18-й подиум команды «КАМАЗ-мастер»
на 43-м «Дакаре»
Команда «КАМАЗ-мастер» в антиковидных масках выглядела как банда налётчиков. Юбилейный 30-й старт в 43-м издании «Дакара» позволил команде из Набережных Челнов в 18-й раз отстоять титул чемпионов. Исторический рекорд позволил сравняться по количеству побед с мотоциклетной командой КТМ.
Это не спорт! Это ограбление!
Взять три места на подиуме – это ли не наглость и подтверждение класса российских спортсменов планетарного уровня? В мире нет ни одной профессиональной команды такого ранга, как на «КАМАЗе». И тем не менее даже для руководителя команды Владимира Чагина финиш всех четырёх машин стал приятной неожиданностью.
Климатические особенности и географическое положение Аравийского полуострова стали основными при корректировке программы и отразились на настройках гоночных машин. Прошлогодние проблемы заставили поработать над увеличением надёжности двигателей КАМАЗ-43509, а также отработать аэродинамику четырёх заявленных на старт грузовиков с целью улучшения охлаждения различных систем. Пришлось также снизить центры тяжести и сократить время повышения давления в шинах.
Четыре экипажа команды «КАМАЗ-мастер» участвовали в «Дакаре-2021»:
№ 500 | пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов; |
№ 501 | пилот Антон Шибалов, штурман Дмитрий Никитин, механик Иван Татаринов; |
№ 507 | пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов; |
№ 509 | пилот Айрат Мардеев, штурман Дмитрий Свистунов, механик Ахмет Галяутдинов. |
Маски-шоу
Сложная ситуация с пандемией коронавируса, сложившаяся в мире, не обошла стороной и 43-е издание «Дакара». Разрешение стартовать в ралли получили лишь те спортсмены, которые успешно сдали ПЦР-тесты на COVID-19. При условии, что не возникнет проблем и на обязательных административных и технических проверках. В итоге допущенных оказалось почти 500 спортсменов из нескольких десятков стран мира. Из заявленных на «Дакар» 321 транспортного средства к старту были допущены только 299 (в том числе 23 машины Dakar Classic). Однако в 2-недельный марафон отправилось 286 единиц спортивной техники (в 2020-м – 342 гоночных средства): 101 мотоцикл, 16 квадроциклов, 64 внедорожника, 61 багги и 44 грузовика.
За 12 этапов гоночный караван должен был преодолеть почти 7700 км, а боевая дистанция на просторах Аравийского полуострова составила без малого 4700 км. В непростой борьбе с камазовцами сошлись IVECO, МАЗ, MAN, Praga, Renault и Tatra.
I этап, 3 января, Джидда – Биша
43-й по счёту «Дакар» стартовал 3 января с побережья Красного моря из портовой Джидды. Общий маршрут окольцевал королевство и растянулся на 8000 км, из которых 4800 пришлись на скоростные спецучастки. Первые 11 км нулевого этапа позволили организаторам отодвинуть новичков и дать возможность более опытным пилотам занять высокие места в стартовом протоколе I этапа марафона. Первым грузовой зачёт, сохранивший все 44 заявленных на «Дакар» автомобиля, в 13:30 открыл белорусский экипаж Сергея Вязовича на МАЗе.
И сразу же началась борьба с густой пылью, песком и трудностями с ориентацией, из-за чего экипаж № 509 Айрата Мардеева потерял 25 минут. Большое количество низких деревьев, кустов, камней и извилистые каменистые каньоны потрепали машину уже на первом этапе.
II этап, 4 января, Биша – Вади-ад-Давасир
На втором этапе общей протяжённостью 685 км, из которых 457 км были боевыми, песчаные холмы растянулись на 30 км. Петляющий маршрут с севера на юг вывел участников строго на восток через высохшие русла рек к пустыне Руб-эль-Хали. Весь маршрут характеризовался тяжёлыми песками, рваными колёсами и жёсткой конкуренцией.
III этап, 5 января, Вади-ад-Давасир
Вади-ад-Давасир – это дорога «туда и обратно» протяжённостью 630 км, где 403 км приходятся на спецучасток, а 227 км на лиазон.
На 50 км второго спецучастка голландский экипаж Герта Хузинка из-за серьёзной проблемы гибридного внедорожного грузовика запросил эвакуацию, после чего перевёлся в категорию Dakar Experience (т. е. вне общего зачёта). Не повезло и Scania голландца Маурика ван ден Ховеля, которая на одной из дюн перевернулась на крышу. Тут впервые команда «МАЗ-СПОРТавто» перехватила инициативу у челнинцев. По результатам гонки два КАМАЗа попали в топ-3.
IV этап, 6 января, Вади-эль-Давасира – Эр-Рияд
Путь от Вади-эль-Давасира до столицы государства Эр-Рияд стал самым продолжительным в этом году – 813 км с быстрыми участками длиной 337 км и стал самым скоростным. Заметённые сильными ветрами Шемаль следы и горная долина затруднялись запутанной навигацией. Каргинов уже на отрезке 125 км довёл своё преимущество над конкурентами до минуты с лишним и сохранял первый результат практически до финиша. За 70 км до окончания спецучастка первый победитель «Дакара» на Аравийском полуострове упрочил свое лидерство, опережая Вишневского почти на 2 минуты.
