Опубликовано: ГП 02-2008
А.Ф. Николаев. 1970-е годы

Испытатель стал ученым
Аркадий Николаев – гонщик, полярник и конструктор

Елена Веселова, фото из архива Аркадия и Андрея Николаевых, Николая Добровольского, НКПП НИЛ РАЛСНЕМГ, УОЗ НКПП РАЛСНЕМГ, НИЛ МТП, ОНИЛ ВМ, НИЛ СМ

Пилота ГЛ-1 Аркадия Николаева с началом войны назначили на ответственную должность начальника станции испытаний авиационных моторов, выпускаемых ГАЗом. После войны он уволился с ГАЗа.

Гонщик Аркадий Николаев и главная машина его жизни навсегда остались в довоенном времени. Чувствуя в себе талант изобретателя, он начал новый этап своей жизни. На базе Горьковского индустриального института им. Жданова Аркадий Николаев создал опытно-конструкторское бюро по разработке льда, снега и мерзлого грунта ОКБ РАЛСНЕМГ. Там он изобрел около 40 принципиально новых машин, которые стали первыми взломщиками мерзлоты в Советском Союзе – до них вечный лед знал только динамит и кирку. Это были машины для строительства автодорог по глубокому снегу, околки судов во льду, строительства аэродромов на дрейфующих льдах, а также ледово-фрезерные машины для выкапывания траншей и прокладки коммуникаций в условиях вечной мерзлоты. За создание бурильной машины БГКМ-АН на базе ГАЗ-67 Николаев удостоен Сталинской премии. После разоблачения культа личности Сталина ее заменили Государственной, а от прежнего документа в доме Николаевых осталась лишь одна обложка. Многие машины Николаева серийно выпускались на разных заводах.

В 1957–1959 гг. Аркадий Николаев принял участие в 3-й Советской антарктической экспедиции, и под его руководством впервые в мировой истории был открыт Полюс недоступности Антарктиды. За это ему было присвоено звание «Почетный полярник СССР», а Президиум Верховного Совета СССР наградил его Орденом Ленина.

Удачливый гонщик, отважный полярник и талантливый конструктор Аркадий Николаев умер 14 марта 1987 года, пережив несколько инфарктов и инсульт, он очень ярко жил и слишком щедро себя тратил.

Шнекороторная машина ЛФМ-РФД-ГПИ-66. 1968 г.
Шнекороторная машина ЛФМ-ГПИ-72 (1971 г.) на выходе на песчаный пляж под Горьким
Проект роторно-винтового вездехода на воздушной подушке РВВ-ВП ГПИ-68. 1968 г.
Проект гусеничного транспортера-вездехода ГТВ-110А грузоподъемностью 110 т по заказу ВНИИСТ
Бурильно-крановая машина БКГМ-АН (1949 г.) на шасси ГАЗ-67Б
Бурильно-крановая гидравлическая машина БКГМ-ГПИ-31 на базе тягача М1. 1956 г.
Бурильно-гидрографические машины БГМ-ГПИ-45А у корпуса НИИ РАЛСНЕМГ
Фрезерный траншеекопатель ФТ-ГПИ-38 на базе трактора ДТ-54. 1959 г.
Дисковая фрезерная машина ДФМ-ГПИ-26. 1953 г.
Разрыхлительно-подогревающий агрегат СУМ-ГПИ-39 в составе комплекса для разработки снега СУМ-ГПИ-39-40. 1962 г.
Ледово-фрезерная машина ЛФМ-ГПИ-29. 1956 г.
Шнекороторная машина ВМ-99. 1976 г.
Роторно-винтовой вездеход на воздушной подушке РВВП-68. 1968 г.
Проект пятиместного универсального колесно-роторно-винтового вездехода (1970-е гг.) грузоподъемностью 500 кг и полной массой 2,5 т. Двигатель ЗМЗ-53. Скорость на плаву до 12 узлов
Гусеничный плавающий снегоболотоход ГПИ-23. 1951 г.
Бурильно-крановая машина БКГМ-АН-63. 1954 г.
Грунтово-фрезерная машина-траншеекопатель ФТК-ГПИ-35. 1954 г.
Фрезерный траншеекопатель ФТК-ГПИ-25 с кабелеукладчиком. 1952 г.
Ледово-фрезерная машина ЛФМ-1 (1955 г.) на шасси ГАЗ-69А для срезания ледовых неровностей в виде бугров, ропаков и торосов высотой до 1,5 м при строительстве ВПП на льду. Производительность – 110–120 м[sup]2[/sup] льда в час
Дисковая фрезерная машина ДФМ-ГПИ-26А. 1955 г.
Виброуплотнитель СУМ-ГПИ-40 в составе комплекса СУМ-ГПИ-39-40. 1962 г.
Ледово-фрезерная машина ЛФМ-ГПИ-29А. 1960 г.
Вариант машины 1970-х годов с кабиной от ГАЗ-53 для ледовых аэродромов
Сын Аркадия Николаева Андрей пошел по его стопам. Став инженером-механиком, он занимался строительством взлетно-посадочных полос на дрейфующих льдах. Для этого он создал две машины и занимался их испытанием на Северном полюсе.
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен