Российский автопром в I полугодии 2019 года
Производство грузовых автомобилей в России за I полугодие 2019 года сократилось на 3,6% и составило 29,5 тыс. Вместе с шасси для спецтехники, самосвалами и лёгкими коммерческими транспортными средствами (LCV), по данным ОАО «АСМ-холдинг», производство за I полугодие 2019 года упало до 68,4 тыс. (–4,4%). Всего отечественные производители изготовили 55,4 тыс. «коммерсантов», что на 5% ниже прошлогоднего полугодия. Положение не спасли даже иномарки российского производства, выпуск которых за январь–июнь 2019 года сократился на 2,1%, до 13,03 тыс.
Оптимистичный прогноз производства на весь 2019 год составлял 160 тыс. грузовых автомобилей и LCV, т. е. рост предполагался на уровне 3,4%. Теперь этот сценарий является невыполнимым результатом, поскольку заводы во II полугодии едва ли способны отгрузить на консигнацию 90 тыс. машин. Рынок будет просто затоварен невостребованной продукцией.
Продажи на внутреннем рынке среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков (MCV+HCV) за 6 месяцев 2019 года по данным «АСМ-холдинг» составили 34,8 тыс. (–6,4%), а по LCV (категории N1 и M2, т. е. включая микроавтобусы) – снизились на 9,1%, до 45,7 тыс. Соответственно, весь рынок грузовиков за I полугодие 2019 года составил 80,5 тыс. (–7,9%). Из них на долю отечественных марок пришлось 51,0 тыс. (–2,5%), на долю иномарок – 29,5 тыс. (–16%). Консервативный прогноз на 2019 год составлял 189 тыс. (+1,6%) для всего рынка грузовиков, 83 тыс. (+2,9%) для сегментов MCV+HCV, 106 тыс. (+0,6%) для сегмента LCV. Теперь же ввиду продолжающейся рецессии и отсутствия серьёзных стимулов и нацпроектов реализация новой коммерческой техники пока не даёт никаких поводов для оптимизма.
Выпуск шасси общего назначения за январь–июнь 2019 года составил 22,8 тыс. (–7,4%), а также 5,01 тыс. (–34,7%) седельных тягачей. Автосамосвалов выпустили 1,19 тыс. (–14,6%), а автокранов – 1,26 тыс. (+8%).
Отечество в опасности?
«Группа ГАЗ» хотя и продолжает испытывать серьёзные проблемы с финансированием из-за антироссийских санкций, всё же остаётся лидером по выпуску грузовиков в стране, движется вперёд и разрабатывает новые модели, которые показал, например, на Comtrans’19. Кроме того, в 2019 году на «ГАЗель NEXT» пусть и небольшими партиями продолжится установка турбодизелей R4 производства Volkswagen экологических классов Euro 5 (для российского рынка) и Euro 6 (на экспорт). Во второй половине года в серию пойдёт долгожданный полноприводный грузовик ГАЗ «Садко NEXT», кстати, победивший в номинации «Перспектива 2019 года» на конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года», врученном на том же Comtrans’19.
За январь–июнь 2019 года на площадях ООО «АЗ ГАЗ» произведено почти 26 тыс. (–9,4%) грузовиков, АО «АЗ «Урал» – 3,23 тыс. (+6,5%), а ОАО САЗ – 516 ед. (+28,7%). Соответственно, доля «Группы ГАЗ» составила 43,4% от всего производства грузовиков в стране против 44,8% за аналогичный период 2018 года.
Самые популярные на рынке модели АЗ ГАЗ разошлись за 6 месяцев в количестве 25,8 тыс. (–0,5%), включая малотоннажники (LCV) и среднетоннажники (MCV). Кстати, за 6 месяцев ГАЗ выпустил 5,1 тыс. (–9,4%) шасси; грузовиков с бензиновым (газовым) мотором 11,7 тыс. (–1,2%) и 9,2 тыс. (–10,8%) – с дизелем.
Реализация свежих серий «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT» за 6 месяцев составила, соответственно, 11,5 тыс. (–10,5%) и 2,8 тыс. (–3,7%), тогда как сбыт прежней серии «ГАЗель БИЗНЕС» вырос на 1,7% до 7,5 тыс., тогда как «Соболя» – упал на 0,8%, до 2,59 тыс. Продажи ГАЗ-3307, –3308, –3309 сократились на 14,2%, до 1,17 тыс., при этом реализация самосвала ГАЗ-САЗ-3507, напротив, выросла в 2,9 раза, до 113 ед. Отмечен и подъём в 2,2 раза, до 674 ед., реализации «бензиновой» модели ГАЗ-3307, что, скорее всего, связано с особенностями учёта в ГИБДД, так как заводчане клятвенно утверждают, что бензиновых V8 от ЗМЗ на конвейер ГАЗа больше не поставляется.
Суммарное производство LCV марок ГАЗ и Mercedes-Benz Sprinter Classic (с января 2019 года приостановлено) за первое полугодие 2019 года составило 26,9 тыс. (–5,4%).
Общая реализация LCV бренда Mercedes-Benz за январь–июнь составила 1,72 тыс. (–59,8%), включая 698 ед. (–75,1%) суммарных продаж «российских» Sprinter Classic и импортных Sprinter нового поколения (официальная презентация Comtrans’19), кроме того, было продано 692 ед. (–33,7%) модели V-klasse и 269 ед. модели Vito (–29,2%), 61 модель Vaneo (+19,6%), а вот каблучка Citan на рынке больше нет и, скорее всего, уже не будет.
Миасский автозавод «Урал» произвёл за 6 месяцев 1,28 тыс. (–22,3%) внедорожных шасси, 2,2 тыс. (–12,3%) бортовых грузовиков, 302 ед. (–21,6%) самосвалов и 214 ед. (–13%) седельных тягачей. Развернувшееся осенью 2018 года производство серии дорожных тягачей и самосвалов «Урал NEXT» 6х4 с капотной кабиной типа, в статистике «АСМ-холдинга» отражения не находит. Поколение полноприводных капотников с кабиной NEXT все ещё вытесняет прежнюю серию «Урал-М», а вот выпуск бескапотной линейки данной серии будет развиваться, благо на Comtrans’19 был представлен образец 16,5-тонного самосвала С26.328Р с рестайлинговой кабиной, которую собираются устанавливать на перспективный дорожный грузовик полной массой до 35 т.
Выпуск полноприводных 4-осных седельных тягачей «Урал-5424» (8х8) упал на 81,1% и составил лишь 18 ед. (входят в суммарный выпуск седельных тягачей), а выпуск тяжёлых трёхосников «Урал-6370» (6х6) в 2019 году не возобновлялся.
Продажи «Уралов» за 6 месяцев составили 1,21 тыс. (+3,9%), в том числе серии «Урал-4320» (6х6) – 1,1 тыс. (–0,6%), модели «Урал-43206» (4х4) – 56 ед. (рост в 4,7 раза). Тяжёлых «Урал-6370» (6х6) реализовали 35 ед. (–14,6%), многоосных «Урал-5323» (8х8) – 9 ед. (+28,6%). Впервые в статистике появились дорожные модели серии NEXT 6х4 (7470 и 73945), которых суммарно продано 12 ед.
Выпуск самосвалов ОАО САЗ («Саранский завод автосамосвалов»), как уже упоминалось, ранее заметно прибавился за счёт бюджетной серии 3507, хотя и не сравним по объёмам даже с производством в прошлом десятилетии.
Возглавляющая в стране производство тяжёлых грузовиков группа предприятий «КАМАЗ», в лице головного предприятия ПАО «КАМАЗ» произвела за полугодие 14,7 тыс. (–17%) грузовиков, из которых 12,1 тыс. (–6,7%) шасси и 1,96 тыс. (–54,4%) седельных тягачей, а вот выпуск бортовых грузовиков вырос на 35% до 722 ед. Плюс к этому ПАО «НЕФАЗ» произвело 2,53 тыс. самосвалов (–38,1%). Однако сведений по выпуску отдельных моделей челнинское предприятие давно не предоставляет, поэтому оценить пропорции производства можно лишь косвенно по продажам на внутреннем рынке. Так (по данным ООО «Автостат Инфо»), в январе–июне 2019 года было реализовано лишь 184 ед. (–20,3%) среднетоннажников КАМАЗ-4308 и, соответственно, 12,7 тыс. (+5%) тяжёлых грузовиков всех моделей, из которых на долю новой серии K4 (КАМАЗ-5490/-6580 и прочих) пришлось 2,81 тыс. (+10,4%) или 21,8% против 20,6% годом ранее. Доля полноприводных моделей КАМАЗ (от 4х4 до 8х8) в продажах немного снизилась – до 31, 2% (4,02 тыс., +1%).
ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» («ДК РУС», ранее ООО «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Тракс Восток») произвело 2,25 тыс. (–18,7%) грузовых автомобилей нескольких брендов: Mercedes-Benz моделей Actros, Axor, Atego, Arocs, Zetros и Unimog U400 и среднетоннажных Mitsubishi-Fuso Canter. Львиная доля производства и сбыта приходится на MB Actros (–6,9%, 1,65 тыс.), а все прочие модели реализуются лишь поштучно.
ООО «УАЗ» (входит в концерн «Группа СОЛЛЕРС») произвело в I полугодии 2019 года 9,7 тыс. (+35,9%) LCV (без микроавтобусов, санитарок и пикапов), а реализовал за 6 месяцев 9,6 тыс. (–5,9%), из которых 7,2 тыс. (–6,2%) коммерческих «головастиков» и «буханок» (от УАЗ-3303 до УАЗ-39094), а также 37 ед. (–58,8%) УАЗ «Карго» (УАЗ-2360) и 975 ед. (+1,2%) полуторок УАЗ «Профи» (УАЗ-23602Х).
АО «ИСУЗУ-РУС» (ранее ЗАО «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ») за январь–июнь произвело на своём заводе в Ульяновске 1,79 тыс. (рост в 2,3 раза) грузовиков N-серии, F-серии, Giga CYZ52 и EXZ52 полной массой от 7,5 до 33 т, а реализовала за 6 месяцев только 1,42 тыс. грузовиков (–16,7%).
ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» произвело за 6 месяцев на заводе в ОЭЗ Алабуга 4,18 тыс. (–10,6%) коммерческих версий серий Ford Transit Custom и Ford Transit, на базе которых достаточно многочисленные бодибилдеры выпускают спецавтомобили, не попадающие в заводскую статистику. Продажи LCV бренда Ford составили за 6 месяцев 5,1 тыс. (+7,8%), включая 5,03 тыс. (+9,2%) Transit (вместе с микроавтобусами), а также 75 ед. (–40,5%) Transit/ Tourneo Custom и всего один (–85,7%) Transit Connect.
Основной национальный поставщик для МО РФ многоосных спецшасси – АО «Брянский автомобильный завод» – за 6 месяцев 2019 года произвёл 88 ед. (+20,5%) шасси с колёсной формулой от 6х6 до 10х10 гражданского и двойного назначения.
Группа компаний «Автотор», в лице сборочной фирмы ООО «ЭЛЛАДА ИНТЕРТРЕЙД», на линии углублённой сборки (со сваркой и окраской кабины) собрала в I квартале 611 ед. (+53,1%) грузовиков брендов: 543 ед.Hyundai (+67,1%) и 68 машин Ford (–8,1%) из комплектов турецкого филиала Ford Truck. Больше всего грузовиков Ford собрали в виде седельных тягачей (51 ед., –28,2%). И всё же наибольший выпуск пришёлся на популярный среднетоннажник Hyundai HD78 (424 ед.), а вот выпуск полуторки HD35 City рухнул на 76,2%, до 77 ед. Кроме того, было собрано 36 среднетоннажников HD120 (рост в 360 раз), 4 ед. развозной модели Hyundai HD65 и 2 магистральных тягача Hyundai Xcient QZ.
Продажи автоторовских грузовиков Hyundai составили за 6 месяцев 717 ед. (–18,2%), включая полуторку HD35 (105 ед., +31,2%), а наибольшие продажи пришлись на серию Hyundai Mighty (583 ед., –23%).
Продажи импортных LCV Hyundai составили 855 ед. (+1,9%), из которых 683 ед. (+19%) пришлись на минивэн Starex и фургон Hyundai H1 и ещё 160 ед. (+6,7%) на модель Hyundai Grand Starex, а вот ранее популярный Hyundai Potter II – только 12 ед. (–36,8%).
На заводе в Калуге АО «Вольво Восток» за 6 месяцев собрано 2,63 тыс. (–10,4%) седельных тягачей Volvo. Продажи Volvo Trucks в России при этом сократились на 15% до 2,69 тыс. Кстати, продажи тяжёлых грузовиков Renault Truck упали ещё больше – на 24% до 381 ед.
Завод ООО «ПСМА РУС» в Калужской области с конца 2017 года развернул сборку компактных развозных фургонов Citroёn Jumpy и Peugeot Expert. За 6 месяцев 2019 года их произвели в количестве 796 ед. (–21,9%), включая 489 ед. Peugeot (–9,1%) и 317 ед. Citroёn (–35,6%).
Продажи УПВ Citroёn составили за 6 месяцев 865 ед. (–19,9%), ну а самой популярной моделью оказался полноразмерный фургон Jumper с 430 ед. (–26,7%), новых Space Tourer (New Jumpy) продали 370 ед. (+61,6%), ну а «каблуков» Berlingo только 65 ед. (–75,1%). Соответственно, LCV родственной марки Peugeot за этот же период продано 1,33 тыс. (+3,7%), включая 909 ед. (+93,4%) Expert/ Traveller, 374 ед. (–29%) Boxer и 51 ед. (–82,4%) «каблучков» Partner.
Импортных LCV французского бренда Renault за 6 месяцев было реализовано 896 ед. (–19,9%), из которых 784 ед. (–22,7%) составил «каблук» Dokker. Фургонов и грузовичков серии Master продано 110 ед. (+7,8%), а также один электрофургон Kangoo EV (0%).
Немецкий Volkswagen NFZ продал за 6 месяцев 2,91 тыс. (–3,4%) лёгких коммерческих автомобилей, включая серию T6 (–5,6%, 1,98 тыс.) с моделями Transporter, Caravelle, Multivan и California, которые собирают в Калуге на заводе «Фольксваген Рус». Развозной «каблучок» Caddy разошёлся в количестве 645 ед. (+4,2%), а новый полноразмерный Crafter – 280 ед. (–3,4%).
Итальянские бренды FIAT (292 ед., –52,7%) и IVECO (379 ед., +36,3%) представлены фактически только моделями Fiat Ducato и IVECO Daily.
ООО «МЗ ТОНАР», удачно дополнивший основное производство разнообразной прицепной техники выпуском специализированных седельных тягачей и капотных карьерных самосвалов, тем не менее за I полугодие их производства не показал, зато реализовал 19 ед. (рост в 4,75 раза) новых карьерных самосвалов ТОНАР-7511.
Расположенное в Миассе ООО «ИВЕКО-АМТ», представляющее собой фактически российский филиал компании IVECO S.p.A., к 25-летнему юбилею уронило производство в I полугодии на 50%, до 133 ед. Основу составляют седельные тягачи, которых было собрано 55 ед., что на 30,4% меньше чем в I полугодии 2018-го. Реализация «ИВЕКО-АМТ» за 6 месяцев составила 109 ед. (–12,8%), из которых 69 ед. (–4,2%) пришлось на модели 6339 (6х6).
Дочерняя фирма ПАО АВТОВАЗ, АО «ПСА ВИС-Авто», специализирующаяся на коммерческих (а не спортивно-рекреационных) пикапах и развозных фургонах, а также бронеавтомобилях на базе легковушек моделей LADA и реализует их через её же фирменную дилерскую сеть. За I полугодие она произвела суммарно 1,74 тыс. пикапов (+6,5%), включая 936 ед. (+8,1%) коммерческих пикапов и фургонов серий ВИС-2346 (на базе LADA 4x4) и ВИС-2390 (на базе рестайлинговой серии Granta), а также лишь 4 ед. (–90,5%) нового фургона модели «2750» на базе LADA Largus. Кроме того, в линейке «БРОНТО» произведено 787 ед. (+10,5%) бронированных спецавтомобилей на базе LADA 4x4 и ещё 10 ед. (–9,1%) снегоболотоходов 1922-00 «Марш».
За 6 месяцев «ПСА ВИС-Авто» реализовал 754 ед. (–10,5%) пикапов и фургонов, включая 600 ед. (–18,9%) модели ВИС-2349 и 136 ед. (+41,7%) модели ВИС-2346.
Кстати, производство на ВАЗе коммерческой модели LADA Largus F90 составило за полугодие 5,6 тыс. (+13,3%), хотя оно традиционно включается в статистику легковых автомобилей. Соответственно продажи F90 составили за 6 месяцев 2,4 тыс. (0%), включая около 70 газобаллонных F90G.
Расположенные в Санкт-Петербурге сборочные заводы ООО «МАН ТРАК ЭНД БАС ПРОДАКШН РУС» и ООО «СКАНИЯ-ПИТЕР» собрали в I полугодии 2019 года суммарно 442 ед. (+24,2%) грузовых автомобилей обоих брендов. Всего за 6 месяцев реализовано 1,83 тыс. (–16,9%) MAN и 2,31 тыс. (–13%) Scania.
Из импортных поставок стоит отметить голландский бренд DAF, который реализовал за 6 месяцев 989 ед. (–27,9%) тяжёлых грузовиков, включая 880 ед. (–30,8%) модели XF 105 FT 4x2.
На сборочном заводе ООО «Катерпиллар Тосно» в Ленинградской области (пос. Тосно) собрано лишь 64 ед. (–12,3%) карьерных самосвалов моделей Caterpillar 773E полной массой 99,3 т и Caterpillar 777E полной массой 163,4 т.
Его прямой конкурент ООО «Комацу Мэнуфекчуринг Рус» в Ярославской области сумел нарастить выпуск – за полугодие собрано 55 ед. (+41%) карьерных самосвалов HD785-7 полной массой 166 т.
ЗАО «БЕЦЕМА» из подмосковного Красногорска выпустило за полугодие лишь 307 ед. (–25,7%) подвижного состава, включающего преимущественно автосамосвалы строительного и сельскохозяйственного назначения на шасси Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и КАМАЗ. Наибольшая доля производства, впрочем, пришлась на самосвалы моделей БЦМ-57 и БЦМ-59 (суммарно 110 ед. и –42,4%) на шасси MAN, а также БЦМ-273 на шасси Scania P440 (86 ед., рост в 2,3 раза) и БЦМ-51, -52, -53 (суммарно 88 ед., рост в 5,2 раза) на шасси Volvo, Scania и КАМАЗ.
Производитель надстроек, ООО «Спектр Авто» из Нижнего Новгорода, выпустил 214 ед. (–3,6%) грузовых автомобилей, из которых 89 ед. (+53,4%) полной массой 3,5–26,1 т с дизелями (включая 36 ед. нижегородских полуторок «ГАЗель») и 125 ед. (–33,8%) их же с бензиновыми моторами.
Самая маститая в нижегородском кластере фирма ООО «Чайка-НН» выпустила 113 ед. (–70,2%), из которых 105 ед. (–34,8%) полной массой 3,5–18 т с дизелями и 5 ед. LCV полной массой 3,5 т с бензиновыми двигателями (т. е. «ГАЗель»).
«Придворная» тюнинговая фирма КАМАЗа, ОАО «РИАТ» из Набережных Челнов, произвела за полугодие только 128 ед. (–28,1%) техники на базе шасси КАМАЗ, включая 68 ед. (–37,6%) грузовиков на шасси разных моделей КАМАЗ, а кроме того 52 ед. (–3,7%) самосвалов-зерновозов на длиннобазных шасси КАМАЗ-65117 полной массой 24 т и 8 ед. (–46,7%) тяжеловозных седельных тягачей КАМАЗ-65225 (6х6).
Грузовых автомобилей на шасси отечественных марок, не входящих в общий итог, было произведено около 1,3 тыс. (–16,2%).
Касательно китайских марок на российском рынке наибольшие продажи за 6 месяцев показала марка Shaanxi с 463 ед. (+43,8%). Прочие марки реализовали в среднем по полторы сотни машин.
Кстати, японский бренд Hino реализовал 556 ед. (–43,6%) грузовиков, из которых самой популярной была «500-я» серия (206 ед., –39,1%).
Производство грузовиков в Белоруссии
В Республике Беларусь за I полугодие 2019 года, по данным «АСМ-холдинг», было произведено 4,07 тыс. грузовых автомобилей (–18,7%). ОАО Минский автозавод (МАЗ), кстати, отметивший летом 75-летие, произвёл 3,22 тыс. (–17,1%) грузовых автомобилей. В их числе 2,54 тыс. (–22,4%) грузовиков и 1,03 тыс. (–12,4%) самосвалов для бездорожья. В России за 6 месяцев было реализовано 1,34 тыс. (+0,9%) МАЗов.
Кроме того, в нашей стране за 6 месяцев было реализовано 446 ед. (+2,8%) грузовиков марки МАЗ-MAN, из которых львиная доля пришлась на трёхосное (6х4) шасси МАЗ-6312-404 ед. (–4,9%), выпускаемое по контрактному соглашению с МАЗом.
РУПП «БЕЛАЗ» выпустил за полугодие 497 ед. (–10,9%) карьерных самосвалов и прочих сверхтяжёлых грузовых автомобилей. Наибольшим спросом пользовались модели г/п 110–130 т – 148 ед., но –48,6%, а лучший прирост по выпуску был у самосвалов г/п 55–60 т (+22,6% до 65 ед.) и 42–45 т (+19,7% до 79 ед.).
РУПП «МоАЗ» после перерыва произвёл в I полугодии 2019 года 2 самосвала МоАЗ-75054.
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» (МЗКТ) выпустил за полугодие лишь 90 ед. (–64%) тяжёлых внедорожных машин, преимущественно плетевозов и шасси (78 ед., –65,3%), а также седельных тягачей (12 ед., –36,8%). За полугодие в России реализовано (на гражданском рынке) лишь два самосвала МЗКТ, что в четыре раза меньше, чем в первой половине 2018-го.
Грузовики Украины, Казахстана и Азербайджана
Если бы не планы по сборке МАЗов на Запорожском автомобильном, то можно было бы считать, что украинский автопром перестал существовать и находится на дне пропасти. «АвтоКрАЗ», находясь в глубоком кризисе с августа 2016 года, вообще перестал давать данные по производству. Инсайдеры указывают о сборке как минимум 8 машин в этом году. Всего на Украине в I полугодии выпущен лишь 21 развозной грузовик, а падение составило 80,7%.
В Казахстане в I полугодии 2019 года наблюдалось оживление. Так, выпуск грузовиков вырос на 73,5%, до 843 ед. Лидирует здесь АО «КАМАЗ-Инжиниринг» с 408 ед. (+63,9%). Второе место закрепилось за семипалатинским сборочным заводом ТОО «СемАЗ» с 204 ед. (рост в 2,3 раза), третье – за ООО «СарыАркаАвтопром» в составе АО «АгромашХолдинг», где выпустили 155 грузовиков IVECO (рост в 2,1 раза). Филиал ТОО «Hyundai Auto Trans» вырос незначительно – на 1,4%, до 75 ед. Свою статистику производства ТОО «ПКК «САКТАГАН» (китайское СП C & C TRUCK) не раскрыл, однако «АСМ-холдинг» упомянул о сборке одного грузовика в западноказахстанской области без указания производителя.
В Азербайджане Гянджинский автомобильный завод произвёл за 6 месяцев 2019-го лишь 28 грузовых автомобилей.
Автобуспром России
За 6 месяцев 2019 года российские автобусостроительные предприятия выпустили, по данным ОАО «АСМ-холдинг», 16 199 (–12,8%) пассажирских машин. В их числе львиную долю занимают модели особо малого класса (микроавтобусы) на базе LCV – 10 367 ед. (–20,5%). Выпуск отечественных брендов составил 13 483 ед. (–5,1%), а т. н. «российских иномарок» – 2716 ед. (–38%).
Российский рынок автобусов (кроме категории М2, которая учтена в LCV), по данным ООО «Автостат Инфо», за 6 месяцев 2019-го составил 6489 ед. (–8,3%), исчерпав прежние источники роста. Иномарки снизились на 2%, до 685 ед., а отечественные производители упали на 9%, до 5804 ед. Прежние фавориты роста – китайцы, напротив, обвалились сильнее рынка. Так, например, прежний китайский лидер Yutong упал на 26,4%, до 229 ед., и основу программы составляет междугородный Yutong 6119 (183 ед., –33,5%). Автобусов Higer, Zhongtong, King Long и Golden Dragon реализовано, соответственно, 79 ед. (–24%), 79 ед. (+23,4%), 63 ед. (–18,2%) и 34 ед. (–57,5%).
Автобусов ведущих европейских брендов: IRISBUS, MAN, Scania и Mercedes-Benz реализовано, соответственно, 20 ед. (рост в 2,2 раза), 11 ед. (+57,1%), 10 ед. (–23,1%) и 3 ед. (–66,7%).
Изначальный негативный прогноз «АСМ-холдинг» на 2019 год – с падением продаж на 10–15% пока подтверждается.
Крупнейшим производителем автобусов в I полугодии 2019 года оставалась «Группа ГАЗ», на долю которой пришлось 11 397 ед. (+10%) или 70,4% от всего выпуска пассажирских машин в стране – от минивэнов до вахтовок включительно, против 55,7% за аналогичный период 2018 года, т. е. её позиции значительно укрепились на падающем рынке во многом за счёт госпрограмм. Например, Минпромторг закупает в 2019 году 4 тыс. социально значимых автомобиля, включая медицинские автомобили категорий В и С (1549 ед.) и школьные автобусы (2451 ед.) для обновления их парка в 75 регионах.
По брендам производство в «Группе ГАЗ» распределилось так: ООО «АЗ ГАЗ» выпустил 6237 ед. (+15,4%) «ГАЗелей» (БИЗНЕС и NEXT), «Соболей» и «Баргузинов» или 38,5% от всех автобусов в стране, а АО «АЗ «Урал» сделало 118 вахтовых автобусов (+3,5%). Продажи АЗ ГАЗ в категории М3 выросли в 4,7 раза, до 845 ед., модели «ГАЗель NEXT». С весны 2019-го к ней добавилась удлинённая 22-местная модель A65R52 на базе серии «ГАЗель NEXT 4.6», что ещё добавило марке ГАЗ веса в своём сегменте рынка малых автобусов.
Подразделение «Русские автобусы – Группа ГАЗ», включающая ЛиАЗ, ПАЗ и КАвЗ, произвела суммарно за полугодие 5042 ед. (+4,1%) автобусов малого , особо большого классов.
Реализация автобусов всех классов «Группы ГАЗ» за полугодие составила 4800 ед. (–7,7%), но её доля на национальном рынке составила 74% против 73,5% годом ранее.
Лидер автобусостроения в стране, ООО «Павловский автобусный завод», выпустил за январь–июнь 2019 года 4220 машин (+9,6%), из которых автобусы малого класса составили 3573 ед. (+9%) и 647 ед. (+12,9%) среднего класса ПАЗ-4234. Дизельных автобусов ПАЗ выпущено 2045 ед. (+7,9%), бензиновых – 1672 ед. (+6,2%) и 503 ед. газобаллонных (+32%). Выпуск самой свежей модели Vector NEXT составил 941 ед. (+59,2%).
Реализация автобусов марки ПАЗ, по данным ООО «Автостат Инфо», за 6 месяцев составила 3567 ед. (+14%). В их числе 1773 ед. (+4,2%) ветерана ПАЗ-3205, при том, что его производство выросло на 9,8%, до 2089 ед. Далее по реализации идут: серия ПАЗ-3204, включая Vector NEXT с 999 ед. (+16,7%), средний ПАЗ-4234 с 502 ед. (+28,7%), полноприводный ПАЗ-3206 со 192 ед. (рост в 4,2 раза) и малый ПАЗ-3203 со 101 ед. (–25,2%).
ООО «Ликинский автобусный завод» выпустил всего 604 машины (–28,3%) из которых 393 ед. (–53,3%) дизельных, а также 130 ед. газобаллонных, 81 электробус, выпуск которых начался лишь во II квартале 2018-го. Реализовано было 677 машин марки ЛиАЗ (–40,2%), из которых самой массовой стал низкопольный ЛиАЗ-5292 с 315 ед. (–5,4%), далее «гармошка» ЛиАЗ-6213 с 253 ед. (+14), а третьим стал мидибус ЛиАЗ-4292 «Курсор» с 77 ед. (–27,4%). Выпуск высокопольного ЛиАЗ-5256 и полунизкопольного ЛиАЗ-5293 практически завершился – было произведено всего 12 ед. (–97,2%) и 3 ед. (–80%), соответственно. Междугородных ЛиАЗ-5250 «Вояж» не реализовали ни одного, а международных/ туристических ЛиАЗ-5291 «Круиз» – 17 ед. (+21,4%).
ООО «КАвЗ» произвело 218 среднеразмерных машин (+45,3%), из которых 131 ед. (+32,3%) дизельных и 87 ед. (+70,6%) газобаллонных, в том числе 57 ед. (+11,8%) новой модели полунизкопольника КАвЗ-4270. Выпуск модели КАвЗ-4238 составил 141 ед. (+74,1%), включая 30 ед. в газовой версии. Продажи автобусов КАвЗ составили 153 ед. (+9,3%), включая 119 ед. (+3,5%) удлинённой модели КАвЗ-4238 и 15 ед. (+7,1%) стандартной КАвЗ-4235, а также 19 ед. (+72,7%) КАвЗ-4270 (в статистике как 4239).
ПАО «НЕФАЗ» произвело 362 ед. (+20,3%) городских, пригородных и междугородных НефАЗ-5299, но вахтовок НефАЗ-4208 лишь 1 ед., а НефАЗ-42111, вообще, ни одной. Кроме того, сам «КАМАЗ» выпустил 36 ед. электробусов модели НефАЗ-5282, так что общий рост производства составил 42,5%.
Продажи НефАЗов составили 642 ед. (+22,5%), в том числе 556 ед. (+42,6%) серии НефАЗ-5299, а также 61 ед. (–32,2%) вахтовок НефАЗ-4208 и 23 ед. (–36,1%) НефАЗ-4211.
ООО «ВОЛГАБАС» из Волжского Волгоградской области выпустило лишь 95 машин (–65,3%) без раскладок. Продажи автобусов марки Volgabus (бывш. «Волжанин») составили 195 ед. (–30,1%), в том числе 194 ед. (–11,8%) пригородной модели «52701». Предприятие также намерено развить тему электробусов Volgabus модели CR12E, выпуск которых начался в прошлом году.
ООО «УАЗ» цифр по объёмам производства пассажирских моделей не предоставил, мотивируя своим полувоенно-закрытым статусом. Известна только реализация, которая составила соответственно 1459 ед. (+6,7%) в сумме, включая 1012 ед. (+9,2%) пассажирских УАЗ-2206 и 447 ед. (+1,4%) санитарных УАЗ-3962.
Кузовостроительное ООО «АВТОДОМ» из Ульяновска произвело в первой половине 2019-го 162 микроавтобуса и медицинских машин (рост в 4,2 раза) на шасси УАЗ-39623, «УАЗ Профи» Ford Transit, Citroёn Jumper и Peugeot Boxer.
ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» из ОЭЗ Алабуга выпустил суммарно 647 ед. (–4%) минивэнов Ford Transit Torneo Custom и микроавтобусов Ford Transit.
Расположенное в индустриальном парке «Синергия» на смежной территории с «Форд СОЛЛЕРС» – ООО «СТ Алабуга» (дочернее предприятие «СТ Нижегородец») выпустило за полугодие ровно 500 микроавтобусов (+43,7%) на базе Ford Transit. Напомним, что годовая мощность предприятия к 2025 году должна составить 2,3 тыс.
Нижегородское ООО «СТ Нижегородец» за 6 месяцев 2019-го произвело только 1576 ед. (–20,8%) микроавтобусов, включая выполненные на базе Citroёn Jumper, Peugeot Boxer и Renault Master 1334 ед. (–24,4%), Ford Transit (модели серий F2270 и F2227) – 231 ед. (+46,2%), IVECO Daily (модели VSN700, VSN800 и VSN900) – лишь 9 ед. (–57,1%), только 2 ед. MB Sprinter (–60%), а вот Fiat Ducato FST не делали совсем.
В том же Нижегородском кластере (г. Балахна) работает и ООО «ПКФ Луидор», выпустившее в рассматриваемый период 1742 ед. (–44,9%) микроавтобус. Из них на базе ГАЗ «Соболь» и «ГАЗель» – 1411 ед. (–5,9%), Mercedes-Benz Sprinter (от 311 до 519 модели), Vito, Viano и даже Intouro – 225 ед. (–86,2%), VW разных моделей (преимущественно Crafter 35 и 50, а также 7J0 Transporter) – 105 ед. (рост в 3,9 раза) и лишь 1 ед. (–66,7%) класса М2. Выпуска же микроавтобусов на базе Peugeot Boxter, Renault Master, Fiat Ducato и Ford Transit отмечено не было.
ООО «Промтех» из того же кластера выпустило как и в первом полугодии прошлого года лишь 3 микроавтобуса, причём все на базе «ГАЗели». Сборка же моделей на базе Peugeot Boxer и прочих иномарок свернут. Ушло из сегмента и нижегородское ООО «ИНТЕХ», ранее выпускавшее малые автобусы Foxbus на шасси IVECO Daily.
ООО «РМЗ РариТЭК» из Набережных Челнов отчиталось о сборке 68 ед. газовых автобусов LOTOS-205 и LOTOS-206. Кстати, модель LOTOS-206 была реализована в количестве 28 ед., а LOTOS-205–1 ед.
В Ульяновске ООО «СИМАЗ», перейдя на шасси Isuzu Elf, выпустило 80 городских и междугородных автобусов модели SIMAZ-2258, а реализовала 87 ед. (рост в 20,8 раза).
Кроме того, мелкими бодибилдерами и предприятиями системы ФСИН РФ (читай тюрьмами) было произведено 119 ед. (+4,4%) автобусов на шасси грузовых автомобилей отечественных предприятий.
Производство автобусов в Белоруссии
Основное производство автобусов в СНГ сосредоточилось в Белоруссии. Так, за 6 месяцев 2019 года здесь было произведено 677 автобусов (+19,4%) преимущественно ОАО «МАЗ» (576 ед., +29,7%), причём существенно нарастив выпуск самых сложных и дорогих машин особо большого класса (139 ед., рост в 12,6 раза), а также большого класса (273 ед., +16,7%). Кстати, на Comtrans’19 был представлен новейший низкопольник МАЗ-303, соответствующий всем мировым требованиям и в перспективе, возможно, выпускаемых и в виде электробуса. Сократилось производство лишь среднеразмерных МАЗов (159 ед., –17,6%) и перронных МАЗ-171 (5 ед., –16,7%), зато на свободных мощностях ОАО «Брестмаш» по лицензии китайской JAC организован выпуск микроавтобусов МАЗ-281 (и ЦМФ МАЗ-365). План продаж на этот год составляет 50 микроавтобусов. Кроме того, на Comtrans19 показали новый малый автобус МАЗ-257 на замену переднемоторной модели МАЗ-256.
В России за 6 месяцев 2019-го было зарегистрировано 167 ед. автобусов МАЗ (–55,3%), преимущественно серии МАЗ-206/226–90 ед. (–21,7%), а также 69 ед. (рост в 2 раза) модели МАЗ-103.
Вторым по значению белорусским автобусным производителем остается ОАО «Автосборочное производство «Неман» из г. Лида, вошедшее в структуру МЗКТ. Оно показало рост производства за январь–июнь в 2,8 раза, до 91 ед. Преимущественно это малые автобусы на итальянских шасси IVECO Daily и, кстати, автобусов серии «Неман 4202» в России было продано 31 ед. (рост в 14,5 раз).
Третий производитель ПРУП «Белкоммунмаш» в статистике производства не значится, равно как и нет данных о выпуске электробусов и троллейбусов, хотя по свидетельствам очевидцев завод мог изготовить 80 машин.
Производство автобусов на Украине и в Казахстане
Производство украинских автобусов за 6 месяцев 2019-го стабилизировалось на 396 ед. (+0,3%). Лидирует ПАО «Черкасский автобус» со 190 ед. (–9,5%) автобусов «Атаман», далее ЗАО «Черниговский автозавод» (автобусы модели БАЗ-2215 на базе российской «ГАЗели БИЗНЕС») с 87 ед. (+17,6%). ПАО Корпорация «Богдан» возродила производство автобусов малого класса (44 ед., рост в 11 раз). ОАО «Часовоярский ремзавод» выпустил только 38 автобусов малого класса (–55,3%) марки «РУТА» на шасси «Газель БИЗНЕС» и Тата LPT613. Ожил и ещё один производитель – ПАО ЗАЗ, выпустил 37 автобусов (+68,2%) серий А07 (малый класс) и А10 (средний класс). Один из прежних лидеров автобусостроения Украины – «Бориспольский автомобильный завод», производивший хорошо известные и в России автобусы БАЗ-А079 «Эталон» перепрофилирован на выпуск спецтранспорта.
Украинский автобусный рынок упал за 7 месяцев 2019-го на 16%, причём, в июне–июле обвалился до 70%, став самым низким за последние 10 лет! По данным интернет-ресурса autoconsulting.ua, практически 100% закупок новых автобусов приходятся на школьные автобусы и прочие бюджетные поставки. Закупки больших машин крупнейшими городами финансируются только за счёт кредитов ЕБРР и ЕИБ, но на рынок они ещё не поступили.
В Казахстане за 6 месяцев 2019-го было произведено 674 ед. автобусов (рост в 4,4 раза). Наибольший рост производства показало ООО «СарыАрка Автопром» до 381 ед. автобусов марки Ankai (рост в 5,4 раза). ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» из Семипалатинска выпустило 238 ед. (рост в 4,3 раза), «Hyundai Auto Trans» – 34 ед. (+70%) малых автобусов Hyundai County и «КАМАЗ-Инжиниринг» – 2 ед. (–50%) городских автобусов и вахтовок марки НефАЗ.