Краткое пособие по подбору и замене шин
Краткое практическое пособие по подбору и замене шин накануне сезона «переобувки». Этот материал мы публикуем для удобства автомобилистам, которым придётся этой весной столкнуться с необходимостью замены шин. Более детализированную статью на тему проблематики автомобильной обуви мы публиковали год назад, но тогда коронавирусный локдаун парализовал деловую активность…
Основные принципы крепления колеса
Параметр, который определяет крепление колёсного диска к ступице – расстояние между центрами крепёжных отверстий, в международной классификации он называется PSD. Вместе с межцентровым расстоянием одновременно указывается количество крепёжных отверстий, например 4х101,2. Это означает, что колёсный диск имеет четыре отверстия с межцентровым расстоянием 101,2 мм, т. е. 101,2 мм – есть диаметр условной окружности, проходящей через центры крепёжных отверстий. Значения PSD стандартизированы, поэтому этот параметр может совпадать на автомобилях разных марок и моделей. Иногда встречаются колёсные диски с очень близкими значениями PSD, например, 4х98 или 4х100 мм. Пытаться установить на автомобиль диск, имеющий близкое, но не «родное» значение PSD – грубейшая ошибка. Самое безопасное последствие – повреждение крепёжных болтов или шпилек, дальше хуже – повреждение резьбы ступицы, неверная центровка колеса, приводящая к биению, повреждение диска, не подлежащее ремонту. Существует распространённое заблуждение, что центровка колёсного диска обеспечивается центральным отверстием. За это отвечает только крепёж! Проставочные кольца, часто входящие в комплект поставки некоторых унифицированных колёс, служат только для удобства установки.
Радиус и посадочный диаметр шины
Радиус и посадочный диаметр колеса получили в разговорной речи ряд неверных толкований. Пример. Говорят, «радиус» 22,5 дюйма – это примерно 57 см, т. е. диаметр только диска будет 114 см, добавьте к этому ещё высоту профиля шины с обеих сторон, получится суммарный диаметр колеса что-то около 160 см. Многовато будет? В маркировке указывается посадочный диаметр, т. е. внутренний размер шины или наружный диска. Многие ошибочно полагают, что буква R означает радиус шины, но это обозначение именно радиальной конструкции автошины. Бывает ещё диагональная конструкция, обозначаемая буквой D.
Специализированные зимние шины YOKOHAMA для грузовых автомобилей
901ZS Шина для рулевой оси
Доступные размеры: 315/70R22.5, 315/80R22.5, 295/80R22.5, 385/65R22.5, 385/55R22.5
Зимняя шина для рулевой оси, разработанная с применением передовых технологий Zenvironment, благодаря которым были достигнуты повышенные тягово-сцепные свойства на ледяной и заснеженной поверхности. Специальный состав резиновой смеси обеспечивает низкий расход топлива и длительный срок службы шины.
902W Шина для ведущей оси
Доступные размеры 315/70R22.5, 315/80R22.5, 295/80R22.5, 275/70R22.5.
Эта зимняя шина для ведущей оси обрела свою популярность благодаря уверенному сцеплению с ледяным, заснеженным и влажным покрытием, а также износостойкой резиновой смеси, благодаря которой удаётся добиться очень неплохих показателей ходимости.
Статический и динамический радиус, профиль и ширина
На один и тот же автомобиль, в зависимости от комплектации, мощностной настройки двигателя, уровня базового оснащения, могут быть установлены диски разного посадочного диаметра. Соответственно, высота и ширина профиля шины может отличаться. Статический радиус колеса – постоянная величина, заданная конструкторской документацией. Динамический радиус изменяется постоянно с каждым оборотом колеса в процессе движения автомобиля. На эту величину влияет множество внешних факторов: нагрузка и её перераспределение, скорость, давление в шине, поперечный и продольный профиль дорожного покрытия, температура воздуха.
