Покупка подержанного Mercedes-Benz Actros МР3 1844LS Megaspace typ-934.033
Типичный случай: транспортной компании, специализирующейся на среднем тоннаже, неожиданно подворачивается контракт со стабильным заказчиком. Казалось бы, вот оно спасение бизнеса во время кризиса! Но тут выясняются досадные мелочи: на междугородном сообщении требуется возить не менее 70–90 кубометров массой 12–15 т. Самое простое и объективное решение – купить стандартный автопоезд из седельного тягача с колёсной формулой 4х2 и полуприцепом под 93 м3 полезного объёма. Но часто случается, что подвижной состав нужен уже вчера, заказ горит и тогда остаётся только вторичный рынок. Только там есть техника в наличии и с полным комплектом документов.
Изучить ситуацию мне пришлось на конкретном примере Mercedes-Benz Actros МР3 1844LS Megaspace (тип 934.033). В авральном порядке пришлось составить калькуляцию по вводу машины в эксплуатацию, от этапа выбора машины в интернете до выпуска на линию. Сегодня расскажу только о локомотиве автопоезда.
Покупка
Покупать грузовик у частного лица обременительно по времени – придётся много ездить, чтобы посмотреть в итоге всего один автомобиль, к тому же при эксплуатации которого возможны только два сценария. Или экономили на всём, что только можно (однажды мне довелось созерцать массивный берёзовый пень вместо правого сиденья), или буквально вылизывали языком. Соответственно, в первом случае это будет самоходный утиль, во втором – грузовик по достойной цене космического микроспутника.
Гораздо интереснее выглядят машины на корпоративных площадках. Бывает, что транспортная компания разом сдаёт на консигнацию всю колонну флит-парка с однотипными машинами. Тогда есть из чего выбрать или скомбинировать нужный заказ, но такие удачные варианты на рынке быстро разбирают регионалы из глубинки. Третий вариант – посещение стоянок торговых компаний.
Опыт уже позволял не мыкаться по сейлам, а сделать лишь несколько точечных визитов по уже известным адресам. На одной из стоянок нам приглянулась пара седельных тягачей Mercedes-Benz Actros 1844LS Megaspace третьего поколения МР3 2013 года выпуска. Машины, со слов продавца, работали с января 2014 года в крупной компании на международных маршрутах и по территории РФ почти не ходили. Пробег по показаниям одометра около 580 000 км. После небольшого торга ударили по рукам. Сделка состоялась на отметке 3 775 000 рублей за единицу. Дороговато, но я счёл это вполне справедливым, учитывая богатую комплектацию обоих автомобилей и небольшие подарки от продавца в виде дополнительных запасок, некоторого инструмента и запчастей, а также мелочёвки типа новых ковриков. С «политической точки зрения» считаю важным отметить тот факт, что приобретённые грузовики 5-го экологического класса. Сейчас это особенно важно при оформлении дозволов и различных пропусков. Чем ниже экологические показатели, тем сложнее получить заветные разрешения.
Ещё важно то, что выбранные автомобили укомплектованы автоматизированными КП, что упростит адаптацию водителей в условиях сегодняшнего дефицита высококвалифицированного персонала.
Первичная диагностика
Промозглым февральским вечером (в столице дороги для большегрузов без пропуска открыты с 22.00 до 6.00 утра) пара одиноких «голов» с огромными «штернами» на фронтальных панелях сиротливо дожидались нас на стоянке, а над столицей бушевала непогода с мокрым снегом, переходившим в дождь. Воздух был настолько сырым и холодным, что никакого желания прикасаться руками к голому железу не было. Сначала надо запустить двигатель, отогреть кабину, а там уж посмотрим…
Двигатель OM501LA – V-образная «шестёрка» пустился сразу, не испугавшись промозглой сырости и длительной стоянки. Немного ругнувшись послестартовыми перебоями, через несколько секунд дизель замолотил ровно и чётко, постепенно затихая, заполняя смазкой под давлением все зазоры и пары трения, стабилизируя холостые обороты по мере прогрева. Из «печки» пошёл тёплый воздух, озябшие руки и ноги вновь обрели своё обычное состояние, я вышел из кабины и начался предрейсовый осмотр.
Никто не строил иллюзий относительно стопроцентного коэффициента технической готовности: прежний собственник планировал обновление парка, а не лишился машин из-за разного рода экономических форс-мажоров. Соответственно, капитальные вложения в эти грузовики прекратились примерно полгода назад, а это соответствует приблизительно пробегу 70 000 км. Наша задача заключалась в том, чтобы раздобыть в целом исправный автомобиль, имеющий приличный запас по ресурсу основных узлов и агрегатов.
Перегон тягачей домой с площадки продавца и последующая поездка на них за полуприцепами и на регистрацию в ГИБДД не выявили серьёзных огрехов. Двигатели работали ровно, без перебоев, автоматизированные КП PowerSchift 3 работали без «затупов» и толчков, рулевое управление и тормоза вели себя мягко и послушно. Не издавала тревожных или посторонних звуков ходовая часть.
Конечно же соляные зимние ванны и, как следствие, коррозия не пощадила некоторые детали кабины и компоненты на раме. Однако в целом ЛКП кабины в нормальном состоянии, причём ремонту не подвергалось.
Для интерьера кабины годы жизни водителей, проведённые в ней, даром не прошли, стойкий запах «человеческого жилья», немного табачных оттенков с привкусом солярки и тонкими нотками сырости щекочет ноздри. Но материалы «живые», сиденья сохранили свою упругость, клавиши, замки и прочая арматура работают вполне исправно, без посторонних звуков и заеданий, хотя пиктограммы местами потёрлись.
Теперь настало время подвергнуть машины детальной проверке.
Инструментальный контроль
Более глубокую оценку технического состояния тягачей провели в несколько этапов. Своими силами изучили недра бортового компьютера, внимательно осмотрели ещё раз весь автомобиль и снизу на яме проинспектировали ходовую часть. Затем нанесли визит в техцентр, где посоветовались с электриком-диагностом и приступили к глобальному ТО и небольшому ремонту. Итак, вот что накопали.
На одной из машин отсутствовали пластиковые подкрылки над колёсами задней оси (3600 руб.), у всей «парочки» перманентно требовали замены несколько ламп (1000 руб.). Бескамерные шины задних осей в принципе были в допуске износа протектора, но были приспущены. Так что назревал визит в шиномонтаж для поиска причины падения давления. Шины передних осей на обеих машинах имеют небольшой повышенный износ плечевой зоны. Про колёса можно подытожить так – ездить пока можно, но Евросоюз с такой резиной на свою территорию скорее не пустит. Зато порадовали абсолютно сухие картеры агрегатов, без малейших потёков масла.
Многоуровневое компьютерное меню сказало «ОК» моторному маслу, не выявило принципиальных ошибок в системе нейтрализации выхлопа и оценило состояние АКБ в 30%, что нисколько не удивило, поскольку на машинах стоял родной комплект батарей, установленный ещё 6 лет назад на заводе в Вёрте (да, да, наши «Мерседесы» родом не из Набережных Челнов, а из ФРГ, как это ни удивительно). Сканирование в сервисе позволило предположить некую коррекцию пробега: специалиста ввергла в сомнения общая суммарная наработка моточасов двигателя, по его мнению, такие значения накапливаются ближе к 700 000 км пробега.
Мы же вне всяких сомнений вынесли приговор всем расходникам – фильтрам, маслам, антифризу, прочим техническим жидкостям. Потребовали замены тормозные колодки на всех осях и сайлентблоки передних стабилизаторов поперечной устойчивости.
Стальные трубопроводы отопителя, расположенные спереди справа под вертикальным капотом, сильно пострадали от коррозии. Мы пока думаем, заказать оригинальные (7300 рублей) или отремонтировать их самостоятельно, используя подходящие по диаметру вставки, применив трубки, шланги и хомуты (максимум 1000 рублей).
В рамках народного творчества от прежних хозяев в наследство нам достались дополнительные механические запоры на топливные баки. Мы восстановили их работоспособность при помощи метчика, смазки и комплекта колёсных болтов с «секретками» от «Жигулей». Ничего не поделаешь, топливо до сих пор воруют.
Итоговый отчёт
Стоимость затрат на запасные части и работы с применением оригинальных или альтернативных компонентов можно узнать из итоговых таблиц. Интересный вывод. Если использовать среди ответственных компонентов, таких как воздушный, топливный и масляные фильтры, оригинальные детали и воспользоваться комплексными предложениями Mercedes-Benz, то разница в цене не так уж и велика (около 30 000 рублей), а в долевом отношении к общим затратам и вовсе ничтожна.
Материал | Заправочный объём, л | Цена за 1 л, руб. | Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Масло моторное | 34,0 | 420 (Shell Rimula)* | 14 280 |
Масло для КП | Около 12 л | 1300 (Liqui Moly) | 15 600 |
Масло для редуктора ведущего моста | 12,5 + 0,5 | 900 (среднее значение) | 11 700 |
Гидроусилитель рулевого управления, техжидкость | 4,5 | 800 (среднее значение) | 3600 |
Антифриз | 41,0 | 350 | 14 350 |
Итого | – | – | 59 530 |
Наименование | Оригинальные запчасти Mercedes-Benz у официальных дилеров (в скобках – оригинальный номенклатурный номер детали) | Альтернативные запчасти (в скобках – бренд и код детали по каталогу производителя компонентов) |
---|---|---|
Фильтр масляный двигателя*** | 1250 (А5410900151) | 950 (MANN & HUMMEL 12140X) |
Фильтр воздушный двигателя*** | 11400 (А0040943507) | 4900 (MF A595) |
Комплект топливных*** фильтров | 4600 | 2700 (Hengst H701WK и Hengst E500KP02D36) |
Фильтр воздухоочистителя кабины | 980 (A0008301118) | 600 (Mahle LA42/1) |
Фильтр осушителя блока подготовки воздуха | 4800 (A0004292197) | 2800 (Wabco 4329012232) |
Колодки тормозные дискового механизма передние, комплект | 10700 (A0064205220) | 6200 (Valeo) |
Фильтр насоса ГУР | 820 | 350 (Mahle HX15) |
Колодки тормозные дискового механизма, задние, комплект | 10 500 (A0064205320) | 6500 (Valeo) |
Трубопровод отопителя | 7300 (A9305000672) | 1000 (самодельный) |
Итого | 52 350 | 23 200 |
Диагностика ходовой части, руб. | 1500 |
Компьютерная диагностика бортовой электроники, руб. | 2000 |
Ремонт стабилизатора поперечной устойчивости, руб. | 4200 |
Замена тормозных колодок на всех осях (колёсная формула 4х2), руб. | 4000 |
Шиномонтаж – переобувка всего тягача 4х2 (включая подготовку одного запасного колеса), руб. | 12 000 |
Комплексное ТО (включая замену всех жидкостей, ламп, смазочные работы), руб. | 14 000 |
Итого | 37 700 |
Накладные расходы при покупке, руб. | 37 500 |
Запасные части и расходные материалы первой очереди, качественная альтернатива (в скобках для справки стоимость оригинальных запчастей, в расчёт не включена), руб. | 23 200 (52 350) |
Работы по ТО и ремонту первой очереди, руб. | 37 700 |
Перспективные вложения первого года | 160 000 |
Масла и техжидкости, с округлением до 1000 руб. | 60 000 |
Итого | 318 400 |
Итого, включая стоимость покупки автомобиля | 4 093 400 |
АКБ, 220 Ач, 2 штуки, руб. | 26 000 |
Комплект шин на весь автомобиль, руб. | 120 000 |
Ветровое стекло, включая работы по замене (альтернатива, средняя округлённая цена), руб. | 14 000 |
Итого | 160 000 |
Год выпуска | Средняя цена в феврале 2019 года, млн руб. |
---|---|
2010 | 2,2 |
2011 | 2,5 |
2012 | 2,9 |
2013 | 3,7 |
2014 | 3,9 |
2015 | 4,1 |
2016 | 5,2 |
2017 | 5,5 |
2018 | 6,4 |
Цена 60 л дизельного топлива на перегон, прогрев, диагностику техники | 2500 |
Страхование ОСАГО (приблизительно, включая расходы на получение диагностической карты) | 15 000 |
Для крупных городов: оформление пропусков для передвижения большегрузов в дневное время, парковка, охраняемая стоянка и тому подобное | до 10 000 |
Заработная плата водителя (2 рабочих дня) | 5000 |
Мойка | 2000 |
Предварительная диагностика при подборе машины | 3000 |
Итого | 37 500 |
Помимо основных неотложных вложений на ТО и текущий ремонт, одной из машин напрашивается замена ветрового стекла. Затем придётся обновить шины и аккумуляторы, продолжить борьбу с ржавчиной. В отдалённой перспективе требуется ревизия системы кондиционирования воздуха, обслуживание ретардера. Естественно, что при плановых ТО периодически будут вылезать различные мелкие неисправности. Чтобы начать непрерывную профессиональную эксплуатацию, новому автовладельцу придётся в смете заложить сумму, соответствующую около 7–8% рыночной стоимости автомобиля при покупке. Если присматриваться к более возрастному транспорту, то эта доля будет только расти, причём нелинейно.
Но впереди у наших «Актросов» при надлежащем уходе ещё столько же километров пробега. Для справки, новый «Актрос» выпуска 2019 года будет стоить примерно в два раза дороже. Цены приведены усреднённо по встреченным в конце января и начале февраля предложениям. В зависимости от таких факторов как страна производства, комплектация, пробег, условия эксплуатации и т. д. отклонения от прайса могут составить ±15%.
Полная масса с учётом нагрузки на седло, кг | 18 000 |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 7500/11500 |
Двигатель: рабочий объём, cм3 мощность, л.с. |
OM501LA, V-6, турбодизель с промежуточным охлаждением наддувного воздуха, 5 экологический класс 11 946 435 при 1800 мин-1 |
Коробка передач | PowerSchift 3, автоматизированная |
Количество передач вперёд/назад | 12/2 |
Передаточное отношение главной пары | 2,846 |
Тормозные механизмы все колёс | Дисковые |
Подвеска | Спереди на малолистовых рессорах, сзади – пневматическая |
Вместимость топливных баков, л | 450 + 550 = 1000 |
Шины | 315/70 R22,5 |
Качественный и имеющий гарантированный запас ресурса подвижной состав европейских брендов даже в почтенном возрасте всё равно стоит довольно дорого. Торг возможен, но он минимальный и не следует им пренебрегать. Из нашей практики, скинув 5–7% начальной стоимости, можно приобрести на сэкономленные деньги комплект расходных материалов, некоторые запчасти, и, соответственно, обслужить и немного подшаманить матчасть…
Новому эксплуатанту сразу придётся задуматься над тахографами. У купленных машин эти приборы ставили под международные перевозки, где отмечаются стандарт режима труда и отдыха и карта ЕСТР. Менять их или нет на российские тахографы с блоком СКЗИ? Покажет характер работы и действующее законодательство, в противном случае придётся вложить ещё примерно 50 000 рублей на каждый грузовик.