Опубликовано: ГП 04-2015

Моторы войны
Выставка «Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина»

Максим Шелепенков, фото автора

Когда-то, на заре своего появления, выставка «Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина» проходила в Сокольниках, в 4-м павильоне. Спустя десять лет, после блужданий по разным выставочным площадкам, она вернулась в «родной» павильон.

Двадцать третью по счёту выставку старинных автомобилей и антиквариата провели в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Не удивительно, что тематическая часть выставки была посвящена грядущему событию. Правда, участники Олдтаймер-галереи достаточно вольно подошли к трактовке названия всей экспозиции – «Моторы Победы», причислив заодно к ним и технику нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии. В зале можно было увидеть немецкие Horch 830R, Adler 3Gd и малый полугусеничный тягач Kettenkrad HK 101 (известный и как SdKfz 2), итальянский артиллерийский тягач Fiat SPA Tl.37 и японский вездеход Kurogane Type 95. Техника, безусловно, интересная и достойная показа на подобных мероприятиях, но не под вывеской же «Моторов Победы»!

Немецкий командирский [b]Adler 3Gd[/b]
Итальянский артиллерийский тягач [b]Fiat SPA Tl.37[/b], требующий реставрации

Более уместно в этом зале смотрелись многочисленные «эмки», «полуторки» и «трёхтонки». Но большинство из них постоянные посетители «сорокинской галереи» видели уже не раз. Из новинок, пожалуй, стоит отметить установку залпового огня БМ-13Н («Катюша») на шасси легендарного Studebaker US6, показанную Военно-патриотическим клубом «Дивизион». Определённый интерес у публики вызвал и бронеавтомобиль БА-10, привезённый на выставку музеем-коллекцией «Военный ангар». К «Моторам Победы» по праву можно отнести и технику союзников, например, штабной Dodge WC-17.

Бронеавтомобиль [b]БА-10[/b], показанный музеем-коллекцией «Военный ангар»
[b]БМ-13Н «Катюша»[/b] на шасси Studebaker US6, представленная Военно-патриотическим клубом «Дивизион»
Американский штабной [b]Dodge WC-17[/b]

В целом же от широко разрекламированной тематической части выставки «Моторы Победы» ожидалось большего. На рекламных плакатах выставки, которыми была обклеена буквально вся столица, был нарисован трактор СТЗ-5 с установкой «Катюша». Такой трактор есть «живой» в Новомосковске, в Тульской области, и теплилась надежда, что его ради выставки привезут в Москву. Надежды вселял и рисунок грузовика ЗИС-12 с прожекторной установкой – вдруг кто-то из экспонентов заявил к показу этот редкий автомобиль. Увы, надежды не оправдались, и реклама выставки оказалась бесконечно далёкой от реальности…

Не совсем было понятно, что среди «Моторов Победы» делает стенд с мотоциклами взвода Почётного кремлевского эскорта. История этого взвода началась после Великой Отечественной войны, в 1956 г. Тем не менее сам стенд можно считать лучшим не только на этой выставке, но и, наверное, за всю историю проведения выставки «Олдаймер-галерея». Прекрасно оформленный, необычно спланированный он послужил достойной оправой для безусловных бриллиантов – экспортных мотоциклов «всех времен», начиная с 1956 г. и заканчивая настоящим временем. Жаль только, что для этих целей сегодня используются импортные BMW, а не отечественные «Днеп-ры», как раньше.

Прекрасно оформленный и организованный стенд [b]взвода Почётного кремлёвского эскорта[/b]

На мой взгляд, стенд взвода Почётного эскорта был более зрелищным, чем рекламируемая экспозиция «Подарки вождям. От всего сердца…». Создалось впечатление, что выставка подарков была затеяна лишь для того, чтобы в более выигрышном свете представить отреставрированный Aero Minor, подаренный когда-то И. В. Сталину. Машина, действительно, редкая и интересная, наконец-то представшая перед публикой в первозданном виде (год назад её демонстрировали в процессе реставрации). Народ надолго задерживался перед «Минором», медленно вращающимся на подиуме, и любовался работой как чешских конструкторов, так и русских реставраторов. А вот остальная выставка подарков выглядела бледно, больше напоминала выставку экспонатов детского творчества и особых эмоций не вызывала.

Полуторка [b]ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ)[/b] военного времени из Военно-технического музея Черноголовки

Из «неогранённых алмазов» весеннего Олдтаймера можно выделить две машины, выставленные реставрационной мастерской Simonov Motors – КИМ-10-50 и АПА-7 (аэродромный пусковой агрегат на базе «Москвич-400»). Обе машины представлены пока в неприглядном виде, но и в таком виде имеют определённую коллекционную ценность. КИМ-10-50 является редкой машиной, до войны их успели произвести тиражом не более 500 штук, и до настоящего момента дожило буквально несколько экземпляров. Тем интереснее посмотреть на вновь найденную машину, которую обязательно будут реставрировать.

«Неогранённый алмаз» – [b]КИМ-10-50[/b]

Не менее интересным можно признать и АПА-7. Сегодня известно о единственном комплектном образце этой машины, в авиационном музее в Монино. Существуют ещё нескольких сильно переделанных «апашек», которые даже внешне мало походят на оригинал. Машина, выставленная в Сокольниках, тоже начисто лишена специальной надстройки (вместе с оборудованием), но зато в оригинальном виде сохранились шасси и кабина. В принципе у будущих реставраторов есть вариант восстановить данный экземпляр не в виде аэродромного автомобиля, а в виде пикапа, которые в экспериментальном порядке строили на МЗМА как раз на том же шасси, что и АПА-7. Пойдут ли по этому пути будущие реставраторы, покажет время, в любом случае будет интересно понаблюдать за судьбой этого редкого экземпляра.

Шасси аэродромного пускового агрегата [b]АПА-7[/b]

Сама же выставка «Олдтаймер-галерея», последнее время явно угасавшая в «Крокус Экспо», в Сокольниках вновь расцвела. Она стала интересна не только специалистам, но и обычным посетителям. По крайней мере, в выходные дни народ валил на неё толпами. Хочется отметить, что в этот раз организаторы выставки более грамотно спланировали различные зоны и несколько разделили участников действа по интересам. Для самых маленьких посетителей в этот раз выделили отдельный зал (раньше выделялся лишь закуток в основном зале), в котором были и настольные игры, батуты, лабиринты и даже автодром. Киоски с едой (теперь можно было перекусить, не покидая выставку!) сгруппировали чуть в стороне от автомобилей, а для продавцов «старого железа» выделили обособленный уголок в одном из залов. В таком виде выставка, наконец, обрела цивилизованный вид и только выиграла от этого.

Плавающий танк [b]Т-38[/b] из собрания Музея техники Вадима Задорожного
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен