125 лет моторному омнибусу
Летопись концерна Daimler AG можно украсить многими эпитетами. Он не только старейший производитель автомобилей и крупнейший в отрасли коммерческого автотранспорта в глобальном масштабе. Богатая и яркая история его бывших и настоящих марок и разнообразие продукции позволяет ему ежегодно праздновать юбилейные даты, многие из которых знаменательны не только в его собственной истории, но и в истории автомобиля в целом.
Несколько юбилеев Daimler отмечает и в этом году. Один из них относится к нашей стране. 130 лет тому назад фирма Daimler-Motoren-Gesellschaft начала свою деятельность в Российской империи, поставив в 1890 году своему московскому партнёру «Филипс и К°» шесть двигателей внутреннего сгорания: четыре стационарных и два судовых. По тем временам это считалось довольно приличной сделкой. Однако это событие в богатой истории компании занимает лишь локальное значение. Но скоро будет ещё один юбилей глобального значения – 125 лет со дня выезда на линию первого в мире автобуса с двигателем внутреннего сгорания!
Торговая марка Mercedes-Benz появилась, как известно, в 1926 году после слияния двух старейших немецких производителей автомобилей Daimler-Motoren-Gesellschaft и Benz & Cie. в концерн Daimler-Benz AG. Таким образом, автомобили Benz являются также важной частью истории легендарной компании. Второй юбилей относится к этой марке. 18 марта 1895 года на маршрут между городами Зиген, Нетфен и Дойц (ныне пригород Кёльна) выехал первый в мире моторный омнибус Benz. Маршрут с пятью остановками был протяжённостью всего лишь 15 км, но он по праву считается междугородным. Заказало машину Нетфенское омнибусное общество (Netphener Omnibusgesellschaft), прибыла она 12 марта, а 28 июня заказчик получил второй такой же автобус. В 1895 году фирма Benz & Cie. Rheinische Gasmotorenfabrik отгрузила ещё два автобуса покупателям в Германии, а в следующем году изображение моторного омнибуса появилось уже в первом российском автомобильном каталоге «Технической конторы Карл Шпан», взявшей на себя представительство немецкого завода «Бенц» в Петербурге и Москве.
Benz Omnibus представлял собой развитие появившейся годом ранее легковой машины Benz Victoria и вмещал всего лишь восемь человек, включая водителя. Расположенный в задней части машины двигатель рабочим объёмом 2650 cм3 развивал мощность 5 л. с. при 600 об/мин и позволял автобусу двигаться с максимальной скоростью 20 км/ч. Автомобильно-омнибусное сообщение в Нетфене не принесло успеха, из-за плохих дорог и технических проблем к зиме его закрыли, оба автобуса вернули на завод в Мангейм. Однако оно было первое в мире!
125-летие автобуса будет отмечено не только концерном Daimler, но и общественностью. С пятницы по воскресенье 20–22 марта в Зигене-Вайденау состоится ряд мероприятий: открытие юбилейного празднования (Bus-Party), парад автобусов и их поездка по историческому маршруту (Omnibus-Korso & Parade) и демонстрация старинных автомобилей совместно с пассажирским автотранспортом будущего (Oldtimerschau & Zukunftstmeile). Подробную информацию можно посмотреть на специально созданном к 125-летию автобуса ресурсе: https://omnibus125.de/