Перспективы использования водородного топлива для российского автотранспорта
В связи с мировым трендом на отказ от углеводородной энергетики из-за её негативного влияния на экологию все большие обороты набирает идея использования водорода в качестве горючего. Что может стимулировать спрос на автомобили на альтернативных источниках энергии и при каких условиях появится необходимость в разработке и внедрении соответствующих технологий, рассказал Дмитрий Мешков, исполнительный директор ООО «Соллерс Инжиниринг».
Водород является одной из «зелёных» альтернатив нефти и газу, однако стоимость его производства на данный момент довольно высока. Поэтому именно от открытия новых способов его получения, а также от появления стимулов для экспортеров и покупателей водорода будет зависеть развитие водородной энергетики.
Минэнерго России в конце 2020-го подготовило план развития водородной энергетики на 2020–2024 годы. В соответствии с ним предполагается проведение испытаний газотурбинных двигателей, работающих на метано-водородном топливе. Есть планы по переводу поездов на водородные топливные элементы. Можно предположить, что в случае подтверждения эффективности этих решений последует организация серийного производства.
Проблемы внедрения нового вида топлива всегда связаны с возможностью легко и дёшево заправить автомобиль. Люди не спешат покупать машины на газе из-за недостаточного количества заправочных станций СПГ. Автопроизводители в свою очередь в связи с низким спросом не торопятся разрабатывать и массово выпускать такой транспорт. Всё это не стимулирует развитие заправочной сети.
В обозримом будущем можно говорить лишь о реализации локальных проектов, таких как создание пассажирского транспорта на водородном топливе для крупных и богатых городов. Однако и тут не всё просто, поскольку у таких автомобилей нет очевидных преимуществ перед электрическими.
Основными плюсами автомобилей на водородном топливе являются нулевые выбросы вредных веществ в атмосферу и отсутствие шума. К недостаткам можно отнести высокую стоимость машин, которые по своему устройству существенно сложнее бензиновых или электрических, дорогостоящие сети заправочных станций, отсутствие сервисных центров для обслуживания таких транспортных средств, а также дешёвого и экологичного способа получения водорода.
Уже сейчас ряд производителей проводит испытания автомобилей на водородном топливе либо выпускает такие машины ограниченными сериями. Глобальный переход на использование водорода возможен только при его массовом производстве, а также при выпуске соответствующих комплектующих. Пока будущее автотранспорта выглядит многотопливным, и водород является одной из альтернатив популярным видам горючего.
На данном этапе сложно предположить, что автомобили на водородном топливе могут стать интереснее традиционного или электрического транспорта. Однако ситуация может измениться, если найдётся более дешёвый способ получения водорода и будет развита сеть заправочных станций конечно же при поддержке государства.
В настоящий момент уже несколько производителей выпускают ограниченными сериями автомобили на водородном топливе, такие как Audi A7 h-tron quattro, Hyundai Tucson FCEV и Mazda RX-8 Hydrogen RE.