V этап, 7 января, Эр-Рияд – Аль-Кайсум
Из 662 км на спецучасток пришлось 456 км по пустыне Нефуд. Штрафы за зону ограничения скорости с максимальной скорости 140 км/ч до 30 км/ч, начисленные заранее на 5-м этапе в виде 20-минутного штрафа, лишили Андрея Каргинова победы. МАЗ Сергея Вязовича смог продолжить гонку после почти 8-часового ремонта на спецучастке. Сырые после дождя дюны, сложная навигация, пробитые колёса сделали гонку изнурительной.
VI этап, 8 января, Аль-Кайсум – Хаиль
Не менее длинная трасса в 618 км со 170 км лиазоном стала стресс-тестом для штурманов. Дюны и пески составили более 90% трассы. Поскольку многие спортсмены финишировали на 5 этапе поздно, то организаторы отложили выезд с бивуака на 1,5 часа и сократили этап на 100 км до г. Киба, ради облегчения программы. После этапа все три КАМАЗа (501, 507 и 508) заняли первые строчки. Алеша Лопрайса на Tatra и Алексея Вишневского на МАЗе в борьбе за VI позицию разделили всего 7 секунд. По ходу этапа стало известно о снятии Сергея Вязовича, который более суток простоял в пустыне, пытаясь безуспешно починить КП.
VII этап, 10 января, Хаиль – Сакака
После отдыха каравану следовало пройти от экватора маршрут 737 км (453 км – СУ, лиазон 284 км). Этот скоростной доп с вязкими и пухлыми дорожками стал вторым хет-триком челнинской команды. Экипаж Каргинова сумел сократить отставание, заняв пятую строчку после команды «МАЗ-СПОРТ».
VIII этап, 11 января, Сакака – Неом
Трасса в 709 км поделена почти поровну, где 375 км составляет СУ. О том, что расслабляться нельзя, может служить опыт лидера зачёта квадроциклов – аргентинца Николаса Кавильяссо, который за 100 км до финиша первой половины этапа из-за проблем со сцеплением сошёл с марафона.
IX этап, 12 января, Неом
Кольцо длиной 579 км (465 км – СУ, лиазон 109 км) финишировало там же, откуда и стартовало, с берегов Красного моря. Непродолжительный песчаный каньон в гористой местности сменился десятками километров быстрых и извилистых гравийных (61%) и песчаных (30%) трасс в высохших руслах рек с постоянной сменой гоночного темпа. Остальные 9% пришлись на каменистый триал и асфальт. Густая пыль не давала выходить на траекторию обгона: слишком велик был риск попасть в аварию. Канал ралли резко набрал высоту, поднявшись с 600 до 1200 метров над уровнем моря, а 236 км стал воротами в горы Табуке, что сразу же повлекло за собой сброс максимальной скорости до минимальных значений.
X этап, 13 января, Неом – Аль-Ула
Трасса длиной 342 км. Горы, живоприсные виды на море, холмы и камни: 30-секундные стартовые разрывы, гарантировали большие облака пыли, затрудняли обгоны, на узких коридорах. Поэтому, к вящей радости, на финише обошлось без сюрпризов. Время между лидером этапа (Мартин Мацик на IVECO) и аутсайдером Паскаль де Бааром (Renault) составило 17 минут 6 секунд.
XI этап, 14 января, Аль-Ула – Янбу
Предпоследний 464-й км этап, по словам Андрея Каргинова, прошёл «на честном слове и на одной передаче». Из-за размытых дождями солончаков трассу сократили на 47 км с 511 км. Фатальные сходы лидеров квадроциклов (француз Александр Жиру), мотоциклов (испанец Хоан Барреда) заставляют спортсменов команды страховать друг друга, чтобы довезти результат. Так на машине Каргинова (№ 509) из-за разрушения камнями корпуса КП начало течь масло. Барханы и дюны заставили менять колёса экипажам Сотникова, Мацика и Вишневского (МАЗ, что не помешало ему стать на участке третьим).
XII этап,15 января, Янбу – Джидда
Из 547 км трассы 247 пришлось на лиазон. За холмами песчаного плато выросли дюны второго и третьего уровня сложности. Лучший результат этапа показал Мацик на IVECO. Ему удалось сократить отставание до лидера 1 ч 45 минут или 30 минут до ближайшего КАМАЗа в зачёте, замыкающего тройку лидеров. Убивать же камских скакунов челнинцам уже не было особого смысла.
А дальше вы уже знаете: финиш, подиум и все три бедуина с золотым, серебрянным и бронзовым загаром «Дакара» у мастеров с КАМАЗа!
Место | № | Экипаж | Марка | Время | Отставание |
---|---|---|---|---|---|
1 | 507 | Дмитрий Сотников | КАМАЗ | 48:23:21 | 00:00:00 |
2 | 501 | Антон Шибалов | КАМАЗ | 49:05:59 | 00:39:38 |
3 | 509 | Айрат Мардеев | КАМАЗ | 49:37:56 | 01:14:35 |
4 | 503 | Мартин Мацик | IVECO | 50:09:12 | 01:45:51 |
5 | 504 | Алеш Лопрайз | Praga | 50:23:52 | 02:00:31 |
6 | 505 | Алексей Вишневский | МАЗ | 50:39:53 | 02:16:32 |
7 | 500 | Андрей Каргинов | КАМАЗ | 51:12:22 | 02:49:01 |
8 | 506 | Мартин Ван де Бринк | Renault | 52:46:42 | 04:23:21 |
9 | 517 | Игнасио Казале | Tatra | 53:51:11 | 05:27:50 |
10 | 514 | Мартин Солтис | Tatra | 53:56:53 | 05:33:32 |