Опубликовано: ГП 06-2019
Моё сугубо личное умение

Конверсии масштабных моделей автобусов ЛиАЗ-5292 из игрушек

Даниил Минаев, фото автора

Современные низкопольные автобусы семейства ЛиАЗ-5292 давно уже примелькались на столичных улицах, но и в других городах они постепенно приходят на смену устаревшему подвижному составу. Импортозамещение и государственная программа «Доступная среда» ускорили распространение низкопольных новеньких ЛиАЗов по всей России. Отсюда желание многих коллекционеров поставить на полку копийную миниатюру этого нового массового российского автобуса вполне оправдано. Но не все производители масштабных моделей, выпускающих ЛиАЗ-5292, желают отчислять роялти «Группе ГАЗ», а потому у коллекционеров пока нет надежды приобрести заветную копию профессионального заводского изготовления. Но выход всё же есть.

Игрушка

Примерно три года назад в «игрушечных» магазинах (детских товаров) под брендами «Автопарк» и «ТЕХНО-ПАРК» появились очень похожие на ЛиАЗ-5292 троллейбусы и автобусы в масштабах 1:72 и 1:43 китайского производства за очень демократичную цену. Игрушечное оформление нам не помеха, если соблюдены все пропорции. Прикупив образец в масштабе 1:43, я занялся измерениями. Длина, ширина, колёсная база и даже конфигурация дверных и оконных проёмов совпадали с заводской документацией реального автобуса и замерами наших испытателей. Для подстраховки ещё я сопоставил игрушку с моделью раннего ЛиАЗ-5292 ручной работы, который уже имелся в моей коллекции, все пропорции совпадали.

Я решил довести игрушку до состояния модели. Для этого занялся визуальным изучением прототипов. Работать решил лишь над внешним обликом, не трогая салон, так как темноватый интерьер игрушечного автобуса всё равно плохо проглядывается за тонированными стёклами, а работа по воссозданию сидений, поручней и светильников отнимает много сил.

Далее всё зависело от моего умения, степени мастерства, запросов и уровня оснащения домашней мастерской. Лютые фанаты, базируясь на готовом игрушечном кузове, способны создать образец, полностью копирующий в мельчайших деталях оригинал. Но у меня на такое серьёзное конвертирование нет свободного времени, но и ставить в своё комнатное автохозяйство блёклый образ, слегка напоминающий реальный автобус, тоже не хотел.

Ранний московский бело-зелёный («лужковский») автобус ЛиАЗ-5292
Ранний московский бело-зелёный («лужковский») автобус ЛиАЗ-5292

Вариации и модификации

Для любого российского автозавода вполне характерны ситуации частой смены поставщиков компонентов, изменение схем и технологий отделки экстерьера и постоянная модернизация от партии к партии, несущая множество мелких отличий. При этом изменения не относятся конкретно ни к модельному году, ни к региону поставок. Заказчики, в свою очередь, обсуждая спецификации, вносят свои коррективы в детали. Посему буквально нескольких абсолютно одинаковых отечественных автомобилей-близнецов найти крайне сложно.

Так и с ЛиАЗ-5292. Осмотр реальных автобусов, курсирующих по улицам и изучение огромного количества фотографий, показали, что за полтора десятка лет на конвейере автобус комплектовался стеклопакетами примерно с пятью вариантами форточек, тремя вариантами оптики, не менее чем двумя вариантами дверей, сдвоенными или одинарными цельными ветровыми стёклами, двумя вариантами формул дверей, не говоря уж о постоянно «плавающих» всевозможных решётках и лючках, обусловленных применением разных двигателей и КП.

Вносят в это многообразие свою лепту и авторемзаводы, и сами ПАТП. На этом этапе я решил согласиться с китайцами, предложившими своё видение некой условной модификации ЛиАЗ-5292, оправдавшись вышеизложенными факторами.

Автобус до конвертации выглядит узнаваемо, но совсем по-игрушечному

В точку или нет?

С пропорциями и формами дверей у купленной модели автобуса оказался полный порядок. Вполне достойно выполнены и зеркала, отдельными деталями правильной формы, что на игрушках бывает редко. А вот с фарами головного света явный «косяк» – их диаметр оказался великоват, не соответствует ни ранней оптике от ВАЗ-2106, устанавливаемой до 2010–2011 годов (зануды скажут, что это фары от ВАЗ-2103 и будут неправы, так как у волжскозаводской «шестёрки» улучшенные галогеновые элементы), ни пришедшим в 2011 году на смену линзам. Тем не менее специалисты немецкого автомодельного бренда Schuco неоднократно отмечали, что в моделировании транспорта применим принцип скульптуры, т. е. достоверное копирование размеров на миниатюре часто меняет её «лицо», так как с изменением размера изменяется зрительное восприятие некоторых пропорций.

Подштамповка панели передка на нашей игрушечной версии (раннего образца), у которого сдвоенное ветровое стекло с чёрной вертикальной перемычкой в центре, и отсюда соответствующий механизм привода стеклоочистителей с вертикальными рычагами. Позднее, когда завод стал устанавливать цельный «ветровик», на передке исчезло углубление в виде «лодочки», панель стала абсолютно плоской, а валы привода стеклоочистителей переместились ближе к краям горизонтального габарита. Хотя экспериментальный образец с новым единым ветровым стеклом на форуме «Транспорт России» в 2011 году имел ещё старую облицовку при новых поводках щёток.

У моей подопытной игрушки подштамповка оказалась старая, образца до 2012 года, а стекло цельное и «дворники» от более поздней версии. Видимо, прототип, с которого китайцы или те, кто обеспечил их производственным техзаданием, рисовали образ автобуса с «натуры», побывавшей в кузовном ремонте. Об этом свидетельствовали двери старого образца, с «двухэтажным» остеклением. В то время как в Ликино-Дулёво преимущественно с цельным ветровым стеклом устанавливали новые двери, остеклённые «во весь рост».

Сопоставление размеров китайской игрушки и модели ручной работы подтвердило их правильность и стало формальным поводом начала доводочных работ

Модификации с цельным ветровым стеклом на выставках встречаются с конца 2011 – начала 2012 года, но в эксплуатации они появились чуть позже. Форточки боковых окон с горизонтальным сдвижным сектором – прерогатива автобусов до 2011 года выпуска. Но позднее они иногда всплывали и на совсем новых машинах 2017–2018 годов выпуска. А вот с конфигурацией форточки левого окна кабины водителя – кто в лес, кто по дрова...

Борта игрушечного автобуса проработаны вполне точно, но есть вопросы к схемам окраски, как будто панели боковин тоже подвергались кузовному ремонту, причём довольно бюджетному и выполненному кустарно, как на небогатых автопредприятиях.

Корма проработана идеально и абсолютна узнаваема. Но заднюю часть ужасающе портят плоды игрушечной унификации с троллейбусом – барабаны для намотки каната токоприёмника, удалить которые мне пока не удалось, видимо, придётся заново изготовить правильную крышку моторного отсека из стекловолокна. На крыше вместо воздухозаборника (вид которого у настоящего автобуса в масштабе 1:1 менялся раза три точно) непонятные П-образные «ручки».

Шины воспроизведены условно: протектор проработан неплохо, а оформление боковины отсутствует, но это сегодня как раз вообще не проблема, их можно легко заменить. Крепёж передних колёс воспроизведён на 10 шпильках, что соответствует действительности, а вот задние диски интерпретированы совсем условно, но, учитывая бюджетность модели, это можно простить, ведь чтобы исполнить верную имитацию надо достоверно понимать, как выглядят бортовые редукторы портального моста.

Оранжевый автобус напоминает новую цветографическую схему общественного транспорта Нижнего Новгорода
Оранжевый автобус напоминает новую цветографическую схему общественного транспорта Нижнего Новгорода

На вкус и цвет

В другой раз для своей коллекции я выбрал в торговой сети три автобуса с разными цветографическими схемами окраски кузовов. Первый вариант – ранний московский бело-зелёный («лужковский»), он огорчил закрашенными в зелёный свет суппортами фар и нереально широкой зелёной полосой по низу бортов.

У синего автобуса – нынешняя московская окраска с кольцующимся орнаментом в верхней части воспроизведена достаточно реалистично, но дело портят чёрные бамперы и суппорты фар. Главный недостаток синей игрушки – её нет в продаже в России, но синие московские ЛиАЗы непонятно почему в изобилии на украинских сайтах продавцов детских товаров. Я добыл своего «москвича» в Белоруссии.

Оранжевый автобус напоминает новую цветографическую схему общественного транспорта Нижнего Новгорода, если опять же не обращать внимание на чёрные бамперы и закрашенные «очки» фар.

Ещё в продаже встречается образец красного цвета – тема города Казани.

Московская окраска с кольцующимся орнаментом в верхней части
Московская окраска с кольцующимся орнаментом в верхней части

План действий

Первое, что я сделал для восстановления справедливости, – удалил при помощи растворителя с передней панели орнамент из непонятных символов «5430-А16», который беспардонно занимал место заводской эмблемы. У мастеров из уральского региона я заказал фототравленную эмблему «ЛиАЗ» и комплект букв – с ними образ ликинского низкопольника будет абсолютно узнаваемым.

Затем подштамповку с углублением на переднем бампере под номерной знак (где при покупке на белом фоне красовалась надпись «Автопарк») я закрасил в цвет бампера и установил реалистичный номер. К сожалению, у чёрных бамперов краска обладает хорошей адгезией и смыть её без повреждения фактуры пластика мне бы не удалось. Как вариант, я нашёл решение из личного фотоархива. На выставочных образцах премьерных ЛиАЗ-5292 суппорты фар для пущей нарядности всегда были серебристыми. Пусть будет хотя бы так.

У «лужковского» бело-зелёного автобуса, к счастью, «очки» были лишь слегка «запылены» тонким слоем зелени, с которым справился заурядный органический растворитель. Но пришлось орудовать тонким инструментом, чтобы случайно не попасть химией на поверхность фар, из-за чего они бы неминуемо помутнели. Из-за тонких переборок полностью зелёную краску смыть не удалось, эти поверхности я ретушировал, использовав белый «Paint marker».

Первый показ городского автобуса ЛиАЗ-5292 на выставке «Московский международный автосалон-2003». На выставочных образцах облицовка фар для пущей нарядности была серебристой

Вооружившись чёрным толстым (ширина штриха 1,5 мм) перманентным маркером, я привёл в соответствие с реальностью поверхности стоек и некоторых решёток. Оранжевым маркером подкрасил штампованные боковые повторители указателей поворотов, габаритные огни и вернул реалистичный цвет маршрутоуказателям вместо лимонного жёлтого. Тонкий чёрный маркер (ширина штриха 0,3 мм) по периметру оранжевых фонариков и отражателей добавил им объёмной фактуры. Отсутствующее боковое окно в заднем правом свесе автобуса я сымитировал при помощи чёрной наклейки, «по легенде», изображающей тонированное стекло, придав дополнительный блеск поверхности при помощи прозрачной липкой ленты. Чтобы было наиболее похоже, границы окна обрезал по линейке острым обойным ножом. Но для тех, кто желает воссоздать троллейбус, в основе которого кузов ЛиАЗ-5292, уточняю: в этом случае действительно окно в заднем правом свесе отсутствует, там гладкая «глухая» панель.

Ещё много не сделано. Впереди у меня намечены следующие операции: изготовление и замена правильной крышки моторного отсека, без «бобин», изготовление и установка крышного воздухозаборника двигателя, замена шин. Ещё планирую сделать блестящие вставки в зеркальные элементы. Как упоминалось ранее, жду заказанные детали, которые изготовлены фототравлением: заводскую эмблему, щётки стеклоочистителей, буквы «Л И А З». После всех этих мероприятий, думаю, получится вполне сносная бюджетная модель собирательного образа городского низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292. Однако не факт, что это решение подойдёт взыскательным коллекционерам…

Когда завод стал устанавливать цельное ветровое стекло, на передке исчезло углубление в виде «лодочки», панель стала абсолютно плоской, а валы привода стеклоочистителей переместились ближе к краям. Но экспериментальный образец с новым единым ветровым стеклом на форуме «Транспорт России» в 2011 году имел ещё старую облицовку при новых поводках щёток

Затраты и хлопоты

Возился я со своей «писаной торбой» пару длинных зимних вечеров. Для справки: стоимость базовой версии игрушки в интернет-магазинах от 560 до 800 рублей. Ещё скажу, что все доводочные работы мне обошлись в сумму 120 рублей на маркеры и 600 рублей на «травлёнку» (на три автобусика), без учёта пересылки, потому что привезу запчасти с Урала сам, когда буду там в рейсе, командировке или отпуске…

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию