Опыт транспортной компании «Лидертранс»
Продолжаем знакомиться с практикой повышения эффективности работы отдельно взятого автопарка с нестандартным подходом на конкретном примере. Казалось бы всех перевозчиков уравнивает действующее законодательство: ПДД, Устав автомобильного транспорта, целая кипа регламентов и прочих нормативных актов. Есть ли в этом поле простор для неординарных решений? В транспортной компании «Лидертранс» из Набережных Челнов уверены, что многое в этой нелёгкой работе можно довести до совершенства, особенно в наш век информационных технологий. Как собрать воедино и отладить работу всех ветвей эксплуатации автопоезда: от логистики и мотивации персонала до ремонта подвижного состава.
Путь ко всему новому и непривычному всегда тернист, и надо быть очень настойчивым и целеустремлённым руководителем, чтобы, ломая преграды устаревшего, но привычного, вести к новому огромный коллектив – единство совершенно разных людей. Невозможно угодить всем: кто-то будет просто спорить, но найдётся и тот, кто будет буквально вставлять палки в колёса. Поэтому отзывы и мнения о новых технологиях бизнес-процессов челнинского перевозчика весьма разносторонние. Но сегодня не об этом! Сегодня просто рассматриваем те решения и продукты, которые разработали и применяют в компании «Лидертранс».
Общие необщие данные
Парк компании в 2019 году насчитывает среднесписочно 750 автопоездов, базирующихся в Набережных Челнах и филиальной сети, простирающейся до Новосибирска. С 2016 года абсолютное предпочтение отдано тягачам Mercedes-Benz Actros и полуприцепам Schmitz Cargobull. Большая часть прицепного состава – «шторники», но есть и рефрижераторы (среднесписочное значение – 350 полуприцепов). С началом официальных поставок в РФ Mercedes-Benz Actros МР4 автопарк пополнился пятью десятками машин нового поколения. Весь транспорт приобретается по договору лизинга и находится на балансе лизингодателя. В большинстве случаев по окончании лизинга машины реализуются на вторичном рынке. Почему выбор пал на тягачи с путеводной звездой, несмотря на то, что у компании имеется успешный опыт эксплуатации и других марок? В первую очередь, бизнесменов привлекли условия лизинга и хорошо развитая сервисная сеть (51 авторизованная СТОА в РФ на июль 2019 года). Но была и ещё маленькая, почти секретная, но интересная подробность. У одного крупного перевозчика, работающего по соседству, большой парк однотипных автопоездов с тягачами популярной марки из «большой семёрки», но без путеводной звезды. Таким образом, подстраховались от нежелательной конкуренции на вторичном рынке, неизбежно бы затянувшей среднее время реализации выбывших подержанных грузовиков.
География перевозок «Лидертранса» – Россия и СНГ, но в ближайшее время зелёные головастики «Лидертранса» побегут и по европейским автобанам.
Набор проблем, как и у всех операторов магистральных перевозок – традиционный: дефицит квалифицированных водителей, оптимизация расхода топлива и недопущение воровства, предупреждение и снижение аварийности, снижение косвенных затрат.
Спецификация с учётом опыта
Большинство магистральных тягачей Mercedes-Benz Actros компании «Лидертранс» имеют схожую спецификацию. Машины третьего поколения с высокими кабинами Megaspace – дань необходимости и эстетики: машина часто отправляется из одного рейса в другой без возвращения на родную базу. Но подвески кабин заказывают только пружинные, так как пневматика в ряде случаев не имеет явных преимуществ, да и зимой более уязвима. Ещё из практики, среди опций, заказываемых в обязательном порядке – круиз-контроль с функцией обеспечения безопасной дистанции и система контроля полосы движения.
Настройки мощности двигателей средние – 400–450 л. с. Этого достаточно для магистральной работы автопоезда полной массой не более 40 тонн. КП – исключительно автоматизированные: проще подбирать и обучать водителей! Средний расход топлива автопоезда с тягачом Mercedes-Benz Actros с колёсной формулой 4x2 – 28 л на 100 км при средней массе перевозимого груза 15 т. Тягачи заправляются исключительно по безналичному расчёту на сетевых АЗС.
В экспериментальном порядке «Лидертранс» эксплуатирует удлинённые полуприцепы Schmitz длиной 16,8 м, полезный объём при этом составляет до 110 м3, что позволяет разместить около 40 европаллет или чуть более, при условии того, что паллеты идеально габаритные. Длина сцепки в этом случае подбирается вплотную к разрешённым на территории РФ 20 метрам, что ограничивает применение этих автопоездов за пределами РФ.
Обучать, а не переучивать!
