Опубликовано: ГП 06-2005

 

Тест-драйв полноприводного вездехода «Вектор», журнал «Грузовик Пресс»

«Паровозик» из... Дмитрова
Тест-драйв полноприводного вездехода «Вектор»

Д. Нестеров, К. Ушанов, фото К. Ушанова

В одном из номеров нашего журнала мы познакомили вас с новой разработкой отечественных конструкторов – полноприводным вездеходом «Вектор» на шинах сверхнизкого давления. Но одно дело ознакомиться с общим описанием машины и совсем другое – опробовать ее в «полевых условиях». Нашей тест-группе посчастливилось участвовать на одном из этапов испытаний вездехода, которые проводились на Дмитровском автополигоне в рамках подготовки экспедиции к Южному полюсу Земли (экспедиция должна была состояться в декабре 2004 года).

Перед началом работы стоял один из главных вопросов: сколько топлива расходует автомобиль на различных режимах работы? Актуальность этого заключается в том, что вездеходы используются там, куда обычным автомобилям «вход заказан». Как правило, до ближайшей АЗС расстояние может быть от нескольких десятков до тысячи километров. Следовательно, на борту вездехода должно быть количество топлива, необходимое для бесперебойной работы двигателя на всем протяжении маршрута. Но помимо этого должно оставаться место и для полезной нагрузки, будь то научное оборудование, продукты питания и пр.

Тест-драйв полноприводного вездехода «Вектор», журнал «Грузовик Пресс»
Тест-драйв полноприводного вездехода «Вектор», журнал «Грузовик Пресс»
Техническая характеристика «Вектора» 8x8
Количество мест 8…10
Габаритные размеры, мм:
  • длина
  • ширина
  • высота
  • база

7280
3200
2800
1700х3
Снаряженная масса, кг 3000
Полная масса, кг 4000
Грузоподъемность, кг 1000
Двигатель Toyota
Тип Турбодизель
Рабочий объем, л 2,5
Мощность, кВт (л.с.) 67(91) при 3500 мин–1
Крутящий момент, Н·м 226 при 2400 мин–1
Коробка передач Механическая, пятиступенчатая с понижающим рядом передач
Колесная формула 4х4 с подключаемым передним мостом
Подвеска Независимая
Рулевое управление С гидроусилителем
Шины 1300х600…533
«Вектор» «обут» в шины низкого давления
Задняя часть рамы «Вектора» с фаркопом
Педальный блок колесного вездехода
Рычаг и тяга привода КП
Передняя часть «хребтовой» рамы «Вектора»
В передней части потолка салона – люк, в основном используется как аварийный

«Вектор» – машина в своем роде необычная, типовая методика проведения испытаний в отношении топливной экономичности для автомобилей здесь неприменима. Поэтому специалисты ФГУП НИЦИАМТ совместно с представителями ООО «Полюс-Вектор» смоделировали несколько режимов движения вездехода в зимних условиях. Среди них движение автомобиля с полной нагрузкой по пересеченной местности с различной толщиной снежного покрова и на различных скоростях, движение на 10%-ном подъеме в составе автопоезда. Испытания проводились с различными массами и на разных режимах работы трансмиссии.

Подвеска с дисковыми колесными тормозами
Двигатель «Вектора» от Toyota
А садиться в «Вектор» неудобно: не хватает лесенки
В салоне всего 6 мест для сидения

Результаты оказались, прямо скажем, неоднозначными. С одной стороны, «Вектор» отличился весьма умеренным «аппетитом» (расход топлива на автомобиле полной массой 4000 кг составил не более 35 л на пересеченной местности). А с другой – выявились некоторые конструкторские промашки. Например, двигатель. В качестве силового агрегата для «Вектора» конструкторы выбрали японский турбодизель Toyota 2L-T мощностью 91 л.с. и максимальным крутящим моментом 226 Н·м. Эти двигатели используются на внедорожниках Toyota Land Cruiser. Но если для японского автомобиля этот двигатель по техническим характеристикам на борту оптимален, то для российского вездехода он явно слабоват. В составе автопоезда полной массой чуть более 6 т тяговые характеристики автомобиля изменились, причем в худшую сторону. Так, резко упали динамические показатели, а расход топлива подскочил больше чем вдвое по сравнению с одиночным автомобилем. Но выбор двигателя обусловлен конструкцией трансмиссии «Вектора». Более мощный мотор может ее «скрутить». Ведь на вездеходе используются раздаточные коробки ВАЗ-21213 и редукторы ВАЗ-2103, рассчитанные на работу с двигателями Волжского завода. При выборе агрегатов трансмиссии, впрочем, как и всех остальных узлов и агрегатов машины, ставка была сделана на максимальное уменьшение веса.

