Российский автопром и рынок в III квартале 2020 года
Производство грузовых автомобилей в России по данным ОАО «АСМ-холдинг» за январь–сентябрь 2020 года сократилось на 17,4% и составило 90,1 тыс., включая шасси для спецтехники, самосвалы, а также лёгкие коммерческие транспортные средства (LCV). Иномарки российского производства упали ниже рынка – на 25,5%, до 15,8 тыс.
Коронавирус придавил автопром и рынок
Уточнённый базовый прогноз продаж грузовых автомобилей (по RAMR) на весь 2020 год равен 73 тыс. или минус 8,8% к 2019 году. Уже очевидно, что оптимистичный сценарий с выходом экономики из рецессии по окончании пандемии COVID-19 не состоялся. В сентябре началась вторая волна прихода вируса, кроме того, на продажи влияет рост цен на новую технику, связанный с существенным падением курса рубля, сокращением в оптовой и розничной торговле и проч. И хотя тотальный локдаун по всей территории страны правительство вводить не собирается, а также сохраняет стимулирование в отношении закупок как грузовиков, так и спецмашин, например, карет скорой помощи, которые теперь приравнены к стратегически значимым продуктам.
В 2021 году RAMR ожидает рост объёмов продаж новых грузовых автомобилей в пределах 3,2–6,1%. Частные и корпоративные потребители должны частично адаптироваться к новому уровню возросших цен на новую технику и возобновят обновление своих автопарков. Кроме того, стимулировать рост продаж могут положительная динамика ряда макроэкономических показателей и продление мер государственной поддержки автомобильного рынка.
И всё же перспективы на 2021 год пока остаются достаточно неопределёнными, потому что весной может прийти третья волна пандемии, несмотря на появление эффективных вакцин – по сути, экономике надо научиться выживать в условиях перманентной вирусной угрозы, но вялое восстановление возможно ближе к середине года.
Однако и это не все – на фоне такой вялой экономики, простой автозаводов и понижение объёмов выпуска (в том числе из-за падения экспортных заказов) привёл к усугублению дефицита предложения на рынке. Так, например, в сентябре продажи среднетоннажных (MCV) и крупнотоннажных (HCV) грузовиков (по данным ООО «Автостат Инфо») выросли на 16,1% именно за счёт отечественных марок (+27%) при умеренном росте иномарок (+3,2%). По LCV сентябрь дал рост на 17,8% при росте спроса на отечественные марки на 13,7% и на 25,8% – на иномарки.
Причём прежде всего пострадает спрос на новую грузовую технику производства «Большой европейской семёрки» (или BIG-7), включающей бренды DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault Truck, Scania и Volvo.
Средний прогноз RAMR по сегменту LCV даёт падение рынка на 25,6%, до 88,4%. Но усугубление второй волны COVID-19 может дать падение спроса на LCV на 30,9%, до 82,1 тыс. Следующий год также ничего особенно хорошего пока не предвещает, хотя некоторое восстановление рынка и возможно при условии массового применения реально эффективных противовирусных вакцин.
При этом из-за простоя заводов (пусть только и в самом начале карантина) на рынке в июне наблюдался определённый дефицит ряда моделей, который, впрочем, уже в июле практически рассосался.
Продажи на внутреннем рынке среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков (MCV+HCV) за 9 месяцев 2020 года по данным «Автостат Инфо» составили 49,7 тыс. (–7,6%), а по LCV (категории N1 и M2, т.е. включая микроавтобусы) – 66,9 тыс. (–8,2%). Соответственно, весь рынок грузовиков за январь–сентябрь 2020 года составил 116,6 тыс. (–7,9%), что лучше, чем данные за первое полугодие. Из них на долю отечественных марок пришлось 74,7 тыс. (–6%), а на долю иномарок – 41,9 тыс. (–11%).
Кстати, шасси общего назначения за январь–сентябрь 2020 года выпущено 35 тыс. (–2,5%) и, кроме того, 8,57 тыс. (+10,5%) седельных тягачей, а продано (данные RAMR) – 6,88 тыс. (+19%). Автосамосвалов реализовано (по RAMR) – 38,6 тыс. (–12%).
Концовка 2020 года (т.е. IV квартал) будет зависеть от динамики пандемии и шагов правительтства по стимулированию рынка при высокой волатильности рубля.
Производители не успевают за спросом
«Группу ГАЗ» продолжает лихорадить отложенное теперь уже до марта 2021 года введение персональных санкций против её владельца Олега Дерипаски и самой Группы ГАЗ как производителя продукции двойного назначения (хотя АЗ «Урал» ещё в марте 2019 года был продан группе ОМГ Дмитрия Стрежнева), что уже привело к полному отказу от сотрудничества со стороны Daimler AG. В условиях смены хозяина Белого дома санкции против ГАЗа, скорее всего, будут приведены в действие конгрессом США, а тогда никого из партнёров, кроме китайцев, у «Группы ГАЗ» может и не остаться. В этих условиях понятно лоббирование «Группа ГАЗ» приоритетности закупок за счёт российского федерального и регионального бюджетов именно высоколокализованной (читай именно её продукции, в частности АСМП с бензиновыми моторами), а не конкурирующей компании СОЛЛЕРС (читай Ford Transit с дизельными двигателями).
Из-за сокращения заказов АЗ ГАЗ и ПАЗ пришлось перейти до конца года на четырёхдневную рабочую неделю.
Сохраняя лидерство в сегменте мало- и среднетоннажных грузовиков (доля в АЗ ГАЗ в производстве грузовиков в стране – 33,7% за три квартала 2020-го) нижегородцы сократили производство за три квартала на 21,2%, до 30,3 тыс., при том, что идёт освоение серийного производства нового поколения среднетоннажника «Валдай NEXT» с кабиной над двигателем от китайского Foton Ollin, а также разворачивание мелкосерийного производства «ГАЗели NEXT» с 2-литровым турбодизелем (VW EA189) 5-го экологического класса.
Дизельных грузовиков ГАЗ произведено на 50,6% меньше (6,7 тыс.), а бензиновых/газобаллонных – на 21,6% меньше (13,1 тыс.), тогда как выпуск шасси вырос на 27,6%, до 10,6 тыс. ОАО САЗ сократило выпуск самосвалов на шасси ГАЗ на 17,1%, до 667 ед.
На рынке модели АЗ ГАЗ разошлись за 9 месяцев в количестве 36,1 тыс. (–12,8%) – суммарно малотоннажники (LCV) и среднетоннажники (MCV). Реализация актуальных серий «ГАЗель NEXT» (вместе с микроавтобусами) и «ГАЗон NEXT» за 9 месяцев составила, соответственно, 16,8 тыс. (–12,7%) и 4,5 тыс. (–3%). Сбыт бюджетной серии «ГАЗель БИЗНЕС» упал на 17,9%, до 9,6 тыс., тогда как фургоны и пикапы «Соболь» прибавили 2,9%, до 3,9 тыс. Реализация карбюраторной 4,5-тонки ГАЗ-3307 (с военного хранения) составили 561 ед. (–48,2%), тогда как реализация официально снятых с производства (остались только старые контракты и экспортные поставки) ГАЗ-3308 «Садко» и ГАЗ-3309 суммарно сократилась на 13,6%, до 707 ед., (вся старая серия до 1,27 тыс. или на 33,3%). Также практически прекратилась и реализация самосвала ГАЗ-САЗ-3507 (–47,7% до 92 ед.).
Миасское АО «АЗ «Урал» (Группа ОМГ) после минимального роста производства за полугодие – за три квартала снова ушло в минус на 4,1% (до 4,91 тыс.), преимущественно из-за просадки выпуска бортовых трёхосников «Урал-4320» (все поколения на 9,2%, до 3,1 тыс.) и двухосников «Урал-43206» (–48,3%, до 402 ед.) при росте выпуска на 42,6%, до 847 ед. самосвального шасси «Урал-5557» и на 44,7%, до 311 ед. седельного тягача «Урал-44202», а также выполнения большого заказа на четырёхосник «Урал-5323» (рост в 2,6 раза). Новая серия капотных дорожных тягачей и самосвалов «Урал NEXT» 6х4 в статистике «АСМ-холдинга» за 9 месяцев 2020 года показана 26 ед. модели 73945 и 2 ед. модели 7470, а также 3 ед. нового четырёхосника модели 9593, выпуск которого начат в сентябре. Оживился и выпуск тяжёлых трёхосников серии «Урал-6370», которых произвели 24 ед. в виде самосвала 63706 и 20 ед. (–16,7%) седельника 6470. На конец года намечен выпуск бескапотной линейки с рестайлинговой бескапотной кабиной «Урал-М» в виде 16,5-тонного самосвала С26.328Р.
Продажи «Уралов» за 9 месяцев составили 2,31 тыс. (+29,5%), в том числе серии «Урал-4320» (6х6) – 1,31 тыс. (+27,9%), двухосников «Урал-43206» (4х4) – 82 ед. (–23,4%), шасси «Урал-5557» – 617 ед. (+39%), седельников «Урал-44202» – 201 ед. (+58,3%). Тяжёлых «Урал-6370» (6х6) реализовали 32 ед. (–27,3%), многоосных «Урал-5323» (8х8) – 17 ед. (+30,8%). Дорожных моделей серии NEXT 6х4 (7470 и 73945) продано 41 ед. (рост в 3,6 раза) и 5 ед. (–37,5%) соответственно.
Национальный лидер по производству и продажам тяжёлых грузовиков – группа предприятий «КАМАЗ», в лице головного завода ПАО «КАМАЗ» произвела за три квартала 25,2 тыс. (+7,5%) грузовиков, из которых 18,4 тыс. (–2,8%) шасси, 5,2 тыс. (+55%) седельных тягачей и 1,67 тыс. бортовых грузовиков (+37,6%). Плюс к этому ПАО «НЕФАЗ» произвело 5,3 тыс. (+48%) комплектов самосвальных установок, которые зачитываются в выпуск шасси. Так, что подъём на российском рынке, наблюдающийся в сегментах самосвалов и седельников, обеспечил именно КАМАЗ.
Возможно, что в этом году компании и удастся удержаться в плюсе и за счёт экспорта. Продолжается и развитие проектов перспективных грузовиков нового поколения с кабинами K5 и рядными шестёрками, а также проект малотоннажника «Контур» (в пику которому ГАЗ и начал свой проект «Валдай NEXT»).
