Опубликовано: ГП 04-2019
Вариант с Megaspace

Покупка подержанного Mercedes-Benz Actros МР3 1844LS Megaspace typ-934.033

Даниил Минаев, фото автора

Типичный случай: транспортной компании, специализирующейся на среднем тоннаже, неожиданно подворачивается контракт со стабильным заказчиком. Казалось бы, вот оно спасение бизнеса во время кризиса! Но тут выясняются досадные мелочи: на междугородном сообщении требуется возить не менее 70–90 кубометров массой 12–15 т. Самое простое и объективное решение – купить стандартный автопоезд из седельного тягача с колёсной формулой 4х2 и полуприцепом под 93 м3 полезного объёма. Но часто случается, что подвижной состав нужен уже вчера, заказ горит и тогда остаётся только вторичный рынок. Только там есть техника в наличии и с полным комплектом документов.

Изучить ситуацию мне пришлось на конкретном примере Mercedes-Benz Actros МР3 1844LS Megaspace (тип 934.033). В авральном порядке пришлось составить калькуляцию по вводу машины в эксплуатацию, от этапа выбора машины в интернете до выпуска на линию. Сегодня расскажу только о локомотиве автопоезда.

Покупка

Покупать грузовик у частного лица обременительно по времени – придётся много ездить, чтобы посмотреть в итоге всего один автомобиль, к тому же при эксплуатации которого возможны только два сценария. Или экономили на всём, что только можно (однажды мне довелось созерцать массивный берёзовый пень вместо правого сиденья), или буквально вылизывали языком. Соответственно, в первом случае это будет самоходный утиль, во втором – грузовик по достойной цене космического микроспутника.

На месте водителя удобное кресло, регулируемая по вылету и углу наклона рулевая колонка и масса электронных помощников На месте водителя удобное кресло, регулируемая по вылету и углу наклона рулевая колонка и масса электронных помощников

Гораздо интереснее выглядят машины на корпоративных площадках. Бывает, что транспортная компания разом сдаёт на консигнацию всю колонну флит-парка с однотипными машинами. Тогда есть из чего выбрать или скомбинировать нужный заказ, но такие удачные варианты на рынке быстро разбирают регионалы из глубинки. Третий вариант – посещение стоянок торговых компаний.

Опыт уже позволял не мыкаться по сейлам, а сделать лишь несколько точечных визитов по уже известным адресам. На одной из стоянок нам приглянулась пара седельных тягачей Mercedes-Benz Actros 1844LS Megaspace третьего поколения МР3 2013 года выпуска. Машины, со слов продавца, работали с января 2014 года в крупной компании на международных маршрутах и по территории РФ почти не ходили. Пробег по показаниям одометра около 580 000 км. После небольшого торга ударили по рукам. Сделка состоялась на отметке 3 775 000 рублей за единицу. Дороговато, но я счёл это вполне справедливым, учитывая богатую комплектацию обоих автомобилей и небольшие подарки от продавца в виде дополнительных запасок, некоторого инструмента и запчастей, а также мелочёвки типа новых ковриков. С «политической точки зрения» считаю важным отметить тот факт, что приобретённые грузовики 5-го экологического класса. Сейчас это особенно важно при оформлении дозволов и различных пропусков. Чем ниже экологические показатели, тем сложнее получить заветные разрешения.

Ещё важно то, что выбранные автомобили укомплектованы автоматизированными КП, что упростит адаптацию водителей в условиях сегодняшнего дефицита высококвалифицированного персонала.

В верхней потолочной панели ещё остаётся свободными пара гнёзд 1 DIN Во время отдыха экипаж оценит шкафчики и ниши, высоченный потолок и штатный холодильник Во время отдыха экипаж оценит шкафчики и ниши, высоченный потолок и штатный холодильник Во время отдыха экипаж оценит шкафчики и ниши, высоченный потолок и штатный холодильник Во время отдыха экипаж оценит шкафчики и ниши, высоченный потолок и штатный холодильник Здесь экипажу не придётся самостоятельно изобретать столик из подручных материалов В спальном отсеке установлена опционная вторая полка, которую  заказывает не всякий перевозчик

Первичная диагностика

Промозглым февральским вечером (в столице дороги для большегрузов без пропуска открыты с 22.00 до 6.00 утра) пара одиноких «голов» с огромными «штернами» на фронтальных панелях сиротливо дожидались нас на стоянке, а над столицей бушевала непогода с мокрым снегом, переходившим в дождь. Воздух был настолько сырым и холодным, что никакого желания прикасаться руками к голому железу не было. Сначала надо запустить двигатель, отогреть кабину, а там уж посмотрим…

Двигатель OM501LA – V-образная «шестёрка» пустился сразу, не испугавшись промозглой сырости и длительной стоянки. Немного ругнувшись послестартовыми перебоями, через несколько секунд дизель замолотил ровно и чётко, постепенно затихая, заполняя смазкой под давлением все зазоры и пары трения, стабилизируя холостые обороты по мере прогрева. Из «печки» пошёл тёплый воздух, озябшие руки и ноги вновь обрели своё обычное состояние, я вышел из кабины и начался предрейсовый осмотр.

Никто не строил иллюзий относительно стопроцентного коэффициента технической готовности: прежний собственник планировал обновление парка, а не лишился машин из-за разного рода экономических форс-мажоров. Соответственно, капитальные вложения в эти грузовики прекратились примерно полгода назад, а это соответствует приблизительно пробегу 70 000 км. Наша задача заключалась в том, чтобы раздобыть в целом исправный автомобиль, имеющий приличный запас по ресурсу основных узлов и агрегатов.

В комплекте продавец подарил по два запасных колеса

Перегон тягачей домой с площадки продавца и последующая поездка на них за полуприцепами и на регистрацию в ГИБДД не выявили серьёзных огрехов. Двигатели работали ровно, без перебоев, автоматизированные КП PowerSchift 3 работали без «затупов» и толчков, рулевое управление и тормоза вели себя мягко и послушно. Не издавала тревожных или посторонних звуков ходовая часть.

Конечно же соляные зимние ванны и, как следствие, коррозия не пощадила некоторые детали кабины и компоненты на раме. Однако в целом ЛКП кабины в нормальном состоянии, причём ремонту не подвергалось.

Для интерьера кабины годы жизни водителей, проведённые в ней, даром не прошли, стойкий запах «человеческого жилья», немного табачных оттенков с привкусом солярки и тонкими нотками сырости щекочет ноздри. Но материалы «живые», сиденья сохранили свою упругость, клавиши, замки и прочая арматура работают вполне исправно, без посторонних звуков и заеданий, хотя пиктограммы местами потёрлись.

Теперь настало время подвергнуть машины детальной проверке.

Верхний фартук брызговика – одна из тех мелочей, которая позволяет сэкономить до 5000 рублей Верхний фартук брызговика – одна из тех мелочей, которая позволяет сэкономить до 5000 рублей
Под капотом уже намечается лёгкий налёт коррозии, но пока без криминала
О состоянии антифриза прежние владельцы рачительно заботились

Инструментальный контроль

Более глубокую оценку технического состояния тягачей провели в несколько этапов. Своими силами изучили недра бортового компьютера, внимательно осмотрели ещё раз весь автомобиль и снизу на яме проинспектировали ходовую часть. Затем нанесли визит в техцентр, где посоветовались с электриком-диагностом и приступили к глобальному ТО и небольшому ремонту. Итак, вот что накопали.

На одной из машин отсутствовали пластиковые подкрылки над колёсами задней оси (3600 руб.), у всей «парочки» перманентно требовали замены несколько ламп (1000 руб.). Бескамерные шины задних осей в принципе были в допуске износа протектора, но были приспущены. Так что назревал визит в шиномонтаж для поиска причины падения давления. Шины передних осей на обеих машинах имеют небольшой повышенный износ плечевой зоны. Про колёса можно подытожить так – ездить пока можно, но Евросоюз с такой резиной на свою территорию скорее не пустит. Зато порадовали абсолютно сухие картеры агрегатов, без малейших потёков масла.

При этом ездовой комфорт в кабине обеспечивается лишь простенькими амортизаторами…
При этом ездовой комфорт в кабине обеспечивается лишь простенькими амортизаторами…
При этом ездовой комфорт в кабине обеспечивается лишь простенькими амортизаторами…

Многоуровневое компьютерное меню сказало «ОК» моторному маслу, не выявило принципиальных ошибок в системе нейтрализации выхлопа и оценило состояние АКБ в 30%, что нисколько не удивило, поскольку на машинах стоял родной комплект батарей, установленный ещё 6 лет назад на заводе в Вёрте (да, да, наши «Мерседесы» родом не из Набережных Челнов, а из ФРГ, как это ни удивительно). Сканирование в сервисе позволило предположить некую коррекцию пробега: специалиста ввергла в сомнения общая суммарная наработка моточасов двигателя, по его мнению, такие значения накапливаются ближе к 700 000 км пробега.

Мы же вне всяких сомнений вынесли приговор всем расходникам – фильтрам, маслам, антифризу, прочим техническим жидкостям. Потребовали замены тормозные колодки на всех осях и сайлентблоки передних стабилизаторов поперечной устойчивости.

Блок подготовки воздуха расположен внутри рамы
В соединениях рамы преобладают болтовые соединения и заклёпки, с позиции теоретического материаловедения это самый надёжный вариант…
Самодеятельность в попытке утеплить трубопроводы отопителя привела к отчаянной коррозии, причём очевидного повышения температуры в кабине так и не было достигнуто без вмешательства «автономки»!

Стальные трубопроводы отопителя, расположенные спереди справа под вертикальным капотом, сильно пострадали от коррозии. Мы пока думаем, заказать оригинальные (7300 рублей) или отремонтировать их самостоятельно, используя подходящие по диаметру вставки, применив трубки, шланги и хомуты (максимум 1000 рублей).

В рамках народного творчества от прежних хозяев в наследство нам достались дополнительные механические запоры на топливные баки. Мы восстановили их работоспособность при помощи метчика, смазки и комплекта колёсных болтов с «секретками» от «Жигулей». Ничего не поделаешь, топливо до сих пор воруют.

В рамках народного творчества от прежних хозяев в наследство нам достались дополнительные механические запоры на топливные баки. Мы восстановили их работоспособность при помощи метчика, смазки и комплекта колёсных болтов с «секретками» от «Жигулей»
В рамках народного творчества от прежних хозяев в наследство нам достались дополнительные механические запоры на топливные баки. Мы восстановили их работоспособность при помощи метчика, смазки и комплекта колёсных болтов с «секретками» от «Жигулей»
В рамках народного творчества от прежних хозяев в наследство нам достались дополнительные механические запоры на топливные баки. Мы восстановили их работоспособность при помощи метчика, смазки и комплекта колёсных болтов с «секретками» от «Жигулей»
АКБ и ресиверы разместили в заднем свесе, чтобы высвободить место для двух объёмных топливных баков и ёмкости с синтетической мочевиной

Итоговый отчёт

Стоимость затрат на запасные части и работы с применением оригинальных или альтернативных компонентов можно узнать из итоговых таблиц. Интересный вывод. Если использовать среди ответственных компонентов, таких как воздушный, топливный и масляные фильтры, оригинальные детали и воспользоваться комплексными предложениями Mercedes-Benz, то разница в цене не так уж и велика (около 30 000 рублей), а в долевом отношении к общим затратам и вовсе ничтожна.

Масла и технические жидкости в заданных заправочных объёмах, ориентировочная стоимость
Материал Заправочный объём, л Цена за 1 л, руб. Сумма, руб.
Масло моторное 34,0 420 (Shell Rimula)* 14 280
Масло для КП Около 12 л 1300 (Liqui Moly) 15 600
Масло для редуктора ведущего моста 12,5 + 0,5 900 (среднее значение) 11 700
Гидроусилитель рулевого управления, техжидкость 4,5 800 (среднее значение) 3600
Антифриз 41,0 350 14 350
Итого 59 530
*Если воспользоваться специальным предложением на оригинальное масло Mercedes-Benz, то его цена составит от 270 рублей за 1 литр. Рекомендуемая вязкость – 5W30, после достижения пробега 500 000 км – 10W30.
Ориентировочная стоимость некоторых расходных и дополнительных запасных частей для Mercedes-Benz Actros МР3 1844LS, в руб.
Наименование Оригинальные запчасти Mercedes-Benz у официальных дилеров (в скобках – оригинальный номенклатурный номер детали) Альтернативные запчасти (в скобках – бренд и код детали по каталогу производителя компонентов)
Фильтр масляный двигателя*** 1250 (А5410900151) 950 (MANN & HUMMEL 12140X)
Фильтр воздушный двигателя*** 11400 (А0040943507) 4900 (MF A595)
Комплект топливных*** фильтров 4600 2700 (Hengst H701WK и Hengst E500KP02D36)
Фильтр воздухоочистителя кабины 980 (A0008301118) 600 (Mahle LA42/1)
Фильтр осушителя блока подготовки воздуха 4800 (A0004292197) 2800 (Wabco 4329012232)
Колодки тормозные дискового механизма передние, комплект 10700 (A0064205220) 6200 (Valeo)
Фильтр насоса ГУР 820 350 (Mahle HX15)
Колодки тормозные дискового механизма, задние, комплект 10 500 (A0064205320) 6500 (Valeo)
Трубопровод отопителя 7300 (A9305000672) 1000 (самодельный)
Итого 52 350 23 200
***Гораздо выгоднее воспользоваться комплексным предложением от Mercedes-Benz – 7100 рублей за комплект фильтров для ТО (номер по каталогу – А0001805809 – масляный, воздушный, топливный). Все цены приведены справочно, розница, в рублях, по состоянию на вторую декаду февраля 2019 года.
Стоимость некоторых работ в мультибрендовом техцентре
Диагностика ходовой части, руб. 1500
Компьютерная диагностика бортовой электроники, руб. 2000
Ремонт стабилизатора поперечной устойчивости, руб. 4200
Замена тормозных колодок на всех осях (колёсная формула 4х2), руб. 4000
Шиномонтаж – переобувка всего тягача 4х2 (включая подготовку одного запасного колеса), руб. 12 000
Комплексное ТО (включая замену всех жидкостей, ламп, смазочные работы), руб. 14 000
Итого 37 700
Консолидированные затраты на ввод в эксплуатацию и достижение необходимого и достаточного КТГ
Накладные расходы при покупке, руб. 37 500
Запасные части и расходные материалы первой очереди, качественная альтернатива (в скобках для справки стоимость оригинальных запчастей, в расчёт не включена), руб. 23 200 (52 350)
Работы по ТО и ремонту первой очереди, руб. 37 700
Перспективные вложения первого года 160 000
Масла и техжидкости, с округлением до 1000 руб. 60 000
Итого 318 400
Итого, включая стоимость покупки автомобиля 4 093 400
Перспективные вложения первого года эксплуатации
АКБ, 220 Ач, 2 штуки, руб. 26 000
Комплект шин на весь автомобиль, руб. 120 000
Ветровое стекло, включая работы по замене (альтернатива, средняя округлённая цена), руб. 14 000
Итого 160 000
Стоимость Mercedes-Benz Actros МР3 разных годов выпуска на вторичном рынке в России (усреднённая, ориентировочная), млн руб.
Год выпуска Средняя цена в феврале 2019 года, млн руб.
2010 2,2
2011 2,5
2012 2,9
2013 3,7
2014 3,9
2015 4,1
2016 5,2
2017 5,5
2018 6,4
Неизбежные накладные расходы при покупке одного подержанного грузовика (здесь и далее приведены расходы на один автомобиль. Цены указаны в рублях на вторую декаду февраля 2019 года)
Цена 60 л дизельного топлива на перегон, прогрев, диагностику техники 2500
Страхование ОСАГО (приблизительно, включая расходы на получение диагностической карты) 15 000
Для крупных городов: оформление пропусков для передвижения большегрузов в дневное время, парковка, охраняемая стоянка и тому подобное до 10 000
Заработная плата водителя (2 рабочих дня) 5000
Мойка 2000
Предварительная диагностика при подборе машины 3000
Итого 37 500
Трансмиссионная перспектива, порадовало полное отсутствие масляных течей Трансмиссионная перспектива, порадовало полное отсутствие масляных течей

