Опубликовано: ГП 06-2019
Электрические сокровища Мехико

Музей городского электрического транспорта Мехико (El Museo del Sistema de Transportes Eléctricos)

Константин Климов, фото автора

Каждая музейная коллекция отражает уникальную культуру того региона, где она собиралась не один десяток лет. В столице Мексики Мехико для всех желающих работает музей городского электрического транспорта (El Museo del Sistema de Transportes Eléctricos). Тут с разных сторон рассмотрена история самого большого мегаполиса Северной Америки, по численности обогнавшего Нью-Йорк. В самом Мехико около 9 миллионов населения и ещё 20 миллионов с пригородами!

Почему он особенный?

Во-первых, потому что в прошлом столетии в Мексике эксплуатировался как собственный подвижной состав, изготовленный на территории страны, так и купленный за рубежом и впоследствии переделанный с учётом местных традиций и специфики.

Во-вторых, в мире по-прежнему мало натурных музеев транспорта, а их большая часть находится в Европе и США.

Третья причина, она же главная. Этот музей под открытым небом априори задавался для повседневного доступа, а коллекция пополняется буквально на глазах.

Вид на экспозицию открывается уже через уличную ограду со стороны проспекта Мунисипио Либре. Установленные на постаменты трамваи словно парят в воздухе и кажется через мгновенье выкатятся на улицу, где, между прочим, сохранились ещё старые рельсы. О-о-о! Мне туда!

Трамвайная тележка с пневматическими ресиверами и обмоторенными осями
Рельсовый транспортёр для перемещения оборудования по территории эксплуатационных предприятий электротранспорта и рядом с ним  машина для шлифовки сварных швов на рельсах
Электросварочный аппарат для сварки трамвайных рельсов использовался с 1920-х годов

Пять минут по-испански

Вход в музей прямо через проходную Управления электрического транспорта (Servicio de Transportes Eléctricos, STE), совмещённого с троллейбусным парком. Основная экспозиция выставлена на территории бывшего сквера, где под сенью деревьев стоит 5 трамваев и 3 троллейбуса, а также многочисленные узлы, агрегаты, детали и средства, непосредственно связанные с городским транспортом. В помещениях на первых этажах зданий размещены фотографии и макеты. К недостаткам представленных фотоматериалов отнесу тот факт, что почти не отражена история в лицах. Информации о ведущих руководителях компании, передовиках производства и доблестных чиновниках, вносивших вклад в развитие отрасли, в таких музеях нет совсем!

По меркам Москвы доступ к экспонатам свободный. Сюда школьников водят как в музей мамонтов, ведь о трамваях они знают только от бабушек и дедушек. Сотрудники музея не ограничивают свободу перемещения и осмотра выставленных экспонатов. Пять минут общения с персоналом при моём скудном запасе испанских слов открыли мне заветные закрома. Ради русского чудака-туриста распахнулись даже запасники музея. На территории соседнего троллейбусного парка расквартированы три уникальнейших троллейбуса, обложенных штабелями изношенных шин.

Наглядный образец трамвайного пантографа. Сейчас в Мехико его можно увидеть только в музее
Рельсовый грузовик. Каждая силовая тележка имеет два тяговых двигателя мощностью 55 л.с. и поддерживается четырьмя металлическими колёсами
Панно с историей транспорта столицы в рисунках. Всё очень наглядно и достоверно

Коллекция

Музей открыли в 2006 г. и тогда же в него переместили весь массив техники и фотоматериалов. Трамваи и троллейбусы до создания экспозиции стояли в разной степени сохранности на территории парков, где они когда-то работали в качестве линейных машин. Существенным недостатком музея, а он по сути единственный такой в стране, является то, что ни один из музейных трамваев и троллейбусов самостоятельно не ездят. Заказные поездки, ретротуры и прочие мероприятия на улицах города этот музей пока не проводит.

Самоходный вагон для перевозки грузов. Подобные использовали для частных заказов и даже похорон, пока в городе жило трамвайное движение
Шкаф Toshiba с электронным оборудованием, которое использовалось на одном из опытных троллейбусов MASA
Мобильная воздушная компрессорная установка с двигателем Chicago Pneumatic для ремонта трамвайных путей. Местное прозвище – Tongolele
Троллейбус MASA-Mitsubishi завода Moyada (Motores y Adaptaciones Automotrices, SA)
Элемент крепления контактной сети троллейбуса мексиканского производства
Переносной пускач 1940-х годов для автомобилей
В выставочных залах музея представлены отдельные блоки питания и к ним приведены фотографии троллейбусов, где они стояли
Старейший троллейбус Мехико и всей Мексики – Brill T40S, выпущен в США в 1937 г. Поступали в Мехико после списания в середине 1950-х годов и эксплуатировались до начала 1970-х годов Старейший троллейбус Мехико и всей Мексики – Brill T40S, выпущен в США в 1937 г. Поступали в Мехико после списания в середине 1950-х годов и эксплуатировались до начала 1970-х годов Старейший троллейбус Мехико и всей Мексики – Brill T40S, выпущен в США в 1937 г. Поступали в Мехико после списания в середине 1950-х годов и эксплуатировались до начала 1970-х годов
Вагон PCC производства St. Louis Car Company (США) 1947 года. Передан из Детройта в Мехико в 1956-м, где работал по 1984 г. Вагон PCC производства St. Louis Car Company (США) 1947 года. Передан из Детройта в Мехико в 1956-м, где работал по 1984 г. Вагон PCC производства St. Louis Car Company (США) 1947 года. Передан из Детройта в Мехико в 1956-м, где работал по 1984 г.
Вагон РСС St. Louis Car Company 1949 года. Вариант из Миннеаполиса отличается отделкой салона, работал в Мехико с 1954 г. Вагон РСС St. Louis Car Company 1949 года. Вариант из Миннеаполиса отличается отделкой салона, работал в Мехико с 1954 г. Вагон РСС St. Louis Car Company 1949 года. Вариант из Миннеаполиса отличается отделкой салона, работал в Мехико с 1954 г.
Не все экспонаты в восстановленном виде. Этот вагон свидетельство того, из какого состояния возрождают экспонаты
В ожидании реставрации неплохо сохранившийся уникальный японский троллейбус тип-100 производства Kansai Electric Power на шасси Fuji Heavy Industries. В 1994 г. их передали Мехико с горной системы Татэяма-Куробэ, но так и не запустили в эксплуатацию В ожидании реставрации неплохо сохранившийся уникальный японский троллейбус тип-100 производства Kansai Electric Power на шасси Fuji Heavy Industries. В 1994 г. их передали Мехико с горной системы Татэяма-Куробэ, но так и не запустили в эксплуатацию
CSL, выпускавшийся St. Louis Car Company в 1903–1906 гг. – самый старый из восстановленных трамваев Мехико, работавший на линиях Servicio de Transportes Eléctricos CSL, выпускавшийся St. Louis Car Company в 1903–1906 гг. – самый старый из восстановленных трамваев Мехико, работавший на линиях Servicio de Transportes Eléctricos
Первый опытный образец троллейбуса MASA. Салон наспех успели укрыть перед ураганом Первый опытный образец троллейбуса MASA. Салон наспех успели укрыть перед ураганом
Американский троллейбус Marmon-Herrington TC-48 с обуженной в эксплуатации передней дверью в фирменной окраске 1980-х годов ещё ожидает восстановления

Адрес музея:

Мексика.

El Museo de Transportes Eléctricos del Distrito Federal,

Eje 7 Sur (Municipio Libre) 402, Iztapalapa, San Andrés Tetepilco,

09440

México, CDMX.

Время работы:

Понедельник – пятница: 900 – 1700

Суббота, воскресенье: выходной

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию