![](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/00f.jpg)
Музей городского электрического транспорта Мехико (El Museo del Sistema de Transportes Eléctricos)
Каждая музейная коллекция отражает уникальную культуру того региона, где она собиралась не один десяток лет. В столице Мексики Мехико для всех желающих работает музей городского электрического транспорта (El Museo del Sistema de Transportes Eléctricos). Тут с разных сторон рассмотрена история самого большого мегаполиса Северной Америки, по численности обогнавшего Нью-Йорк. В самом Мехико около 9 миллионов населения и ещё 20 миллионов с пригородами!
Почему он особенный?
Во-первых, потому что в прошлом столетии в Мексике эксплуатировался как собственный подвижной состав, изготовленный на территории страны, так и купленный за рубежом и впоследствии переделанный с учётом местных традиций и специфики.
Во-вторых, в мире по-прежнему мало натурных музеев транспорта, а их большая часть находится в Европе и США.
Третья причина, она же главная. Этот музей под открытым небом априори задавался для повседневного доступа, а коллекция пополняется буквально на глазах.
Вид на экспозицию открывается уже через уличную ограду со стороны проспекта Мунисипио Либре. Установленные на постаменты трамваи словно парят в воздухе и кажется через мгновенье выкатятся на улицу, где, между прочим, сохранились ещё старые рельсы. О-о-о! Мне туда!
![Трамвайная тележка с пневматическими ресиверами и обмоторенными осями](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/01f.jpg)
![Рельсовый транспортёр для перемещения оборудования по территории эксплуатационных предприятий электротранспорта и рядом с ним машина для шлифовки сварных швов на рельсах](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/02f.jpg)
![Электросварочный аппарат для сварки трамвайных рельсов использовался с 1920-х годов](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/03f.jpg)
Пять минут по-испански
Вход в музей прямо через проходную Управления электрического транспорта (Servicio de Transportes Eléctricos, STE), совмещённого с троллейбусным парком. Основная экспозиция выставлена на территории бывшего сквера, где под сенью деревьев стоит 5 трамваев и 3 троллейбуса, а также многочисленные узлы, агрегаты, детали и средства, непосредственно связанные с городским транспортом. В помещениях на первых этажах зданий размещены фотографии и макеты. К недостаткам представленных фотоматериалов отнесу тот факт, что почти не отражена история в лицах. Информации о ведущих руководителях компании, передовиках производства и доблестных чиновниках, вносивших вклад в развитие отрасли, в таких музеях нет совсем!
По меркам Москвы доступ к экспонатам свободный. Сюда школьников водят как в музей мамонтов, ведь о трамваях они знают только от бабушек и дедушек. Сотрудники музея не ограничивают свободу перемещения и осмотра выставленных экспонатов. Пять минут общения с персоналом при моём скудном запасе испанских слов открыли мне заветные закрома. Ради русского чудака-туриста распахнулись даже запасники музея. На территории соседнего троллейбусного парка расквартированы три уникальнейших троллейбуса, обложенных штабелями изношенных шин.
![Наглядный образец трамвайного пантографа. Сейчас в Мехико его можно увидеть только в музее](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/04f.jpg)
![Рельсовый грузовик. Каждая силовая тележка имеет два тяговых двигателя мощностью 55 л.с. и поддерживается четырьмя металлическими колёсами](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/05f.jpg)
![Панно с историей транспорта столицы в рисунках. Всё очень наглядно и достоверно](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/06f.jpg)
Коллекция
Музей открыли в 2006 г. и тогда же в него переместили весь массив техники и фотоматериалов. Трамваи и троллейбусы до создания экспозиции стояли в разной степени сохранности на территории парков, где они когда-то работали в качестве линейных машин. Существенным недостатком музея, а он по сути единственный такой в стране, является то, что ни один из музейных трамваев и троллейбусов самостоятельно не ездят. Заказные поездки, ретротуры и прочие мероприятия на улицах города этот музей пока не проводит.
![Самоходный вагон для перевозки грузов. Подобные использовали для частных заказов и даже похорон, пока в городе жило трамвайное движение](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/07f.jpg)
![Шкаф Toshiba с электронным оборудованием, которое использовалось на одном из опытных троллейбусов MASA](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/08f.jpg)
![Мобильная воздушная компрессорная установка с двигателем Chicago Pneumatic для ремонта трамвайных путей. Местное прозвище – Tongolele](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/09f.jpg)
![Троллейбус MASA-Mitsubishi завода Moyada (Motores y Adaptaciones Automotrices, SA)](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/10f.jpg)
![Элемент крепления контактной сети троллейбуса мексиканского производства](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/11f.jpg)
![Переносной пускач 1940-х годов для автомобилей](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/12f.jpg)
![В выставочных залах музея представлены отдельные блоки питания и к ним приведены фотографии троллейбусов, где они стояли](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/13f.jpg)
![Старейший троллейбус Мехико и всей Мексики – Brill T40S, выпущен в США в 1937 г. Поступали в Мехико после списания в середине 1950-х годов и эксплуатировались до начала 1970-х годов](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/14f.jpg)
![Старейший троллейбус Мехико и всей Мексики – Brill T40S, выпущен в США в 1937 г. Поступали в Мехико после списания в середине 1950-х годов и эксплуатировались до начала 1970-х годов](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/15f.jpg)
![Старейший троллейбус Мехико и всей Мексики – Brill T40S, выпущен в США в 1937 г. Поступали в Мехико после списания в середине 1950-х годов и эксплуатировались до начала 1970-х годов](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/16f.jpg)
![Вагон PCC производства St. Louis Car Company (США) 1947 года. Передан из Детройта в Мехико в 1956-м, где работал по 1984 г.](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/17f.jpg)
![Вагон PCC производства St. Louis Car Company (США) 1947 года. Передан из Детройта в Мехико в 1956-м, где работал по 1984 г.](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/18f.jpg)
![Вагон PCC производства St. Louis Car Company (США) 1947 года. Передан из Детройта в Мехико в 1956-м, где работал по 1984 г.](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/19f.jpg)
![Вагон РСС St. Louis Car Company 1949 года. Вариант из Миннеаполиса отличается отделкой салона, работал в Мехико с 1954 г.](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/20f.jpg)
![Вагон РСС St. Louis Car Company 1949 года. Вариант из Миннеаполиса отличается отделкой салона, работал в Мехико с 1954 г.](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/21f.jpg)
![Вагон РСС St. Louis Car Company 1949 года. Вариант из Миннеаполиса отличается отделкой салона, работал в Мехико с 1954 г.](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/22f.jpg)
![Не все экспонаты в восстановленном виде. Этот вагон свидетельство того, из какого состояния возрождают экспонаты](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/25f.jpg)
![В ожидании реставрации неплохо сохранившийся уникальный японский троллейбус тип-100 производства Kansai Electric Power на шасси Fuji Heavy Industries. В 1994 г. их передали Мехико с горной системы Татэяма-Куробэ, но так и не запустили в эксплуатацию](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/23f.jpg)
![В ожидании реставрации неплохо сохранившийся уникальный японский троллейбус тип-100 производства Kansai Electric Power на шасси Fuji Heavy Industries. В 1994 г. их передали Мехико с горной системы Татэяма-Куробэ, но так и не запустили в эксплуатацию](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/24f.jpg)
![CSL, выпускавшийся St. Louis Car Company в 1903–1906 гг. – самый старый из восстановленных трамваев Мехико, работавший на линиях Servicio de Transportes Eléctricos](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/26f.jpg)
![CSL, выпускавшийся St. Louis Car Company в 1903–1906 гг. – самый старый из восстановленных трамваев Мехико, работавший на линиях Servicio de Transportes Eléctricos](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/27f.jpg)
![Первый опытный образец троллейбуса MASA. Салон наспех успели укрыть перед ураганом](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/28f.jpg)
![Первый опытный образец троллейбуса MASA. Салон наспех успели укрыть перед ураганом](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/29f.jpg)
![Американский троллейбус Marmon-Herrington TC-48 с обуженной в эксплуатации передней дверью в фирменной окраске 1980-х годов ещё ожидает восстановления](/article/21863-muzey-gorodskogo-elektricheskogo-transporta-mehiko-el-museo-del-sistema-de-transportes-el-ctricos-elektricheskie-sokrovishcha-mehiko/Images/30f.jpg)
Адрес музея:
Мексика.
El Museo de Transportes Eléctricos del Distrito Federal,
Eje 7 Sur (Municipio Libre) 402, Iztapalapa, San Andrés Tetepilco,
09440
México, CDMX.
Время работы:
Понедельник – пятница: 900 – 1700
Суббота, воскресенье: выходной