Днище вездехода полностью загерметизировано
Подвеска передних управляемых колес
Контрольные измерения обзорности внутри салона «Вектора»
Те же замеры, только снаружи

Качество использованных материалов и механизмов автомобиля тоже оставляет желать лучшего. Так, в течение испытаний постоянно перегревались агрегаты трансмиссии, переключение передач осуществлялось с повышенными усилиями. Отдельно стоит отметить рулевое управление. Мало того что машина постоянно «рыскает» и стремится уйти с траектории, так еще на малых скоростях весьма затруднительно повернуть руль. Такое впечатление, что гидроусилитель на этой машине отсутствует напрочь.

Результаты испытаний «Вектора» 8x8
Масса автомобиля, кг 4000 4700 6450
Расход топлива при движении по скоростной дороге, л/100 км 34,0   73,4
Средняя скорость движения, км/ч 25,6   21,0
Включенная передача КП 4   2...3
Толщина снежного покрова, мм 90   210
Расход топлива при движении по булыжной дороге, л/100 км 26,3    
Средняя скорость движения, км/ч 22,7    
Включенная передача КП 4    
Толщина снежного покрова, мм 20    
Расход топлива при движении на подъеме 10%, л/100 км   128,6 154,0
Средняя скорость движения, км/ч   16,2 15,7
Включенная передача КП   2 2
Толщина снежного покрова, мм   23 23
Атмосферные условия при проведении испытаний
Температура, °С –6…–8
Скорость ветра, м/с 1…3
Атмосферное давление, ГПа 985
Относительная влажность, % 79

В салоне «Вектора» уютно, тепло даже в очень холодное время. Этому способствует расположение двигателя и наличие автономного отопителя Webasto. Двигатель автомобиля установлен в салоне за водительским креслом и отгорожен от остальной части салона термоизоляционным коробом – для удобства его обслуживания. А теперь очередная ложка дегтя: ну очень шумно! При движении даже на средних оборотах двигателя в салоне невозможно разговаривать, а при максимальных оборотах начинает болеть голова. Дополнительная шумоизоляция здесь пришлась бы кстати.

Как мы уже отмечали, «Вектор» – автомобиль необычный и перспективный. Жаль, что в процессе испытаний выявляются недочеты, которых можно было избежать еще на стадии проектирования. Но мы надеемся, что недостатки будут учтены в будущем и вездеход «Вектор» окажется востребованным в различных отраслях, будь то МЧС, наука, армия, которые особо нуждаются в подобной высококачественной технике.

Тест-драйв полноприводного вездехода «Вектор», журнал «Грузовик Пресс»

P.S.: Однажды по телевидению показали передачу, посвященную сочлененному вездеходу «Витязь» с широкими гусеницами, работающему в трех плоскостях. Коллектив СКБ под руководством Главного конструктора Константина Осколкова начал эту интереснейшую работу в 1971 году. Машина уникальная. Несколько лет подряд на полигоне 21 НИИИ АТ МО РФ, что в подмосковных Бронницах, на выставке автомобилей двойного назначения российские военные демонстрировали возможности этого автопоезда. Может быть, и «Вектор» через некоторое время (думаем, гораздо меньшее, чем «Витязь») станет колесной версией этого уникального универсального автопоезда. Во всяком случае, есть над чем задуматься создателям вездехода на шинах низкого давления.

