Опубликовано: ГП 08-2023
Уже вполне традиционно свою новейшую технику для показа на SPbTransportFest привозят и местные перевозчики. «Горэлектротранс» на сей раз демонстрировал троллейбус «Ольгерд» белорусского производства – представителя одного из новейших типов, поступивших в Санкт-Петербург.
Курс на госзаказчика: новинки SPbTransportFest-2023
Андрей Михайлов
Фото автора

Уже в четвёртый раз в Санкт-Петербурге проходит многодневный майский транспортный фестиваль SPbTransportFest – крупнейшая в стране отраслевая выставка-праздник. Программа фестиваля включает живой гала-концерт, конкурс профмастерства водителей со всей страны, грандиозный парад ретро-транспорта, деловую программу – и, что важнее всего для нас, ещё и крупную отраслевую выставку инновационного транспорта под открытым небом на Кленовой улице, близ Цирка. Многие новинки петербургского фестиваля появятся на московских выставках только после того, как побывают в Петербурге. А кое-что приехало на фестиваль именно с расчётом на интерес петербургских перевозчиков.

Следует отметить, что, несмотря на все старания наших западных партнёров, оставить Россию без нового и современного городского транспорта у них не получилось. Производители держат санкционный удар, перестроились под новые условия и предлагают новинки – а значит, жизнь продолжается. Но появление современных, комфортабельных образцов городского транспорта в наших городах – забота местных властей. Петербургский транспортный фестиваль – то самое место, где потребитель городского транспорта, то есть транспортник и чиновник, встречаются с новинками.

К моменту, когда этот репортаж выйдет в свет, изрядная часть представленных в фестивальной экспозиции машин уже будут работать на маршрутах Северной Столицы: «Пассажиравтотранс» в рамках фестиваля заключил соглашения о тестовой эксплуатации ряда представленных на SPbTransportFest образцов. Экспозиция SPbTransportFest всегда даёт возможность улавливать тренды времени. В прошлом году выставка инновационного транспорта на Кленовой улице изобиловала газовыми автобусами на любой вкус, так как в городе вовсю шла транспортная реформа, при которой с чистого листа запустили маршруты, обслуживаемые коммерческими перевозчиками. Но после окончательного запуска «новой модели транспортного обслуживания» частные операторы городских маршрутов обновили свой парк на 100%, и в ближайшие годы попросту не будут нуждаться в новой технике.

Совсем другое дело – петербургские государственные перевозчики. Новинки этого фестиваля в первую очередь адресованы главным потребителям городского транспорта в Петербурге – «Пассажиравтотрансу» и «Горэлектротрансу», которые закупают крупные партии нового подвижного состава ежегодно, и их потребности в современной и комфортабельной технике только растут. Отсюда и широкий интерес к теме электробусов: «Пассажиравтотранс» настроен со временем отказаться от закупки дизельных автобусов, и поделить свои филиалы на «газовые» и «электрические». В 2021 году ПАТ запустил заново построенный парк под газовые автобусы на Хрустальной улице, а сейчас активно готовится к постройке нового электробусного парка на месте рекультивированной свалки в промзоне Ржевки.

«Горэлектротранс» же в последние годы развивает тему троллейбусов с увеличенным автономным ходом, а также взялся динамично обновлять ветхий трамвайный парк – поэтому в ближайшие годы ожидаются крупные поставки современных низкопольных вагонов.

Ещё один важный потребитель – небольшие города Ленинградской области. Нынешних пассажиров уже не устраивает обслуживание автобусами малого и среднего класса, и ряд областных муниципалитетов перезапускает городские транспортные предприятия совместно с привлекаемыми частными подрядчиками. Им адресованы большие низкопольные автобусы нижнего ценового сегмента – в первую очередь 10-метровые городские машины большого класса.

А ещё с постковидным открытием границ в Петербург снова двинули туристы, и для их обслуживания нужны кресельные туристические автобусы. Сейчас этот сегмент рынка плотно занят продукцией китайских производителей – и они представили на фестивале ряд своих бестселлеров и новинок.

<br>На троллейбусном кузове, уже используемом в Санкт-Петербурге, основан и белорусский электробус-гармошка E433 Vitovt Max Electro 2. Запас хода – не менее 240 километров, «ночная зарядка» батарей занимает не более 6 часов. Эта машина, как и вологодский конкурент, будет испытываться в автобусном парке №2 «Пассажиравтотранса».<p><br></p>
<br>Сочленённые электробусы – тренд этого фестиваля. Вологодская Транс-Альфа представила свой первый электробус-гармошку – «Орион», или ВМЗ-6215.02. Одиночные электробусы «Сириус» от вологжан уже работают в Рыбинске, а теперь гамма пополнилась и сочленённой моделью.<p><br></p>
<br>Также «Группа ГАЗ» привезла на SPbTransportFest недавно стартовавший в производстве «Соболь» нового поколения – модели A31S12. Продажи развозного фургона стартовали в конце 2022 года, и такие машины активно появляются на дорогах.<p><br></p>
<p><br>Ещё одна «гармошечная» новинка, на сей раз газовая, на фестивале представлена КАМАЗом. Это городской сочленённый автобус на метане КАМАЗ-6299-40-5Т, который уже демонстрировали на BW Expo прошлой осенью, а сейчас готовят к производству на НефАЗе. Он оснащён двигателем КАМАЗ-689.560-340 (бывший Cummins) и автоматической 6-ступенчатой коробкой передач.</p>
<p>Представленный образец выполнен под требования закупок Санкт-Петербурга, и также будет проходить опытную эксплуатацию в «Пассажиравтотрансе».</p><p><br></p>
<br>Другие экспонаты стенда «Группы ГАЗ» на статус новинок не претендовали: ряд премьер ГАЗовцы решили придержать до осени. Но приехал ряд уже широко известных машин: например, эта низкопольная ГАЗель City в модном металлике уже экспонировалась на петербургском фестивале в прошлом году.<p><br></p>
<br>Тёмная лошадка российского рынка электротранспорта «Синара транспортные машины» представила в Петербурге свой электробус «СИНАРА-6253». «СИНАРА-6253» оснащена 10 батарейными модулями на 312 кВт.ч, и способна преодолеть до 250 км без подзарядки. Создатели машины отмечают увеличенную высоту потолка и повышенную площадь остекления своей новинки. Также в этом кузове «Синарой» предлагается и троллейбус, на который уже нашёлся первый покупатель – Челябинск, передавший «Синаре» всю троллейбусную сеть в концессию. Ранее Холдинг СТМ занималась тяжёлой рельсовой техникой (например, в её состав входит завод «Уральские Локомотивы», выпускающий электропоезда «Ласточка»). Теперь же «Синара» покоряет рынок ГЭТ в регионах: берёт сети трамвая и троллейбуса в концессионное управление, реконструирует их и перезапускает. Производство «Синары» уже запущено в Челябинске.<p><br></p>
<p><br>Одна из самых интересных новинок фестиваля – троллейбус «Пересвет» от Volgabus и ООО «Транспортные решения». Новый троллейбус делит кузов с серийным автобусом 5270, а электрооборудование разработано совместно с петербургскими ООО «НПП ЭПРО» и ООО «Системы автономной энергии», а также белорусской компании «НГК».</p>
<p>«Пересвет» оснащён NMC-батареей, дающей возможность автономного хода от 20 до 40 километров. Подзарядка батарей производится как на ходу от троллейбусной сети, так и от 380В промышленной сети на территории парка.</p>
<p>За всю долгую историю волжского автобусного производства это второй опыт с «рогатой» машиной; первым был троллейбус в кузове алюминиевого «Ситиритма-15», выпущенный совместно с заводом ВЭТА 15 лет тому назад.</p><p><br></p>
<br>Помимо «Пересвета», на фестиваль привезли вполне серийный автобус среднего класса на китайской агрегатной базе Volgabus-4298G4. Сейчас доступны две модификации, и обе – газовые, под КПГ и СПГ. За прошедшее с момента запуска модели в производство время маленький «Волгабас» получил новый, более нарядный кожух ГБО, и новую цифровую приборную панель. Автобусы этой модели, помимо Санкт-Петербурга, уже эксплуатируют в Ярославле, Петрозаводске, Новокузнецке, а скоро они появятся в Астрахани.<p><br></p>
<br>Также на фестиваль привезли в очередной раз обновлённый большой городской автобус модели 5270. Он получил новую переднюю маску, которую ранее использовали только на электрических «Волгабасах», а борта кузова – выполнили из композита. Интересно, что представленная на фестивале машина – своего рода сертификационный мул, предназначенный для полигонных испытаний. Он одновременно оснащён двумя видами газобаллонного оборудования – традиционными баллонами под КПГ на крыше, и криобаком под СПГ в корме.<p><br></p>
<p><br>Павловский автобусный завод представил две более приземлённых машины нового семейства Citymax-9. Белый образец – очень интересная новинка: это первый газовый «Ситимакс», работающий на метане. В моторном отсеке – газовая модификация новейшего мотора ЯМЗ-535, который скоро заменит в производстве нынешний ЯМЗ-534. Запас хода на одной заправке метаном – не менее 500 километров.</p>
<p>Формально «Ситимакс-9» – автобус среднего класса, который считается цивилизованной альтернативой привычным павловским автобусам для городских маршрутов.</p><p><br></p>
<p><br>Второй «Ситимакс-9», или ПАЗ-422320-04 – уже не опытный, а вполне серийный образец: производство таких автобусов началось ещё в конце 2022 года. На сегодняшний день «Ситимаксы» выпускаются именно такими: с дизелем ЯМЗ-53403 экокласса Евро-3 и собственной 6-ступенчатой автоматической коробкой ГАЗ-1К0806.</p>
<p>Представленный на фестивале образец лазурного цвета подготовлен заводом для тестовой эксплуатации в «Пассажиравтотрансе».</p><p><br></p>
<p><br>Перевозчиков из Ленинградской области и других регионов должен заинтересовать дешёвый городской автобус из Кургана, КАвЗ-4270-82 с низким полом в обеих дверях и дизелем ЯМЗ-536.</p>
<p>По 220-ФЗ такой автобус с длиной, чуть превышающей 10 метров, соответствует большому классу, и его эксплуатация допускается на маршрутах под стандартные 12-метровые городские автобусы.</p><p><br></p>
<br>Ещё одна новинка 2022 года, приехавшая и на фестиваль в 2023-м – ликинский электробус e-Citymax 12. Прямо сейчас на ЛиАЗе строят дизельный автобус в таком кузове нового поколения, который получит и новый дизельный двигатель из Ярославля, который заменит в линейке актуальный 6-цилиндровый ЯМЗ-536. Планируется, что широкой публике большой «Ситимакс» с ДВС покажут осенью.<p><br></p>
<p><br>Одна из самых интересных премьер фестиваля прибыла из Минска: это новый 10-метровый городской автобус МАЗ-210. По российским законам он соответствует большому классу и равен 12-метровому МАЗ-203, но технически представляет собой несколько «растянутый» в длину бестселлер МАЗ-206.</p>
<p>В моторном отсеке – 4-цилиндровый дизель Weichai WP4, автоматическая коробка передач – 6-ступенчатая Fast Gear FC6A. Выпуск и того, и другого уже развёрнут в Беларуси на совместных с китайскими компаниями заводах. Ближе к закрытию фестиваля минчане спешно увезли «210» – как оказалось, спеша на следующую выставку в Москву.</p><p><br></p>
<br>Другой новинкой от МАЗа стал аэродромный электробус МАЗ-271Е01. Условия эксплуатации перронных автобусов в аэропортах с небольшими пробегами и закрытыми территориями просто обязывали обратиться к электротяге – и минский завод стал первым в бывшем СССР, предложившим такую машину потребителям. Впрочем, в последние годы МАЗ – едва ли не монополист в области перронных автобусов: конкуренты в автопроме такие машины давно не предлагают, и соревнуются за покупателя минчане либо с западноевропейскими, либо с китайскими конкурентами. Вероятно, представленный на фестивале образец МАЗ-271Е01 направится для работы в петербургский аэропорт «Пулково».<p><br></p>
---------------------------------------
<p><br>Помимо электробуса, от ПК «Транспортные Системы» отметился и ряд трамвайных экспонатов, уже эксплуатируемых  в Санкт-Петербурге.</p>
<p>Партия двухсекционных 19-метровых трамваев 71-923М «Богатырь-М» с прошлого года поставляется «Горэлектротрансу» на замену высокопольным вагонам устаревших типов.</p><p><br></p>
<br>«Витязь-М» от ПК «Транспортные системы» широко известен жителям обоих российских столиц: «Транспортные системы» выпустили уже более 500, из них 464 единицы работают в Москве, и 43 – в Петербурге<p><br></p>
<p><br>Помимо автобусных новинок, Минский автозавод представил на фестивале и новинку прошлого года: среднетоннажный электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ, разработанный совместно с белорусской  Академией наук.</p>
<p>В основе электрического грузовика – широко известная модель 4381 «Корнет» с незначительными изменениями во внешности, и значительными – в содержании. Асинхронный электродвигатель – производства Могилёвлифтмаша, батареи – также белорусские. Запас хода – около 200 километров без учёта жидкостно-электрического отопления.</p><p><br></p>
<p><br>Сразу гроздью электрических пассажирских машин отметилось ПК «Транспортные системы». Самый яркий из экспонатов – электробус 62181 «Генерал», дальнейшее развитие популярного троллейбуса «Адмирал».</p>
<p>В «Генерале» сочетаются сразу три типа зарядки: он может заряжаться по ночной модели «от розетки», от токоприёмников на ходу, как троллейбус, или от быстрых зарядных станций, подобно московским электробусам. Запас хода у «Генерала» – до 100 километров на одной зарядке, время заряда батарей – до двух часов. В июле «Генерала» ждут на испытаниях с пассажирами в Череповце.</p><p><br></p>
<p><br>А вот трёхсекционный 27-метровый трамвай 71-932 – петербургская новинка. «Невский» – дальнейшее развитие «Витязя-М», но выполнен двусторонним и с более крупными головными секциями от трамвая-гиганта 71-934 «Лев».</p>
<p>Сейчас такие вагоны повышенной вместимости эксплуатируют в окрестностях закрытой на ремонт станции «Ладожская» – для этого и был закуплен десяток «Невских».</p><p><br></p>
<p><br>Среди отечественных новинок сиротливо притаился экспонат «Пассажиравтотранса» – электробус MAN Lion’s City 12 E, пришедший на испытания в самом начале 2022 года.</p>
<p>После завершения тестовой эксплуатации и ухода MAN с российского рынка уже растаможенную свежую иномарку «Пассажиравтотранс» выкупил себе – в первую очередь, как образец современной западной техники, который можно использовать в качестве ориентира для собственных поставщиков.</p><p><br></p>
<br>Миниатюрные электрические «Муравьи» от Туламашзавода – грузовой и прогулочный электрический<p><br></p>
<br>Смоленский «Завод КДМ» представил на фестивале две коммунальных машины. Первая – мусоровоз СМ 22-02 на китайском шасси SHACMAN SX32586 (семейства X3000) с установкой объёмом 22,8 м3. Мусоровоз на китайском шасси должен стать альтернативой для частных операторов по вывозу и переработке мусора, которые не готовы работать с отечественной техникой, но потеряли возможность приобретать западную.<p><br></p>
<p><br>Компания «Соллерс-Алабуга» и их петербургский дилер, автохолдинг «Аларм-Моторс» представил на SPbTransportFest автомобиль скорой помощи класса С, или реанимобиль, на базе своей новинки – фургона Sollers Atlant, клона китайского JAC Sunray. Автомобиль переоборудован в медицинский силами ульяновской компании «Автодом». Также производитель заявляет, что в линейку медицинских автомобилей на базе Sollers Atlant входят и машины более «лёгких» классов А и В.</p>
  
