Опубликовано: ГП 02-2022

 

Агент промежуточного звена

Самосвал Ford Trucks 3542D DС EURO5

Даниил Минаев, фото автора
Модель: Ford Trucks 3542D DС EURO5
Производитель шасси: Ford Otomotiv San A. S, Turkiye
Самосвальный кузов: Grünwald, Россия

«Пару лет назад («ГП» № 8, 2020) мы тестировали 22-кубовый общестроительный самосвал Ford Trucks 4142D, сегодня знакомимся с его «младшим братом», трёхосным самосвалом модели 3542D с колёсной формулой 6х4. Очертания автомобиля знакомые и преемственные, «лупатая» кабина стоит на конвейере десятилетиями. Интерес к машине подогревает интересная цена на фоне стремительно подорожавших представителей «семёрки» и потянувшихся вслед за ними китайскими и южнокорейскими грузовиками…

Внешние не отличия

Надстройка, как и у более массивного Ford Trucks 4142D 8х4 тоже Grunwald, но не такая вместительная – 18 кубометров. Если обыватель будет смотреть на эти самосвалы мельком и в потоке, то и не особо отличит, но по факту меньше осей, менее ёмкий кузов и, соответственно, другие задачи, менее значительные и масштабные? Не факт.

Самосвальный кузов Grunwald российского производства модели GR.F18-SH-II типа HALF-PIPE. Угол подъёма кузова – 50 градусов. Козырёк самосвального кузова выполнен в виде отдельной детали, запорный механизм заднего борта – автоматический, угол закрытия – 2 градуса.

Судя по комплектации автомобиля дневной кабиной, самосвал адресован универсальным грузоперевозчикам, работающим на среднем, по самосвальным меркам, плече – 15–50 км. Что это за трудяги такие? Вывоз мусора со строек, снега из центра городов. Пригодится он на дорожном ремонте и строительстве, при любых асфальтовых работах, на благоустройстве территорий.

Габаритная длина и полная масса много значат в городе. Сложности с подъездом к объекту, характеристики улично-дорожной сети, ограничения по массе не всегда позволяют использовать высокоэффективные самосвалы с колёсной формулой 8х4 и объёмом кузова до 25 м3. К тому же более традиционными трёхосными машинами легче управлять, они меньше расходуют топлива, «обувка», которая нынче не дёшева, здесь требуется в меньшем количестве.

Допустимая полная масса грузовика 34 т, а грузоподъёмность – 19,7 т. Для того, чтобы получить весьма внушительные заявленные характеристики, была усилена рама. Прочность лонжеронов рамы – 500 Мпа. Высота лонжеронов толщиной профиля 10 мм – 285 мм, применены дополнительные поперечины, локальные усиления и вставки.

Самосвальный набор

Самосвальный кузов Grunwald российского производства модели GR.F18-SH-II типа HALF-PIPE. Платформа, изготовленная из стали Hardox 450 объёмом 18 м3 и грузоподъёмностью под 20 т с задней разгрузкой и механическим запором управляется при помощи гидравлики Hyva, имеет подогрев выхлопными газами. Угол подъёма кузова – 50 градусов. Полукруглое сечение кузова ускоряет разгрузку инертного груза. Благодаря формованным боковым стенкам полукруглый кузов более устойчив к деформациям и вмятинам. Козырёк самосвального кузова выполнен в виде отдельной детали, запорный механизм заднего борта – автоматический, угол закрытия – 2 градуса.

Тумблеры подъёма и опускания кузова находятся слева внизу передней панели. Предварительно необходимо включить отбор мощности.
Задние фонари защищены

Данный тип кузова в сочетании с довольно длинной колёсной базой (3803+1350 мм) предназначен для транспортировки сыпучих нелипких грузов большого объёма со средними удельными показателями плотности в пределах 0,9–1,3 м3/т – песка, щебня, грунта, строительного мусора, снега или, например, ТБО. Преимущественно, это дорожная модификация, но наличие блокировок подразумевает и периодический съезд с усовершенствованного покрытия. Наличие усиленной рамы и задняя тележка, грузоподъёмностью 26,8 т, по идее, должны выдержать и разбитую дорогу, и некоторый перегруз, но в разумных пределах.

Самосвальная гидравлика HYVA, рабочее давление 200 бар
Воздушный фильтр с двухступенчатой очисткой воздуха

Складной противоподкатный брус позволяет работать с асфальтоукладчиком, а также обеспечивает максимальный угол съезда.

Двигатель, КП, ведущие мосты

Ford Ecotorq FHR5, рабочим объёмом 12,7 л – рядный, 6-цилиндровый турбодизель, с 4-мя клапанами на цилиндр, мокрыми гильзами, распределительным валом в ГБЦ. Диаметр цилиндра и ход поршня – 130 мм х 160 мм. Степень сжатия – 17:1. Кривая крутящего момента выходит на максимум в 2150 Нм на полке от 1000 до 1300 об/мин. «Фордовской фишкой» является наличие в системе охлаждения фильтра с ингибитором коррозии, улучшающим условия работы и продлевающим срок службы антифриза. Недавно двухцилиндровый воздушный компрессор этого двигателя дополнительно получил экономный режим и подогрев осушителя воздуха. В нашем сегодняшнем случае исполнение двигателя предполагает его эксплуатацию при температуре за бортом от минус 35 до плюс 40 градусов по Цельсию.

Поскольку спецификация шасси и исполнение двигателя предполагает эксплуатацию при температуре за бортом от -35 до +40°C, фильтр-сепаратор с подогревом
Кузов самосвала обогревается выхлопными газами

Для разных рынков сбыта двигатель поставляется в разных спецификациях. Для РФ сегодня предусмотрен только пятый экологический класс. Соответствие нормам токсичности обеспечивается каталитической нейтрализацией, никаких рециркуляций и сажевых фильтров.

Для 12,7-литрового двигателя (точное значение рабочего объёма 12740 см3) фордовскими специалистами подобрана широко распространённая механическая 16-ступенчатая КП ZF 16S 2230, обеспечивающая перемену передаточных отношений в диапазоне 13,805 – 0,836. Управление КП реализовано при помощи тросового привода, на четыре хода рычага, с флажком демультипликатора и тумблером делителя. Между двигателем и трансмиссией, в картере стандарта SAE1 установлено сухое однодисковое сцепление с лепестковой корзиной и диаметром диска 430 мм. Главная передача – гипоидная, с колёсными редукторами. Передаточное отношение главной пары – 4,08.

Панель приборов и рабочее место – старые знакомые!
Забираться в кабину высоко и неудобно

Три оси

Передняя управляемая ось на малолистовых рессорах (3 листа), грузоподъёмностью 8000 кг, полуэллиптические рессоры задней балансирной тележки выдержат 26800 кг (по 13400 кг на каждую ось). В верхней части балансирная подвеска дополнительно усилена А-образными реактивными штангами.

Трансмиссионная перспектива для формулы 6х4
Трансмиссионная перспектива для формулы 6х4
Трансмиссионная перспектива для формулы 6х4

Рулевое управление и тормоза

Тормозная система, естественно, пневматическая, предусмотрен дополнительный компрессионный тормоз Ecotorq Engine Brake, мощностью 360 кВт. Тормозные механизмы на всех осях – барабанные.

Техническая характеристика автомобиля Ford Trucks 3542D DC EURO5
Полная масса, кг 34 000
Допустимая технически нагрузка на 1-/2-/3-ю оси, кг 8 000 / 13 400 / 13 400
Масса перевозимого груза, кг 19 700
Двигатель: Ford Ecotorq FHR5
   тип дизельный, 6 цилиндров в ряд
   рабочий объём, cм3 12 740
   мощность, л.с. 420 при 1 800 мин-1
   крутящий момент, Н·м 2 150 при 1000–1300 мин-1
Коробка передач ZF 16S 2230
   тип механическая
   количество ступеней вперед / назад 16/2
Передаточное число главной пары 4,08
Подвеска Спереди – малолистовые рессоры, сзади – рессорно-балансирная, с дополнительными реактивными тягами
Тормозная система Пневматическая
Колёсная формула 6х4
Размер шин 315/80 R22,5
Вместимость топливного бака, л 315
Вместимость бака для мочевины, л 55
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию