Опубликовано: ГП 05-2021

Автомобили-кинопередвижки, начало

Станислав Кирилец
Фото РГАКФФД, СОИКМ, из периодики и архива и автора

«…Так вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино…»

(Из воспоминаний Луначарского о беседе с Лениным
в феврале 1922 года, изложенных им в письме
к Болтянскому от 29 января 1925 г.)

Кинематограф и автомобиль

Кино моложе автомобиля, но тесно с ним связано. История кинематографа началась 28 декабря 1895 года в Париже, когда в одном из залов «Гранд кафе» прошёл первый киносеанс. Автомобили по Парижу тогда уже ездили, вскоре появились и кинопередвижки. Как только новое искусство не называли! В годы своего становления необыкновенное зрелище сменило несколько названий: «иллюзион», «биоскоп», «биограф», «синематограф», «кинематограф» … и наконец – «кино». Слово же «кинопередвижка» утвердилось в русском языке и прочно держится до сих пор, но своё толкование оно меняло. «Передвижное кино, кинематографический аппарат, легко переносимый с одного места на другое», – такое значение даёт слову «кинопередвижка» изданный в 1935 году под редакцией Д.Н. Ушакова первый том толкового словаря. А ещё «кинопередвижкой» мы привыкли называть оснащённый портативной установкой для демонстрации кинофильмов автомобиль, который в прошлом веке с радостью встречали жители не охваченных сетью кинотеатров населённых пунктов огромной страны под названием СССР. Не исключено, что кое-где их можно встретить и в наши дни.

Американский военный фотограф и оператор капитан Дональд Томпсон посетил Петроград в 1915 и 1917 гг., оставив потомкам множество уникальных кинофотодокументов, которые облетели весь мир. Там он снял известный документальный фильм «Россия под пятой Германии», по возвращении издал несколько книг на «русскую тему». На фотографии, сделанной в сентябре 1917 г. в Петрограде, Томпсон (слева от камеры) ведёт съёмку с крыши кабины грузовика Thornycroft

Стационарных киноустановок сначала не было. Был универсальный аппарат «Синематограф», пригодный для съёмки, копирования и показа кинофильмов. «Иллюзионисты» возили его и другой нужный скарб по разным городам, снимали жизнь на улицах и в тот же вечер показывали результат работы местной публике, зачастую прямо на улице или в случайных помещениях. В качестве тяги для передвижек они использовали обычно телеги, пролётки, велосипеды и свой собственный горб, и очень редко – автомобили. Так было везде и всюду, включая старорежимную Россию. Но вскоре обнаружилась проблема – высокая пожароопасность изготовленной из нитроцеллюлозы киноплёнки. От случайной искры, окружившей киномеханика несознательной курящей публики, плёнка могла вспыхнуть как порох. Мальчишки 1950–1960-х ещё помнят те старые ленты, мы упаковывали их плотно в «золотинки» из-под шоколада и поджигали. И даже без доступа воздуха они не гасли, а быстро тлели, превращаясь в отменные «дымовухи».

На этом снимке и на заставке мы видим «Авто-кино», принадлежавшее Пролетарградскому окружному фото-кино комитету. Передвижку оборудовали, вероятно, на грузовике FIAT (точно установить марку машины сложно) и украсили актуальными в то время агитационными лозунгами, призывающими к мировой революции: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», «Да здравствует рабоче-крестьянская власть во всём мире!», «Кино, танки и хлеб – сим победиши». Петроград, начало 1920-х

Пожары с человеческими жертвами привели уже в начале ХХ века к установлению строгих правил показа кино. Киноустановки стали размещать в специально оборудованных изолированных от зрительных залов помещениях, а на кинопроекторах и проекционных окнах поставили противопожарные заслонки. Появились кинотеатры, в передвижках надобность отпала. Автомобиль не успел найти своё прочное место в их качестве, но появился в кинематографе как обычное транспортное средство и нередко – как герой документальных и художественных фильмов. Кинофабрики, киноателье и киностудии дореволюционной в России создали множество кинофильмов на автомобильную тематику (мне известны названия более 40, снятых только в период 1909–1916 годов). Зрители смотрели автопробеги, автогонки и автомобильные экскурсии; праздничные выезды, съезды, проводы и встречи автомобилистов; демонстрацию автомобилей на выставках и их дефиле; испытания автомашин и тракторов; работу таксомоторов и автобусов; аварии автомобилей и пожары гаражей; мобилизацию автомобилей в армию и отправку на фронт Первой мировой войны; смотры и будни автомобильных рот и броневых дивизионов, и даже боевые действия броневиков. Кадры из этих кинолент можно увидеть в современных познавательных фильмах и телепередачах.

