Опубликовано: ГП 08-2014

 

 

Серьёзный подход к делу
«Тонар-652803» – первый 5-осный российский самосвал 10x4

Производитель: ООО «Машиностроительный завод «Тонар»
Модель: Тонар-652803 0000010 (10х4)
Начало продаж: 2014 г.
Даниил Минаев, фото автора и Юрия Петрова

На весеннем показе новинок техники машиностроительного завода «Тонар» в Губино новый самосвал с колёсной формулой 10х4 вызывал весьма специфический интерес. Подобные многоосники отличаются своей штучностью и, как правило, набором несхожих конструкторских решений, которые влекут за собой неординарные сферы применения. «Тонар-652803» – первый 5-осный российский самосвал с двумя пассивными управляемыми осями и единственный российский пятиосник.

Подобные конструкции хоть и используются широко в мире, но редакции на удочку попались только строительный Howo ZZ3537N28D7B (10х6) и внедорожный «Яровит Глорос A7801D» (10х8). Глобальное отличие «Тонара» от этих аналогов заключается не только в колёсной формуле 10х4, но и в том, что Howo и «Яровит» адаптированы для первого цикла разработки карьеров с малыми или ограниченными объёмами выработки и сложных дорожных условий, тогда как губинская машина рассчитана на текущую разработку карьеров и работу на дорогах общего пользования.

Внутри – симбиоз европейских и азиатских решений, приправленный обилием пепельниц, но управлять машиной удобно

Сейчас в самосвальной программе «Тонара» сформировалось несколько отдельных линеек автосамосвалов, прицепов и полуприцепов как с задней, так и с боковой разгрузкой, которые разрабатывают для местного, аграрного, строительного, горнодобывающего комплексов и для экспорта в Азию, Африку и Австралию. Покрытие тестовой площадки отличается разнообразием (болото, глина, щебень, грунт, асфальт), так что знакомиться с тяжёлым самосвалом здесь одно удовольствие.

Подножка высоковата. За день не напрыгаешься! Педальный узел буквально втиснут в рамки компоновки

Когнитивный диссонанс

Испытуемый при своём могучем функционале оказался послушной и понятной в поведении машиной, будто привычный магистральник. Вот в этой «магистральности» и крылся весь секрет. Машина изначально представляет собой удлинённое трёхосное шасси длиной 10,8 м с установленными в межбазовом пространстве второй и третьей подруливающими осями без активного управления. На «тонаровскую» раму водружён самосвальный U-образный кузов геометрической вместимостью 26,5 м3 с ++-образной футеровкой.

Силовой агрегат – это 412-сильный турбодизель ЯМЗ-651.10 с 12-ступенчатой механической КП Fast Gear 12JS200TA компании Shaanxi Fast Gear Ltd, выпускаемый по американской лицензии Eaton. Среди базового оснащения тестируемой машины нельзя не выделить автоматический электрический тент. Эта опция теперь распространяется на всю гамму самосвальных прицепов и полуприцепов. В назидание нечистоплотным на руку сотрудникам ГИБДД на борту кузова прикреплена табличка с пунктом Правил, где сказано, что привод подобного элемента может выступать за допустимый габарит транспортного средства. Насколько? Читайте Правила!

После серии тестов дорогущей импортной техники о русско-китайском происхождении новинку из Подмосковья выдают мелочи.

Монтажные крюки на крыше брутально соседствуют с блестящими дудками клаксонов. Обращают внимание мелкие винтики и шпунтики с тросиками в механизме опускания громадного запасного колеса (хотя и в США, и Европе это не редкость!).

Новинка оборудована 412-сильными ярославским турбодизелем ЯМЗ-650.10 Очертания кабины наводят на воспоминания о давнем знакомстве…

Предвзятость сыграла злую шутку: я ищу в самосвале острые швеллеры, уголки, торчащие гайки, хочется поругать светотехнику, рамные блоки и прочую деталировку. Нет, я не хочу критиковать или иронизировать по поводу уже набившей оскомину темы российской сборки. Просто деталировка этих конструктивных решений довольно традиционна, грубовата и на контрасте самой передовой зарубежной техники бросается в глаза. Чтобы никого не обидеть: долговечность и надёжность здесь ни причём, просто часто приходится отвлекаться на особенности восприятия. Через два круга поездок это пройдёт.

Но ещё впечатляет обилие колёс. Они смотрятся внушительно. И это демонстрирует потенциал нового самосвала.

Жив, курилка!

История кабины грузовиков «ТОНАР» весьма тривиальна. Изначально на грузовиках «Тонар» использовались китайские кабины «Шаньси» по лицензии MAN F2000, поскольку проектировать и тем более изготовлять самостоятельно такой сложный и сертифицируемый компонент, как кабина, дорого и невыгодно при годовой потребности в сотню штук. Естественно, их и закупали у китайских лицензиатов.

Новые кабины Hubei Qixing Truck & Cabin Manufacturing Co., Ltd поставляет китайский партнёр. Но просто удивляет обилие пепельниц! Тут вспомнился анекдот о китайском качестве: признаком необходимости замены автомобиля является заполнение пепельницы (в 1920-х этот анекдот ходил про Ford T, а с 1960-х был актуален для японских малолитражек и британских легковушек).

Но при таком обилии пепельниц и решении Госдумы РФ о запрете курения на рабочем месте этому самосвалу уготована долгая жизнь! Я, например, не курю...

Ощущения и впечатления

Подтягиваюсь в кабину. Посадка на месте водителя кажется «квадратной», что свидетельствует о наличии механической КП. Подгонять сиденье пришлось недолго. Ярославский дизель ЯМЗ-651.10 откликнулся на зов ключа буквально мгновенно, и с урчанием принялся нагнетать воздух в ресиверы пневмосистемы, опустевшие после долгой стоянки, а я принялся изучать контрольные приборы и алгоритм переключения передач. Из приятных особенностей комбинации приборов радуют глаз указатель давления масла в двигателе и вольтметр.

Пластик на ощупь грубоват и уже с рождения поскрипывает, и на лоне природы пахнет чем-то химическим, но из новой кабины это скоро выветрится, притрётся...

Деталировка автомобиля выполнена грубовато, но это лишь внешние впечатления Деталировка автомобиля выполнена грубовато, но это лишь внешние впечатления Деталировка автомобиля выполнена грубовато, но это лишь внешние впечатления

И ещё одна чисто наша, отечественная деталь – выключатель массы! И важное предупреждение на ярко-жёлтой наклейке о том, что кнопку необходимо нажимать кратковременно! Тут я почувствовал себя в роли шофёра-счастливчика из времён перестройки, которому доверили дефицитную новую технику. Он ещё не видел кабин иномарок, не успел поработать на «международке», и сверкающий свежей краской новёхонький российский грузовик новой модели кажется верхом совершенства, но профессиональным взгядом уже успел отметить огрехи сборки и некоторые «сырые» места конструкции.

Хряп! Включается I передача, словно стоп-кран освобождает колёса «ручник», и с отпуском сцепления я бодро стартую в пригорок.

Техническая характеристика «Тонар-652803-0000010» (10х4)
Допустимая полная масса, кг 40 000
Распределение полной массы на 1/ 2-5 оси, кг 7500/ 32 500
Снаряжённая масса, кг 14 800
Распределение снаряжённой массы на 1-ю/ 2–5 оси, кг 5500/ 9300
Геометрическая вместимость кузова, м3 26,5
Двигатель ЯМЗ-651.10, турбодизель, I-6, Euro 4
Рабочий объём, cм3 11 122
Мощность, л.с. (кВт) 412 (303) при 1900 мин-1
Крутящий момент, Н∙м 1906 при 1200 мин-1
Коробка передач Shaanxi 12JS200TA, механическая
Количество ступеней вперёд/ назад 12.02.14
Передаточное число главной передачи 4,42
Сцепление SACHS, сухое, однодисковое
Тормозная система Пневматическая
Стояночный тормоз Пневматический
Шины передней оси 385/65 R22,5
Шины задней оси 295/80 R22,5
Передняя подвеска Зависимая, на полупараболических рессорах, с гидравлическими амортизаторами со стабилизаторами поперечной устойчивости
Подвеска 4 и 5 осей Пневмо-рессорная, с одной верхней поперечной реактивной штангой и гидравлическими амортизаторами
Конструкция подвески подруливающей оси Защита картера представляет собой почти богатырский бронелист!

По дорогам и без них

С первых метров движения стало понятно – на ходу машина воспринимается гораздо лучше, чем в статике. Двадцатипятитонный монстр довольно чутко реагирует на движения руля несмотря на длинную базу, КП балует чёткими переключениями. А вот и холмик из щебня, за которым глубокая весенняя колея. Уп-с! Всё наше колёсное хозяйство сейчас задействовано и находится в самых разных позах и уровнях, но самосвал стабильно прёт! Потом был ещё ряд экспериментов с равниной, грунтом, пересечённой местностью, несколько лихих кругов по площадке и манёвры задним ходом. Я остался доволен. От китаефобии и места не осталось! Подруливающие оси на поперечных перекосах компенсируют напористость ведущей задней тандемной тележки. Кстати, чем мягче грунт, тем выше эффект от подруливания. Но к этим манёврам стоит привыкнуть.

Радиус поворота, конечно, велик по отношению к стандартному грузовику близких габаритов, но не настолько, чтобы с опаской озираться на сколь-нибудь узкую площадку. Нужно уметь использовать её с выгодой для себя. В остальном машина словно рождена для масштабных евроремонтов. Может, в этом и заключался неуспех аналогичных неуклюжих внедорожных «Яровит Глорос», которых конструкторы разрабатывали для тяжёлых случаев, а менеджеры пускали едва ли не на сбор урожаев? В удачной машине не должно быть противоречий!

Первенец новой модели вернулся на завод после испытаний в Кемеровской области

Порожнему «Тонару» не свойственно козление, и его проходимость на глазок пригодна лишь к универсально-дорожному движению (т. е. удовлетворительна на грейдере). Всегда нужно учитывать торможение пассивных управляемых 2-й и 3-й осей. В совокупности это и задаёт условия эксплуатации – технологические обустроенные дороги с твёрдым покрытием, пригодные для движения тяжёлых и карьерных самосвалов с пониженным коэффициентом сцепной массы, доходящим до 0,4.

«Комментарии» для органов власти…

В соответствии с п.1.2. Приложения № 4 к Техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 720 в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2010 г. № 706 и от 06.10.2011 г. № 824):«При измерении ширины не учитываются следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве:» ...
«устройства крепления тента и элементы их защиты».

Кузов рассчитан на плотность перевозимого материала 0,9–1,3 т/м3, но не рассчитан для первичной разработки глиняных и песчаных карьеров. С учётом футеровки самосвала и шасси это является удачным соотношением для карьеров и перерабатывающих комплексов, работающих на дальнем плече, где проходимость не является решающим фактором.

Производственные секреты

Техника такого рода – вещь штучная. И не удивительно, что и проектируют, и испытывают, и комплектуют её при непосредственном участии заказчика. После тест-драйва, бродя по цехам завода, я наткнулся на полуразобранное шасси 10х4. Следы грязи и износ протектора шин свидетельствовали о приличном пробеге в суровых условиях эксплуатации. Это первый опытный образец, проходивший испытания в Кемеровской области. После годовой работы самосвал возвратили на завод и подвергли исследованиям. Помимо того, что обнаружили заводские инженеры, заказчик тоже выдал ряд замечаний и пожеланий. Список получился длинный, приведу лишь его основной мотив, который звучит довольно знакомо: повышение жёсткости отдельных элементов кузова и ходовой части и снижение общей массы. Специалисты завода утверждают, что на сегодняшних серийных машинах большинство проблем успешно решено, причём без удорожания…

Гамма техники, производимой МЗ «ТОНАР»

Сейчас в самосвальной программе компании сформировалось несколько отдельных линеек автосамосвалов, прицепов и полуприцепов как с задней, так и с боковой разгрузкой. Новинки оборудованы 412-сильными ярославскими турбодизелями ЯМЗ-650.10, развивающими высокий крутящий момент в 1900 Н∙м. Гамма 6428 с двигателями ЯМЗ-651 расширена за счёт модификаций с пневморессорной подвеской (помимо балансирной), с 12- и 16-ступенчатыми КП, и предлагается с высотой седельно-сцепного устройства 1200 и 1350 мм.

Оси собственного производства!
Комментировать ... >>