГСМ. Проблема перерасхода топлива транспортом не решена до конца на многих предприятиях. В большинстве случаев топливо списывается, исходя из норм его расхода на транспортное средство. А ведь всем понятно, насколько вопрос снижения себестоимости километра пробега актуален в условиях рыночной экономики, при постоянном росте цен на топливо и обслуживание автотранспорта в целом. Неужели и в 2006 году мы по-прежнему можем противопоставить Его Величеству Перерасходу только «дедовские» методы борьбы?

Рабочее место диспетчера

Приближение к точке «оптимального» использования

Экономика автотранспортного предприятия включает затраты, которые условно можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные. Постоянные затраты, как правило, связаны с ежемесячными лизинговыми платежами, заработной платой работников офиса и содержанием самого офиса. Переменные же напрямую зависят от израсходованного топлива, затрат на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта и заработной платы водителей.

Очевидно, что основной задачей руковод­ства компаний является максимально эффективное использование автопарка, т. е. снижение количества простоев, увеличение количества пройденных километров и отработанных моточасов в год. Параллельно прорабатываются возможные варианты снижения переменных затрат, или себестоимости километра пробега. Но грамотное использование «скрытых» ресурсов автопредприятия возможно лишь при решении этих задач в комплексе.

Как получить достоверную информацию

Будем, как говорится, смотреть правде в глаза: причины, влияющие на перерасход топлива, в большинстве случаев не выявляются, а средства, израсходованные на горючее, списываются согласно прилагаемым чекам и нормам расхода топлива. Впрочем, некоторые научно-исследовательские учреждения рассматривают возможности ввода на предприятиях коэффициентов пересчета норм расхода топлива (в зависимости от погодных и климатических условий, нагрузки и др.). И хотя теоретически это возможно, но практически не всегда осуществимо.

Неужели для получения достоверной информации о расходе топлива транспортным средством нельзя применить современные системы контроля? В некоторых случаях такие системы могут стать единственным способом, позволяющим повысить эффективность работы транспорта, дисциплину водительского персонала и соответственно прибыльность предприятия. При этом система даст возможность свести к минимуму трудозатраты менеджеров предприятия по составлению отчетов на одну машину и весь автопарк в целом. Отчеты ведь составляются автоматически, и расходы на содержание одной штатной единицы персонала (в среднем – на 100 транспортных средств) несоизмеримы в результате с тем положительным экономическим эффектом, который получит предприятие.

Отчет о работе транспортного средства

И компьютеры, и турбинки – выбирай!

На сегодняшний день на рынке представлены различные системы, основной задачей которых является контроль и экономия топлива. Они бывают двух основных типов.

Системы аналитического типа – системы типа бортовых компьютеров. Принцип их работы заключается как в вычислении объема впрыснутого топлива в цилиндры двигателя, так и в измерении и запоминании данных, полученных от штатных либо дополнительных датчиков. Достоинство – возможность контроля текущего мгновенного расхода топлива, а также полный контроль работы транспортного средства.

Системы проточного типа черпают информацию от турбинки в топливопроводах автомобиля. Достоинство этих систем, как и предыдущих, в том, что они показывают мгновенный расход топлива и приучают водителя к экономному стилю вождения.

Около восьми лет назад таких «умных контролеров» на европейском рынке было всего два.

1. Системы, измеряющие и запоминающие данные, полученные от штатных датчиков (производитель – ООО «Омникомм Технологии», Россия).

2. Системы, использующие в качестве средства измерения турбинку, врезанную в топливную магистраль (производитель – SIEMENS VDO Kienzle, Германия).

Принципы, примененные в этих системах, частично либо полностью используются во всех приборах, представленных на рынке в настоящее время.

У систем, обрабатывающих данные, полученные от штатных датчиков, есть одно безусловное преимущество – это устройства закрытого типа, т. е. считываемая информация доступна только руководству предприятия и соответственно полностью недоступна водителю, а потому не дает ему возможности для каких-либо нарушений.

До недавнего времени эти системы стабильно работали только на транспортных средствах ведущих европейских и мировых производителей. Но система показывала низкие результаты при использовании ее на транспортных средствах отечественного производства – из-за низкого качества штатных топливных датчиков. Сегодня эта проблема решена: установлен высокоточный датчик уровня топлива производства ООО «Омникомм Технологии»!

С 2005 года FMS производства ООО «Омникомм Технологии» автомобили TATRA оснащаются прямо на заводском конвейере

Суровая российская реальность

Системы «проточного» типа хорошо работают на топливе европейского качества и в среднеевропейском климате. Но на обширной территории России, в условиях разнообразных климатических зон, в частности при низких температурах, происходит загелевание дизельного топлива, что приводит к закупорке и остановке измерительной турбины. А это может повлечь поломку топливного насоса высокого давления. Применение некачественного топлива тоже достаточно быстро выводит систему из строя. Это, к сожалению, суровая реальность российских транспортников. И водителей, увы, нужно постоянно контролировать и требовать выполнения работ. И тут свою роль может успешно сыграть FMS.

FMS (Fuel Monitoring System) – это возможность инструментального контроля основных параметров использования транспортного средства и в первую очередь расходуемого топлива и пройденного пути. Применение FMS дает возможность получить реальную информацию о фактическом расходе топлива автомобилем. Это позволяет при справедливом отношении к водителю добиться максимальной его дисциплины. Водитель не сможет, например, накручивать спидометр или тахограф, так как инструментальный контроль системой FMS снабжает необходимыми доказательствами в возникающих спорах с водителями.

Оборудование FMS представляет собой «черный ящик» размером с сигаретную пачку, который подключается к проводке автомобиля через специальную платформу. Он непрерывно записывает количество топлива в баке, пробег транспортного средства и контролирует, включен двигатель или нет. Источником информации о количестве топлива в баке является высокоточный датчик уровня топлива производства ООО «Омникомм Технологии», а для вычисления пробега используется штатный датчик скорости или спидометр (при отсутствии штатного датчика скорости или тахографа возможна установка дополнительно импульсных датчиков скорости). Устройство накапливает данные в течение двух месяцев эксплуатации автомобиля. По прибытии автомобиля в парк водитель снимает устройство и передает в офис компании. Считывание возможно производить прямо с транспортного средства с помощью ноутбука. Дальнейшая обработка происходит с помощью программного обеспечения.

Прибор FMS

Надо отметить, что на рынке время от времени появляются «подобия» FMS – приборы, контролирующие расход топлива с помощью штатного датчика уровня топлива. Информация, получаемая со штатных датчиков топлива в баке, имеет очень большую погрешность, поэтому информация о топливе, заправках и сливах в таких системах неточная, работать с ней невозможно.

Вот куда утекают деньги!

Результаты, получаемые автопредприятием после анализа работы с помощью системы FMS, впечатляют. Представьте себе эмоции руководства компании, в которой на протяжении долгих лет списывали топливо из расчета нормы 55...60 л на 100 км пробега (для отечественных седельных тягачей), постоянно выслушивали жалобы водителей по поводу нехватки топлива и просьбы о пересмотре норм его расхода в сторону увеличения... А после установки системы был получен результат – 40...43 л на 100 км пробега!

Для седельных тягачей зарубежного производства цифры, как правило, другие: 40...45 л топлива на 100 км по норме расхода, а фактически 30...33 л на 100 км. Это при средней загрузке 20 т. Экономию в этом случае посчитать нетрудно: около 15 л на каждые 100 км – для отечественного автомобиля и около 10 л – для иномарок. При среднем годовом пробеге в 100 тыс. км экономия получается 15 тыс. литров топлива в год для отечественного автомобиля и 10 тыс. литров топлива в год для автомобиля зарубежного производства! Вот куда утекают деньги предприятия!

А затем – «чистая экономия»

Прибор окупается в течение первого месяца эксплуатации, а затем автопредприятие получает уже «чистую экономию», т. е. прибыль. Из чего она складывается? А вот сами посмотрите.

FMS устанавливается на карьерные самосвалы БелАЗ

Мы знаем, что некоторые водители могут заправить дорогой автомобиль топливом отвратительного качества из стоящего на трассе трактора, заплатив вдвое меньше и сдав в отчет купленный на той же трассе чек. Или водители «накручивают» показания спидометра, списывая на якобы пройденные километры горючее.

Все это исключено в условиях работы системы FMS. Данные чека, объем и время заправки соотносятся со временем и объемом заправки, которые зафиксированы в системе FMS. Поэтому все тайное становится явным.

Например, в компании ООО «Горнеруд», осуществляющей перевозку бетона, установка системы контроля расхода топлива FMS позволила серь­езно скорректировать нормы расхода топлива.

«Для четырехосной «Скании» при перевозке бетона норма расхода топлива на 100 км была 99 л. Однако с помощью FMS мы выяснили, что наши «Скании» фактически потребляют 75...80 л на 100 км при стандартной загрузке», – говорит В. И. Вислобоков из ООО «Горнеруд», – разница в 19...24 л на каждые 100 км пробега – величина серьезная».

Действия водителя как на ладони

«Система после первого месяца эксплуатации дала ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля, – замечает начальник гаража ЗАО «Айсбит» Г. А. Айдиньян. – Водители часто договариваются с оператором АЗС о чеке, например, на 100 л при реальной заправке в 50 л. Разница, понятно, возвращается водителю в виде наличных. Только сверяя чеки с реальными заправками, мы увидели расхождение до 300 л топлива в месяц на полуторатонный грузовик и до 1000 л – на седельный тягач. Экономия получилась «бешеная». Я уже не говорю о поддельных чеках и сливах – это проверить очень легко, ведь отчет составляется за несколько секунд, и все действия водителя – как на ладони».

Эксплуатация системы контроля расхода топлива FMS на ПК «Горнеруд»

Поэтому неудивительно, что в последнее время все больший интерес к FSM проявляют не только автоперевозчики, но и строительные компании, горнодобывающие предприятия и карьеры. Расходомеры топлива устанавливают на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки, на любые виды транспортных средств и спецтехнику. А сравнительно невысокая стоимость прибора FMS, точность и надежность получаемой информации позволяют точнее планировать доходы и расходы при осуществлении перевозок и работы техники.

К сказанному остается добавить, что помимо контроля расхода топлива, снимая показания прибора FMS, можно анализировать эффективность работы техники, видеть, простаивала она или работала, просто был заведен двигатель или машина двигалась, а также как именно она передвигалась.

Все это позволит эффективно бороться с перерасходом топлива и махинациями.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен