Опубликовано: ГП 02-2023
Подозрительный монополист

Тест-драйв: ГАЗ A31S12 Соболь NN

Даниил Минаев, Юрий Петров
фото авторов
ГАЗ A31S12 Соболь NN
Начало продаж в России декабрь 2022 года
Цена от 2 695 000 руб.

Автомобиль вне конкуренции или без конкурентов? Разве такое возможно? Увы, это реалии нашего сегодняшнего автомобильного рынка. Сегмент микроавтобусов, минивэнов и компактных грузовых фургонов практически пустует, за редкими исключениями. И тут, появление новинки из Нижнего Новгорода – действительно знаковое событие!

Водительское сиденье имеет регулировки по 18 направлениям

Итак, передо мной зверь по имени Соболь, согласно спецификации модели ГАЗ A31S12, а согласно торговому наименованию Соболь поколения NN, то есть третьего по счёту среди лёгких горьковских грузовиков и микроавтобусов. Именно этот пушной семейства куньих пропустил в своём роду второе поколение NEXT, весьма популярное на российских дорогах среди парнокопытных родственников более высокого тоннажа.

А кто с ним в компании коллег? Легендарно-классический УАЗ семейства СГР (старый грузовой ряд – согласно наименованию изготовителя) и немногочисленные клоны китайского JAC Sunray – новичок Sollers Atlant и не совсем новенький МАЗ-3650. Все другие хоть сколь-нибудь похожие автобусики, фургончики и «вэны» пока от нас уехали, надеюсь, не навсегда. Дальше – больше. Новый Соболь, в былые времена, отобрав на пару со старшей ЦМФ-Газелью кусок рыночного пирога у Спринтера и Транзита, был бы с большой натяжкой конкурентом не только машинам концерна «Стеллантис», корейским Стариям или немецким Транспортерам, но и самому себе в первом поколении. Потому что новинка ощутимо крупнее и вместительнее, хоть и не прибавила в официальных показателях грузоподъёмности. Визуально это короткая Газель NN с цельнометаллическим кузовом, если бы не односкатная ошиновка заднего моста.

Мультимедийная система с цветным 9-дюймовым дисплеем умеет ориентироваться на местности
Блок управления климатом хорош, но пиктограммы на кнопках мелковаты, на ходу придётся присматриваться

В заводской гамме

По состоянию на начало февраля 2023 года покупателям доступны три версии нового Соболя. Основная версия: цельнометаллический фургон А31S12-420 полной массой 3,5 тонны за 2 790 000 руб.; облегчённый вариант: цельнометаллический фургон А31S12-420 полной массой 2,49 т. С целью снижения снаряжённой массы не имеет декоративной обивки боковин грузового отсека и фанерного настила пола, а также запасного колеса, сдвоенное пассажирское сиденье заменено одинарным, без подогрева. Паспортная грузоподъёмность – 139 (!) кг. Цена вопроса – 2,695 млн руб. Третий вариант – грузопассажирский (комби): цельнометаллический фургон А32S12-420 полной массой 3,5 тонны с 7-местной кабиной, откидными столиками в спинках передних сидений и складными спинками задних сидений для трансформации в спальное место. Этот автомобиль согласно официальному прайсу стартует от отметки 2 905 000 руб.

Нам на тест достался второй, для Москвы, пожалуй, самый беспроблемный вариант. Можно на время забыть о грузовых каркасах и пропуске внутрь ТТК.

Рабочее место водителя, разработанное группой ГАЗ в рамках концепции единого кабинного модуля грузового автомобиля, на новом Соболе смотрится солидно – постоянные модернизации как приятные сюрпризы!
Рабочее место                 водителя, разработанное группой ГАЗ в рамках концепции единого кабинного модуля грузового автомобиля,         на новом Соболе смотрится солидно – постоянные модернизации как приятные сюрпризы!
Рабочее место                 водителя, разработанное группой ГАЗ в рамках концепции единого кабинного модуля грузового автомобиля,         на новом Соболе смотрится солидно – постоянные модернизации как приятные сюрпризы!
Рабочее место водителя, разработанное группой ГАЗ в рамках концепции единого кабинного модуля грузового автомобиля, на новом Соболе смотрится солидно – постоянные модернизации как приятные сюрпризы!

На фоне рабочего и колхозницы

Ключи от красного фургона вместе с актом приёма-передачи автомобиля получаю буквально в двух шагах от южного входа ВДНХ, где помпезные «сталинки» сквозь связь поколений передают вахту практичным панельным многоэтажкам. Но всё точно наоборот с предметом нашего сегодняшнего теста, за четверть века превратившегося из утилитарного транспортного средства в отлично, даже по легковым меркам, оснащённый автомобиль.

Внешне фургон, окрашенный в стильный красный цвет с рубиновым оттенком смотрится на пять с плюсом. Дизайнеры постарались: органично вписана новая оптика, многокомпонентная декоративная решётка радиатора, подштамповка в центре капота, солидный бампер – образ цельный, запоминающийся, ничем не хуже свежих европейских моделей. На удивление легко и тихо закрываются двери, аккуратно подогнаны зазоры, отрегулированы замки: неслыханно для отечественного автопрома. Но сразу и придирка – задние распашные двери фургона способны распахнуть себя только на угол 180 градусов. Почему не на 270, как у ГАЗели NN? Все дело в коротком заднем свесе «соболиного» кузова: боковая сдвижная дверь и правая створка задней двери, будучи полностью открытыми, просто стукнулись бы друг об друга.

В кабине меня встретило шикарное подпружиненное водительское сиденье с подлокотниками и бессметным количеством регулировок, их 18, включая вылет подушки, поясничный подпор и коррекцию жёсткости с учётом веса водителя. Рулевая колонка регулируется только по углу наклона, но создаётся впечатление, что большего и не требуется, благодаря лояльности кресла устроиться можно очень удобно.

Отправлен в отставку традиционный замок зажигания, вместо него кругляш кнопки «старт/стоп», по соседству рукоятка электрического стояночного тормоза, а на экране бортового компьютера в комбинации приборов трёхмерная картинка с автомобилем, демонстрирующая в том числе незакрытые двери. Сама панель скроена функционально, с изобилием полок, ящиков и ниш. Но в этот раз действительно не бестолково одаренных, а реально подходящих для листов А4, пластиковой тары, прочих мелочей, для любимого гаджета вообще предусмотрено штатное место, и вот, например, для заводского руководства и сервисной книжки – в недрах перчаточного ящика имеется специальный бокс. 6 usb-разъёмов, гнездо прикуривателя, в дополнение рядом ещё просто 12-вольтоая розетка – приноси с собой любое оборудование, подключим, запитаем! На потолке симпатичный блок с плафонами и очешником, но в противосолнечных козырьках нет зеркальца с подсветкой – сугубо мужской автомобиль? Немного огорчает, что всё это великолепие выполнено из жесткого пластика. Хотя, с другой стороны, его же не нужно постоянно трогать руками?

Мультимедийная система с цветным 9-дюймовым дисплеем умеет ориентироваться на местности. Мне очень понравилась ещё одна крайне полезная опция «мультимедийки» – можно в электронном виде читать подробную инструкцию по эксплуатации автомобиля (на русском языке) – оценит не только молодёжь. Но вот в этом электронном царстве цифры не нашлось места камере заднего вида или хотя бы простейшему парктронику. Правда, газовцы обещают, что в скором времени они станут доступны для автомобилей семейства NN в качестве опции, а пока их можно заказать как допоборудование у любого дилера.

В городской толчее

Подкрутив электрорегулировки отличных лопухов зеркал, поёрзал на сиденье, чуть прибавил жёсткости – в путь. Информативная педаль сцепления с длинным ходом и удобный джойстик КП не требуют адаптации, вообще. Обзор мегаотличный, придраться не к чему. Однако электропривод стояночного тормоза не обучен распознавать корректное начало движения, как на большинстве иностранных автомобилей, поэтому приходится тратить время, зафиксировав педаль тормоза терпеливо ждать пока редуктор ослабит тросы. И не надо проводить аналогий с «кроколыгой» традиционного ручника, дескать её же тоже надо отпускать при трогании. Да, надо, но в умелых руках балансирование механическим рычагом стояночного тормоза это ещё и дополнительный инструмент трогания на уклоне, точной плотной грузовой стыковки с терминальным окном, а иногда и помощник на скользкой дороге или в слякоти. Электроручник пока всего этого не умеет.

Короткие низкие передачи в сочетании с довольно динамичным двигателем позволяют уверенно стартовать. Правда, вторая требует чуть больших усилий для включения, чем того ожидаешь, а между третьей и четвёртой разрыв больше, чем между другими передачами: двигателю не нужно столько оборотов на третьей, но если не подкрутить выше двух тысяч, на четвёртой он скисает. На высших передачах движка в кабине почти не слышно, автомобиль легко и непринуждённо парит в потоке, несмотря на то, что он, в общем, не маленький. Есть в этом и заслуга рулевой рейки с гидроусилителем – острое рулевое управление оборачивается всего примерно за 1,7 оборота рулевого колеса, при этом углы поворота управляемых колёс обеспечивают радиус поворота всего 5,4 метра. В ходовой части царит покой и порядок. Стабилизаторы поперечной устойчивости, многорычажка спереди, амортизаторы с удлинённым ходом и новые рессоры задней оси справляются со своими обязанностями. Во всяком случае, пока техника с иголочки. Неплохо, очень неплохо научили новый Соболёк ездить заводские специалисты…

Приёмный трубопровод топливного бака защищён кожухом, но механизм блокировки замка уязвим
В базовом оснащении зеркала с электроприводом и обогревом и электростеклоподъёмники, на тестовой машине был и обогрев ветрового стекла – нужная и полезная опция
Любимый гаджет теперь не только всегда под рукой, но и на виду

Архитектурные не излишества

Соболь третьего поколения сохранил классическую рамную конструкцию с продольным расположением двигателя и задним приводом.

Знакомый двигатель Cummins ISF 2.8s5F148 настроен на пятый экологический класс, мощность 139 «скакунов» при 3400 об/мин, крутящий момент составляет 320 Нм при 1400…2700 об/мин.

С ним в паре установлена долгожданная новая КП, 6-ступенчатая, собственной разработки. Согласно официальным заявлениям, новая КП обладает увеличенным ресурсом в 300 тыс. км и рассчитана на работу с крутящим моментом до 450 Нм. Повышающая шестая передача (0,643) должна по идее снизить расхода топлива на величину до 15%. Ещё эта КП предусматривает возможность отбора мощности для спецоборудования.

Рулевой механизм реечный, с нижним расположением рулевой рейки, пока с гидроусилителем ZF (пока из старых запасов), но это временное решение. Обещали, что ему на смену скоро придёт электроусилитель, а вместе с ним и новые ассистентские возможности. Передняя подвеска независимая, на двойных поперечных рычагах.

В задней подвеске на продольных полуэллиптических рессорах оптимизированы крепления амортизаторов с целью увеличения их рабочего хода и применены новые пакеты трёхлистовых рессор.

Задний ведущий мост, типа «Спайсер» обладает технически допустимой грузоподъёмностью 3300 кг, что недвусмысленно намекает на истый потенциал грузового фургона в укор заявленным 139 кг паспортной грузоподъёмности.

Тормозная система гидравлическая, с АБС, тормозные механизмы на всех осях – дисковые. Стояночный тормоз с электромеханическим приводом, редуктор установлен в зоне уравнителя тросовых колёсных приводов.

Трансмиссионная перспектива: независимая передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, рулевой механизм – реечный, задние рессоры трёхлистовые, ведущий мост типа «Спайсер» в исполнении под односкатную ошиновку, передаточное отношение 4,3; дисковые тормозные механизмы на всех осях.
Трансмиссионная перспектива: независимая передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, рулевой механизм – реечный, задние рессоры трёхлистовые, ведущий мост типа «Спайсер» в исполнении под односкатную ошиновку, передаточное отношение 4,3; дисковые тормозные механизмы на всех осях.
Трансмиссионная перспектива: независимая передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, рулевой механизм – реечный, задние рессоры трёхлистовые, ведущий мост типа «Спайсер» в исполнении под односкатную ошиновку, передаточное отношение 4,3; дисковые тормозные механизмы на всех осях.
Вид на грузовой отсек: влезут три европоддона, но двери распахнутся только на 180 градусов

Отечественное детище

Общие впечатления от новинки несмотря на некоторые огрехи более чем позитивные: красивая, отлично оснащённая, динамичная, неплохо продуманная и собранная машина. Безусловно, это и технический, и технологический шаг вперёд.

Дверные карты стали        удобными, карманчики и ручки расположены на нужной высоте.
Дверные карты стали        удобными, карманчики и ручки расположены на нужной высоте.
Дверные карты стали удобными, карманчики и ручки расположены на нужной высоте.
ЗиП и необходимый             инструмент размещается в специальных нишах на подножке

Обратите внимание на базовое оснащение

Среди списка оборудования, которое имеет Соболь NN уже с завода: предпусковой подогреватель, 6-ступенчатая МКП, подогрев сидений, подрессоренное водительское сиденье (с подлокотниками, регулировкой поясничного подпора, регулировкой жёсткости подвески под вес водителя, раздельной регулировкой передней и задней части подушки по высоте и др.), климат-контроль с кондиционером, стекло ветровое с электрообогревом, электрический привод стояночного тормоза, кнопка запуска двигателя, мультимедийное головное устройство с навигацией, руль с клавишами управления головным устройством, бортовой компьютер с цветным дисплеем, 6 точек подключения мобильных устройств, датчик света, датчик дождя, сигнализатор ремней и незакрытых дверей, телематический модуль GAZ Connect. ГУР, дисковые тормоза на всех колесах, АБС, светодиодные фары (основные, противотуманные, ДХО), круиз-контроль, электропривод стеклоподъёмников, электропривод и подогрев наружных зеркал заднего вида, обивка боковин грузового отсека до крыши с улучшенными свойствами, настил пола противоскользящий и износоустойчивый из фанеры, с такелажными петлями, люк для перевозки длинномеров в перегородке.

Наша справка

Соболь NN в некоторых цифрах


Габаритные размеры автомобиля в мм – 5110х2068х2445,
колёсная база 3005 мм,
объём грузового отсека 7,8 куб.м,
размеры грузового отсека в мм – 2600х1830х1630,
расстояние между колесными арками 1350 мм позволяет вместить 3 стандартных европоддона,
погрузочная высота 760 мм.

Официальная гарантия производителя на новый автомобиль составляет 4 года или 200000 км, гарантийные обязательства на кузов от сквозной коррозии – 12 лет. Техническое обслуживание необходимо проводить через каждые 20000 км или один раз в год.

Техническая характеристика ГАЗ A31S12 Соболь NN
Полная масса, кг 2 499
Снаряжённая масса автомобиля, кг 2 360
Колесная формула 4х2
Число мест 2
Двигатель:
  • рабочий объём, л
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
  • степень сжатия
Cummins ISF 2.8s5F148, турбодизель, рядный, 4-цилиндровый, Евро-5
2,776
139 при 3400 мин-1
320 при 1400 - 2700 мин-1
16,9
Коробка передач Механическая, 6-ступенчатая
Сцепление Однодисковое, сухое, с гидроприводом
Главная передача Гипоидная, передаточное отношение – 4,3
Тормозные механизмы Дисковые на всех осях
Подвеска Передняя – независимая многорычажная, задняя – на продольных полуэллиптических рессорах, стабилизаторы поперечной устойчивости на передней и задней оси
Шины 235/65R16C
Объем топливного бака, л 80
Минимальный дорожный просвет, мм 180
В базовую комплектацию нового Соболя входит множество опций, которые большинство других производителей предлагает за дополнительные деньги: такелажные петли, лючок для длинномеров...
В базовую комплектацию нового Соболя входит множество опций, которые большинство других производителей предлагает за дополнительные деньги: такелажные петли, лючок для длинномеров...
В базовую комплектацию нового Соболя входит множество опций, которые большинство других производителей предлагает за дополнительные деньги: такелажные петли, лючок для длинномеров...
Под капотом дизель Cummins (Евро-5) производства КНР, все основные процедуры ежедневного  контроля и ТО вполне доступны!
Под капотом дизель Cummins (Евро-5) производства КНР, все основные процедуры ежедневного  контроля и ТО вполне доступны!
Под капотом дизель Cummins (Евро-5) производства КНР, все основные процедуры ежедневного контроля и ТО вполне доступны!
Шеф-редактор «ГП» Юрий Петров

Особое мнение,
шеф-редактор «ГП» Юрий Петров:

Возможен ли перегруз?

Столкнулись вплотную впервые с явным недобором грузоподъёмности в междугородной, городской и складской логистике мы на примере теста… серпуховской «Оки» в 2007 году. Тогда определили наглазок этот параметр в 70-80 кг, хотя было ясно, что СеАЗ и 3 центнера увезёт. А «Соболь НН» – лишь 139 кг при снаряжённой массе 2,36 т. Но ведь это масса всего лишь 4 евроокон, причём далеко не самых крупных!

Ограничив «грузовой каркас» в центре Москвы в 2,5 т, власти решили, казалось бы, две проблемы: улучшить экологию и снизить уровень шума в жилой застройке. На деле это не совсем так, и способы «обойти» каркас уже давно найдены. Даже если сознательные перевозчики и не лукавят, растёт перепробег в обход запретных улочек, что явно никак выбросы не снижает, а вот альтернативы снизить трафик губит наверняка. Ещё некий условный эксплуатант может зачислить машину в Единую региональную навигационно-информационную систему Москвы (РНИС) с авторизацией, затем он регистрируется в качестве заявителя (перевозчика), указывает сведения (ТС, водителя, сведения о перевозке), потом подаёт заявку на пропуск для ТС и получает пропуск на движение по маршрутам. Как исключение – при полной массе 3,5 т нужно проживать в центре. А если маршрут регулярно меняется?

Кузов «Соболь NN» вмещает 3 европоддона – это 15 кг за каждый поддон и лишь 31 кг груза (3 курьерских рюкзака по 20 литров каждый). Но это лишь 0,55 кубометра! А с остальным грузовым пространством что делать? Так я вам скажу, где "надыбать" такой легковес – это цветочные поддоны, вешалки с готовым платьем, собранная мебель, кейтеринг или клининг, благо в отсеке предусмотрено 6 такелажных петель. Возможны и легковесные стройматериалы (мультипанели, утеплитель, пластик, керамзит в мешках объёмной массой 200-350 кг/м3).

Но тогда напрашивается дверь в заднюю стенку кабины для более удобного доступа в грузовой отсек с рабочего места водителя, раз уж центральное кресло ампутировано. Ведь придётся работать с частыми остановками или деликатным грузом. Но будет и иначе: станут грузить, не афишируя явный перегруз, ведь ходовая часть Соболя NN полной массой 2,5 т точно такая же, как у собрата полной массой 3,5 т. А это значит, что при необходимости такой облегченный фургон запросто возьмет тонну груза и даже не поперхнется.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию