Поддельные автозапчасти
Стремление к снижению издержек на эксплуатацию и ремонт автотранспорта при общей неблагоприятной конъюнктуре рынка на руку производителям контрафактной продукции, в частности автозапчастей.
Компания OSRAM, известная на весь мир своими световыми приборами, причём не только автомобильными, в содружестве со специалистами независимого аналитического центра компании «ТИАР-Центр» провели исследование. Некоторые данные, на наш взгляд, оказались очень интресные. Например, по данным исследования, доля контрафактных автокомпонентов на вторичном рынке РФ за 2019 год составила порядка 31%, что сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом (30%). При этом на товары с незаконным нанесением защищённых товарных знаков приходится около 11% от общего объёма рынка автокомпонентов, а остальные поддельные детали продаются под товарными знаками, сходными с зарегистрированными до степени смешения. Они составляют примерно 2/3 от общего объёма контрафактной продукции.
Пустить в расход
Самые популярные подделки – это «расходники», т. е. регулярно заменяемые детали. Среди них фильтры, комплектующие тормозных систем, ремни и цепи, детали подвески, а также лампы и фары. Для отдельных категорий компонентов доля контрафакта достигает 45%. В зоне риска оказываются автомобили брендов средней и низкой ценовых категорий. Высокий спрос на использование контрафакта обоснован степенью толерантности к контрафакту в обществе, а также стоимостью подделок: в среднем контрафактные детали на 30–50% дешевле оригиналов.
Контрафактные детали производятся с серьёзными нарушениями (упрощениями) технологии и стандартов качества, так как используются более дешёвые материалы и применяется некачественное производственное оборудование. Такие компоненты, как правило, выходят из строя гораздо быстрее оригинальных, а также могут привести к повреждению смежных узлов и систем автомобиля.
Отдельный вопрос – безопасность участников дорожного движения. Так, исследование подтверждает, что оборот контрафакта статистически связан с группой ДТП, произошедших из-за технических неисправностей. Например, коэффициент корреляции между количеством ДТП из-за неисправности внешних световых приборов и объёмом контрафакта на рынке ламп составляет 0,96.
Экология и упущенные возможности
При производстве некоторых компонентов используются вещества, требующие особого обращения, в том числе на этапе утилизации: использованные ксеноновые лампы из-за содержания ртути относятся к первому классу опасности отходов (наиболее опасные), использованные свинцовые аккумуляторы – ко второму классу. Поскольку подделки служат существенно меньше оригинальных, их применение значительно увеличивает объём опасных отходов. К примеру, только текущий уровень оборота контрафактных ламп увеличивает годовой объём отходов первого класса опасности на 7,8 тонн.
Поддельные детали могут влиять на эффективность автомобиля в целом: несоответствующие стандартам компоненты двигателя приводят к увеличению расхода топлива до 15%, а значит и к увеличению выбросов СО2 и токсичных веществ (угарного газа, оксидов азота и других).
Учитывая долю контрафакта на рынке, вызванное им увеличение углеродного следа от эксплуатации автомобильного транспорта в России можно оценить в 1,2%. В абсолютном выражении это составляет 180 000 тонн CO2 в год.
Незаконный импорт и производство контрафактных компонентов приводит к недополучению государством налогов и таможенных сборов из-за их заниженной стоимости. Объём недополученных налогов за 2019 г. только в части НДС оценивается более чем в 24 млрд рублей, 461 млн рублей из них – упущенные доходы федерального бюджета России в части НДС из-за оборота контрафактных ламп в 2019 году.
Затянувшиеся инициативы
Государственная стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период 2020 г. и плановый период до 2025 г. предусматривает совершенствование законодательства, мониторинг ситуации на рынке, а также вовлечение покупателей в борьбу с контрафактом.
К решению этой проблемы запланировано подключить автопроизводителей и поставщиков комплектующих, которые вместе с государственными органами должны производить систематическую работу по выявлению и пресечению оборота контрафакта. Компании пытаются вовлечь в процесс потребителя, создавая возможности для самостоятельной проверки подлинности продукции перед приобретением. Например, программа Osram Trust.
На основании анализа трендов и консультаций с экспертами в процессе проведения исследования были отобраны два блока мер, способных сократить долю контрафакта на российском рынке автокомпонентов.
Первый касается стратегического государственного целеполагания и нормативно-правового регулирования отрасли. Так, участники исследования предлагают:
- выделить и приоритезировать категорию «автомобильные комплектующие с высоким значением для безопасности дорожного движения»,
- сделать участие производителей в ЦРПТ опциональной для поддержания ценовой конкурентоспособности,
- ввести упрощенную процедуру уничтожения контрафакта по соглашению сторон.
Второй блок включает конкретные меры, которые можно начать реализовывать уже при текущей регуляторной рамке, т. е. обеспечить:
- выявление и закрытие лабораторий, продающих сертификаты соответствия,
- координацию оперативного взаимодействия между таможенниками ЕАЭС, использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности,
- привлечение Роспотребнадзора к мероприятиям по выявлению и пресечению оборота контрафактных автокомпонентов.
Общие пожелания и скромное мнение редакции
Опасайтесь подделок, проверяйте геометрию и конструкцию детали, с оглядкой на «эталон», в качестве которого можно использовать отслужившую «родную» запчасть. Подбирайте детали, справляясь с руководством по ремонту и обслуживанию, всегда ориентируйтесь на допуски и требования производителей. Сотрудничайте только с проверенными продавцами.
Но самое обидное, что эти общие советы всё равно слабая защита для розничного покупателя. Импортёры и поставщики не сотрудничают с физлицами и крайне редко своими силами осуществляют розничные продажи. Если представитель АТП, закупая расходники мелким оптом, имеет шанс договориться напрямую с официальным поставщиком, то у частника такого выхода нет. Торговые точки, не всегда кристально честные, а в условиях сегодняшних реалий выживания, способны наряду с легальным товаром реализовывать контрафакт, иногда даже цинично с учётом личности покупателя. Поймите, мы не стремимся уличить или полить грязью добропорядочных продавцов, но негодников сегодня на рынке предостаточно, если треть товара это подделка.
У этой грустной истории свет в конце тоннеля всё же есть. Набирает обороты возможность онлайн-проверки товара на сайте производителя по уникальному серийному номеру или QR-коду. Торговые точки иногда стремятся получить сертификаты эксклюзивных распространителей. Масла полюбившейся марки для двигателя и трансмиссии можно приобрести на фирменных одноимённых АЗС, правда, это чуть дороже. Значительно меньше риск приобрести контрафакт, если приобретать моторное масло в розлив из баррельных бочек, таких предложений немало. Иногда в подарок к маслу следует его бесплатная замена.
Тем, у кого в голове есть автоинженерный минимум и для кого автомобиль это не только работа или бытовая техника, рекомендую мониторить события на рынке поставщиков и брендов, их официальные релизы. Чаще всего подделывают «громкие имена» – бренды и торговые марки, которые на слуху и виду, при том, что в коробочке упаковщика со скромным логотипом могут лежать вполне кондиционные компоненты…