Расклад номенклатуры КАМАЗов по моделям кроме заводского каталога можно узнать только по статистике продаж на внутреннем рынке. Данные ООО «Автостат Инфо» за январь–сентябрь 2020 года показывают реализацию лишь 275 ед. (+6,6%) 8-тонок (полная масса «платоновская» – менее 12 т) КАМАЗ-4308, а также 19,4 тыс. (+1,6%) тяжёлых грузовиков всех моделей. Из них на новую серию K4 (КАМАЗ-5490 и 6580 с модификациями) пришлось 4,01 тыс. (–5,3%). Их доля в общих продажах КАМАЗа составила 20,4% против 22,6% годом ранее. Доля полноприводных моделей КАМАЗ (от 4х4 до 8х8) в продажах заметно выросла – до 34,9% (6,5 тыс., +6%).
Принадлежащее «Группе СОЛЛЕРС» ульяновское ООО «УАЗ» произвело за три квартала 2020 года на 31,2% меньше внедорожных LCV серий СГР и Cargo/Profi (без микроавтобусов и санитарок), а реализовал за 9 месяцев 8,1 тыс. (–25,5%), из которых (8 тыс. –14,9%) «буханок» и «головастиков», а также 271 ед. (–81,3%) капотной серии УАЗ «Карго» (УАЗ-2360) и полуторок УАЗ «Профи» (УАЗ-23602Х), впрочем, 201 ед. из них составила скорая помощь УАЗ-128811 с пластиковой надстройкой (рост в 4,6 раза), ставшей самой массовой в данной серии. Такой «обвал» спроса на полуторку «Профи» (–95%) в категории LCV стало следствием переноса её статистики в категорию пикапов, каковых за 9 месяцев было реализовано 1,54 тыс. Таким образом, реализация серии «Профи» не сократилась, а напротив выросла на 25,4% до 1,82 тыс. Кроме того, УАЗ «Пикап» (УАЗ-23632) разошёлся в количестве 2,06 тыс. (–44,3%), что позволило этой модели снова опередить всех конкурентов в сегменте пикапов. Отсутствие доступного отечественного дизеля не позволяет ульяновской полуторке «Профи» ни стать достойной заменой старинному семейству СМП, ни полноценным конкурентом нижегородским «ГАЗелям».
АВТОВАЗ за три квартала 2020 года реализовал 6,4 тыс. фургонов LADA Largus F90, с ростом на 76,4% к прошлому году. Такой рост объясняется не столько наличием мелкосерийных версий с увеличенной вместимостью грузового отсека (надставной пластиковой крышей), сколько наличием различных спецвариантов, включая медицинские и социальные. Производство данной модели составило 8,2 тыс. (+0,8%), причём только в бензиновом исполнении, тогда как выпуск газобаллонной версии F90G (CNG), практически остановлен (146 ед., –58,9%) не столько из-за низкого спроса, сколько из-за исчерпания «газомоторных» субсидий из бюджета.
Кроме того, АВТОВАЗ реализовал 1,17 тыс. (–10,5%) пикапов и фургонов производства ВИС (торговая марка LADA), из которых наиболее популярен рестайлинговый переднеприводный ВИС-2349-60 (1,09 тыс., +4,4%). Выпуск автомобилей на АО «ПСА ВИС-Авто» упал на 50,2%, до 1,23 тыс., из-за обвала выпуска инкассаторского броневичка на базе ВАЗ-21214, а львиная доля оставшегося выпуска приходится на пикап/фургон ВИС-2349-60 (1,14 тыс., +9,6%).
Компания Volkswagen коммерческие автомобили (NFZ) реализовала за 9 месяцев 3,87 тыс. минивэнов, ЦМФ и пикапов (–23,1%). Рост показали пикап Amarok (454 ед., +31,9%) и полноразмерный вэн Crafter (451 ед., +4,9%). При этом наиболее популярной моделью остается VIP-минивэн Caravelle с 1,32 тыс. (–24,2%), а стандартный Transporter (213 ед., –69,7%) и Multivan (269 ед., –63,1%) из-за своей дороговизны популярностью не пользуются.
Суммарная реализация LCV бренда Mercedes-Benz за три квартала составила 1,99 тыс. (–17%), при этом стоковые нижегородские Sprinter Classic уже полностью распроданы, так что все реализованные Sprinter относятся к новому поколению импортной серии (751 ед., –16,9%), а большая часть продаж приходится на минивэн V-klasse (1,02 тыс., –1,7%) благодаря хорошим флит-продажам, в том числе для госструктур. Завершаются продажи пикапа X-klasse (221 ед., +4,7%).
ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» («ДК РУС», ранее ООО «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Тракс Восток») за 9 месяцев уронило производство грузовых автомобилей бренда Mercedes-Benz моделей Actros, Atego и Unimog U400, а также среднетоннажников Mitsubishi-Fuso Canter на 36,6%, до 1,77 тыс. Основная доля производства и сбыта за 9 месяцев пришлась на серию Actros (2,11 тыс., –17%), кроме того, резко вырос сбыт (в 3,75 раза, до 180 ед.) серия Arocs, а все прочие модели MB реализованы буквально в единичных количествах.
Среднетоннажных Mirsubishi Fuso Canter реализовано за 9 месяцев – 374 ед. (–15,4%).
АО «ИСУЗУ-РУС» (ранее ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ») за январь–сентябрь выпустило в Ульяновске 1,22 тыс. (–58,6%) грузовиков N-серии, F-серии, Giga CYZ52 и EXZ52 полной массой от 7,5 до 33 т, а реализовала за 9 месяцев 2,06 тыс. грузовиков (–3,7%).
Прочно занимающее третье место в стране по выпуску и продажам лёгких коммерческих автомобилей ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» произвело за 9 месяцев на заводе в ОЭЗ Алабуга 7,25 тыс. (–12,3%) коммерческих версий серий Ford Transit Custom и Ford Transit, на базе которых многочисленные бодибилдеры осуществляют выпуск различных спецавтомобилей, впрочем, не попадающих в заводскую статистику. Продажи LCV бренда Ford составили за 9 месяцев составили 9,2 тыс. (+6,5%), включая 9,08 тыс. (+7%) Transit (вместе с микроавтобусами), а также всего 85 ед. (–29,2%) фургонов и минивэнов Transit/ Tourneo Custom.
Поставщик многоосных спецшасси для МО РФ – АО «Брянский автомобильный завод» – за 9 месяцев 2019 года произвёл 75 ед. (–41,4%) шасси с колёсной формулой от 6х6 до 10х10 гражданского и двойного назначения.
Калининградская сборочная фирма ООО «ЭЛЛАДА ИНТЕРТРЕЙД» (ГК «Автотор») на своей линии углублённой сборки (со сваркой и окраской кабины) собрала за три квартала 744 ед. (–38,3%) грузовиков. Бренд Hyundai сильно упал (559 ед., –46,8%), но больше всего было собрано (CKD и SKD) среднетоннажников Hyundai Mighty (416 ед., рост в 3,2 раза), который полностью заменил 4-тонку HD78. Выпуск полуторок HD35 и HD 35 City упал на 92,1% – произведено лишь 11 машин. Кроме того, было собрано 45 среднетоннажников HD120 (–23,7%). Кроме того, было собрано 185 ед. (+18,6%) шасси Cargo и тягачей F-Max из комплектов турецкого филиала Ford Truck. Больше всего грузовиков Ford собрано в виде седельных тягачей (153 ед., +10,1%).
Продажи грузовиков Hyundai составили за 9 месяцев 1,01 тыс. (–6,2%). Полуторку HD35/35 City реализовали в количестве 217 ед. (+8%), а прочих версий серии HD – 70 ед. (+32%), но и наибольшие продажи обеспечила серия Mighty (723 ед., –12,2%).
Продажи импортных LCV бренда Hyundai практически остались на уровне прошлого года (1,52 тыс.,+1,1%), из которых львиная доля (1,18 тыс., –1,2%) пришлись на минивэн Starex и фургон H1, а ещё 318 ед. (+9,7%) на модель Grand Starex, а регистрации развозного грузовичка Porter II остаются на мизерном уровне (22 ед., +10%).
На заводе в Калуге АО «Вольво Восток» за 9 месяцев собрано (2,63 тыс., –29,4%) седельных тягачей бренда Volvo. Продажи Volvo Trucks в России упали за 9 месяцев до 2,59 тыс. (–34,3%), из которых наиболее популярна модель FH 4x2 (1,33 тыс., –37,2%).
Завод ООО «ПСМА РУС» в Калужской области, выпускающий с конца 2017 года компактные развозные фургоны Citroёn Jumpy, Peugeot Expert, дополненные в нынешнем году одноплатформенным (SMP2) минивэном Opel Vivaro за 9 месяцев суммарно произвёл 1,12 тыс. (+1,7%), включая 720 ед. Peugeot Expert (+14,6%), 287 ед. Citroёn Jumpy (–39,8%) и 92 ед. Opel Vivaro. Данные фургоны и минивэны стали популярны у бодибилдеров под различныке спецверсии, преимущественно медицинского назначения. Также собрано 20 ед. «каблуков» Peugeot Partner B9 и 5 ед. Citroёn Berlingo.
Продажи УПВ Citroёn составили за 9 месяцев 2,08 тыс. (+47%), а самой популярной моделью стал полноразмерный фургон Jumper (764 ед., +0,5%), новых фургонов Jumpy продали 690 ед., а минивэнов Space Tourer – 619 ед. (+8,2%). «Каблуки» Berlingo фактически ушли с рынка (3 ед., –96,2%). Соответственно LCV бренда Peugeot продано 2,03 тыс. (–9%), включая 1,08 тыс. (+5%) Traveller и 408 ед. (–20%) Expert, 537 ед. (–14,6%) полноразмерных Boxer и два последних «каблука» Partner (–95,2%).
Импортных LCV французского бренда Renault за 9 месяцев было реализовано всего 616 ед. (–63,1%), из которых основной объём (396 ед., –72,4%) составил «каблук» Dokker. Фургонов и грузовичков серии Master продано 217 ед. (–6,9%), а также пара фургонов Traffic и один электрофургон Kangoo EV.
Итальянские бренды Fiat (613 ед., –12,4%) и IVECO (401 ед., –33,3%) представлены практически исключительно моделями Fiat Ducato и IVECO Daily, а также пикапом Fullback (73 ед., –47,5%).
