Рекомендации по обслуживанию свечей накаливания
В современных двигателях с принудительным воспламенением, к коим, кстати, относится когорта новейших газовых моторов тяжёлой техники, свечи – крайне ответственный элемент системы зажигания, и мы об этом рассказали. А вот сейчас поговорим об уходе за свечами накаливания дизельных двигателей, без которых зимой, да и просто в холодное время года, которое в нашей стране бывает очень длительным, просто никуда…
Исправные свечи накаливания – главное условие уверенного запуска дизельного двигателя при низких температурах
Главная задача свечей накаливания – обеспечивать воспламенение топлива за счёт разогрева воздушной смеси в камере сгорания до температуры 800–850 ºС. Помимо этого они являются важной частью работы системы выпуска отработавших газов, поддерживают в рабочем состоянии клапан рециркуляции (EGR), а также помогают проводить регенерацию сажевого фильтра. Свечи накаливания работают круглый год, поэтому накануне наступления сезона холодов особенно важно проверить их состояние. Ведь если одна свеча накаливания откажет летом, вы скорее всего этого даже не заметите. А вот если проблемы возникнут в мороз, легко и быстро запустить двигатель вряд ли удастся.
Симптомы неисправности свечей накаливания дизельного двигателя
Существует множество внешне заметных проявлений, дающих повод тщательно заняться свечами накаливания. Среди основных:
- повышенное дымообразование (особенно при холодном пуске);
- громкие шумы сгорания до достижения стабильной рабочей температуры;
- неравномерная работа прогретого двигателя;
- снижение мощности или повышение уровня потребления топлива.
Измерение рабочего напряжения и сопротивления свечи быстро покажет, исправны ли свечи накала или их необходимо заменить.
Рекомендуемые меры по обслуживанию свечей накаливания для профилактики заклинивания и коррозии
Если после проверки окажется, что необходимости в замене свечей нет, всё равно рекомендуется провести ряд мер по их обслуживанию. Свечи накаливания устанавливаются в мелкие резьбовые отверстия на головке блока цилиндров. В случае большого пробега и по причине постоянного воздействия высоких температур на этот узел, конструкция склонна к появлению коррозии и заеданию. В результате из-за усилия, приложенного при выкручивании свечей накаливания, они могут сломаться. В таком случае часть свечи накаливания остаётся внутри резьбового отверстия в головке блока цилиндров. Как следствие, необходимо снимать всю головку блока цилиндров. А это дополнительные усилия и финансовые затраты.
Заедание и коррозию можно легко и эффективно предотвратить. Для этого рекомендуется слегка ослабить все свечи накаливания, не снимая их полностью, а затем снова затянуть. Это достаточно простой шаг, поскольку шина, подающая питание, уже снята для проверки свечей накаливания. Разумеется, динамометрический ключ незаменим для приложения крутящего момента, указанного производителем транспортного средства. Таким образом, можно свести к минимуму риск заклинивания свечей накаливания в резьбовом соединении.
Как правило, свечи накаливания быстро изнашиваются. Следовательно, замена всего комплекта свечей накаливания обходится намного дешевле, чем поочередная замена каждой свечи.
Марьян Смук,
продукт-специалист по свечам компании Bosch в России
Одна из самых распространенных проблем, связанных со свечами накаливания – их состояние очень редко проверяют. Сам по себе данный продукт очень надежный и способен выдерживать нагрузки на пробегах далеко за 100 000 км. Однако, если из-за лени или стремления сэкономить совсем не заниматься диагностикой свечей накаливания, это как минимум приведёт к тому, что через несколько десятков тысяч километров свечи могут намертво «прикипеть» к своим колодцам. Также это может произойти, если во время предыдущей установки свечей не соблюдался правильный момент затяжки. Когда такие заклинившие свечи начинают откручивать, прилагая большое усилие, от них могут запросто отломиться металлические или керамические элементы и по свечному колодцу попасть прямо в камеру сгорания. Если механик вовремя не заметит такой «сюрприз» – владельца автомобиля ждёт дорогостоящий капитальный ремонт двигателя. Именно поэтому проверять свечи накаливания нужно строго по регламенту, а в российских реалиях даже чаще, чтобы не допустить и малейшего прикипания к резьбе.
Помимо описанных в публикации проблем с автомобилем, свидетельствующих о неправильной работе свечей накаливания, данные конструктивные элементы также легко диагностировать при осмотре нагревательного элемента и контактного стержня. Так, например, если нагревательный элемент оплавлен – это свидетельствует о перегреве, который может быть вызван преждевременным впрыском, износом и подтеканием форсунок. Если же на нагревательном элементе отчетливо видны вмятины или выступы – значит, свечи работали с очень высоким напряжением. Это может быть вызвано как некорректной работой генератора, так и неправильным использованием дополнительных пусковых устройств.
Общая рекомендация – если у вас есть подходящий для проверки состояния свечей накаливания инструмент, и вы решили провести диагностику самостоятельно, дважды подумайте, хватит ли вам навыков и аккуратности для проведения этой операции. Мы рекомендуем проводить диагностику свечей накаливания с периодичностью раз в 60 000 – 70 000 км, хотя в регламентах некоторых автопроизводителей можно встретить пробеги гораздо больше.