Помимо основных неотложных вложений на ТО и текущий ремонт, одной из машин напрашивается замена ветрового стекла. Затем придётся обновить шины и аккумуляторы, продолжить борьбу с ржавчиной. В отдалённой перспективе требуется ревизия системы кондиционирования воздуха, обслуживание ретардера. Естественно, что при плановых ТО периодически будут вылезать различные мелкие неисправности. Чтобы начать непрерывную профессиональную эксплуатацию, новому автовладельцу придётся в смете заложить сумму, соответствующую около 7–8% рыночной стоимости автомобиля при покупке. Если присматриваться к более возрастному транспорту, то эта доля будет только расти, причём нелинейно.

Но впереди у наших «Актросов» при надлежащем уходе ещё столько же километров пробега. Для справки, новый «Актрос» выпуска 2019 года будет стоить примерно в два раза дороже. Цены приведены усреднённо по встреченным в конце января и начале февраля предложениям. В зависимости от таких факторов как страна производства, комплектация, пробег, условия эксплуатации и т. д. отклонения от прайса могут составить ±15%.

Техническая характеристика
Mercedes-Benz Actros МР3 1844LS Megaspace typ-934.033
Полная масса с учётом нагрузки на седло, кг 18 000
Допустимая нагрузка по осям, кг 7500/11500
Двигатель:

рабочий объём, cм3
мощность, л.с.
OM501LA, V-6, турбодизель с промежуточным охлаждением наддувного воздуха, 5 экологический класс
11 946
435 при 1800 мин-1
Коробка передач PowerSchift 3, автоматизированная
Количество передач вперёд/назад 12/2
Передаточное отношение главной пары 2,846
Тормозные механизмы все колёс Дисковые
Подвеска Спереди на малолистовых рессорах, сзади – пневматическая
Вместимость топливных баков, л 450 + 550 = 1000
Шины 315/70 R22,5

Качественный и имеющий гарантированный запас ресурса подвижной состав европейских брендов даже в почтенном возрасте всё равно стоит довольно дорого. Торг возможен, но он минимальный и не следует им пренебрегать. Из нашей практики, скинув 5–7% начальной стоимости, можно приобрести на сэкономленные деньги комплект расходных материалов, некоторые запчасти, и, соответственно, обслужить и немного подшаманить матчасть…

Новому эксплуатанту сразу придётся задуматься над тахографами. У купленных машин эти приборы ставили под международные перевозки, где отмечаются стандарт режима труда и отдыха и карта ЕСТР. Менять их или нет на российские тахографы с блоком СКЗИ? Покажет характер работы и действующее законодательство, в противном случае придётся вложить ещё примерно 50 000 рублей на каждый грузовик.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию