Опубликовано: ГП 10-2022

Осенний лес

Самосвал Grunwald D22-SH-11
на шасси Daewoo Novus CR8М7 8х4

Начало продаж в России – 2022 год

Даниил Минаев
Фото автора

Ситуация на российском рынке новых автомобилей как легковых, так и грузовых совсем безрадостная. Практически исчезли грузовики «семёрки», даже вечно их догоняющий скромный турецкий Ford Trucks без приключений не купить… А тут презентация новой линейки южнокорейских машин Daewoo Novus, и среди них общестроительный самосвал Grunwald D22-SH. Посмотрим?

Буквально годом ранее, комбинируя шасси и надстройки, анализируя различные рыночные продукты мы рассуждали в ключе «чем меньше финансов, тем больше компромиссов» или «бескомпромиссный премиум», в зависимости от финансового статуса эксплуатанта.

Где теперь иностранные представительства, локализованные производители, популярных мировых брендов или не очень известных. Тает на глазах былая возможность комбинировать различные шасси с плеядой надстроек, собирая мозаику изобилия автотранспортных решений.

В новых реалиях, взяв себя в руки, меняем тактику. Никуда не уходят национальные и весьма сильные отечественные игроки в сфере производства надстроек. Сегодняшний пример – торговая марка Grunwald из Калининграда (дословно название переводится с немецкого как «зелёный лес»), сумевшая на своём производстве локализовать и заместить почти все необходимые материалы и компоненты.

Шасси – какое есть. Выбор для постройки 22-кубового самосвала с колёсной формулой 8х4 невелик. Китай, камские или минские грузовики? Или вот продукт TATA DAEWOO COMMERCIAL VEHICLE CO – шасси Novus CR8М7 8х4. Заявленная технически допустимая полная масса – достойные полсотни тонн, но некоторые элементы, например, диаметр гидроцилиндров рулевого управления второй оси вызывают сомнения в таких богатырских возможностях, но это на коротком тесте не проверить… А так присутствуют все атрибуты тяжёлого грузовика: мощный 440-сильный турбодизель, 16-ступенчатая КП с делителем и демультипликатором, двойная главная передача с бортовыми редукторами, грузоподъёмные мосты.

Поговорим о технике

Наш самосвал Daewoo Grunwald D22-SH-11 на шасси Daewoo Novus CR8М7 8х4 и итальянской гидравликой Binotto одинаково сложно отнести как к привычному и распространённому у нас европейскому конструктиву, не похож он и на автомобили СНГ, но и не совсем типичный «азиат». У его производителя давняя история, только у нас в стране её никто не знает. В конструктиве много самобытного, но вместе с тем и всемирно известные и применяемые у большинства конкурентов узлы, системы и агрегаты. Поговорим о «начинке» изучаемого самосвала.

Сначала вводные данные. Самосвал с колёсной формулой 8x4, технически допустимой полной массой 43 т, грузоподъёмностью 27 050 кг. Рядная «шестёрка» Doosan DX12 пятого экологического класса мощностью 440 л.с. и рабочим объёмом 11,1 л заменила прежний V6 – 420-сильный Doosan DV11K. Максимальный крутящий момент составляет 2 108 Нм. Автомобиль оборудован механической 16-ступенчатой КП ZF16S2230TO и пневматической двухконтурной тормозной системой. Ёмкость топливного бака – 400 л. Длина машины составляет 9,48 м, ширина – 2,55 м, высота – 3,4 м. Вместимость кузова – 22 куб.м.

Подъём кабины с электроприводом, работает быстро, проверил
Фильтр предварительной очистки воздуха типа «Циклон» крайне полезен для самосвала

Силовая линия

Прогресс налицо! Два года назад (см. «ГП», №12, 2020, с. 28) мы тестировали аналогичный «Новус» с кузовом от ТПК «Феникс». Он оснащался громоздким V-образником, ещё к тому же и шестицилиндровым. В девичестве это был доработанный для использования на автотранспорте южнокорейский промышленный двигатель V6 модели Doosan DV11K. Сегодня этот мотор отправлен на пенсию, а вместо него трудится конструктивно свежая более компактная и эффективная рядная «шестёрка» Doosan DX12. У двигателя блок из чугуна, сменные «сухие» гильзы, распредвал расположен в блоке, четыре клапана на цилиндр, турбонаддув с интеркулером, топливная система с рампой высокого давления (Common Rail). ГБЦ – чугунная, единая. Привод распредвала, компрессора и топливного насоса – спереди. Технология нейтрализации – SCR, значит на раме притаился бачок для AdBlue с крышкой синего цвета. Нет ни сажевого фильтра, ни пресловутой рециркуляции EGR. В наших условиях это скорее плюс…

Двигатель Doosan DX12, рабочим объёмом 11,1 л, пятого экологического класса
Баки для топлива и синтетической мочевины соседствуют, здесь же поселились противооткатные упоры, на заднем плане видны полиуретановые втулки, обеспечивающие артикуляцию рамы и надрамника надстройки.
Ведущие мосты с бортовыми редукторами поставляются всем известной компанией HanDE Axle из Китая, но по заказу Daewoo, от чего маркируются обеими логотипами

Для этого самосвала предлагается 16-ступенчатоя ZF16S2230TO – представитель семейства «механики» торговой марки ZF Ecosplit, которое известно, как по традиционным европейским автомобилям, так и по грузовикам из Набережных Челнов или Минска. В России некоторые модификации этой КП локализованы силами КАМАЗа.

В архитектуре ходовой части корейцы пошли традиционным путём. Усилили раму вставками «лонжерон в лонжероне», подобрали передним 9-тонным мостам пакеты малолистовых рессор, сзади сконструировали рессорно-балансирную подвеску, применив широко распространённые ведущие мосты, грузоподъёмностью 13 тонн с бортовыми редукторами HanDE Axle из Китая. Обратим внимание на крышки колёсных редукторов, там нанесено два логотипа – HanDE и Daewoo, что свидетельствуют о специализированной серии поставок.

Трансмиссионная перспектива
Трансмиссионная перспектива
Трансмиссионная перспектива

Тормозные механизмы на всех осях – барабанные, что закономерно для строительной техники.

HALF-PIPE

Что надстроили на этом шасси? Калининградская компания Grunwald имеет богатый опыт в постройке самосвальных кузовов и в особом представлении не нуждается. Самосвальный кузов с сечением Half-Pipe с наклонным задним бортом усилен рёбрами жёсткости. Полезный объём – 22 м3.

Задний борт с механическим приводом, предусмотрена возможность обогрева кузова выхлопными газами, гидрооборудование итальянской компании Binotto. Толщина стенок бортов – 6 мм, пола – 8 мм. Применена конструкционная сталь S500 MC. Рабочее давление в гидросистеме – 200 бар, угол подъёма кузова – 50 градусов.

Художественный образ

Передний бампер составной, это упрощает его ремонт в случае необходимости

Снаружи самосвал Daewoo – типичный азиат с высокорасположенной над шасси кабиной, в которую жутко неудобно залезать (ступени неудобные, поручни не там, где надо, приходится хвататься по старинке за рулевое колесо), «мотоциклетными» окошками в дверях и огромным окном на задней стенке кабины. Не замёрзнем зимой?

Здесь водителю делать особо нечего
Рабочее место водителя типично для азиатского грузовика традиционной школы
Рабочее место водителя типично для азиатского грузовика традиционной школы
Рабочее место водителя типично для азиатского грузовика традиционной школы

Внутри всё как по нотам: нависающий потолок, панель-«обнимашка» горизонтального наклона, столик-органайзер. Вполне прилично для общестроительного самосвала, хоть и тесновато из-за массивного моторного тоннеля.

На ходу автомобиль вполне предсказуем. Простые кубические формы кабины в сочетании с большой площадью остекления обеспечивают отличный обзор. Передачи переключаются чётко, без особых нареканий.

Небольшой открытый взору спальник, сюда просятся шторки
«Мотоокно» в дверной карте

В руках лежит довольно тонкое рулевое колесо гигантского диаметра – привет из семидесятых, но колонка регулируется по двум направлениям и запирается механическим замком. Отклики и реакции руля вполне адекватные, а вот с тормозной педалью следует обращаться с ювелирной точностью и осторожностью, кратчайший невесомый ход и самосвал становится колом.

Простенький моторный замедлитель оказался вполне способным придержать машину на уклоне, пока его опробовал, обнаружил причуду эргономики – чтобы включить аварийную сигнализацию, например, в благодарность пустившего тебя в свой ряд соседа по потоку, нужно потянуть правый подрулевой переключатель вверх. В принципе, удобно, но необычно. И надо заранее знать о местонахождении такой важной функции, искать кнопку в центре панели здесь бесполезно!

А вот так надо включать аварийную                сигнализацию
Вид на педальный         узел. Виден механический запор рулевой колонки, регулируемой в двух плоскостях

Ещё из необычного. Вместо зелёной и красной зон оборотов на тахометре стрелка прибора сама меняет цвет, становясь то белой, то зелёной, то красной. Что сказать, находка дизайнера. Но однако не совсем ясно, зачем обогрев зеркал и топлива, кстати отличная нужная опция, должны включаться одновременно единой кнопкой…

Вместо зелёной и красной зон оборотов на тахометре стрелка прибора сама меняет цвет, становясь то белой, то зелёной, то красной
Вместо зелёной и красной зон оборотов на тахометре стрелка прибора сама меняет цвет, становясь то белой, то зелёной, то красной
Вместо зелёной и красной зон оборотов на тахометре стрелка прибора сама меняет цвет, становясь то белой, то зелёной, то красной
Управление круиз-контролем на центральной панели, здесь же единой кнопкой включается обогрев зеркал и …топлива
Управление круиз-контролем на центральной панели, здесь же единой кнопкой включается обогрев зеркал и …топлива
Управление круиз-контролем на центральной панели, здесь же единой кнопкой включается обогрев зеркал и …топлива
Блок предохранителей и диагностический разъём OBD2 вместе под единой крышкой в центре панели. Приятно, что подсказки назначения предохранителей и реле англоязычные, а не иероглифы…
Передняя оптика весьма скромная по нынешним меркам

В общем, автомобиль, он и есть автомобиль. Какое место Новус займёт в табеле о рангах у реальных перевозчиков, пока сказать трудно. Вряд ли оценят по достоинству ходовую часть с десятками точек регулярной смазки и ряд конструктивных огрехов, не говоря уж о наличии некоторых явно устаревших решений. Вместе с тем самосвальная надстройка оказалась вполне современной и должна прослужить эффективно.

Моё личное мнение, пока не вернутся на наш рынок высокотехнологичные европейские продукты, а может и мы сами вдруг взрастим что-нибудь такое, но это точно не завтра, у конкурентов на куцем компримированном рынке будет всё по аналогичному сценарию, так как особого выбора и нет, а работать надо здесь и сейчас, причём как в сфере продаж техники, так и на плече автоперевозок…

Кабина подвешена на четырёх пневмобаллонах, ездовой комфорт обеспечен
В ходовой части десятки точек смазки
Техническая характеристика общестроительного самосвала
Grunwald D22-SH-11 на шасси Daewoo Novus CR8М7 8х4
Колёсная формула 8x4
Допустимая полная масса, кг 43 000
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-/ 3-/ 4-ю оси, кг 8 500 / 8 500 / 13 000 / 13 000
Грузоподъёмность, кг 27 050
Объем кузова, м3 22,0
Двигатель:
  • рабочий объём, л
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
Doosan DX12 (Euro-5 (SCR))
11,1
440 при 1 900 мин-1
2 180 при 1 200 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/назад
ZF16S2230TO, механическая
16/2
Тормозная система Пневматическая
Тормозные механизмы на всех осях Барабанные
Вместимость топливного бака, л 400
Подвеска
  • Спереди
  • Сзади

малолистовые рессоры
рессорно-балансирная
Шины 12.00R24

Daewoo Novus CR7DS 8x4

Два года назад мы протестировали внешне очень похожий 22-кубовый самосвал Daewoo Novus CR7DS 8х4 с аналогичной надстройкой другого производителя. При всей внешней схожести эти два автомобиля сильно разнятся. У CR7DS 8х4 V-образный двигатель, другая конфигурация передних осей, расстояние между ними, иная колёсная база и свесы, совсем по другому скомпоновано оборудование на раме, немного отличаются показатели грузоподъёмности и полной массы. Поведенческие мотивы на дороге тоже отличаются, особенно в повороте. Более новое шасси CR8М7 8х4 показалось более стабильным и предсказуемым.

Комментировать ... >>