<p>Производство «Атлантов» налажено в Елабуге на заводе, где до 2022 года выпускали семейство автомобилей Ford Transit. В рамках фестиваля представленный реанимобиль торжественно передали в дар городу Санкт-Петербургу.</p><p><br></p>
<br>Компания «Автоспецтяж Плюс» представила на фестивале тяжёлый тягач Sitrak C7H колёсной формулы 6х4. «Автоспецтяж» специализируется на перевозках крупногабаритных и тяжеловесных грузов, и в прошлом году закупила пробную партию китайских лицензионных копий MAN с двигателями на 540 л.с.<p><br></p>
<br>Другой экспонат SPbTransportFest от смоленского «завода КДМ» – мультифункциональная дорожная машина ЭД-244КМА на двухосном шасси КАМАЗ-53605, адаптированная для монтажа разнообразного навесного оборудования: снегоуборочного, поливомоечного, соле- и пескоразбрасывающего, а также для обработки проезжей части реагентами и мойки дорожных барьеров и знаков. На фестивале машина укомплектована оборудованием под работу в летний период.<p><br></p>
<br>Мобильная зарядная станция для электромобилей Electropoint Мобил на шасси IVECO Daily 40-140, работающая от СПГ, представлена на фестивале петербургским АО «Криогаз». Впрочем, шасси под такой установкой может быть совершенно любым: производитель предусматривает её монтаж на любую базу полной массой от 3,5 до 5 тонн.<p><br></p>
<br>Дилер ООО «ПаратАвто-М» привёз на петербургский фестиваль автобус Ankai A9 – китайский, но подозрительно похожий на Setra 400-й серии. Автобус оснащён 10-литровым дизельным двигателем Weichai WP10.375E53, который соответствует экоклассу Евро-5, и коробкой передач Qijiang (лицензия ZF). Такой Ankai может вместить 51 пассажира.<p><br></p>
<p><br>Китайцы не стоят на месте, и тоже предложили свой вариант доступного городского автобуса с низким полом. Это 10,5-метровый King Long XMQ6106G, соответствующий «большому классу» согласно 220-му ФЗ.</p>

<p>«Кинг Лонг» оснащён 6-цилиндровым дизелем Yuchai на 245 лошадиных сил. Стандартно машина оснащается механической коробкой передач, «автомат» – опция под заказ. Пневматическая подвеска – тоже опция: в дешёвых исполнениях такая модель вполне может быть и рессорной.</p><p><br></p>
<br>Новинка прошлого года – пригородный-междугородный Yutong ZK6127HQ повышенной вместимости. Сейчас он предлагается с дизелем Cummins ISL в паре с 6-ступенчатой коробкой передач Fast Gear.<p><br></p>
<br>Потеснить довольно возрастную модель 6122 на пальме первенства должна модель-наследник ZK6128H. Сейчас «турист» на 51 или 53 пассажирских места предлагается с дизелем Weichai WP10 в паре с 6-ступенчатой «механикой» Fast Gear.<p><br></p>
<p><br>Туристический автобус King Long XMQ6129Y уже хорошо известен нашим перевозчикам – он представлен на нашем рынке уже больше десяти лет, и за эти годы пережил несколько модернизаций.</p>

<p>Сейчас на нашем рынке этот «китаец» предлагается с дизельным двигателем Cummins ISLe в паре с механической коробкой передач на 6 ступеней.</p><p><br></p>
<br>«Турист» от Yutong модели ZK6122H9 уже не первый год – бестселлер российского рынка: расхватывают их, словно горячие пирожки. Сейчас такие автобусы предлагаются с дизелями Cummins ISL, либо Weichai WP10, механические коробки передач – Fast Gear либо Qijiang.<p><br></p>
Комментировать ... >>