Езда с низким уровнем топлива в баке
В наше непростое время, когда топливо стоит дорого, есть смысл вспомнить об одном эксплуатационном моменте – чересчур низком уровне топлива в баке. Это явление не совсем безобидно, как кажется на первый взгляд, и если ездить на последних каплях войдёт в привычку, то рано или поздно придётся заниматься дорогостоящим ремонтом. Почему? Приводим аргументированные доводы.
Есть ли смысл в езде «на лампочке»?
Ситуация, когда на приборной панели автомобиля загорается индикатор низкого уровня топлива, знакома каждому автомобилисту. Но если для одних это сигнал о том, что пора как можно скорее отправиться на заправку и залить полный бак, то для других езда «на лампочке» становится системой. Иногда за подобные ошибочные суждения приходится дорого платить.
Топливный насос
Первое, что может пострадать от хронически низкого уровня топлива в баке – топливный насос. Причём как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Дело в том, что топливо для него выступает своего рода охлаждающей жидкостью и смазкой. А когда бензина или солярки мало, вместо них насос начинает захватывать воздух и работать в буквальном смысле на износ. Современные топливные насосы погружного типа бензиновых двигателей достаточно надёжны и стойко переносят такой неблагоприятный режим работы, но это отнюдь не означает, что он в итоге никогда не откажет.
Многие автовладельцы уповают на противоотливной стакан, который призван защищать топливный насос от колебаний уровня топлива на неровных дорогах и при резком маневрировании, а также при низком уровне топлива в баке. В теории это звучит убедительно. Но статистика – вещь упрямая, а сервисмены говорят о непосредственной взаимосвязи «любви» к езде «на лампочке» и поломок топливного насоса.
Кстати, для тех, кто эксплуатирует дизельные двигатели, последствия даже разового попадания воздуха в топливную систему могут быть куда более серьёзными: движок просто откажется запускаться, и в лучшем случае потребуется полная прокачка всей системы, а в худшем дело дойдёт до замены ТНВД и форсунок…
Топливные фильтры
Вторая проблема, с которой можно столкнуться при езде с почти пустым баком – засорение топливных фильтров. Да, частички мусора и грязи неизбежно попадают в бак вместе с топливом, заправляем мы 500 литров или 5. Но топливный бак это не чайная кружка и перед каждым применением его не промоешь, со временем эта грязь оседает на дне в виде осадка. И чем меньше в баке топлива, тем выше удельный вес осадка в топливе, следовательно, тем больше нагрузка на топливный фильтр и тем выше скорость его засорения. Основным симптомом того, что необходима замена фильтра, является потеря динамики при разгоне.
Водяная угроза
И, наконец, ещё одна угроза, с которой может столкнуться как бензиновый, так и дизельный автомобиль из-за постоянно низкого уровня топлива – образование конденсата и скопление воды в баке. Воздух в бортовом хранилище топлива присутствует всегда. И точно так же в этом воздухе всегда присутствует влага. Из-за перепада температур она оседает на стенках бака в виде конденсата, который постепенно стекает в топливо. Поскольку вода тяжелее, то она опускается на дно бака и скапливается там. Малое количество топлива проблему только усугубляет: чем его меньше, тем больше воздуха, а значит, пространства для образования конденсата. Со временем воды на дне топливного бака скапливается всё больше, топливный насос может в этом случае «подсасывать» конденсат вместе с топливом. И в отличие от твёрдых частичек грязи обычный фильтр эту воду задержать не способен. Минимизирует негативные последствия в этом случае фильтр-сепаратор с отстойником, но при общей запущенности технического состояния его возможностей может и не хватить. А вот излишняя влага вполне способна вызвать самые серьёзные проблемы: от падения мощности двигателя до его поломки (особенно если речь идёт о дизельном двигателе).
Итак, общая рекомендация – следить за уровнем топлива и не доводить до срабатывания индикатора резерва.