Маркировка типоразмеров шин на примере
245/45 R1794 Н
245 – ширина шины в мм
45 – отношение высоты профиля к ширине 45%
R – шина с радиальным кордом
17 – диаметр колеса (диска) в дюймах
94 – индекс нагрузки, до 670 кг
Н – индекс скорости шины, до 210 км/ч
Профиль шины – величина относительная (см. нашу справку о маркировке автошин), что важно учитывать при подборе резины. Пример. Если вы вместо типоразмера 205/55 R16 захотите поставить автошины с размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота. Установка колёс увеличенного статического радиуса и ширины, если это не предусмотрено конструкцией, приведёт к тому, что в повороте и при длинном ходе подвески колесо может задевать различные конструктивные элементы автомобиля, и даже повредить их, к тому же «уедут» некоторые расчётные конструктивные параметры, такие как кастор, клиренс, удельное давление в пятне контакта, что скажется на управляемости, а показания спидометра будут заниженными. Установка колёс меньшего размера, чем предусмотрено конструкцией, увеличит нагрузку на шины и снизит эксплуатационную надёжность, опять же пострадают кастор и дорожный просвет, а спидометр будет грешить в большую сторону. Теперь вспомним ещё об одном параметре колёсного диска, который именуется вылет.
Вылет наоборот
Это довольно важный параметр, от которого опять же зависят управляемость автомобиля и срок службы ряда смежных компонентов. Вылет колеса обозначается буквами ЕТ и измеряется в мм, значение вылета, как правило, указывается на диске. Это расстояние от центральной плоскости обода до плоскости соприкосновения диска со ступицей. Чем это значение больше, тем сильнее колесо утоплено внутрь, к центру габаритной ширины, соответственно, чем меньше вылет, тем сильнее колёса выступают наружу из своих арок. Вылет – конструктивно расчётный параметр, определяющий плечо нагрузки на подшипники ступицы и геометрию траектории поворота. Использование колёс с неподходящим для данного автомобиля вылетом сокращает срок службы подшипников, меняет геометрическое значение колеи, что может повлиять на устойчивость, управляемость и проходимость легкового автомобиля. Для грузовика, особенно тяжёлого, конструктивная вариативность этого важного параметра уменьшается с ростом тоннажа техники, поэтому влияние вылета не так заметно, как на маленьких машинах. Но повышенный износ всё равно проявит себя, и опять же «неправильные» колёса могут в повороте цеплять неподвижные части авто, ограничивать конструктивно допустимые углы поворота управляемых колёс.
Индекс | Нагрузка, кг | Индекс | Нагрузка, кг | Индекс | Нагрузка, кг | Индекс | Нагрузка, кг | Индекс | Нагрузка, кг |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
50 | 190 | 66 | 300 | 82 | 475 | 98 | 750 | 114 | 1180 |
51 | 195 | 67 | 307 | 83 | 487 | 99 | 775 | 115 | 1215 |
52 | 200 | 68 | 315 | 84 | 500 | 100 | 800 | 116 | 1250 |
53 | 206 | 69 | 325 | 85 | 515 | 101 | 825 | 117 | 1285 |
54 | 212 | 70 | 335 | 86 | 530 | 102 | 850 | 118 | 1320 |
55 | 218 | 71 | 345 | 87 | 545 | 103 | 875 | 119 | 1360 |
56 | 224 | 72 | 355 | 88 | 560 | 104 | 900 | 120 | 1400 |
57 | 230 | 73 | 356 | 89 | 580 | 105 | 925 | 121 | 1450 |
58 | 236 | 74 | 375 | 90 | 600 | 106 | 950 | 123 | 1500 |
59 | 243 | 75 | 387 | 91 | 615 | 107 | 975 | 124 | 1550 |
60 | 250 | 76 | 400 | 92 | 630 | 108 | 1000 | 125 | 1600 |
61 | 257 | 77 | 412 | 93 | 650 | 109 | 1030 | 126 | 1650 |
62 | 265 | 78 | 425 | 94 | 670 | 110 | 1060 | 127 | 1700 |
63 | 272 | 79 | 437 | 95 | 680 | 111 | 1090 | 128 | 1750 |
64 | 280 | 80 | 450 | 96 | 710 | 112 | 1120 | 129 | 1800 |
65 | 290 | 81 | 462 | 97 | 730 | 113 | 1150 | 130 | 1850 |
Индекс скорости | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | H | V | W | Y |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Максимальная допустимая скорость, км/ч | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 210 | 240 | 270 | 300 |
Срок службы
Согласно требованиям ПДД необходимо заменить шины, когда высота протектора становится менее 1,6 мм для легковых автомобилей, 1 мм – для грузовиков, 2 мм – для автобусов. Но лучше уходить от этих значений в большую сторону. Например, известный производитель шин Continental рекомендует заменять летние шины при остаточной высоте рисунка протектора 3 мм, а зимние – при 4 мм. Ну а как быть если шине уже много лет, а протектор ещё так и не достиг критического износа?
Первая группа, не предусматривающая никаких компромиссов – мотоциклетные шины. Пять (5!) лет – именно столько отведено для гарантии безопасной эксплуатации на двухколёсных транспортных средствах.
Производители автомобильных шин более лояльны к потребителям, некоторые допускают и 10-летнюю эксплуатацию покрышек. Основной критерий, помимо приемлемых сцепных свойств – равномерный износ, без вырывания фрагментов протектора, выкрашивания резины, «грыж» и прочих визуальных замечаний.
На практике случается, что новые шины лежали на складе, и были установлены лишь через несколько лет. Естественно, что они будут более «живые», чем их ровесники, установленные на автомобиль, пусть и с минимальным пробегом, так как «складские» не подвергались нагрузке, не взаимодействовали с реагентами и прочей дорожной таблицей Менделеева. Главные зоны риска (место установки) для старых по возрасту шин – рулевые оси большегрузов и передние оси автобусов, лучше их избежать.
Как определить истинный возраст шины. Он определяется по маркировке на боковине, следующей за символом «DOT». Последние 4 цифры обозначают дату изготовления шины с точностью до недели. Первая пара цифр обозначает неделю, ближайшую к дате производства шин (этот показатель варьируется от «01» до «53»). Последняя пара цифр – это год выпуска. Например, шина с DOT XXXXXXX2714 была произведена на 27-й неделе 2014 года. Шины, произведённые до 2000 года, для обозначения даты выпуска маркированы тремя цифрами вместо четырёх. В 1990-е годы компания Continental добавила треугольник (◄) после набора символов. Это было сделано для того, чтобы отличать шины, произведенные в 90-х годах, от шин прошлых десятилетий. Например, шина с маркировкой «DOT XXXXXXX274◄» была произведена на 27 неделе 1994 года.
Хитрости и секреты
Несколько фактов, о которых не всегда помнят или сознательно забывают. Повышенное давление в шинах снижает сопротивление качения, может немного снизить расход топлива, но зато происходит повышенный износ центральных дорожек протектора и ухудшаются условия работы ходовой части из-за недостаточного демпфирования. Пониженное давление в шинах существенно (до 15%) повышает расход топлива, вызывает неравномерный износ боковых дорожек протектора, ведёт к перегреву и деформации шин, особенно это явление опасно на тяжёлых грузовиках, где перегрев может вызвать разрыв шины и потерю контроля над управлением!
Осевое биение («восьмёрка») колеса часто становится причиной преждевременного износа ступичных подшипников и рулевых наконечников, радиальное биение медленно, но верно губит амортизаторы, шаровые опоры или втулки шкворней и детали рулевого механизма. Нарушение углов установки колёс (развал–схождение) может прикончить новенькую покрышку всего за пару тысяч километров.
Долгожданная весна в России традиционно является образцом непредсказуемости с точки зрения погодных условий и качества дорожного покрытия после длительного зимнего периода.
Для эффективного и безопасного преодоления этих обстоятельств шины должны обладать рядом необходимых качеств: оптимальными сцепными свойствами и высокой износостойкостью.
Благодаря инновационным технологиям шины линейки Goodyear KMAX GEN-2, созданные преимущественно для региональных перевозок, отвечают всем необходимым требованиям безопасного и комфортного вождения, а также благодаря износостойкой резиновой смеси обеспечивают увеличенный пробег и равномерный износ на протяжении всего срока эксплуатации.
Данный продукт омологирован крупнейшими автопроизводителями, а технология восстановления Goodyear Retread позволяет полностью соответствовать тенденциям повышения эффективности бизнес-процессов среди автопарков и развитию экологичного будущего.