Опубликовано: ГП 01-2020
Важно быть готовым к вызовам будущего

Интервью с Роберто Каматта, руководителем направления IVECO в России

Машины IVECO всегда были популярны в России. Daily любят за хорошую грузоподъёмность и вместительность. Trakker выбирают за отличную проходимость, приспособленность к нашим климатическим условиям и за достаточно простое обслуживание. Надо сказать, итальянские производители всегда чутко относились к запросам российских заказчиков, отсюда и большая степень доверия между ними. На общем фоне спада продаж зарубежной техники в 2019 году, хотелось узнать, как обстоят дела у итальянцев в России, и я встретился с Роберто Каматта, руководителем направления IVECO в России, чтобы задать несколько вопросов.

Роберто Каматта, руководителем направления IVECO в России
– На первый взгляд в России налицо кризисные явления: спад деловой активности, уменьшение продаж. Эти процессы как-то повлияли на деятельность IVECO в России?

– Оценка кризиса зависит от точки зрения. Если ожидания были высокими, тогда можно определять это как кризис. Если смотреть на общий объём рынка и сравнивать наши прогнозы на 2019 год по сравнению с 2018 годом, то они вполне сопоставимы – радикального изменения не произошло. С моей точки зрения, российский рынок относительно стабилен. Если посмотреть на ключевые макроэкономические показатели такие как ВВП, уровень безработицы, инфляция, курсы валют, то они относительно стабильны, какой-то катастрофы я не вижу.

– А какова ситуация с продажами компании в мире?

– На Европу тоже влияют многие факторы. Для IVECO 2019 год был не самый лучший, но и не плохой. Я бы охарактеризовал его как обычный. Есть и негативные факторы, которые трудно было спрогнозировать, например, ситуация с Deutsche Bank. Для себя мы сделали вывод, что и европейская экономика может преподности неприятные сюрпризы, а потому следует быть бдительнее.

– Вы работаете в России 6 месяцев, испытываете ли вы трудности? Есть ли различия в менталитете?

– Приехав в другую страну, вы, безусловно, столкнётесь с культурными различиями. Отличаются друг от друга и европейские страны: Италия и Германия, Италия и Франция, у всех есть свои особенности. У меня есть опыт работы в разных странах, с разными национальностями, религиями, языками. Каждая новая страна – это, конечно, вызов. Мой подход заключается в том, что я стараюсь прислушиваться и даже пытаюсь думать, как это делают русские. Так легче работать. Раньше я работал в Турции, и мне казалось, что между турками и итальянцами больше общего, чем между Италией и Россией. В целом я не вижу в этом никакой проблемы.

– Какие модели или серии машин всей линейки компании наиболее востребованы в России?

– Если говорить про сегмент лёгких коммерческих автомобилей, то он в России на 90% занят брендами, производимыми локально. В этом сегменте нам сложнее работать. Автомобиль IVECO Daily, который находится в лёгком сегменте, имеет множество модификаций. Модель с полной массой 7 тонн является самой тяжёлой машиной в этом сегменте. Сегодня на машины этого класса приходится порядка 40–45% наших продаж в России от общего объёма. У нашей компании также есть определённое преимущество в сегменте надёжной и выносливой техники. Как известно, у нас имеется завод IVECO AMT в Миассе, где собирают грузовики Trakker. Эта машина почти так же популярна в России, как и Daily. Соответственно остальная часть продаж распределена между средней и тяжёлой гаммами IVECO. У нас нет какого-то одного направления, которое бы мы особенно выделяли, нет приоритетных видов техники. Мы в равной степени развиваем все свои продукты.

– Сегодня некоторые зарубежные производители грузовой автомобильной техники отмечают спрос в России на машины тяжёлой серии: для нефтяной, горной и лесной промышленности. Так ли это? Какова ситуация в IVECO?

– Если говорить о тяжёлой серии, то у нас в 2019 году состоялась крупная сделка в Сургуте – продано порядка 100 полноприводных четырёхосных грузовиков IVECO Trakker. Тем не менее я не вижу в этом сегменте какой-то значительный рост. Компании из нефтегазовой отрасли всегда являются крупными флитовыми клиентами. Я считаю, что оживление и какие-то значительные инвестиции проходят тогда, когда наблюдается рост цен на нефтепродукты. На данный момент цена относительно стабильна, нет взрывного подъёма. Но моя оценка по России имеет только 6-месячный анализ, именно столько я работаю здесь. Что касается сегмента тяжёлых грузовиков для специальных работ, то у IVECO давняя история в России, поэтому и было создано СП в Миассе, чтобы производить и поставлять эту линейку. И наша техника давно себя зарекомендовала.

– Продолжается ли сборка грузовиков Astra в Миассе? Есть ли на них спрос?

– Сегодня «Ивеко-АМТ» производит в основном грузовики Trakker. Astra поставляется в небольших количествах по спецзаказам. Дело в том, что Trakker для российских условий собираются в усиленной версии по специальной конструкции, такие машины мы не выпускаем в других странах. Поэтому заказы на грузовики Astra – это редкое явление.

– Планируется ли в ближайшие годы открытие в России сборочного производства автомобилей класса LCV и MCV?

– Мы постоянно изучаем этот вопрос, проводим мониторинги, ищем возможности. И хотя некоторые журналисты уже написали, что открывается новый завод IVECO, мы пока не готовы подтвердить данный факт. Это решение нелёгкое, ведь речь может идти как о своём заводе, так и контрактной сборке или создании совместного предприятия. На российском рынке есть достаточно много компаний, которые уже имеют производства: есть удачные примеры, есть не очень. Поэтому важно всё тщательно посчитать, взвесить все «за» и «против», сделать правильные выводы и не допустить ошибок.

– Несколько лет назад Москву наводнили автобусы Fenix, Foxsbus. Что предлагает IVECO сейчас взамен тех популярных пассажирских машин?

– Порядка трёх лет назад у нас был опыт продаж московскому правительству около 600 микроавтобусов на базе IVECO Daily. Многие из них находятся в эксплуатации и сегодня. В сотрудничестве с региональными партнёрами из Нижнего Новгорода сейчас мы производим очень удобные автобусы городского формата вместимостью до 46 пассажиров. Их можно увидеть и на московских маршрутах.

– Как производится поставка машин IVECO в Россию? Бывают ли заказы машин полностью европейской сборки?

– В основном мы импортируем фургоны либо шасси. У нас есть возможность по запросу клиента привезти машину в полном комплекте с нашего производства из Европы, например, с рефрижератором. Но таких запросов совсем мало. На российском рынке много предложений по надстройкам. Поэтому экономически целесообразно осуществлять необходимые надстройки и доукомплектовывать машины в России.

– Почему в этом году сделан акцент на продажу машин на природном газе: КПГ и СПГ? Для этого есть какие-то меры Правительства России, тенденции, предпосылки или запросы?

– Если говорить о мерах Правительства, то это прежде всего господдержка и стимулирование спроса. Но есть и другие факторы, которые влияют на ситуацию. Клиенты начали обращать внимание на стоимость владения автомобилем, а как известно, автомобили с газовым двигателем выигрывают в сравнении с дизельными аналогами. Хотя сеть заправок газом в России пока не так велика, но она продолжает развиваться. Инфраструктура расширяется, особенно в сегменте КПГ, и мы очень надеемся, что СПГ тоже подтянется. Если говорить о характеристиках машин на газе, они уже сравнимы с дизельными и продолжают улучшаться, особенно если разговор идёт о тяжёлых грузовиках. Увеличивается дальность пробега от одной заправки. Дальнемагистральный тягач IVECO Stralis NP 460 способен проехать уже 1600 км на одной заправке. В экологическом плане машины на природном топливе соответствуют самым жёстким современным требованиям. Автомобили на альтернативных видах топлива набирают популярность. Тенденция эта общемировая и она очень тесно связана с вопросами окружающей среды. Россия не является исключением. И если говорить об альтернативных видах топлива, то этот тренд актуален не только в сегменте коммерческих автомобилей, но в целом во всём автомобильном транспорте. Многие производители видят альтернативу в электрификации автомобилей, мы же считаем лучшей современной альтернативой – газовое топливо, это проверенное зрелое решение. И в плане экологии газовое топливо также выигрывает: у машин на электрическом ходу помимо малой дальности пробега есть ещё один важный недостаток – после истечения срока годности аккумуляторные батареи требуется утилизировать.

– Кстати, об электротранспорте, 10 лет назад я ездил на полностью электрическом фургоне и у меня остались приятные впечатления от этой поездки. Какова судьба этого проекта?

– Компания IVECO производит полностью электрический Daily, который успешно продаётся на некоторых рынках Европы. Для России данный продукт пока не очень актуален. Не оказался он ключевым продуктом и для Турции, где я работал ранее. Хотя электрическое направление в коммерческом транспорте для IVECO на сегодняшний день не является ключевым, работы ведутся и в этом сегменте. Важно быть готовым к вызовам будущего. Например, два месяца назад компания заключила соглашение с Nikola Corp, в партнёрстве с которой будут производиться грузовики на альтернативных видах топлива. Первой серийно произведённой техникой с нулевыми вредными выбросами должны стать тяжёлые электрогрузовики Nikola, работающие по запатентованной технологии водородных топливных элементов и аккумуляторов.

Интервью провел Александр Еремцов.
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию