Обновленные версии VOLVO FH, FM и FMX
Флагманский магистральный тягач FH
Так само собой почти незаметно получилось, что о многих важных изменениях обновлённого флагмана Volvo Trucks я рассказал на примере VOLVO FM, получившей год назад родственную с FH кабину. Здесь также обновлено рабочее пространство, но ещё больше простора и комфорта. Новая шумоизоляция позволяет почти не слышать двигатель. Дорогу освещают «умные» светодиодные фары, которые к тому же не ослепляют встречных водителей.
Предлагаемое уже несколько лет динамическое рулевое управление Volvo Dynamic Steering доработано, тактовая частота теперь составляет 300 Гц, ранее было 200 Гц. Одна из основных задач, которые решает узел – стабилизация заданного курса на любой скорости. При движении, если дорога не идеально гладкая, приходится компенсировать удары или неровности, способствует отклонению от курса и боковой ветер. Электрогидравлический усилитель Volvo, содержащий установленный соосно рулевому валу электромотор, учитывает не только угол поворота руля, но и скорость, нагрузку, динамику движения (разгон или торможение). В зависимости от сложившихся условий происходит изменение усилия на рулевом колесе, а на некоторых режимах при помощи электродвигателя создаётся имитация реактивного усилия. Преимущества проявляют себя и при маневрировании задним ходом. Стабильность на курсе настолько велика, что грузовой автомобиль с прицепом (полуприцепом) может сдавать задним ходом более ста метров без смещения с траектории.
Из самых новых интересных опций, доступных для этой группы седельных тягачей, хочу рассказать о возможности необычной компоновки АКБ. Конструкторы предлагают два блока по 2 аккумулятора. Пуск двигателя осуществляется блоком из двух свинцово-кислотных батарей, которые балансируют зарядом двух гелевых аккумуляторов, поддерживающих энергоснабжение, в том числе и на длительной стоянке. Падение напряжения контролируется электронным блоком, который оптимизирует «куда послать заряд» и страхует от опасного падения напряжения.
В итоге продлевается срок службы всех батарей, а риск остаться без питания бортовой сети даже при проблемах с генератором или двигателем сводится к минимуму, подзарядка при очередном пуске мотора проходит максимально эффективно. Согласно доброй традиции, создатели этих замечательных шведских грузовиков способны немного нивелировать муки выбора, построив несколько пакетных предложений на тягачи семейства FH и не только их.
В этом году Volvo FH с предварительно подготовленными пакетами опций именуются Неостеллар и Вега. Скромняга модели FM с индивидуальным пакетом оснащения именуется Орбита, а новый самосвал FMX называется Тектон. Видимо дело идёт ко дню космонавтики с празднованием 60-летнего юбилея появления первого человека на околоземной орбите…
Если уж заговорили о маркетинговых ходах, то стоит обратить внимание на несколько выделенное позиционирование наиболее мощного тягача с 16-литровым двигателем. В официальном каталоге представлен VOLVO FH и особняком VOLVO FH16. На презентацию привезли совсем уж навороченную 700-сильную версию FH16, с удлинённой гигантской кабиной, повлёкшей удлинение базы. Сцепка полуприцепа с тягачом-гигантом превысит европейский норматив длины стандартного автопоезда 16,5 м, но уложится в российские 20 м. Мощный двигатель, богатое оснащение, максимально комфортная кабина – недвусмысленный намёк на постройку дальнемагистрального автопоезда с удлинённым 105-кубовым полуприцепом.
Полная масса автопоезда, кг | 44000 |
Колёсная формула | 4х2 |
Колёсная база, мм | 3800 |
Распределение нагрузки по осям, кг | 8000/13000 |
Двигатель:
|
D13 С 500 дизельный, 6 цилиндров в ряд (Euro-5) 12,8 500 при 1400…1800 мин-1 2500 при 1000…1400 мин-1 |
Коробка передач
|
I-Shift AT 2612 автоматизированная 12/2 |
Передаточное число моста | 2,83 |
Подвеска | спереди – рессорная, сзади – пневматическая |
Тормозная система | пневматическая |
Размер шин | спереди – 385/55R22,5; сзади – 315/70R22,5 |
Вместимость топливного бака, л | 650 + 690=1340 |
Кратко о двигателях и трансмиссии
Хорошо знакомый двигатель D13 C, поставляемый в РФ в исполнении пятого экологического класса в процессе модернизации получил новые гильзы, поршневые кольца и турбокомпрессор. Теперь для него подобрано моторное масло меньшей вязкости, в пользу экономии топлива. Контролирует работу силового агрегата новый ЭБУ.
В трансмиссии магистральной линейки VOLVO FH расширено семейство ведущих мостов. Агрегаты нового поколения легче на 200 кг и экономичнее на 4%, позволяют составить автопоезд до 100 тонн полной массы, обходясь без колёсных редукторов. Карданная передача на седельных тягачах стала однозвенной, больше не содержит подвесного подшипника.
Показатель прочности FMX
Самосвал с колёсной формулой 8х4 с 21-кубовым кузовом получил новую дневную кабину, окрашенную в презентационный лимонный цвет, более компактную чем у грузовиков магистральной линейки, но не менее удобную на рабочем месте. Интересная особенность среди прочего оборудования кабины – стальной потолочный люк, естественно, с электроприводом.
В специальном переднем бампере для тяжёлых условий с дополнительной ступенькой, защитой и усиленной буксировочной проушиной неплохо светят галогеновые фары, обрамлённые светодиодными ходовыми огнями под защитными решётками.
Главное достоинство – ходовая часть, позволяющая осилить тяжёлую ношу на технологических дорогах. Грузоподъёмность задней тележки на трапецеидальных рессорах – 38 тонн, в пиковом режиме до 41 т.
FMX 460 HP 8х4 это сверхвысокое шасси для строительной отрасли. Передняя подвеска, грузоподъёмностью 18 тонн – на раздельных параболических рессорах. Спереди и сзади стабилизаторы поперечной устойчивости. Сдвоенные оси с колёсными редукторами позволяют сцепить автопоезд полной массой до 120 тонн. Тормозные механизмы всех колёс – барабанные, из чугуна. В тормозной системе 2 дополнительных стояночных энергоаккумулятора. Высота лонжерона рамы 300 мм, толщина лонжеронов 8 мм. Изнутри рама дополнительно усилена вкладышами продольного лонжерона от конца двигателя до конца рамы. Приводит эту махину в действие старый знакомый двигатель D13, мощностью 460 «кобыл» и крутящим моментом 2300 Нм.
Полная масса автомобиля (технически допустимая) | 56 000 |
Полная масса автопоезда, кг (максимальная, технически допустимая) | 120000 |
Распределение нагрузки по осям, кг | 9000/9000/19000/19000 |
Двигатель:
|
D13 С 460 Дизельный, 6 цилиндров в ряд (Euro-5) 12,8 460 при 1400…1800 мин-1 2300 при 1000…1400 мин-1 |
Коробка передач
|
I-Shift AT 2606 Автоматизированная, с дополнительными повышающими и понижающими передачами 12/2 |
Передаточное число главной пары | 4,55 |
Подвеска | Рессорная |
Тормозная система | Пневматическая |
Колесная формула | 8х4 |
Вместимость топливного бака, л | 405 |
Размер шин | 315/80R22,5 |