ООО «МЗ ТОНАР» из Ликино-Дулёво так и осталось с единственным произведённым автомобилем (–92,9%), а выпуск капотных карьерных самосвалов ТОНАР-7511 приостановлен.
ООО «ИВЕКО-АМТ» из Миасса – фактически российский филиал компании IVECO S.p.A., нарастил производство за 9 месяцев на 6,9%, до 293 ед., из которых 143 ед. (+44,4%) составили самосвалы и ещё 105 ед. (+1,9%) – седельники. Продажи грузовиков ИВЕКО-АМТ за этот же период составили 213 ед. (+16,4%), из которых на модель 6339 пришлось 142 ед. (+10,1%).
Сборочные заводы ООО «МАН ТРАК ЭНД БАС ПРОДАКШН РУС» и ООО «СКАНИЯ-ПИТЕР» собрали за три квартала суммарно 499 ед. (–15%) грузовых автомобилей соответственно. Всего за 9 месяцев реализовано 2,3 тыс. (–24,9%) грузовиков MAN и 2,92 тыс. (–12,1%) Scania. Самые популярные модели: MAN TGX18 4х2 (809 ед., –46,3%) и Scania Serie R 4х2 (960 ед., +22,8%).
Из импортных брендов тяжёлых грузовиков наиболее популярен голландский DAF с продажами за 9 месяцев 1,17 тыс. (–26,8%), включая 1,02 тыс. (–28%) модели XF 105 FT 4x2.
На сборочном заводе ООО «Катерпиллар Тосно» в Ленинградской области (пос. Тосно) собрано 43 ед. (–37,7%) карьерных самосвалов моделей Caterpillar 773E полной массой 99,3 т и Caterpillar 777E полной массой 163,4 т.
Его прямой конкурент ООО «Комацу Мэнуфекчуринг Рус» в Ярославской области, уронил производство более чем в 8 раз – до 9 карьерных самосвалов HD785-7 полной массой 166 т.
ЗАО «БЕЦЕМА» из подмосковного Красногорска нарастил выпуск автосамосвалов на шасси Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz, КАМАЗ и Renault за три квартала до 453 ед. (–5,8%). Наибольшая доля производства пришлась на самосвал модели БЦМ-59 (160 ед., +63,3%) на шасси MAN. Кроме того, произведено 3 самосвала новой модели БЦМ-270 на шасси Renault.
Производитель надстроек, ООО «Спектр Авто» из Нижнего Новгорода, выпустил 234 ед. (–25,5%) грузовых автомобилей, из которых 147 ед. (–15,5%) на шасси нижегородской полуторки «ГАЗель».
Самая маститая в нижегородском кластере фирма ООО «Чайка-НН» выпустила 229 ед. (+4,6%) самосвалов всех категорий грузоподъёмности.
«Придворная» тюнинговая фирма КАМАЗа, ОАО «РИАТ» из Набережных Челнов, произвела 285 ед. (+34,4%) разнообразной техники на базе шасси КАМАЗ.
Грузовых автомобилей на шасси отечественных марок, не входящих в общий итог, было выпущено 1,87 тыс. (–8,4%).
Китайские производители грузовиков (включая автокрановые шасси) показывают достаточно впечатляющий рост за 9 месяцев 2,67 тыс. (+28,3%), причём наибольшие продажи сохраняет марка Shaanxi с 1,09 тыс. (+29,3%). А вот в сегменте LCV за 9 месяцев так и остался проданным один единственный малотоннажник Yuejin NJ1041 (–50%). Зато скоро развернётся тесное сотрудничество Foton с ГАЗом по проекту «Валдай NEXT». Китайских пикапов продано лишь 136 ед., из которых 127 ед. пришлось на недавно дебютировавший JAC T6 и лишь 7 ед. (–65%) на старинную модель Gonow Troy, компанию которой составили новейший пикап Great Wall Pao и пикап Wimgle, тогда как Foton Tunland наш рынок бесславно покинул.
Японский бренд Hino реализовал 696 ед. (–15,8%) импортных грузовиков, из которых самой популярной остаётся «500-я» серия (290 ед., –2%).
Японские бренды Toyota и Mitsubishi представлены в России преимущественно в сегменте пикапов, которые лишь недавно разбавил новый микроавтобус Hiace короткокапотной компоновки с 41-кратным ростом до 205 ед. Пикапов Toyota Hilux было продано 1,76 тыс. (–14,4%), а Mitsubishi L200 – 1,45 тыс. (+12,2%), так что их продажи пошли разнонаправленно.
Производство грузовиков в белоруссии
В Республике Беларусь за три квартала 2020 года, по данным «АСМ-холдинг», было произведено 6,4 тыс. грузовых автомобилей (+5,6%), что объясняется весенней политикой игнорирования местными властями пандемии COVID-19 и отказом от локдауна автопрома, кстати, сложная общественная обстановка после выборов президента республики практически не повлияла на темпы производства белорусского автопрома, а падение производство БелАЗа связано с другими причинами . Так ОАО Минский автозавод (МАЗ) произвёл 5,63 тыс. (+7,5%) грузовых автомобилей, из которых отгрузил 4,88 тыс. (–0,3%), включая 2,51 тыс. (–0,8%) грузовиков общего назначения и 1,55 тыс. (+2,3%) самосвалов и 823 ед. седельных тягачей (–3,3%). На российском рынке за 9 месяцев было реализовано 1,8 тыс. (–13%) МАЗов, из которых наиболее популярными стали трёхосные (6х4) шасси модели 6501 (424 ед., +58,8%) и тягач модели 6430 (381 ед., +4,1%), а также двухосный грузовик и шасси 5340 (265 ед., –31,5%).
