![А.Ф. Николаев. 1970-е годы](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/00.jpg)
Испытатель стал ученым
Аркадий Николаев – гонщик, полярник и конструктор
Пилота ГЛ-1 Аркадия Николаева с началом войны назначили на ответственную должность начальника станции испытаний авиационных моторов, выпускаемых ГАЗом. После войны он уволился с ГАЗа.
Гонщик Аркадий Николаев и главная машина его жизни навсегда остались в довоенном времени. Чувствуя в себе талант изобретателя, он начал новый этап своей жизни. На базе Горьковского индустриального института им. Жданова Аркадий Николаев создал опытно-конструкторское бюро по разработке льда, снега и мерзлого грунта ОКБ РАЛСНЕМГ. Там он изобрел около 40 принципиально новых машин, которые стали первыми взломщиками мерзлоты в Советском Союзе – до них вечный лед знал только динамит и кирку. Это были машины для строительства автодорог по глубокому снегу, околки судов во льду, строительства аэродромов на дрейфующих льдах, а также ледово-фрезерные машины для выкапывания траншей и прокладки коммуникаций в условиях вечной мерзлоты. За создание бурильной машины БГКМ-АН на базе ГАЗ-67 Николаев удостоен Сталинской премии. После разоблачения культа личности Сталина ее заменили Государственной, а от прежнего документа в доме Николаевых осталась лишь одна обложка. Многие машины Николаева серийно выпускались на разных заводах.
![](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/01.jpg)
В 1957–1959 гг. Аркадий Николаев принял участие в 3-й Советской антарктической экспедиции, и под его руководством впервые в мировой истории был открыт Полюс недоступности Антарктиды. За это ему было присвоено звание «Почетный полярник СССР», а Президиум Верховного Совета СССР наградил его Орденом Ленина.
Удачливый гонщик, отважный полярник и талантливый конструктор Аркадий Николаев умер 14 марта 1987 года, пережив несколько инфарктов и инсульт, он очень ярко жил и слишком щедро себя тратил.
![Шнекороторная машина ЛФМ-РФД-ГПИ-66. 1968 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/02.jpg)
![Шнекороторная машина ЛФМ-ГПИ-72 (1971 г.) на выходе на песчаный пляж под Горьким](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/03.jpg)
![Проект роторно-винтового вездехода на воздушной подушке РВВ-ВП ГПИ-68. 1968 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/06.jpg)
![Проект гусеничного транспортера-вездехода ГТВ-110А грузоподъемностью 110 т по заказу ВНИИСТ](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/08.jpg)
![Бурильно-крановая машина БКГМ-АН (1949 г.) на шасси ГАЗ-67Б](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/10.jpg)
![Бурильно-крановая гидравлическая машина БКГМ-ГПИ-31 на базе тягача М1. 1956 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/12.jpg)
![Бурильно-гидрографические машины БГМ-ГПИ-45А у корпуса НИИ РАЛСНЕМГ](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/14.jpg)
![Фрезерный траншеекопатель ФТ-ГПИ-38 на базе трактора ДТ-54. 1959 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/17.jpg)
![Дисковая фрезерная машина ДФМ-ГПИ-26. 1953 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/18.jpg)
![Разрыхлительно-подогревающий агрегат СУМ-ГПИ-39 в составе комплекса для разработки снега СУМ-ГПИ-39-40. 1962 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/20.jpg)
![Ледово-фрезерная машина ЛФМ-ГПИ-29. 1956 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/22.jpg)
![Шнекороторная машина ВМ-99. 1976 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/04.jpg)
![Роторно-винтовой вездеход на воздушной подушке РВВП-68. 1968 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/05.jpg)
![Проект пятиместного универсального колесно-роторно-винтового вездехода (1970-е гг.) грузоподъемностью 500 кг и полной массой 2,5 т. Двигатель ЗМЗ-53. Скорость на плаву до 12 узлов](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/07.jpg)
![Гусеничный плавающий снегоболотоход ГПИ-23. 1951 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/09.jpg)
![Бурильно-крановая машина БКГМ-АН-63. 1954 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/11.jpg)
![Грунтово-фрезерная машина-траншеекопатель ФТК-ГПИ-35. 1954 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/13.jpg)
![Фрезерный траншеекопатель ФТК-ГПИ-25 с кабелеукладчиком. 1952 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/15.jpg)
![Ледово-фрезерная машина ЛФМ-1 (1955 г.) на шасси ГАЗ-69А для срезания ледовых неровностей в виде бугров, ропаков и торосов высотой до 1,5 м при строительстве ВПП на льду. Производительность – 110–120 м[sup]2[/sup] льда в час](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/16.jpg)
![Дисковая фрезерная машина ДФМ-ГПИ-26А. 1955 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/19.jpg)
![Виброуплотнитель СУМ-ГПИ-40 в составе комплекса СУМ-ГПИ-39-40. 1962 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/21.jpg)
![Ледово-фрезерная машина ЛФМ-ГПИ-29А. 1960 г.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/23.jpg)
![Вариант машины 1970-х годов с кабиной от ГАЗ-53 для ледовых аэродромов](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/24.jpg)
![Сын Аркадия Николаева Андрей пошел по его стопам. Став инженером-механиком, он занимался строительством взлетно-посадочных полос на дрейфующих льдах. Для этого он создал две машины и занимался их испытанием на Северном полюсе.](/article/2862-arkadiy-nikolaev-gonshchik-polyarnik-i-konstruktor-ispytatel-stal-uchenym/Images/25.jpg)