Когда я ехал по утреннему городу из аэропорта Бегишево, обратил внимание на массу рекламных конструкций, сообщающих о том, что «Лидертранс» приглашает на работу водителей с категорией «СЕ» без опыта и стажа! Это оказалось не профанацией, в сложившихся условиях это работает! Когда приходит устраиваться на работу дальнобойщик 50 лет от роду, он вполне резонно задаёт всегда один и тот же вопрос: «Чему вы сможете меня научить?». Он, без сомнений, профессионал. Но сегодня иные системы мотивации, новый и слишком сложный подвижной состав, не допускающий ремонта в процессе выполнения рейса (замена запасного колеса не в счёт), сплошь и рядом безналичный расчёт, даже на ночных постоялых дворах, плюс умение контактировать с людьми разных социальных кругов. В существующих реалиях это всё требуется. Наставники констатируют факт: самостоятельно молодые люди способны выполнять рейсы уже после одного-двух месяцев стажировки…
В современном автобизнесе давно забыта нелепая борьба за место под солнцем и сбор «ведра от забора», тем паче, что «вёдра» среди подвижного состава отсутствуют как класс…
Специфика работы водителя
Автопоездом в рейсе управляет только один водитель, для работы без нарушений режима труда и отдыха в резерве штата автохозяйства предусмотрены подменные водители. Стандартный экипаж из трёх водителей обслуживает два автопоезда. Таким образом, шофёр, завершивший рейс, в ожидании прибытия одного из автопоездов бригады может отдохнуть. В зависимости от маршрута перерыв между рейсами составляет от 2 до 14 дней. Большинство персонала, эта схема, используемая многими автопредприятиями с середины 2000 годов, устраивает. Но находятся и трудоголики, жаждущие минимальных возможных интервалов между рейсами, к ним применяется индивидуальный подход.
Мотивация водителя «Лидертранса» построена не на задаче выполнения максимально возможного километража, а на показателе KPI – качестве рейса. Среднемесячный пробег автопоезда «Лидертранса» – 15 000 км. При грамотно выполненной транспортной работе, водитель, отработав по километражу в рамках среднемесячного пробега, но с высоким показателем KPI получит зарплату, близкую к своему коллеге, который, к примеру, накатав 18 000 и даже более км, но при этом показав повышенный расход топлива. Это иногда вводит в недоумение водительский состав, провоцируя увольнения или наоборот – нашествие водителей от конкурентов. Поэтому здесь ещё раз подчёркивают, что лучше обучать персонал с нуля, чем переподготавливать под современные стандарты работы, где автоматизировано даже движение путевых листов.
Многомерное приложение
Предметом особой гордости «Лидертранса», интеллектуальной IT-транспортной компании, как своё детище именует учредитель Михаил Устюжанин, является многомерное программное приложение, в разработку и отладку которого было инвестировано более миллиона долларов. Доводочные работы по программному обеспечению постоянно продолжаются. В приложение включены все аспекты транспортной работы: планирование, маршрутизация, точные координаты пунктов погрузки и выгрузки, данные о расходе топлива, его стоимости по регионам и координаты договорных АЗС, автостоянок, данные о пробеге, ремонтах и плановых ТО автопоездов. Расход и пополнение топливных баков сопоставляется с транзакциями и данными движения автомашины.
В зависимости от занимаемой должности каждому специалисту компании доступен определённый набор данных из приложения. Чем выше позиция работника, тем более объёмным массивом он располагает. Например, водитель с помощью приложения получает практически полный сценарий выполнения рейса. Это координаты пунктов погрузки и выгрузки, график следования, адреса автостоянок для отдыха и отстоя, адреса и координаты АЗС с чётким указанием объёма заправки с учётом неснижаемого остатка. При этом система анализирует стоимость топлива в зависимости от региона. В отдельном поле водитель отслеживает данные по приёму и сдаче ТТН и другой необходимой документации. Начальник колонны уже может оперировать деятельностью целого ряда водителей и оптимизировать движение вверенных ему автопоездов. Руководитель предприятия имеет доступ ко всем полям приложения. Запрос необходимых данных и формирование отчётов занимает считанные минуты.
Использование инновационного приложения обязательно для всех. Водитель при трудоустройстве скачивает его в свой смартфон или использует корпоративный гаджет, как ему удобнее. Обязательная работа с программой приходится не всем по душе, хотя эффективность прикладной IT-технологии очевидна. Но, преодолевая этот внутренний психологический барьер, большинство сотрудников признаёт преимущества и адаптируется.
Смартфон с предустановленным специализированным инновационным приложением обязателен для всех сотрудников «Лидертранса». В приложение включены все аспекты транспортной работы: планирование, маршрутизация, точные координаты пунктов погрузки и выгрузки, данные о расходе топлива, его стоимости по регионам и координаты договорных АЗС, автостоянок, данные о пробеге, ремонтах и плановых ТО автопоездов. Расход и пополнение топливных баков сопоставляется с транзакциями и данными движения автомашины
Дела ремонтные
Практика «Лидертранса» в области ремонта и ТО, как у большинства российских эксплуатантов. Компактная собственная ремзона, склад расходников, шин, АКБ. Постгарантийные машины обслуживаются своими силами, крупный объём закупок и регулярные акции от концерна Daimler AG позволяют регулярно пополнять стеллажи оригинальными компонентами, но, естественно, это не 100%, всегда есть место качественной альтернативе. ТО в период гарантии и сложные случаи – прерогатива авторизованного сервиса, куда для серьёзного вмешательства отправляют технику по предварительно заключённому договору.