Кроме того, в РФ было поставлено 563 ед. (–13%) грузовиков марки МАЗ-MAN, из которых львиную долю составило трёхосное (6х4) шасси МАЗ-6312 (536 ед., –11,3%), выпускаемое по контракту с МАЗом, а собственно седельников МАЗ-МАN-64254 продано лишь 27 ед. (–35,7%) .
РУПП «БЕЛАЗ» выпустил за три квартала лишь 277 карьерных самосвалов (–60,5%) и прочих сверхтяжёлых грузовых автомобилей, из-за «рейдерской» финансовой модели нового руководства. Наибольшим спрос по-прежнему приходится на модели г/п 110–130 т – 94 ед. (–55%), а наилучший прирост по выпуску оказался у самосвалов г/п 150–180 т (рост в 3 раза до 6 ед.), а машины г/п 30–36 т (20 ед.) и 290 т (1 ед.) вышли в ноль.
РУПП «МоАЗ» за данный период ни одной машины не выпустил (в 2019-м – 3 ед.).
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» (МЗКТ), входящий в Автосборочное производство «Неман» произвёл в январе–сентябре 222 ед. (+56,3%) тяжёлых внедорожных машин, преимущественно плетевозов и шасси (208 ед., +71,9%), а также 14 седельных тягачей (–33,3%) и ни одного самосвала или другой спецтехники. Соответственно за 9 месяцев на гражданском рынке России продан лишь один новый самосвал МЗКТ-750100 (8х4).
Грузовики Украины, Казахстана и Азербайджана
Находящийся в депрессивном состоянии украинский автопром в 2020 году выдал за три квартала лишь 32 (–60,5%) развозных грузовика Isuzu серии NQR сборки ПАО «Черкасский автобус», правда, без учёта ХК КрАЗ, фактически проходящего процедуру банкротства с неясными итогами. Власти страны откровенно переориентировались при госзакупках на иномарки (включая белорусский МАЗ), при том, что с января 2020-го вступил в силу полный запрет на импорт автомобилей российского производства. В результате осенью на украинский рынок при помощи местных дилеров вышли следующие китайские марки: JAC (MCV – N56 и проч., LCV – N35), тяжёлые грузовики Shacman и Sitrak (Sinotruk Howo). В сегменте LCV местный рынок намереваются освоить бренды Ford, IVECO, Opel и Renault, а российская полуторка «ГАЗель БИЗНЕС» пытается вернуться на местный рынок под местной маркой, собранной российских SKD-машинокомплектов. Не исключено и появление на украинском рынке турецкой марки BMC.
Казахстанский автопром и за 9 месяцев 2020 года показал серьёзное ускорение, так только грузовых автомобилей произведено 5,27 тыс. – почти 2,5-кратный рост к аналогичному периоду 2019 года. В лидеры по производству грузовиков вырвался завод ООО «СарыАркаАвтопром» группы АО «АгромашХолдинг» из Костаная – 2478 ед. (рост в 4,1 раза). ТОО «СемАЗ» из Семипалатинска произвело 1905 грузовиков (рост в 2,7 раза). Далее идут АО «КАМАЗ-Инжининринг» из Кокшетау с 611 ед. (–5,4%) и ТОО «Hyundai Trans Auto» из Алматы с 279 ед. (+62,2%). Специальных и специализированных автомобилей в Казахстане произведено за 9 месяцев 212 ед. – рост в 3,5 раза.
В Узбекистане за три квартала 2020 года произведено 2,94 тыс. (–37,1%) грузовиков.
Данные по производству грузовиков на Гянджинском автомобильном заводе в Азербайджане свидетельствуют об остановке их производства.
Продажи автобусов ушли в минус
За 9 месяцев 2020 года российские автобусостроительные предприятия произвели по данным ОАО «АСМ-холдинг» 22,8 тыс. пассажирских машин (–16,4%). В том числе 4,92 тыс. (–0,04%) иномарок российской сборки и 13,5 тыс. (–33%) микроавтобусов на базе LCV (они же автобусы категории М2).
Компания «Русские автобусы – Группа ГАЗ», включающая предприятия ПАЗ (5,43 тыс., –18,4%), ЛиАЗ (1,57 тыс., +46,8%) и КАВЗ (379 ед., –0,5%) суммарно за три квартала произвела 7,4 тыс. (–8,9%) автобусов всех типов от малого до особо большого классов, что составило 79,6% от всего производства «настоящих» автобусов в стране (9,3 тыс.) и 32,4% от всего объёма выпуска автобуспрома, включая микроавтобусы.
Группа «КАМАЗ» произвела за 9 месяцев 1,06 тыс. пассажирских машин (доля по стране 4,7%), а также 181 электробус КАМАЗ-6282 (+53,4%)/ При этом вахтовок завод почти не делал (точнее они не попали в статистику), а производство малых автобусов (Bravis) свернул совсем.
В сегменте микроавтобусов производство фактически распределилось между четырьмя производителями (их суммарная доля 98,4%), включая: АЗ ГАЗ с 6,99 тыс. (–29,4%) и с долей 51,9% от сегмента; «СТ Нижегородец» с 2,33 тыс. (–19,8%) и долей в 17,3%; «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» с 2,03 тыс. (+70,9%) и долей в 15%, а также «ПКФ Луидор» с 1,93 тыс. (–41,1%) и долей 14,3%.
По данным ООО «Автостат Инфо» продажи автобусов за 9 месяцев 2020 года (кроме микроавтобусов категории М2, которые учтены в сегменте LCV) составили 9,05 тыс. (–8%). Доля отечественных марок составила 91,2% (8,25 тыс.) против 88,8% за аналогичный период прошлого года.
Автобусы-иномарки снова перешли в глубокое пике – за 9 месяцев их было продано 798 ед. (–27,9%), а их доля составила 8,8% против 11,2% годом ранее.
Больше всего среди регионов за январь–сентябрь продажи выросли в Уральском ФО на 10,4% (доля рынка 9%) и в Центральном ФО (+8,9%, доля 39,7%), а также Северо-Западном ФО (+8,4%, доля 10,1%). Аутсайдером за 9 месяцев остался Северо-Кавказский ФО с –45,3% (доля 1,5%).
Автобусных марок на рынке новых машин за 3 квартала 2020 года осталось 18. Впрочем, две из них – Scania и Hyundai, реализовали за 9 месяцев лишь по 6 (–64,7%) и 5 (–64,3%) машин соответственно. Две белорусские марки МАЗ и «Неман» (считающиеся как отечественные) реализовали по 469 ед. (рост в 2,3 раза) и 50 ед. (+4,2%) соответственно. На пять китайских марок пришлось 401 машин (–48%), а на немецкий бренд MAN – 122 ед. (рост в 7,1 раза – флит-закупка транспортников из Московской области), тогда как Mercedes-Benz вообще выбыл из рейтинга.
За 9 месяцев 2020-го в лидерах продаж неизменно присутствует ПАЗ, несмотря на продолжение падения на 22,5% до 4,41 тыс. На второv месте по-прежнему ЛиАЗ с 1,69 ед. (+54,3%), а на третьем – НефАЗ с 1,14 тыс. (+15,6%). Как и в первом полугодии Топ3 марок сильно оторвались от конкурентов. Лидер среди иномарок – Yutong реализовал лишь 2020 ед. (–49,8%), заняв в общем зачёте лишь 8-е место.
По абсолютным же объёмам реализации за 9 месяцев неизменно лидирует малый многоцелевой автобус ПАЗ-3205 с 2,21 тыс. (–15,7%). На втором месте также малый ПАЗ в виде семейства 4204 в двух поколениях (Vector и Vector NEXT) с суммарными 1,33 тыс. (–26,9%), а на третьем – низкопольный ЛиАЗ-5292 с 1,19 тыс. (рост в 2,2 раза). Только Топ3 моделей преодолели четырёхзначный объём продаж.
По прогнозам RAMR 2020 год может закончиться для рынка новых автобусов на уровне от 12,6 тыс. (ковидный сценарий) до 12,94 тыс. (оптимистичный сценарий), а восстановление начнётся в 2021 году в диапазоне от 12,81 тыс. (пессимистичный сценарий) до 13,53 тыс. (оптимистичный). При этом сохранится большая зависимость рынка от государственных программ (обновление парка школьных автобусов и газомоторная программа), а также курса рубля и сроков окончания пандемии коронавируса.
Автобусы Белоруссии коронавирусу не поддались
Основное производство автобусов в СНГ сосредоточено в Белоруссии, где за 9 месяцев 2020 года (невзирая на пандемию и выборы президента) было произведено 978 машин (+0,9%), преимущественно марки МАЗ (775 ед., –4,7%), при этом выпуск автобусов большого класса подскочил на 30,9%, до 521 ед., а перронных – в 1,5 раза, до 18 ед. Выпуск самых сложных и дорогих автобусов особо большого класса тоже немного вырос – на 1,3%, до 161 ед., так что провал случился только в сегменте машин среднего класса (–69,3%), до 75 ед. Модели малого и особо малого классов, хотя и заявлены производителем, но в статистике не фигурируют.
Второй по величине белорусский автобусный производитель – ОАО «Автосборочное производство «Неман» из города Лида, входящее в структуру МЗКТ. Он произвёл 200 ед. (42,9%) малых автобусов на итальянских шасси IVECO Daily.
Третий производитель ПРУП «Белкоммунмаш» в статистике производства традиционно отсутствует, равно как нет данных о выпуске в Белоруссии электробусов и троллейбусов, хотя таковые точно имеют место быть.
Производство автобусов в Казахстане выросло, а на Украине обвалилось
Производство украинских автобусов за 9 месяцев 2020-го соcтавило лишь 467 ед. (–25%). Лидирует здесь ПАО «Черкасский автобус» с 212 ед. (–36,9%) автобусами «Атаман», далее идет ЗАО «Черниговский автозавод» (автобусы модели БАЗ-2215 на базе российской «ГАЗели БИЗНЕС») со 133 ед. (–12,5%). ОАО «Часовоярский ремзавод» выпустил 46 автобусов малого класса (–25,8%) марки «РУТА» на шасси «Газель БИЗНЕС» и Тата LPT613. ПАО ЗАЗ произвёл 39 автобусов (–23,5%) серий А07 (малый класс) и А10 (средний класс), а замкнула рейтинг ПАО Корпорация «Богдан» с 37 автобусами малого класса (–45,6%). Прежний лидер автобусостроения Украины – «Бориспольский автомобильный завод», производивший автобусы БАЗ-А079 «Эталон» занимается только выпуском спецтранспорта, т. е. из числа автобусных заводов выбыл.
В Казахстане за 9 месяцев 2020 года произведено 1,4 тыс. автобусов (+65,2%). Лидером стал ООО «СарыАрка Автопром» (марка Ankai) с 879 ед. (рост в 2,1 раза), ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» с 424 ед. (+18,4%), «Hyundai Auto Trans» (Hyundai County) с 80 ед. (рост в 2,2 раза) и «КАМАЗ-Инжиниринг» (НефАЗ) с 12 ед. (+71,4%).
В Узбекистане произведено всего 519 автобусов (–61,2%).
Производство троллейбусов и электробусов нарастает
Производство троллейбусов в России, несмотря на полную потерю ранее самого ёмкого столичного рынка – 25 августа с улиц Москвы ушёл последний рейсовый троллейбус и теперь в столице остаётся лишь единственный троллейбусный т. н. ретро-маршрут и, соответственно, активную передачу бывших в эксплуатации троллейбусов в различные регионы страны (вплоть до Новосибирска), выпуск новых «рогатых» по данным АО «АСМ-холдинг» вырос в сентябре до 30 ед. (+166,7%) и до 166 ед. (+133,9%) за январь–сентябрь.
В феврале этого года полную перезагрузку прошло производство в городе Энгельсе, где на площадях обанкротившегося предприятия «ТРОЛЗА» возникло ОП «ЭЗЭТ» ООО «ПК ТС», которое занялось выпуском (51 ед. за три квартала) модернизированного троллейбуса модели ПКТС-6281.00 «Адмирал». На его базе разработана также электробусная версия 6281.01 с «динамической зарядкой» или другими словами троллейбус с автономным ходом. Кстати, с 17 сентября начата сборка данного троллейбуса и в Санкт-Петербурге на мощностях ЗАО «Невский завод электрического транспорта», что сразу нашло отражение в статистике в виде 5 произведённых машин. Мощности питерского филиала рассчитаны на 10 машин в месяц, которые будут напрямую поставляться местному эксплуатанту «Питергортранс».
Главным же производителем троллейбусной техники в стране на сегодня остаётся АО «ТРАНС АЛЬФА ЭЛЕКТРО» из Вологодской обл., которое выпустило в январе–сентябре 101 машину (–17,2%) троллейбусов «Авангард» (до 500 м автономного хода), включая и «электробусную» версию с увеличенным до 20–30 км автономным ходом на аккумуляторах. Кстати, в мае 2019 года предприятие выпустило и полноценный электробус «Сириус» с запасом хода до 240 км и 100-процентно электрической климатической системой на основе теплового насоса (ау, ГАЗ и КАМАЗ).
Разворачивает производство в Республике Башкортостан и АО «Уфимский Трамвайно-Троллейбусный Завод». УТТЗ входит в состав промышленной группы, куда включены АО «Пензтяжпромарматура» (производство трубопроводной арматуры), АО «Фельзер» (оборудование для кондиционеров), АО «Рижский вагоностроительный завод» и ООО «Башкирский троллейбусный завод». Причём, Башкирский троллейбусный завод прекратил существование ещё в 2015 году, а в 2017 году его территория, оборудование и вся документация были выкуплены УТТЗ, который развернул на основе кузова автобуса НефАЗ-5299 выпуск низкопольного троллейбуса модели УТТЗ-6241 «Горожанин» как в троллейбусной, так и электробусной (с динамической зарядкой) версиях. За три квартала произведено 9 машин (рост в 4,5 раза).
Надо ещё учесть, что и у Камского автозавода имеется в продуктовой линейке троллейбус КАМАЗ-62825 с увеличенным (до 20 км) автономным ходом, а также электробус КАМАЗ-6282, которых за 9 месяцев произведено 181 ед. (+53,4%), а до конца года в Москву на тестовую эксплуатацию будет поставлено три сочленённых электробуса КАМАЗ-6292 (на базе кузова перспективного сочленённого автобуса НефАЗ-6299) и кроме того, ООО «Ликинский автобусный завод» (входит в Группу ГАЗ) произвёл 65 электробусов (–19,8%) ЛиАЗ-6274, отправленных в Москву. Свой электробус «Ситиритм 12 ELF» с реальным ходом в 200–220 км есть и у ООО «ВОЛГАБАС», правда, в статистике предприятия его выпуск не отражён.
P.S. Получается, что выпуск пассажирского электротранспорта в России развивается, и развивается в сторону перспективных конструкций (одних серийных электробусов уже четыре модели, а вскоре будет пять), несмотря на проблемы с финансированием обновления транспортных парков у большинства регионов.