Самосвал «ЦентрТТМ 6633АО» на шасси IVECO Trakker AD410T41 (Typ J4CSS4) с кузовом Cantoni
Cамосвал IVECO Trakker 8х4 с надстройкой Cantoni, локализованной рязанским машиностроительным предприятием ООО «Центртранстехмаш» интересен тем, что в подтверждение соответствия возможностей и качества своей продукции, компания IVECO – производитель шасси и агрегатной базы организовала длительную тестовую эксплуатацию самосвала на базах потенциальных клиентов, в реальных условиях.
После почти двух лет непрерывной работы этот IVECO Trakker 8х4 на несколько летних деньков «отпросился» в подмосковный карьер, чтобы составить пару недавно протестированному нами IVECO-AMT 753910-10 8х8, полной массой 60 тонн.
IVECO Trakker 8х4 с надстройкой Cantoni полной массой 41 т, по сравнению с внедорожным тяжеловесом IVECO-AMT 753910-10 8х8 выглядит гораздо легче, ниже, компактнее, при этом полезный объём самосвального кузова у него меньше только на 2 кубометра – 20 м3 против 22 м3. Он создан для другой среды, его стихия – быстро развивающиеся мегаполисы, где немалые не только объёмы строительства, но и масштабы, и сложности. Многоквартирные дома, высотные здания с многоуровневой инфраструктурой, уходящей под землю на несколько ярусов, земляные работы при строительстве магистралей, метрополитена. Для эффективного возведения подобных сооружений необходимы самосвалы и «миксеры», которые везут много и быстро, но не останавливаясь перед стеснёнными пространствами городских ландшафтов. Вот основные мотивы «кройки и шитья» этого автомобиля. Посмотрим на их детальную реализацию. Грузоподъёмность самосвала – 26 т при полной массе в 41 т. Четыре оси, из них две ведущие, 20 кубометров полезного объёма надстройки, 410-сильный двигатель.
Кабина на одну смену
Крупные буквы IVECO на передней облицовке – дань моде, сейчас все делают так. Интерьер – старый знакомый, дневной. Это короткая двухместная кабина «AD», но никакого даже намёка на «адские» условия для шофёра здесь нет. Напротив, несмотря на «дневное» исполнение рабочего пространства с учётом российской специфики (субарктическое исполнение) заставило итальянцев задуматься о дополнительном базовом оснащении, среди которого сиденье водителя на пневматической подвеске с регулируемым по интенсивности подогревом, жидкостный автономный отопитель, электропривод и обогрев зеркал, а снаружи защитные решётки передних фар в составном бампере из металла.
Кабина функционально удобна без претензий, если рассматривать работу водителя как оператора самосвала, но не для дальнорейсовой работы. После трудовой смены из этой кабины водитель должен уйти или домой, или в обустроенную бытовку для вахтовиков, или в общежитие.
Прокатимся по грунтовке, думая об асфальте
Не побоюсь этого слова, механическая 16-ступенчатая КП – «мягкая», переключается без существенных усилий, поиск нужной передачи не затруднён. Двигатель – середнячок: 410 л.с. для самосвала 8х4 не так уж и много, но эластичность характеристики крутящего момента вкупе с адекватным приводом КП и хорошо подобранные передаточные отношения позволяют легко пилотировать тяжёлый самосвал без рывков, толчков и запаздываний при переключении передач. Традиционно острый для IVECO руль и цепкие тормоза дополняют картину хорошо настроенных органов управления грузовиком.
Но раскисшая каша технологических дорог карьера не во вкусе этого самосвала. Подъёмы сдаются только после ювелирного подбора передачи на дефиците тяги, иначе пробуксовка ведущих колёс неминуемо всё испортит. Пришлось освежить в памяти такой приём, как раскачка. От межколёсной блокировки толку немного, буксуем обоими бортами. После этого становится очевидно, что машина наиболее подходит для строительства с оборудованными подъездами.
Линия силы
Рассматриваемый IVECO Trakker 8х4 обладает 2100 Н·м крутящего момента 13-литрового двигателя IVECO F3B (он же Cursor 13) с настройкой мощности в 410 л.с. Технологически это рядная «шестёрка» с турбонаддувом, с турбиной изменяемой геометрии VGT. У этого двигателя 4 клапана на цилиндр и насос-форсунки в системе питания. Многие конкуренты сегодня отказались от такого варианта турбины и насос-форсунок в пользу простых турбин и топливной рампы. Кроме 410-сильной версии агрегат поставляется с настройками мощности 450 или даже 500 л.с.
Передние оси на параболических рессорах грузоподъёмностью 9 тонн с усиленными телескопическими амортизаторами. У первого моста имеется стабилизатор поперечной устойчивости. Задние оси покоятся на балансирной подвеске, каждая ось рассчитана на 13 тонн. Стабилизатор положен сзади третьей оси. Геометрические параметры ходовой части следующие: колёсная база – 4250 мм, передняя колея – 2040 мм, задняя колея – 1827 мм.
Тормозная система – пневматическая двухконтурная с антиблокировочной системой и электронно-управляемой системой перераспределения тормозных усилий. Спереди на самосвал установлены чисто дорожные шины размерностью 385/65 R22.5, сзади двускатная ошиновка с немного «обозлённым» рисунком крупных шашек протектора размерностью 315/80 R22.5.
Кузов для мегаполиса
Самосвальная надстройка Cantoni, смонтированная на рязанском машиностроительном предприятии ООО «Центртранстехмаш» объёмом 20 кубометров рассчитана на перевозку 26 тонн груза. Кузов имеет усиленную систему обогрева. Передний борт кузова с защитным козырьком и креплением запасного колеса.
Допустимая полная масса, кг | У1 (N) |
Допустимая нагрузка на 1- / 2- /4-/ 3-ю оси | 9000/ 9000/ 13 000/ 13 000 |
Грузоподъёмность, т | 26 |
Полная масса, т | 41 |
Вместимость кузова, м3 | 20 |
Двигатель:
|
IVECO Cursor13 F3BE3681D , турбодизель, I-6 12 880 410 при 2100 мин-1 2100 при 1000–1600 мин-1 |
Коробка передач:
|
Механическая 16/2 |
Тормозная система | Пневматическая с АВС |
Вместимость топливного бака, л | 300 |
Размер шин | Спереди – 385/65 R22.5, сзади – 315/80R22.5 |
Подвеска | Спереди – рессорная, сзади – рессорно-балансирная |