Котляренко Владимир Иванович, генеральный директор ФГУП НИЦИАМТ

Идея создания такого автомобиля, как «Вектор», созрела очень давно. Я тогда работал в НАМИ, и мы совместно с редакцией журнала «Техника молодежи» организовывали различные автомобильные пробеги, конкурсы самоделок, причем именно в таких городах, как Тюмень, Сургут. В те времена в этих регионах широко применялись гусеничные транспортеры ГАЗ-47 и ГАЗ-71, которые сильно нарушали экологический баланс тундры своими гусеницами, особенно в летний период. На этих транспортерах и на охоту ездят, и на рыбалку. А наш человек, управляющий этой техникой, по колее ехать ведь не может, рядом с ней «шарашит» и губит ту же самую тундру.

«Вектор» же снабжен шинами низкого давления. От применения на нем камер отказались сразу – проскальзывают и колкие, да и к колесному диску крепить камеры как-то надо. А шины низкого давления – нормальные шины с двухслойным кордом и на диск «садятся» хорошо. Разработчик этих шин – фирма «ТРЭКОЛ». Ее сотрудники раньше работали в НАМИ и НИИШПе. Сначала эти шины производили в Днепропетровске, на Украине, затем в России, в Нижнекамске (Республика Татарстан), а теперь их привозят из Белоруссии, поскольку они там дешевле.

Шины низкого давления – вещь уникальная. Они сами адаптируются к грунту. Давление гусеницы в районе опорных катков доходит приблизительно до 40 кПа, может быть, чуть больше. А в шинах низкого давления – 20 кПа, и с такой же нагрузкой они давят на грунт. Правда, есть одна неприятность в их использовании: как только в одном из восьми колес «Вектора» происходит снижение давления, машина начинает плохо управляться. Но мы думаем над решением этой проблемы. На автомобиль можно установить централизованную систему подкачки, пока на данной модели «Вектора» этого нет.

Вообще этот автомобиль создавался для работы на полюсе для экспедиции известного российского ученого-полярника, заместителя председателя Государственной думы Артура Челенгарова. Правда, в Антарктиде его команда справилась со своей задачей без нас.

Но это не значит, что проект «Вектор» останется нереализованным. Мы сейчас усиленно работаем над модернизацией колесного вездехода. Проводим определенные испытания и исследования. Я думаю, что «Вектор» будет использоваться и полярниками, и службами МЧС, и для многих других целей.

Боенков Александр Ильич, генеральный директор Дмитровского филиала ГУ НПО СТиС МВД

Когда нашему предприятию предложили изготовить автомобиль «Вектор», мы сразу согласились. Действительно, автомобиль очень интересный. Как нам кажется, мы выполнили задачу и даже перевыполнили. Получился автомобиль не только для экспедиций в Антарктиду, а универсальный колесный вездеход. Мы еще не пробовали, но мне кажется, что он еще и плавать будет: днище у «Вектора» полностью герметизировано. Этот образец изготовлен зимой и лета пока не видел – ведь его собирали для Антарктиды. У него большой объем кузова внутри. Силовой агрегат расположен тоже внутри, т.е. его обслуживание можно производить, не выходя из машины, что важно при работе в климатических условиях с низкой температурой и сильными ветрами.

Конечно, мотор Toyota мощностью 90 л.с. слабоват для этой машины, но это же прототип, на котором проверяются все огрехи конструкции. А следующая машина будет уже с колесными редукторами. Идет дальнейшая модернизация вездехода: скорее всего мосты будут от «Соболя», приводы с карданчиками и т. д. Попробуем установить ветровые стекла панорамного типа. Есть и специфика в управлении этим автомобилем – немного «водит» по дороге. Это происходит из-за эластичности шин низкого давления.

Есть проблемы и с эргономикой, обзорностью. Но и они решаются: проводим определенные замеры рабочего места водителя, пассажирских мест и будем думать, как повысить комфортность. Сейчас в автомобиль можно садиться только через дверь, которая расположена в задней стенке кузова, да и то сложно – нет лесенки. Мы думаем и над альтернативными вариантами посадки.

Вообще, такие вездеходы нужны не только полярникам, но и газовикам, и нефтяникам. На «Вектор» можно устанавливать и ремонтное оборудование, и диагностическое. Прорабатывается вариант модульного кузова, пикапа. Кузов вездехода несущий, и труба, как на Tatra, делает этот автомобиль универсальным. Эту трубу можно укоротить или увеличить, в общем, изменить длину машины.

Работа над этим уникальным автомобилем идет. Будем надеяться, что не напрасно.

Комментировать ... >>