Автобусный салон непростой эпохи (ч.1)
Наше всё
В сурово скованном зимой финале осени 2022 года прошло важное событие: состоялась в полностью запланированном объёме крупнейшая в России и Восточной Европе выставка автобусной техники BW Expo (ранее проводилась под названием Busworld Russia). Форум прошёл в московском МВЦ «Крокус Экспо» с 29 ноября по 01 декабря 2022 г.
На выставку приехали компании-производители из России, Белоруссии, Китая, Турции, презентовав новые модели городских, пригородных и туристических автобусов, микроавтобусов, оборудование для обслуживания и ремонта, а также запчасти и комплектующие. В течение трёх дней на площадке выставки прошёл UrbanTrans Mobility Forum, в рамках которого состоялся съезд региональных руководителей муниципального общественного транспорта из крупнейших регионов страны.
Популярные модели, новинки и прототипы автобусной техники представили: Группа ГАЗ, КАМАЗ, Минский автомобильный завод, ПК Транспортные Системы, Синара Групп, HIGER, Yutong-Транспортный центр, Golden Dragon, King Long, Zhong Tong, China-Motor, Weichai.
Среди представивших компоненты и агрегаты отметились Glaceco, Адор-Перспектива, Ламсистембрест, НИТавто , РД Групп, Завод Кондиционеров Август, Астрофизика-АМС, Камоцци Пневматика, Профит, Белробот, Hubner.
ГРУППА ГАЗ
В этом году «Группа ГАЗ» привезла целую плеяду техники: от компактных микроавтобусов до городских машин средней и большой вместимости, работающих на различных видах топлива.
На стенде «Группы ГАЗ» можно увидеть среднеразмерный автобус CITYMAX 9, рассчитанный на перевозку 75 пассажиров. Это уникальная для российского рынка модель со стильным дизайном, отличающаяся от конкурентов самой большой площадью низкого пола в своем классе (10 м2). В салоне реализована система «чистого пола» с креплением всех сидений и поручней к боковинам кузова, что повышает удобство перемещения по салону. Большая площадь остекления в сочетании с необычным расположением дверных блоков придают автобусу весьма футуристический вид. На самом деле, короткий передний свес и перенос дверей внутрь колёсной базы позволил скомпоновать низкопольный салон, где «тумбочки» колёсных ниш практически не заметны, что позволило оптимизировать пространство. При 5,8-метровой колёсной базе машина отличается высокой манёвренностью, имея небольшой радиус разворота (8,8 м). Кузов автобуса изготовлен из высокопрочных композитных материалов, не подверженных коррозии. CITYMAX 9 оснащён отечественным двигателем семейства ЯМЗ-534 и недавно освоенной собственной автоматической коробкой передач ГАЗ. Интересно, что один из топ-менеджеров холдинга «Русские машины» Зигфрид Вольф видит хорошие перспективы этой машины на европейском рынке. На ганноверской выставке 2022 года этот «Ситимакс» демонстрировался под именем Steyr. Кабы не политические перипетии…
E-CITYMAX 12 – электробус большой вместимости. Отличается от предыдущих поколений данного типа транспорта независимой подвеской и увеличенным до 200 км запасом хода на одной зарядке. В электробусе E-CITYMAX 12 реализована возможность зарядки батарей тремя способами: ультрабыстрая пантографная за 1,5 часа, быстрая пистолетная за 2,5 часа и ночная за 7 часов. Батареи оснащены автономной системой термостатирования, которая в автоматическом режиме охлаждает батареи летом и подогревает зимой до оптимальной рабочей температуры, что позволяет стабилизировать запас хода электробуса на протяжении всего срока службы батарей. Общая пассажировместимость E-CITYMAX 12 составляет 85 человек, в салоне предусмотрено 36 посадочных мест и место для инвалидной коляски.
Перспективный автобус ПАЗ – модель среднего класса с низким уровнем пола, предназначенная для городских и пригородных перевозок. Автобус рассчитан на транспортировку 32 человек (21 посадочное место). Просторная накопительная площадка в центральной части салона, механическая аппарель, широкая дверь и возможность понижения уровня входа на остановках облегчают посадку/высадку пассажирам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. При этом небольшие габариты и малый радиус разворота, который составляет всего 7,1 м, обеспечивают отличную манёвренность. Пневматическая подвеска гарантирует мягкость и плавность хода даже на дорогах с неровным покрытием. Широкий центральный проход и высокий потолок облегчают передвижение пассажиров по салону. Полноценное багажное отделение, расположенное в заднем свесе, позволяет использовать автобус для пригородных перевозок.
КАВЗ-4270 LE – полунизкопольный автобус среднего класса с двигателем ЯМЗ-536, работающим на компримированном природном газе (CNG). Расположенные на крыше и под днищем автобуса газовые баллоны общей емкостью 662 л обеспечивают запас хода до 350 км. Машина предназначена для работы на маршрутах с высоким пассажиропотоком и рассчитана на перевозку 90 человек. Пневматическая подвеска обеспечивает плавность хода. Отсутствие ступеней и система «книлинг» (регулируемый наклон автобуса до 7° в сторону дверей) существенно сокращают время прохождения автобуса по маршруту благодаря увеличению скорости пассажирообмена. Автобус оборудован механической аппарелью для беспрепятственного въезда в салон маломобильных пассажиров, специальными местами для инвалидной коляски и собаки-поводыря.
В линейке транспорта с нулевым уровнем выбросов интерес представляет низкопольный электробус «ГАЗель e-City» малого класса, созданный в соответствии с требованиями ГУП «Мосгортранс». Электробус рассчитан на перевозку 16 пассажиров и способен пройти на одной зарядке до 150 км. В конструкции машины реализована возможность трёх способов зарядки тяговой батареи, включая быструю подзарядку до 80% емкости за 45 минут. Благодаря оригинальной раме с пониженной центральной частью «ГАЗель e-City» не имеет ступеней на входе, а пневмоподвеска заднего моста гарантирует плавность хода. Просторная накопительная площадка в центральной части салона, система понижения высоты пола на остановках, широкая двойная дверь с электроприводом обеспечивают доступность для маломобильных пассажиров. Испытания этой машины в ближайшее начнёт крупнейший московский заказчик.
«ГАЗель NN» – автобус, созданный на цифровой платформе поколения NN. Предназначен для работы в сегменте корпоративных перевозок или на маршрутах с низким пассажиропотоком. Салон машины рассчитан на 22 пассажира (19 посадочных мест). Интерьер кабины включает комфортабельное подрессоренное водительское сиденье с 11 вариантами регулировки, мультимедийную систему с 9-дюймовым экраном. Передняя панель имеет разъемы USB, ниши для смартфонов, пластиковых карт, стаканов кофе и бутылок с водой, охлаждаемый и запираемый нижний ящик. Бесключевой запуск двигателя обеспечивает дополнительное удобство, а электронное управление стояночным тормозом с помощью клавиши на приборной панели повышает эффективность работы узла и оставляет больше свободного места в кабине. Спинка центрального пассажирского сиденья откидывается, превращаясь в удобный столик.
«Соболь NN» – пассажирский автобус для сегмента корпоративных перевозок. Салон оборудован 7 мягкими комфортабельными сиденьями с ремнями безопасности, USB-розетками, потолочным люком для дополнительной вентиляции. Машина сохраняет все конкурентные преимущества базовой модели: за счет небольших габаритов и малого радиуса разворота (5,4 м) автомобиль может легко перемещаться в интенсивном транспортном потоке, проезжать по узким улицам и загруженным складским помещениям, парковаться во дворах, не создавая помех легковому транспорту. Благодаря малой габаритной высоте (2445 мм) «Соболь NN» способен заезжать на большинство многоуровневых парковок.
Социальное такси «Соболь NN» – машина, демонстрирующая возможности использования линейки транспорта на базе автомобиля «Соболь NN». Социальное такси – это специализированный транспорт, который работает в рамках программ федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Данная модель «Соболя NN» разработана для перевозки маломобильных граждан. Компоновка салона предусматривает место для инвалидной коляски и 4 мягких комфортабельных стационарных сиденья, оснащенных ремнями безопасности, кнопками связи с водителем и USB-зарядками. Фиксаторы задних дверей и подъемник кассетного типа позволяют облегчить посадку/высадку пассажиров с ограниченными возможностями передвижения.
Школьный автобус «ГАЗель NEXT» – еще один пример социально значимого специализированного пассажирского транспортного средства ГАЗ. Машина рассчитана на перевозку 15 детей и одного сопровождающего. Детские сиденья оборудованы ремнями безопасности. Специальные устройства препятствуют случайному открытию дверей. На каждом ряду сидений установлена кнопка вызова водителя. Для облегчения доступа в салон в конструкцию автомобиля введена выдвижная подножка с электроприводом. Дополнительная теплоизоляция и отопитель обеспечивают комфортабельную температуру в салоне в холодное время года. Для повышения безопасности перевозок максимальная скорость автобуса ограничена 60 км/ч.
КАМАЗ
На этом стенде сразу три премьеры автобусов.
Объём заправляемого природного газа при давлении 200 атмосфер составляет 246 м3. В целях безопасности баллоны с газом установлены на крыше. В отличии от своего меньшего предшественника, количество баллонов увеличено для большего запаса хода.
Широкий проход во втором вагоне стал возможен благодаря расположению там трёх полуторных сидений взамен двухместных.
Автобус полностью соответствует программе «Доступная среда». Он оборудован системой «книлинг» и способен «приседать» к остановочной платформе, что облегчает посадку пассажиров. Для комфорта находящихся в салоне людей установлена климатическая система и двойное остекление.
Интересно, что для сочленённой версии в Нефтекамске предложили вариант перегородки кабины водителя, предусматривающий отдельный вход с улицы с использованием правой створки передней двери. Решение, ранее нам знакомое по многим автобусам, в том числе ранним ЛИАЗ-5256, позволяет полностью изолировать рабочее место. Поскольку сочленённая машина обладает достаточным количеством дверных блоков и накопительных площадок, это не создаст неудобств пассажирам и не сильно повлияет на скорость пассажирообмена, зато исключит накопление стоящих пассажиров вблизи перегородки кабины, что затрудняет обзор правого блока зеркал. Но это решение не окончательное, потребитель может заказать и вариант перегородки, не перекрывающий переднюю дверь.
Полноприводный автобус КАМАЗ-6250 – главный шоу-стоппер, вне всяких сомнений!
Габариты новой модели 9600 х 2550 х 3700 мм, максимальная развиваемая скорость 105 км/ч. Базовая комплектация предусматривает единый кузов для пассажиров и водителя, автоматическую выкатную подножку, сиденья для пассажиров с трёхточечными ремнями безопасности, а также систему ГЛОНАСС, ABS и тахограф. Автобус оборудован кондиционером и системой обнаружения и тушения пожара.
Рестайлинговый пригородный автобус НЕФАЗ 5299-31-52 – важнейшая новинка!
Автобус имеет габариты 12250 х 2550 х 3100 мм (3300 с кондиционером). Общая пассажировместимость салона 83 человека, 40 мест для сидения. Базовое оснащение модели предусматривает сплошное остекление дверей, панорамное ветровое стекло, полумягкие сиденья, передний электронный указатель маршрута, зеркала заднего вида с электроприводом, пять отопителей салона и один водителя, ABS и ASR.
Для постройки пригородной версии своей городской модели семейства 5299 заводчане пошли тем же путём, что и ликинские автобусостроители. Двигатель в заднем свесе переехал ближе к центру, что позволило отказаться от моторной шахты, задний мост применили классического типа, он лучше портального подходит для загородных направлений, сиденья в задней части установлены на подиумах. Но в отличие от подмосковного полунизкопольного «пригородника», дверной в проём в переднем свесе остался как и у «горожанина» широким, с двухстворчатой дверью.
МАЗ
Рефрен этой экспозиции – МАЗ ДЕЛАЕТ СТАВКУ НА ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!
Минский автомобильный завод привёз на выставку новые модели пассажирской техники, работающей на электричестве: электробус МАЗ 303Е20 большого класса, предназначенный для перевозки пассажиров по городским маршрутам и городской троллейбус третьего поколения МАЗ 303Т20.
Электробус МАЗ 303Е20 собран из «антисанкционных» комплектующих белорусского и российского производства и оснащен тяговым оборудованием с системой управления двигателем, тяговыми аккумуляторными батареями и мультиплексной системой производства российской компании «Итэлма». Каркас электробуса, передняя ось – производства МАЗ, алюминиевые профили, применяемый в обшивке пластик и облицовочные материалы, детали интерьера и экстерьера, сиденья, шины, комплектующие электрооборудования, информационные табло, остекление и многое другое – белорусского производства.
Второй новинкой Минского автомобильного завода, демонстрируемой на выставке в Москве, станет троллейбус МАЗ 303Т20 большого класса пассажировместимостью 82 человека. Внешне троллейбус мало чем отличается от автобусов МАЗ третьего поколения и электробусов МАЗ. Модель оборудована асинхронным электродвигателем номинальной мощностью 155 кВт, ёмкость гибридных суперконденсаторов составляет 36 кВтч. Специалисты определяют срок службы суперконденсаторов в 20000 циклов. Запас автономного хода составляет от 20 до 50 км. В троллейбусе новой модели предусмотрено 30 мест для сидения, из них 14 – в низкопольной зоне.
Кроме нарядных выставочных новинок, на стенде МАЗа можно было ознакомиться с текущим полным ассортиментом пассажирской продукции. Отрадно, что заслуженная и очень удачная модель МАЗ-203 остаётся в производственной гамме, причём имеются и пригородная, и газовая версии. Пригородный автобус МАЗ 203-го семейства с формулой дверей «2-2-0» отличается от своих «коллег по цеху» из Башкирии и Подмосковья. Тут полностью сохранена компоновка силового агрегата с применением моторной шахты, портальный ведущий мост. Изменения коснулись только планировки салона и типа применяемых кресел. Что ж, у каждого свой путь…
(Продолжение следует)