С самого детства, когда я научился более или менее рассуждать и обдумывать окружающий меня мир, Болгария и всё что с ней было связано меня удивляла. Вроде всё в этой стране было как у нас: алфавит, созвучные фамилии, черноморские курорты, даже схожий дизайн и цветовая гамма советских рублей и болгарских левов. И в то же время всё являлось другим, чуть лучшим и иногда непонятным.
Не то чтобы я постоянно думал о Болгарии, но когда знакомые или родственники рассказывали об отдыхе на море, все очень хвалили болгарские пляжи. Если в СССР в магазине вы встречали продукцию болгарского производства, не важно, была ли это обувь, косметика, медикаменты, одежда или продукты питания, купить это считалось большой удачей, качество всегда радовало. Когда я учился в школе, со мной учились дети болгарских специалистов. Тогда я осознал, что совсем не понимаю их язык, хотя использовали они те же буквы. Болгарские ребята уже тогда, в 1987 году, могли непринуждённо обсуждать достоинства персональных компьютеров IBM перед ATARI на русском или английском. Среди школьников нашей страны этот разговор вряд ли кто-то бы смог поддержать тогда даже на родном языке...
А знаменитая болгарская «Мартеница» – праздник, когда болгары первого марта дарят всем, даже незнакомцам, амулет из шерстяных красных и белых ниток, желая одариваемому здоровья, счастья, защиты от злых духов. Кто у нас так просто, бескорыстно и постоянно заботился о других?
Предистория
Именно из-за редкости новостей из Болгарии я серьёзно заинтересовался, случайно увидев в сети Internet фотографии копий различного городского транспорта этой страны. Мне стало любопытно узнать о них больше. Особенно если учесть, что о современном болгарском автотранспорте в нашей стране крайне мало что известно широкому кругу общественности. Узкие же специалисты могли ознакомиться лишь с прекрасным трудом болгарского авто историка Ивана Колева, издавшего в 2010 году очень небольшим тиражом книгу «История на автомобила в царство България 1896-1946».
Если говорить о масштабных моделях автомобилей, то Болгария, как и наша страна, прикоснулась к этой отрасли лёгкой промышленности лишь в последней четверти прошлого века. Производство разместили в бурно развивающемся промышленном центре – городе Разград. По лицензии выпускались масштабные модели известных производителей масштабных моделей Matchbox, GAMA, SCHUCO, Tonka, NZG например BMW 316, Opel Vectra, Opel Astra, Opel Kadett и другие. О масштабных моделях ручной работы из Болгарии я ничего не знал до декабря 2019 года, пока не наткнулся в одной из социальных сетей на фотографию копии трамвая «София 65», привлекшую мое внимание скорее не своим дизайном, а горящими передними фарами. Начав выяснять, кто автор этой модели, я познакомился с Дарианом Георгиевым из Софии – столицы Болгарии и его мастерской ModeliGT. Наше общение обогатило мой багаж знаний в познании рынка масштабных моделей, добавив к ним интересного мастера и человека, об этом сегодня и позвольте мне рассказать.
Мастер
Дариан родился в Софии. С самых юных лет ему нравился общественный транспорт, благодаря которому он путешествовал по родному городу. Автобусы и троллейбусы Ikarus, венгерского производства, троллейбусы ЗИУ из СССР, трамваи местного производства. Свою любовь к технике он начал развивать ещё в начальной школе, в 1996 году посещая кружок, где вместе с друзьями склеивал масштабные модели из бумаги, развёртки которых со всем набором мелких деталей публиковались в болгарских и польских журналах. В основном это были упрощенные копии танков, самолетов и фантастической техники из романов и кинофильмов, без какого-либо конкретного масштаба. Через некоторое время, набив руку и освоив эту технологию, он решил нарисовать развертки всех необходимых деталей и собрать собственную копию любимого трамвая «София-100», часто проезжающего через его родной квартал. Это получилось, несмотря на то, что у модели отсутствовал конкретный масштаб, она была похожа на прототип, результат его обрадовал, он стал делать подобные простые игрушки для себя и своих друзей. Параллельно со своим творчеством Дариан Георгиев втянулся в коллекционирование моделей легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов в масштабе 1/43. Его родители поддержали это увлечение, периодически приобретая ему продукцию советского и российского производства из Саратова и Казани, итальянского от Bburago, китайского от Maisto и многих других.
На пути развития
Став старше, Дариан стал обладателем значительной коллекции копий различной автотехники в масштабе 1/43, расширил своё собрание моделями в масштабе 1/24 и открыл для себя листовой пластик – как новый материал для создания собственных масштабных миниатюр. В 2006 году мобилизовав собственный опыт, принимая во внимание советы болгарских коллег по моделированию с различных Internet форумов он приступил к созданию первой собственной копии автобуса Ikarus в масштабе 1/24 из пластика, не бросая при этом эксперименты с бумагой.
Насколько хорошо у Дариана стало получаться, могут подтвердить зрители и профессиональное жюри, уже в 2007 году присудившее его моделям третье место в категории «скретч-билд» (миниатюры, созданные вручную, с нуля без использования готовых деталей и не являющихся наборами для сборки – «китами», выпускаемыми другими производителями) на национальной выставке масштабных моделей Болгарии! Успех поддержал девятнадцатилетнего Дариана Георгиева, он продолжил работу и через два года полностью перешёл на производство собственных масштабных моделей из пластика, непрерывно оттачивая нюансы технологии производства и увеличивая проработку, создаваемых копий различных автобусов, троллейбусов и трамваев, используемых для перевозки пассажиров в разных городах Болгарии.
Заслуженное внимание
Такая увлечённость и напряженная работа привели к тому, что к 2013 году Дариан открыл собственную мастерскую в комплексе зданий «Транспортного университета Болгарии», где работает до сих пор. Приобрёл он и широчайший набор связей с трудовыми коллективами, как помогающие ему создавать тиражи масштабных моделей, занимающихся изготовлением различных деталей методом литья под давлением, штампованием, 3D-печатью, фототравлением, резкой на станках с числовым программным управлением, изготовлением декалей, так реализующих его продукцию, например музеи и хобби-магазины. При этом он стал, по сути, единственным производителем масштабных моделей городского транспорта в Болгарии! Создавая масштабные миниатюры, Дариан Георгиев воспринимал свою деятельность как хобби, параллельно окончив ВУЗ, став профессиональным звукорежиссёром и ди-джеем, успешно работает в этой сфере до сих пор, а недавно получил диплом специалиста графического дизайна, специализирующего на 3D-моделировании. Результаты своего труда Дариан с 2012 года демонстрировал на своей личной странице в сети Internet. Все его модели, были в масштабе 1/24, довольно крупными автобусы 65 см длинной, трамваи 80 см и более. Коллекционеры Германии, США, Израиля, Италии, Великобритании и других стран, стали задавать вопросы, просить сделать для них что-то подобное в меньшем или большем масштабе. Так как Дариан прекрасно владеет английским языком, для него барьеры в общении отсутствовали. Он воспринимал критику, слушал пожелания коллег.
ModeliGT
Обладая серьёзной базой данных чертежей и шаблонов, в конце концов, решил изготавливать масштабные модели на заказ. Причем в трёх основных масштабах 1/43, 1/24 и 1/18! Чтобы как-то идентифицировать свою продукцию, дал ей наименование «ModeliGT» (латинское написание «Модели Градски Транспорт», что с болгарского означает «Модели Общественного Транспорта»). Так началось развитее студии «ModeliGT».
Все масштабные модели создавались по следующей технологии:
- используя чертежи, Дариан, из бумаги создает шаблоны для проектирования будущего кузова;
- на основе шаблонов, из листового пластика вырезает необходимые детали, подгоняет их друг к другу и склеивает между собой, крышу будущей модели пока на место не монтируя;
- далее, используя более тонкий прозрачный ПЭТ пластик (ПЭТ – полиэтилентерефталат), формирует имитацию остекления будущей модели, каждое будущее стекло подгоняется по месту с имитацией изгиба, из ПЭТ изготавливает различные молдинги и выштамповки. Из проволоки паяет системы поручней и элементов токоприемников трамваев и троллейбусов. Мелкие детали, такие как сиденья пассажиров, элементы кабины водителя, рулевые колёса, колёса, элементы колёсных пар трамвайных тележек и т.п. Дариан изготавливает либо с мощью технологии литья из смолы или путем 3D-печати, в зависимости от того, какие расходные материалы присутствуют в наличии в мастерской. Дворники, эмблемы заказываются на стороне и изготавливаются по технологии фототравления;
- все детали окрашиваются, если это предусматривалось заказом, оклеиваются самостоятельно изготовленными Дарианом Георгиевым декелями, согласно ранее согласованной схеме (наименование маршрутов движения, различная символика транспортных предприятий, имитация рекламных плакатов на транспорте как снаружи так и внутри салона, мастерски воспроизводя шрифт и другие дополнительные нюансы), собираются, причём во время сборки под пол салона будущей модели для увеличения их веса и, соответственно, устойчивости монтируются металлические пластины (это особенно актуально для копий крупных масштабов) и только в последний момент приклеивается крыша со всеми элементами, расположенными на ней. Модель готова к отправке заказчику.
С 2016 года, дабы ещё более значительно оживить копии и приблизить масштабные модели к прототипу, по желанию заказчиков, Дариан начал на них устанавливать светодиоды (передние и задние фары, габаритные огни, подсветку салона, указателей маршрута) и LED систему, работающую от элемента питания АА. Вся система, управления освещением располагается на днище модели, что позволяет очень удобно ее включать и выключать.
Большая часть моделей изготавливаются по предварительным заказам от частных лиц, магазинов или предприятий. Заказчик может выбрать необходимую ему копию в существующем перечне на сайте мастерской «ModeliGT», добавить свои пожелания и уточнения.
На изготовление одной модели уходит от 7 до 45 рабочих дней в зависимости от её масштаба, степени детализации, будущей цветовой расцветки и количества декалей. Срок может увеличиться, если ранее Дариан Георгиев не изготавливал копию необходимого заказчику транспортного средства. Однако незначительно, что выгодно отличает этого болгарского производителя от некоторых российских мастерских, чьи модели после предоплаты появляются лишь через несколько лет, а у некоторых они и вовсе не появляются и заказчики пытаются вернуть свои деньги, не всегда при этом успешно.
Небольшие партии копии техники общественного транспорта Дариан выпускает для выставок в транспортных музеях или посвященных каким-то праздничным датам транспортных предприятий, а то и для собственного удовольствия, освоения чего-то нового для собственной мастерской и расширения её ассортимента. Далее эти модели поступают в свободную продажу. На данный момент для коллекционеров доступны почти два десятка копий автобусов, среди которых представлены различные модификации Ikarus, Mercedes-Benz, «Чавдар», IVECO, MAN и другие; множество троллейбусов (Škoda, ЗИУ, «Чавдар» и пр.) и трамваев («България», «София», Düvag, ČKD и др.).
Подобная деятельность очень нравится Дариану Георгиеву и это чувство проявляется в его масштабных моделях, они легкие и ажурные, яркие и точные. Они привлекают к себе внимание и радуют глаз не только маститых коллекционеров, но и далёких от нашего хобби взрослых и детей. Благодаря своей работе Дариан популяризирует масштабные модели не только в Болгарии, но и по всему миру, показывая на собственном примере, чего может достичь в наши дни любой человек, было бы только желание и целеустремленность. В планах «ModeliGT» освоить выпуск не только общественного автомобильного транспорта в масштабе 1/87, но и копий железнодорожного транспорта, метро, что частично уже реализуется. Также Дариан Георгиев мечтает создать серию коллекционных масштабных моделей «Болгарские трамваи» или «Транспорт Софии», первые экземпляры этой серии выйдут именно в 2020 году.
Несмотря на свою занятость Дариан постоянно участвует в выставках масштабных моделей в Болгарии, его модели часто экспонируются в музее транспорта Софии (например, в прошлом году в его экспозиции на протяжении двух месяцев можно было тщательно рассмотреть 18 моделей от «ModeliGT»). Дариан Георгиев с радостью передает свои знания молодым, организуя занятия в своей мастерской, прививая им принцип: «лучше что-то сделать самому, чем просто созерцать результат работы других». Он верит, что в будущем у его учеников появятся свои мастерские, они освоят новые технологии и запустят в производство свои интересные масштабные модели.
Дариан мечтает создать сообщество мастеров, которое смогло бы дополнить существующий клуб коллекционеров масштабных моделей транспорта в Болгарии, к сожалению, не настолько крупный как в других странах мира. Чего я искренне ему и желаю!