Опубликовано: ГП 11-2005
В Старом рынке на Ковент-Гарден

Автобусная экспозиция Лондонского музея транспорта

Л. Ильина, фото Л. Круглова

Есть в лондонской «подземке», самой крупной и развитой в мире, название станции, на которой никогда не останавливался ни один поезд. Хитрость заключается в том, что название есть, а станции нет.

Вход одного из павильонов исторического овощного рынка украшает стандартная табличка «UNDERGROUND STATION «COVENT GARDEN PLAZZA». Установлена она у входа в Лондонский музей транспорта, который в этом павильоне и располагается. Лондонцы буквально помешаны на своей городской транспортной системе, и в музее можно познакомиться с историей метро, городской железной дороги, трамваев, троллейбусов и, конечно же, автобусов.

Хаотичное развитие некогда самого крупного европейского города не оставило места на улицах для транспорта. Бедные англичане просто вынуждены были «прирастать» вторым этажом омнибусов и автобусов.

Первенец London General Omnibus Company – модель «К»

Первый автобус вышел на городские улицы ровно 95 лет назад. Полагая, что для обозначения всех моделей автобусов, которым предстоит работать в Лондоне, хватит букв латинского алфавита, их начали обозначать с модели «А». В 1910 г. на вооружение городской транспортной компании London General Omnibus Company поступил первый серийный самоходный омнибус «К», регулярная эксплуатация которого началась годом позже, в 1911 г. Два года спустя на улицах Лондона было уже 2500 машин этого типа. На шасси грузового автомобиля АЕС установили деревянный кузов с деревянными же лавками вдоль окон. Задняя площадка, второй этаж, который в России назывался «империал» и кабина водителя, примостившаяся справа от двигателя, были открыты всем ветрам. Забавно, но на крыле нашлось место только для одной, левой фары.

Так и осталось неизвестной страницей истории решение, которое легло в основу конструкции всех лондонских автобусов. То ли компоновка действительно оказалась удачной, то ли англичане заранее позаботились о сохранении традиции, то ли им лень было менять планировку салона, но вот уже 95 лет двухэтажные автобусы выпускаются именно по такой схеме.

Все модели лондонских автобусов обозначались только буквами, но хронология их применения нарушилась почти сразу. Так, в 1926 г. началось серийное производство автобуса типа NS. Он занял почетное место сначала в истории города, а потом в музее. Это был первый двухэтажный автобус с закрытым цельнометаллическим кузовом, закрытым вторым этажом и «нормальным» расположением сидений. В отличие от современных моделей второй этаж был короче первого и над кабиной водителя нависал козырек. С появлением этих машин у лондонцев отпала необходимость пользоваться зонтами в автобусе, по крайней мере, на втором этаже…

Каждый сезон двигатель этого «старичка» реанимируют, чтобы он работал, как в «молодости»
Каждый сезон двигатель этого «старичка» реанимируют, чтобы он работал, как в «молодости»

Следующий экспонат сошел с конвейера в 1931 г. и был обозначен LT. Автобус стал более вместительным, второй этаж почти сравнялся с первым, его украсил огромный плафон с подсветкой, на котором устанавливался прозрачный транспарант с номером маршрута. На долю этих машин выпали немалые испытания во время Второй мировой войны. Им пришлось немало потрудиться при эвакуации части горожан, переброске войск в порты и даже на какое-то время давать приют тем, чьи дома были разрушены. Самим автобусам тоже изрядно досталось – налетами немецкой авиации и снарядами V-1 и V-2 было разрушено несколько гаражей вместе со стоявшими в них машинами.

После войны в обозначении моделей прочно обосновалась буква R, которой отмечали тип автобуса Routmaster, оказавшегося настоящим «долгожителем». Первым был автобус RT, выпущенный в 1954 г. Это был уже вполне современный автомобиль, дошедший до наших дней почти без изменений. Двигатель дизельный, AEC или Leyland, второй этаж стал намного выше и просторнее, вторая фара расположилась в передней панели кабины. Два года спустя ему на смену пришла модель RM, и вот уже 50 лет автобусы этой марки колесят по лондонским улицам, намотав не один миллион миль. Интересно проследить, как сложилась судьба «старичков» RT. Предприимчивые лондонцы собрали отслужившее свое машины и продали их на Цейлон и в Южную Африку.

Первый Routmaster – не такое уж далекое прошлое, всего-то полвека

Автобус Routmaster RM стал своеобразной автобусной «классикой». Сейчас власти Лондона предпринимают отчаянные попытки отказаться от явно устаревших машин, но традиции, похоже, берут верх. На улицах Лондона по-прежнему курсирует несколько сотен «ветеранов», а те, что сняты с рейсов, раскупаются коллекционерами, туристическими компаниями, бюро путешествий.

К сожалению, площади музея не позволили выставить все автобусы, хранящиеся в музее. Дело в том, что двухэтажные машины обслуживали только городские линии, а в пригородах, где такой тесноты на дорогах не было, курсировали обычные одноэтажные машины. В музее хранят две модели Leyland тридцатых годов, одна из которых отличается необычным дизайном в стиле вагонной компоновки. Правда, их отсутствие в натуральную величину, как и многих других, с лихвой компенсируют отлично выполненные модели в большом масштабе.

А эти автобусы сохранить не удалось, остались только великолепно выполненные модели

Автобусная экспозиция Лондонского музея транспорта занимает всего ползала. Чтобы обойти ее и самым внимательным образом изучить выставленные здесь машины, достаточно часа, но в этот час вместилась почти вековая история лондонского автобуса.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен