21 мая в Петербурге состоялся уже седьмой парад ретро-транспорта. Парад проходит ежегодно в третью субботу мая – он приурочен ко дню города Санкт-Петербурга, и проводится по инициативе «Пассажиравтотранса». Ретропарад является частью программы фестиваля SPbTransportFest, куда также входит выставка современного подвижного состава и финал всероссийского конкурса профмастерства водителей автобусов.
Сгодами петербургский ретропарад стал крупнейшим тематическим событием в России, и снова и снова бьёт рекорды по числу участников. Всего в параде прошло 13 колонн шинной техники, две колонны трамваев и колонна троллейбусов. В этом году в колонны парада встало 319 машин – а Санкт-Петербург в этом году справляет 319-й день рождения.
Уже второй год мероприятие проходит без делегаций из Финляндии и Эстонии – и их возвращения в ближайшие годы, увы, ожидать не приходится. Поэтому инициативу берут на себя хозяева парада – петербургские реставраторы «Пассажиравтотранса», «Горэлектротранса» и частных компаний RetroBus и РетроЛайн. Главные премьеры этого парада – работа именно петербургских реставрационных команд при городских транспортных предприятиях.
Петербургский ретропарад – настоящий праздник для всех, кто ценит и любит городской транспорт. Из-за сложностей во взаимодействии с ГИБДД в части сопровождения парадных колонн участники парада едут хоть и организованной колонной, но в общем потоке – и прохождение парадного маршрута значительно усложняется. Поэтому сопровождение участников взяли на себя «безопасники» Пассажиравтотранса и экипажи привлечённого ЧОПа. В будущем году привычный маршрут будет меняться – чтобы исключить самые «пробочные» участки.
Как всегда, парад прошёл по маршруту от Васильевского острова (Морская набережная), через Невский проспект и площадь Пролетарской Диктатуры, и финишировал у цирки Чинизелли на Инженерной улице, где ещё несколько часов гости мероприятия могли познакомиться с участниками поближе. Троллейбусы стартовали от Наличной улицы – ближайшей к месту старта точки с контактными проводами – а колонны трамваев двигались от Музея ГЭТ и трамвайного парка имени Блохина.
Количество участников достигается приглашением большого числа частных легковушек, прошедших строгий отбор – но и по «основному профилю», техникой на больших колёсах, ретропарад всегда исключительно богат. В этом году организаторы постарались достичь наибольшего разнообразия в условиях ограниченных площадей для выставки, не выставляя на парад одинаковые образцы автобусов и грузовиков – пожелаем, чтобы в будущем году это ограничение сошло на нет.
По традиции, из-за большого количества машин-участников, мы рассказываем в ежегодном обзоре только о тех участниках, что появляются на параде впервые.
Прогул засчитан!
Очень любопытная история произошла в этом году с участием московской делегации в ретропараде. После долгих согласований М.С. Ликсутов поручил подведомственным ему «Мосгортрансу» и АНО «Центр истории и культуры транспорта» МДТО («Музей транспорта Москвы») организовать командировку экспонатов на парад « однако в колоннах они так и не появились.
«Мосгортранс» планировал представить Ikarus-256.21H, последний уцелевший на предприятии «Икарус» (он работает ночной развозкой), а помимо него – балластный тягач на базе МАЗ-504, работающий ныне в 6-м автобусном парке. Машины успели даже подготовить – однако за неделю до парада от участия «Мосгортранс» отказался, сославшись на распоряжение руководства Дептранса.
«Музей транспорта Москвы» готовил к параду автобус ЛАЗ-695Е и самосвал МАЗ-205. Сотрудники музея доставили их в Петербург на тралах, прибыли в Петербург сами – но утром перед парадом им поступило распоряжение московского руководства: никуда не ехать «в целях экономии бюджетных средств». Машины, которые уже обкатывали по территории петербургского АП-1 перед парадом, после этого погрузили на тралы и увезли домой – а обескураженная московская делегация участвовала в мероприятии пешком.