Опубликовано: ГП 04-2023

Новым троллейбусам - БЫТЬ!


Даниил Минаев
фото автора

Холдинг СТМ запустил завод по производству колёсного электрического транспорта.

Холдинг «Синара – Транспортные Машины» (СТМ, входит в Группу Синара) открыл новое производство – «Челябинский завод городского электрического транспорта» (ЧЗГЭТ). Официальный старт работы завода дали губернатор Челябинской области Алексей Текслер, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, глава города Челябинска Наталья Котова, генеральный директор Группы Синара Михаил Ходоровский, генеральный директор холдинга СТМ Виктор Леш

Официальный старт работы завода дали губернатор Челябинской области Алексей Текслер, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, глава города Челябинска Наталья Котова, генеральный директор Группы Синара Михаил Ходоровский, генеральный директор холдинга СТМ Виктор Леш

Паспортные данные

За восемь месяцев на площадке в Челябинске было организовано производство по выпуску городского электрического транспорта – троллейбусов, а в перспективе электробусов. Общая площадь завода составляет около 13500 м2. Рабочее пространство делится на несколько технологических участков: заготовительное производство, сварочный участок (включает 14 сборочно-сварочных постов), антикоррозионная обработка каркаса кузова, сборка, а также диагностический комплекс, в который входит испытательный блок и сдаточный участок.

До конца года штатная численность работников ЧЗГЭТ составит до 400 человек, однако в дальнейшем она будет увеличена до 700 сотрудников. Общая сумма инвестиций в проект составила 1,2 млрд рублей.

Производственная мощность завода составляет 350 единиц в год. Со слов генерального директора холдинга, при наличии определенного спроса на продукцию возможно расширить показатели завода до 1200 машин ежегодно. Первая партия троллейбусов изготавливается именно для Челябинска. 20 транспортных средств из 168 законтрактованных уже практически готовы.

Холдинг СТМ на протяжении последних лет активно участвует в процессе модернизации систем общественного транспорта российских городов. Так, в октябре 2021 года было заключено концессионное соглашение, по условиям которого все троллейбусные линии Челябинска будут приведены в соответствие с современными нормами и правилами, модернизация коснётся и депо, в итоге город получит 168 инновационных полностью низкопольных троллейбусов. Часть из них будет оснащена дополнительной опцией автономного хода до 20 км, это позволит расширить и доработать некоторые маршруты с учётом сложившейся застройки и развития территорий.

Наша справка

«Синара-Транспортные Машины», СТМ - дивизиональный машиностроительный холдинг Группы Синара, объединяет научно-технический и производственный потенциал российских предприятий по инжинирингу, производству, сервисному обслуживанию железнодорожной техники и дизельных промышленных установок. Также оказывает услуги тяги, предоставляет в аренду локомотивы и путевую технику, содержит железнодорожные пути и инфраструктуру.

Группа Синара – диверсифицированная компания, объединяющая предприятия различной отраслевой направленности. Приоритетными бизнес-направлениями являются транспортное машиностроение, девелопмент, финансовые услуги.

Всего за 8 месяцев ремонтно-механический цех Челябинского трубопрокатного завода преобразился до неузнаваемости
Всего за 8 месяцев ремонтно-механический цех Челябинского трубопрокатного завода преобразился до неузнаваемости

Финансирование столь амбициозного проекта состоялось при поддержке Правительства Российской Федерации. Была подписана концессия, источником являются средства инфраструктурных бюджетных кредитов. А Группа Синара, вложив свои средства, оперативно организовала производственную площадку в Челябинске. Это не первый опыт холдинга. Аналогичный проект с модернизацией трамвайного движения уже успешно реализуется в Таганроге. Ещё «Синара – Городские Транспортные Решения» участвует в обновлении трамвайных линий и подвижного состава в Краснодаре, рассматривает возможность модернизации трамвайной инфраструктуры Ростова-на-Дону.

«Продукция будет востребована не только в Челябинской области, но и в других регионах страны», – сказал на торжественном открытии завода замглавы Минпромторга России Альберт Каримов.

Заглянем в цеха

Всего за 8 месяцев бывший ремонтно-механический цех Челябинского трубопрокатного завода преобразился до неузнаваемости. Из депрессивной промзоны, практически не используемой около тридцати лет, вырос «сад».

Производство современное, высокотехнологичное, позволило создать дополнительные рабочие места для жителей Челябинска. Однако с учётом специфики этого крупного уральского промышленного центра, на начальном этапе возникли проблемы с подбором высококвалифицированного рабочего персонала. Дело в том, что на сегодняшний день в Челябинске функционируют сотни(!) производственных предприятий, в том числе машиностроительных. Поэтому рекрутировать толкового токаря, сварщика, фрезеровщика, да и слесаря-сборщика бывает непросто, особенно компанией, новой для этого города.

Кузов в процессе сборки
Процесс сварки фермы на стапеле
Вид сверху на накрышное оборудование троллейбуса

Машина

Холдинг СТМ объявил о начале производства колёсного городского транспорта в июне 2022 года, представив троллейбус собственной конструкторской разработки «СИНАРА-6254». Летом прошлого года был презентован электробус «СИНАРА-6253». Обе машины входят в одно семейство городского колёсного транспорта и отвечают всем современным требованиям. В портфеле компании на базе этого пассажирского кузова, имеются и проекты автобусов: дизельного и газового.

Холдинг СТМ объявил о начале производства колесного городского транспорта в июне 2022 года, представив троллейбус собственной конструкторской разработки «СИНАРА-6254» Холдинг СТМ объявил о начале производства колесного городского транспорта в июне 2022 года, представив троллейбус собственной конструкторской разработки «СИНАРА-6254»
Техническая характеристика троллейбуса СИНАРА-6254
Полная масса, кг 18 000
Длина, мм 12 582
Ширина, мм 2 550
Высота по кузову, мм 3 395
Дорожный просвет, мм 140
Высота с опущенным токоприемником, мм 3 650, не более
Нагрузка на переднюю / заднюю ось, кг 6500 / 11500
Пассажировместимость, чел. 90, из них 37 сидячих мест
Автономный ход, км до 80
Максимальная скорость, км/ч 70
Ёмкость накопителей энергии, кВтч 93
Подвеска Пневматическая
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная с ABS, ASR
Колесная формула 4х2

****

Летом прошлого года был презентован электробус «СИНАРА-6253» Летом прошлого года был презентован электробус «СИНАРА-6253»
Техническая характеристика троллейбуса СИНАРА-6253
Полная масса, кг 18 000
Длина, мм 12 470
Ширина, мм 2 550
Высота по кузову, мм 3 395
Дорожный просвет, мм 140
Высота с опущенным токоприемником, мм 3 650, не более
Нагрузка на переднюю / заднюю ось, кг 6500 / 11500
Пассажировместимость, чел. 80, из них 37 сидячих мест
Автономный ход, км до 250
Максимальная скорость, км/ч 70
Ёмкость накопителей энергии, кВтч 312
Подвеска Пневматическая
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная с ABS, ASR
Колесная формула 4х2

Троллейбус для Челябинска оборудован USB-слотами для зарядки мобильных устройств, системами информирования, откидной аппарелью (для маломобильных групп населения), дополнительным освещением, а также климатическими системами, обеспечивающими комфортную температуру внутри салона вне зависимости от времени года. Современная система управления электродвигателем обеспечивает максимальную общую энергоэффективность троллейбуса в среднем на 15% выше, чем у аналогов (согласно данным производителя техники). Количество посадочных мест в салоне увеличено до 33, расширенные дверные проемы (1400 мм по каркасу) гарантируют эффективный пассажирообмен, включая маломобильные группы населения. Для них также предусмотрена функция книлинга – возможность наклона корпуса машины на остановках.

Эргономичное рабочее место водителя

Стоит отметить титанические усилия создателей машины, сумевших в сжатые сроки провести её сертификацию. К электротранспорту на этом этапе предъявляются высокие требования. Помимо базовой электробезопасности проводится анализ электромагнитных излучений, которые могут быть вредными для пассажиров. В рабочем моменте это потребовало замены некоторых поставщиков компонентов. Непростая работа была проведена по оптимизации фермы кузова. С одной стороны, согласно требованиям, масса «теплицы» в сборе не должна превышать 11 т, и это с учётом тяжёлого накрышного оборудования. При этом необходимо обеспечить эксплуатационную надёжность кузова, постоянно испытывающего знакопеременные динамические нагрузки от дороги, и это с учётом пассажировместимости почти в сотню человек.

Позаботились и о дизайне. Современно, лаконично.

Взгляд из пассажирского салона: у «Синары» действительно много сидячих мест в зоне низкого пола, в зависимости от компоновки – до 34 мест
Комментировать ... >>