Рейсовым автобусом Benz-Gaggenau на съёмку кинофильма приехала знаменитая певица, исполнительница русских народных песен и романсов Надежда Васильевна Плевицкая. Крым, 1910-е гг.

Агитация на автомобилях

Смена власти в результате мятежей, восстаний, революций и других потрясений приводит обычно к коренным изменениям во всех сферах деятельности страны. Обе революции 1917 года в России существенно изменили сложившийся порядок и уклад жизни народа. Автомобили на петроградских улицах стали одним из символов Февральской, а затем и Октябрьской революций, и одним из излюбленных сюжетов пропагандистских плакатов, а также колоритной деталью произведений живописи, литературы и кинематографа.

Вспоминали «ощетинившиеся штыками» революционные машины публицисты. Так, В.Ф. Булгаков (бывший секретарь Л.Н. Толстого) в статье с красноречивым названием «Революция на автомобилях» писал: «На улицах, особенно центральных, мчатся и мечутся грузовики и легковые автомобили, переполненные вооружёнными солдатами, стреляющими в воздух, студентами, девицами, кричащими «ура». Очевидно, это была первая в истории революция на автомобилях!» … Похожие воспоминания оставили нам другие литераторы, свидетели тех событий: «Музы и эриннии Февральской революции – грузовики и автомобили, обсаженные и обложенные солдатами» (В.Б. Шкловский); «Бешено мчались автомобили, перегруженные рабочими и дикого вида солдатами» (Д.И. Толстой); «Везде мчались автомобили с вооружёнными солдатами и пьяными девками» (В.Н. Шаховской) … Революционные автомобили снимали фотографы и кинооператоры, причём некоторые использовали для съёмки машины. Благодаря им – знакомые многим поколениям сюжеты.

«Передвижной фронтовой кинематограф Политотдела Р.В.С. 16-й армии». Приспособленный для новых задач бывший санитарный автомобиль Talbot во время Советско-польской войны украшен лозунгами на двух языках: «Польский пролетариат прогонит панскую нечисть. Тогда… [далее по-польски] Пролетарий, выгони шляхтича». 1920 г.

Революции изменили русский язык, обогатив его новыми, зачастую нелепыми словами. Автомобили, вероятно, впервые в мире, выступили в роли средств массовой информации и агитации, их стали активно использовать в качестве трибун на демонстрациях и митингах. В обиход вошли новые термины, среди которых заслуживают внимания: «агитмашина» и «агитавтомобиль». Однако нас интересуют не столько агитмашины, сколько моторизованные кинопередвижки, хотя, зачастую эти новые службы совмещались. Долой старый режим, долой запреты! Позвольте, а как же пресловутая пожароопасность? Да…, но пропаганда, агитация, политинформация (назови как хочешь, суть почти не меняется) важнее! Рождённые Февралём и Октябрём 1917 года агитационные автомобили-кинопередвижки, размножились и прочно утвердились в России во время Гражданской войны.

«Отправка агитавтомобиля Орловского обкома для работы в деревне. 25/8 1921, Орёл», – так подписана фотография агитационного автомобиля FIAT с кинопередвижкой и газетами. Лозунг на борту красноречив: «Рабоче-крестьянская армия непобедима на фронте военном. Рабочие и крестьяне вместе одолеют разруху и голод в тылу»

В 1919 году, в разгар наступления на Петроград Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича режиссёр Борис Светлов и оператор Владимир Лемке снимают на кинофабрике Петроградского кинокомитета фильм «Пролетарград на страже революции». Агитфильм, поставленный в форме доклада на тему: «Что принесут нам белые?» и иллюстрированный картинами из жизни рабочих и буржуазии, до наших дней не сохранился. Но он послужил поводом к дискуссии о переименовании города. К счастью, этого не произошло, но название «Пролетарградский окружной фото-кино комитет» деятели нового искусства породили. Завели они себе и кинопередвижку – оборудованный всей необходимой аппаратурой и сиденьями 1,5-тонный грузовик с тентом, названный новым словом «Авто-кино».

«Авто-Кино. Передвижка Общества Красного Креста» с лозунгом: «Кино – в деревню». Спецмашина изготовлена на базе автомобиля Ford и оснащена портативным кинопроектором «Патэ» с ручным приводом. Самара, 1925 г.
«Авто-Кино. Передвижка Общества Красного Креста» с лозунгом: «Кино – в деревню». Спецмашина изготовлена на базе автомобиля Ford и оснащена портативным кинопроектором «Патэ» с ручным приводом. Самара, 1925 г.

Во время Гражданской войны появились импровизированные «передвижные фронтовые кинематографы» (ещё один новый термин) в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Оборудовали их стихийно на базе лёгких грузовиков и санитарных автомобилей, доставшихся «в наследство» от Русской армии. Агитация бойцов РККА и мирного населения занятых красными территорий бывшей империи считалась одной и наиважнейших задач. Очевидно, даже важнее, чем эвакуация раненых, раз для этого дела жертвовали санитарные машины. Входили военные кинопередвижки в ведение политотделов Революционного военного совета Республики и Реввоенсоветов фронтов и армий. Все первые моторные кинопередвижки отличались марками автомобилей и установленным оборудованием, но имели одно сходство – их украшали звонкими пролетарскими лозунгами и яркими, агитирующими за Советскую власть плакатами. Так сложилась на долгие годы традиция

Для съёмок художественного фильма «Октябрь» (первое название «Десять дней, которые потрясли мир») на фабрике «Совкино» режиссёру Сергею Эйзенштейну предоставили беспрецедентные полномочия и ресурсы, включая воинские части и автомобили. Броневики не только снимались в фильме, но и применялись в качестве специальных машин. На фотографии слева мы видим изготовленный на Путиловском заводе в 1919 г. полугусеничный «Остин-Кегресс» и используемый по совместительству в качестве осветительной машины британский «Остин» (Austin) 1-й серии выпуска 1915 г. Ленинград, 1927 г.
Для съёмок художественного фильма «Октябрь» (первое название «Десять дней, которые потрясли мир») на фабрике «Совкино» режиссёру Сергею Эйзенштейну предоставили беспрецедентные полномочия и ресурсы, включая воинские части и автомобили. Броневики не только снимались в фильме, но и применялись в качестве специальных машин. На фотографии слева мы видим изготовленный на Путиловском заводе в 1919 г. полугусеничный «Остин-Кегресс» и используемый по совместительству в качестве осветительной машины британский «Остин» (Austin) 1-й серии выпуска 1915 г. Ленинград, 1927 г.

Мобильное кино и автомобили в кино

Ещё не закончилась Гражданская война, а фронтовые кинопередвижки начали работу в тылу. Советская Россия столкнулась с новыми бедствиями, молодую республику захватили разруха и голод. В таких условиях возникла острая необходимость привлечь «важнейшее искусство» к разъяснительной работе среди населения. В первую очередь – среди крестьян, несознательная часть которых была недовольна проводившейся в 1919–1921 годах продразвёрсткой.

18 июня 1918 года из созданной годом ранее Государственной комиссии по народному просвещению был сформирован Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) – орган государственной власти, контролировавший практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, книгоиздательство, библиотеки, музеи, театры, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и, конечно же, кино. В ведение Всероссийского Фотокиноотдела (ВФКО) Наркомпроса вошли и демобилизованные кинопередвижки, постепенно выделялись для наглядной агитации на плёнке в спешном порядке кустарно оборудованные грузовики и гужевой транспорт. И двинулись они в первую очередь в сёла и деревни. А.В. Луначарского назначили наркомом – в лексический обиход русского языка стремительно входили малопонятные акронимы, аббревиатуры и новые слова, выдуманные культурной прослойкой революционного общества. Достаточно вспомнить «изысканный слог» знаменитого поэта революции В.В. Маяковского, кстати, бывшего солдата Военной автомобильной школы, руководившего в марте 1917-го арестом своего командира генерала П.И. Секретёва.

«Первая кинопередвижка», – известная фотография Бориса Игнатовича 1928–1929 гг. На снимке мы видим киномеханика на телеге в пути к отдалённой от цивилизации деревне

19 декабря 1922 года на базе ВФКО создаётся Государственный комитет по кинематографии («Госкино»), а параллельно с ним формируются государственные, общественные и частные кинопрокатные конторы: «Кино-Москва», «Севзапкино», «Пролеткино» и многие другие. А рядом с ними «Автокино» – в то время распространённый синоним автопередвижки, позднее сменивший своё значение на кинотеатр под открытым небом для показа фильмов зрителям в автомобилях. Правда, в СССР такой аттракцион не практиковался, он зародился в США и характерен для буржуазного общества.

В 1923 году французская фирма Pathé начала производство узкой 9,5-мм плёнки для любителей, ею стали пользоваться и профессионалы. Лёгкая киноплёнка и малогабаритная аппаратура значительно облегчили им работу. В следующем году американская компания Eastman Kodak начала производство безопасной узкой плёнки шириной 16-мм на подложке из диацетата целлюлозы. Её негорючая основа позволила упростить правила демонстрации фильмов. Кинопередвижки снова стали актуальными как никогда ранее. Забегая вперёд, стоит отметить, что и старая пожароопасная нитратная плёнка ещё долго использовалась в СССР и только после её запрета в 1952 году на ацетатной подложке начали делать и стандартные 35-мм фильмокопии. До этого большинство кинопередвижек были «узкоплёночными», рассчитанными на 16-мм ленту, затем настало время «широкоплёночных» передвижек. Ещё очень долго использовали конные фургоны, коляски и обычные телеги, однако и автомобили медленно, но прочно проникали в кинематограф. Есть свидетельства о случаях доставки телег-кинопередвижек в деревни на буксире тракторов.

Передвижка для кино и радио, изготовленная, вероятно, на базе грузовика Jeffery для предприятия «Госвоенкино». 1928 г.

Лучше других, пожалуй, дело с моторизацией обстояло у созданной в 1922 году для съёмки кинохроники, учебных, агитационных, документальных и образовательных фильмов для РККА Производственной киноконторы «Красная звезда». В 1926 году её переформировали в Государственное военное кинофотопредприятие «Госвоенкино». Там работали не только бывшие фронтовые передвижки, но и выделенные армией для съёмочных групп обычные и даже бронированные автомобили. Броневики использовались не только в качестве героев военных кинофильмов, но и попутно обслуживали съёмки на натуре. Стихийно начал внедряться приспособленный на скорую руку автотранспорт специального назначения для «киношников».

Агитационная кинопередвижка «Крестьянской Газеты», газеты «На Страже» и «Автодора» с лозунгом «Стройте дороги!» изготовлена на шасси грузовика АМО Ф-15 в 1928 г.

«Важнейшее искусство» – в массы!

Новая экономическая политика (НЭП) Советской России сделала невозможное возможным. В лексикон русского языка вернулись такие запрещённые было слова и выражения как «фирма» и «акционерное общество». Правда, термин «товарищество» в его исконном коммерческом значении (например «торговое товарищество», «товарищество на паях», «товарищество на вере» и др.) почти вышел из употребления. За «товарищами» закрепилось вторичное, но идейное революционное понятие. Зато в рамках НЭПа в промышленность и торговлю вторглись новые громкие слова: «трест» и «синдикат».

13 июня 1924 года Совет народных комиссаров РСФСР постановил учреждение Всероссийского фотокинопромышленного акционерного общества «Советское кино» («Совкино»). Постановлением от 4 июня 1926 года в него включили предприятия «Госкино» и «Севзапкино». Государственной организации дали права на импорт, производство и монопольное право на прокат фильмов на территории РСФСР, а в подчинение передали четыре кинофабрики и 22 производственных отделения. «Совкино» входило в систему Наркомпроса и просуществовало до июня 1930 года.

Бывшие бронеавтомобили Русской армии Austin 3-й серии и Renault, изготовленный на Ижорском заводе по проекту штабс-капитана В.А. Мгеброва и прошедший капремонт с заменой узлов (вероятно от АМО), – главные герои фильма «Два броневика» (Режиссер С. Тимошенко, «Совкино», Ленинград, 1928 г.)
Бывшие бронеавтомобили Русской армии Austin 3-й серии и Renault, изготовленный на Ижорском заводе по проекту штабс-капитана В.А. Мгеброва и прошедший капремонт с заменой узлов (вероятно от АМО), – главные герои фильма «Два броневика» (Режиссер С. Тимошенко, «Совкино», Ленинград, 1928 г.)

В системе «Совкино» стали продвигать по мере сил моторизацию. «Основное значение автомобиля для киноиндустрии заключается, прежде всего в применении его, как средства передвижения. Но не менее важным стало теперь значение мотора и в технике самой киносъёмки», – рапортовал в 1929 году журнал «За Рулём» (№ 17). А 29 января 1929 года был учреждён Комитет по делам кинематографии и фотографии при Совнаркоме СССР («Кинокомитет»), в его задачи входили разработка основных директив, общее руководство и наблюдение за развитием кинематографа и фотографического дела в стране. Через год «Кинокомитет» упразднили.

Эпоха моторизации кино «началась» после вступления в силу постановления Совнаркома СССР от 13 февраля 1930 года об учреждении при Президиуме ВСНХ СССР Государственного всесоюзного кинофотообъединения «Союзкино», в ведомство которого передали все дела по производству и заготовке кино- и фотоаппаратуры, принадлежностей, материалов и всех организаций по производству кинокартин и их прокату в СССР. Разработка и постройка кинопередвижек, как и всех других автомобилей для «киноиндустрии» также вошли под контроль «Союзкино».

Парк автомобилей-передвижек стал пополняться к концу 20-х годов. Первые руководства по ним составлял кинооператор Л.В. Косматов, он же продвигал эту тему в профильной периодике. В 1928 году «Госвоенкино», где он работал, обзавелось одной из первых в стране «кино-радио-передвижкой», оборудованной в объёмном фургоне вышедшего из капремонта грузовика. Тогда же появился подобный агрегат, установленный на шасси первого советского грузовика АМО Ф-15, и отправился в агитационную поездку по губерниям центральной России. Инициаторами и организаторами выступили пресса и Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог («Автодор»). «Цель поездки – широкая культурно-просветительная работа, пропаганда кино, радио и автомобильно-дорожного дела, укрепление связи с кружками селькоров, а также организация отделений и коллективов Автодора путём устройства докладов, собеседований, демонстраций кинофильмов, распределения литературы и пр.», – оповещал читателей журнал «За Рулём» (1928, № 4).

Журнал «За Рулём» опубликовал этот снимок в 1929 г. с подписью: «Москва. Съёмочная группа Госвоенкино работает с бронированного автомобиля над картиной «СЭП» (реж. М. Вернер)». [«СЭП №1» или «Сборная экспериментальная программа №1»]. Мы видим бронированную дрезину «Матваль» конструкции бывшего офицера Военной автошколы С.Э. Матиссона и инженера В.С. Вальднера (из их фамилий и сложен акроним), построенную в 1921–1922 гг. на Ижорском заводе. Шасси дрезины изготовили на ГАРЗ №2 в посёлке Родники Ярославской губернии с применением агрегатов американских грузовиков White, а элементы брони и башни использовали от поставленных в Россию в 1915 г. и забракованных Военным ведомством английских бронеавтомобилей Army Motor Lorries

В 1929 году журнал «Советский Экран» (№ 16) опубликовал статью А. Климова «От клячи к автомобилю». Автор сетовал на гужевые кинопередвижки: «Заморенные клячи еле втаскивают в деревню дребезжащие телеги» и описывал разборную модель передвижки на шасси автомобиля, «работы выпускника с древо-металло-обрабатывающего факультета Вхутеина [Высший художественно-технический институт] Д. Заонегина», снабжённой радиоустановкой и библиотекой. Модель Заонегина демонстрировалась на выставке «Вхутеина» и вызвала интерес специалистов. Вероятно, она послужила позднее образцом для некоторых автомобилей-передвижек, но появившиеся в то время реальные конструкции от неё отличались.

К сожалению, сведений о первых советских автопередвижках сохранилось мало. В 1931 году с премьеры художественного фильма Н. Эппа «Путёвка в жизнь» в СССР началась эпоха звукового кино. Тогда же закончилась реконструкция завода АМО, а вскоре вступил в строй ГАЗ, – автопром вставал на ноги. В 1930 годы в стране появились новые модели кинопередвижек, построенные на новых шасси отечественного производства. Рассматривать их в этой статье мы не станем, они заслуживают более подробного описания.

Схема кинопередвижки из дипломной работы Д. Заонегина и модель её надстройки: «Устанавливается на автомобиле. Снабжена радиогромкоговорителем и полками для книг. В глубине кино-экран, перед которым снаружи устанавливаются раскладные скамьи для зрителей». 1929 г.
Схема кинопередвижки из дипломной работы Д. Заонегина и модель её надстройки: «Устанавливается на автомобиле. Снабжена радиогромкоговорителем и полками для книг. В глубине кино-экран, перед которым снаружи устанавливаются раскладные скамьи для зрителей». 1929 г.

Реквием

Во времена становления «важнейшего искусства» Страны Советов кинопередвижки стали незаменимым средством просветительной, политической и культурной агитации прежде всего в сельской местности и малонаселённых районах. Они обслуживали огромные территории, охватывая практически всё население. Долгие годы им отводилась большая роль в обществе, а в годы Великой Отечественной войны их значение трудно переоценить. Строили их на шасси грузовых автомобилей и автобусов разных классов, появились даже кинотеатры на колёсах. До широкого распространения телевидения просмотр кинофильмов в передвижных кинотеатрах был одним из важнейших видов развлечения в глубинке. А когда личный телевизор стал массовым и телевещание охватило всё страну, начался закат кинопередвижек. Распространение бытовых видеомагнитофонов к концу 1980-х привело к резкому сокращению требующих квалифицированного обслуживания и высоких затрат передвижных установок.

Технологии XXI века не только приговорили кинопередвижки к кончине, но и заметно снизили роль специализированных автомобилей «важнейшего из искусств». В кинематограф стремительно ворвалась компьютерная анимация. Не исключено, что вскоре исчезнут «камеравагены», «тонвагены», «лихтвагены», «пирвагены», «гримвагены» – этими немецкими словами на киностудиях окрестили свои спецмашины операторы, звукорежиссёры, осветители, пиротехники и гримёры, и даже плотники называли с иронией свои фанерные чемоданы для инструмента «топорвагенами». Вместе с ними могут исчезнуть и уникальные профессии. Приведёт ли прогресс в кинематографе к его деградации? Начало уже положено…

Универсальный автомобиль, построенный на шасси АМО Ф-15 и предназначенный для съёмки и показа кинофильмов на работе в «Совкино». В задней части фургона установлены двигатель и электрогенератор для питания электрических приборов. 1929 г.

Меняется и связанная с автомобильной промышленностью лексика. Вроде бы возродились такие организационно-правовые формы как общества, товарищества и кооперативы, появились партнёрства и даже корпорации. Но в печати все их напористо вытесняют термины «компания» и «бренд». Пришедшие к нам из лишённых синонимов электронных переводов англоязычных информационных сообщений для прессы (теперь это «пресс-релизы», используются как шпаргалки) термины, универсальны. А шпаргалками так любят почти слово в слово пользоваться многие коллеги. «Компаниями» не стесняются назвать даже автомобильные заводы социалистических стран Восточной Европы и СССР. А ещё нередко это слово вообще пропускают, но подразумевают! В результате чего все названия производителей пишут, не задумываясь, в женском роде. Нередко можно увидеть «смену пола» таким предприятиям как Daimler и Renault. На КАМАЗ пока не покушаются? Но подозреваю, мода на «компашки» продлится недолго. Долой синонимы! Вездесущее слово «бренд» (изначально выжженное ковбоем клеймо на корове) – теперь наше всё! Это и товарный знак, и торговая или фабричная марка, и фирма, и завод, и та же компания. Эллочке Щукиной, которая «легко и свободно обходилась тридцатью словами», понравился бы этот термин. Аналогично и в других отраслях. Привычные киностудии превратились в кинокомпании и киноконцерны, грядут времена, когда кинофильмы заменят клипами и роликами. По содержанию многие из них уже приблизились к такой форме. Риторический вопрос: есть смысл оплакивать кинопередвижки?

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию