Осенний лес
Самосвал Grunwald D22-SH-11
на шасси Daewoo Novus CR8М7 8х4
Начало продаж в России – 2022 год
Ситуация на российском рынке новых автомобилей как легковых, так и грузовых совсем безрадостная. Практически исчезли грузовики «семёрки», даже вечно их догоняющий скромный турецкий Ford Trucks без приключений не купить… А тут презентация новой линейки южнокорейских машин Daewoo Novus, и среди них общестроительный самосвал Grunwald D22-SH. Посмотрим?
Буквально годом ранее, комбинируя шасси и надстройки, анализируя различные рыночные продукты мы рассуждали в ключе «чем меньше финансов, тем больше компромиссов» или «бескомпромиссный премиум», в зависимости от финансового статуса эксплуатанта.
Где теперь иностранные представительства, локализованные производители, популярных мировых брендов или не очень известных. Тает на глазах былая возможность комбинировать различные шасси с плеядой надстроек, собирая мозаику изобилия автотранспортных решений.
В новых реалиях, взяв себя в руки, меняем тактику. Никуда не уходят национальные и весьма сильные отечественные игроки в сфере производства надстроек. Сегодняшний пример – торговая марка Grunwald из Калининграда (дословно название переводится с немецкого как «зелёный лес»), сумевшая на своём производстве локализовать и заместить почти все необходимые материалы и компоненты.
Шасси – какое есть. Выбор для постройки 22-кубового самосвала с колёсной формулой 8х4 невелик. Китай, камские или минские грузовики? Или вот продукт TATA DAEWOO COMMERCIAL VEHICLE CO – шасси Novus CR8М7 8х4. Заявленная технически допустимая полная масса – достойные полсотни тонн, но некоторые элементы, например, диаметр гидроцилиндров рулевого управления второй оси вызывают сомнения в таких богатырских возможностях, но это на коротком тесте не проверить… А так присутствуют все атрибуты тяжёлого грузовика: мощный 440-сильный турбодизель, 16-ступенчатая КП с делителем и демультипликатором, двойная главная передача с бортовыми редукторами, грузоподъёмные мосты.
Поговорим о технике
Наш самосвал Daewoo Grunwald D22-SH-11 на шасси Daewoo Novus CR8М7 8х4 и итальянской гидравликой Binotto одинаково сложно отнести как к привычному и распространённому у нас европейскому конструктиву, не похож он и на автомобили СНГ, но и не совсем типичный «азиат». У его производителя давняя история, только у нас в стране её никто не знает. В конструктиве много самобытного, но вместе с тем и всемирно известные и применяемые у большинства конкурентов узлы, системы и агрегаты. Поговорим о «начинке» изучаемого самосвала.
Сначала вводные данные. Самосвал с колёсной формулой 8x4, технически допустимой полной массой 43 т, грузоподъёмностью 27 050 кг. Рядная «шестёрка» Doosan DX12 пятого экологического класса мощностью 440 л.с. и рабочим объёмом 11,1 л заменила прежний V6 – 420-сильный Doosan DV11K. Максимальный крутящий момент составляет 2 108 Нм. Автомобиль оборудован механической 16-ступенчатой КП ZF16S2230TO и пневматической двухконтурной тормозной системой. Ёмкость топливного бака – 400 л. Длина машины составляет 9,48 м, ширина – 2,55 м, высота – 3,4 м. Вместимость кузова – 22 куб.м.
Силовая линия
Прогресс налицо! Два года назад (см. «ГП», №12, 2020, с. 28) мы тестировали аналогичный «Новус» с кузовом от ТПК «Феникс». Он оснащался громоздким V-образником, ещё к тому же и шестицилиндровым. В девичестве это был доработанный для использования на автотранспорте южнокорейский промышленный двигатель V6 модели Doosan DV11K. Сегодня этот мотор отправлен на пенсию, а вместо него трудится конструктивно свежая более компактная и эффективная рядная «шестёрка» Doosan DX12. У двигателя блок из чугуна, сменные «сухие» гильзы, распредвал расположен в блоке, четыре клапана на цилиндр, турбонаддув с интеркулером, топливная система с рампой высокого давления (Common Rail). ГБЦ – чугунная, единая. Привод распредвала, компрессора и топливного насоса – спереди. Технология нейтрализации – SCR, значит на раме притаился бачок для AdBlue с крышкой синего цвета. Нет ни сажевого фильтра, ни пресловутой рециркуляции EGR. В наших условиях это скорее плюс…
Для этого самосвала предлагается 16-ступенчатоя ZF16S2230TO – представитель семейства «механики» торговой марки ZF Ecosplit, которое известно, как по традиционным европейским автомобилям, так и по грузовикам из Набережных Челнов или Минска. В России некоторые модификации этой КП локализованы силами КАМАЗа.
В архитектуре ходовой части корейцы пошли традиционным путём. Усилили раму вставками «лонжерон в лонжероне», подобрали передним 9-тонным мостам пакеты малолистовых рессор, сзади сконструировали рессорно-балансирную подвеску, применив широко распространённые ведущие мосты, грузоподъёмностью 13 тонн с бортовыми редукторами HanDE Axle из Китая. Обратим внимание на крышки колёсных редукторов, там нанесено два логотипа – HanDE и Daewoo, что свидетельствуют о специализированной серии поставок.
Тормозные механизмы на всех осях – барабанные, что закономерно для строительной техники.
HALF-PIPE
Что надстроили на этом шасси? Калининградская компания Grunwald имеет богатый опыт в постройке самосвальных кузовов и в особом представлении не нуждается. Самосвальный кузов с сечением Half-Pipe с наклонным задним бортом усилен рёбрами жёсткости. Полезный объём – 22 м3.
Задний борт с механическим приводом, предусмотрена возможность обогрева кузова выхлопными газами, гидрооборудование итальянской компании Binotto. Толщина стенок бортов – 6 мм, пола – 8 мм. Применена конструкционная сталь S500 MC. Рабочее давление в гидросистеме – 200 бар, угол подъёма кузова – 50 градусов.
Художественный образ
Снаружи самосвал Daewoo – типичный азиат с высокорасположенной над шасси кабиной, в которую жутко неудобно залезать (ступени неудобные, поручни не там, где надо, приходится хвататься по старинке за рулевое колесо), «мотоциклетными» окошками в дверях и огромным окном на задней стенке кабины. Не замёрзнем зимой?
Внутри всё как по нотам: нависающий потолок, панель-«обнимашка» горизонтального наклона, столик-органайзер. Вполне прилично для общестроительного самосвала, хоть и тесновато из-за массивного моторного тоннеля.
На ходу автомобиль вполне предсказуем. Простые кубические формы кабины в сочетании с большой площадью остекления обеспечивают отличный обзор. Передачи переключаются чётко, без особых нареканий.
В руках лежит довольно тонкое рулевое колесо гигантского диаметра – привет из семидесятых, но колонка регулируется по двум направлениям и запирается механическим замком. Отклики и реакции руля вполне адекватные, а вот с тормозной педалью следует обращаться с ювелирной точностью и осторожностью, кратчайший невесомый ход и самосвал становится колом.
Простенький моторный замедлитель оказался вполне способным придержать машину на уклоне, пока его опробовал, обнаружил причуду эргономики – чтобы включить аварийную сигнализацию, например, в благодарность пустившего тебя в свой ряд соседа по потоку, нужно потянуть правый подрулевой переключатель вверх. В принципе, удобно, но необычно. И надо заранее знать о местонахождении такой важной функции, искать кнопку в центре панели здесь бесполезно!
Ещё из необычного. Вместо зелёной и красной зон оборотов на тахометре стрелка прибора сама меняет цвет, становясь то белой, то зелёной, то красной. Что сказать, находка дизайнера. Но однако не совсем ясно, зачем обогрев зеркал и топлива, кстати отличная нужная опция, должны включаться одновременно единой кнопкой…
В общем, автомобиль, он и есть автомобиль. Какое место Новус займёт в табеле о рангах у реальных перевозчиков, пока сказать трудно. Вряд ли оценят по достоинству ходовую часть с десятками точек регулярной смазки и ряд конструктивных огрехов, не говоря уж о наличии некоторых явно устаревших решений. Вместе с тем самосвальная надстройка оказалась вполне современной и должна прослужить эффективно.
Моё личное мнение, пока не вернутся на наш рынок высокотехнологичные европейские продукты, а может и мы сами вдруг взрастим что-нибудь такое, но это точно не завтра, у конкурентов на куцем компримированном рынке будет всё по аналогичному сценарию, так как особого выбора и нет, а работать надо здесь и сейчас, причём как в сфере продаж техники, так и на плече автоперевозок…
Колёсная формула | 8x4 |
Допустимая полная масса, кг | 43 000 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-/ 3-/ 4-ю оси, кг | 8 500 / 8 500 / 13 000 / 13 000 |
Грузоподъёмность, кг | 27 050 |
Объем кузова, м3 | 22,0 |
Двигатель:
|
Doosan DX12 (Euro-5 (SCR)) 11,1 440 при 1 900 мин-1 2 180 при 1 200 мин-1 |
Коробка передач:
|
ZF16S2230TO, механическая 16/2 |
Тормозная система | Пневматическая |
Тормозные механизмы на всех осях | Барабанные |
Вместимость топливного бака, л | 400 |
Подвеска
|
малолистовые рессоры рессорно-балансирная |
Шины | 12.00R24 |
Daewoo Novus CR7DS 8x4
Два года назад мы протестировали внешне очень похожий 22-кубовый самосвал Daewoo Novus CR7DS 8х4 с аналогичной надстройкой другого производителя. При всей внешней схожести эти два автомобиля сильно разнятся. У CR7DS 8х4 V-образный двигатель, другая конфигурация передних осей, расстояние между ними, иная колёсная база и свесы, совсем по другому скомпоновано оборудование на раме, немного отличаются показатели грузоподъёмности и полной массы. Поведенческие мотивы на дороге тоже отличаются, особенно в повороте. Более новое шасси CR8М7 8х4 показалось более стабильным и предсказуемым.