![](/article/19423-fuso-canter-eco-hybrid-elektricheskiy-voshod/Images/00.jpg)
Fuso Canter Eco Hybrid
Легковые автомобили с гибридной силовой установкой, появившись на рынке лет десять назад, сегодня заняли небольшую, но стабильную рыночную нишу среди серийной продукции. Затем силовая линия с активным присутствием электротяги добралась до городского пассажирского, но безрельсового и беcпроводного транспорта, теперь настала очередь и грузовых решений в этой сфере. Первые гибридные агрегаты появились у транспорта коммунальных служб некоторых европейских городов, теперь повальная «электризация» наступает и на грузовые автомобили самого широкого назначения. Недавно в окрестностях Франкфурта мне удалось опробовать среднетоннажник Mitsubishi Fuso Canter Eco Hybrid.
Интрига
На кузове-фургоне совершенно обычного с виду «Кантера» красовалась завлекательная рекламная надпись. В переводе на русский её содержимое гласило – «15 000 литров экономии топлива за 400 000 км пробега». Такое число, по идее конструкторов, даёт использование гибридной силовой установки на этом грузовичке средних размеров. Ещё в активе весомый вклад в экологию из-за значительного снижения вредных выбросов, в Европе это не пустой звук, а ощутимые налоговые послабления.
Итак, на первый взгляд, всё настолько прекрасно, что даже немного заманчиво. Осталось только поездить и посчитать. Относительно налогового законодательства европейских стран я расчёты делать не стану, так как правила игры в этом правовом поле мне до конца неизвестны, но зачтём этот факт как некий дополнительный «бонус». Зато прикинуть стоимость солярки совсем несложно. В Германии один литр этого топлива стоит примерно 1,35 евро, в России в среднем – 32 руб. Нетрудно сосчитать, что реклама обещает сэкономить 20 250 евро, и если представить, что такой грузовичок завтра появится в нашей стране, то лет за 5–6 интенсивной эксплуатации перевозчик может сэкономить 480 000 руб. Заманчиво.
Теперь о том, сколько стоит новый традиционный Fuso Canter. В России такая машина, собранная в Набережных Челнах, обойдётся в 1 750 000 руб., в Германии – 41 700 евро (средние рыночные цены на автомобили с кузовом-фургоном).
![Внешние признаки гибридного привода: тяговая батарея на раме, наличие большего, чем обычно, количества электрических модулей, коммутационных блоков и электропроводки.](/article/19423-fuso-canter-eco-hybrid-elektricheskiy-voshod/Images/01.jpg)
Конструкция
Canter Eco Hybrid с параллельным гибридным приводом оснащён четырёхцилиндровым турбодизелем мощностью 150 л.с., рабочим объёмом 3 литра, максимальным крутящим моментом 370 Н∙м. Этот двигатель заимствован у обычного (не гибридного) собрата и соответствует нормам Euro 6.
Мощность электродвигателя составляет 40 кВт, максимальный крутящий момент 200 Н∙м. Источник питания электромотора – литий-ионная тяговая аккумуляторная батарея. Её вес – 63,5 кг, что при ёмкости 2 кВт/ч является достойным показателем. Гибридный привод со всеми своими компонентами увеличил массу шасси всего лишь на 150 кг по отношению к традиционной конструкции. Согласно официальным данным, грузоподъёмность 7,5-тонного шасси составляет до 4,8 т.
Дизельная «составляющая» гибридного привода вопреки тенденциям концерна Daimler последних лет предлагается в нескольких исполнениях. Для Европы шестой экологический класс достигается системой рециркуляции отработавших газов, технологией SCR с впрыском AdBlue и сажевым фильтром, но есть версия, выполняющая требования Euro 5b+.
Коробка передач автомобиля, доставшегося мне для небольшого дорожного теста, была автоматизированная, и, как сказали немцы, это первая в мире грузовая КП с двойным (двухдисковым) сцеплением. Её торговое название – Duonic. Конструкция базируется на обычной механической 6-ступенчатой коробке передач, которой может быть укомплектован Mitsubishi Fuso Canter Eco Hybrid.
![Вообще, если не смотреть на батарею, то, подняв кабину, трудно определить наличие гибридного привода. Ведь компактный электромотор «спрятался» в картере сцепления](/article/19423-fuso-canter-eco-hybrid-elektricheskiy-voshod/Images/02f.jpg)
![Вообще, если не смотреть на батарею, то, подняв кабину, трудно определить наличие гибридного привода. Ведь компактный электромотор «спрятался» в картере сцепления](/article/19423-fuso-canter-eco-hybrid-elektricheskiy-voshod/Images/03.jpg)
Управление
Всем известно, что одним из существенных недостатков любых двигателей внутреннего сгорания является характеристика их крутящего момента. Дефицит крутящего момента в зоне низких оборотов, проблема минимальных устойчивых оборотов, особенно под нагрузкой, узкий диапазон максимального крутящего момента требуют применения коробок передач. У электродвигателя максимальный крутящий момент во всём диапазоне оборотов.
Эти специфические особенности разных типов двигателей отлично использованы в гибридном приводе Fuso Canter. Машина трогается с места на электротяге, а дизель включается в работу на скорости 12 км/ч, таким образом, решается и проблема повышенных выбросов при трогании.
Когда я устроился в подрессоренном водительском кресле (что тоже редкость в этом классе грузовиков), то у меня возникло двоякое ощущение. С одной стороны, это скромный городской трудяга-среднетоннажник, с другой – какой-то явно новый и высокотехнологичный автомобиль. Вместо привычного рычага коробки передач – селектор режимов автоматизированной трансмиссии, а дисплей бортового компьютера сообщает непривычные данные о процессах заряда или разряда тяговой батареи. Информация на красивом зелёном экране блещет пока ещё плохо понятными мне данными о рекуперации и прочих режимах работы силовой установки.
![На рабочем месте водителя отличий от машины с традиционной силовой линией куда больше. Это и селектор автоматизированной КП, не свойственной этому классу грузовиков, привлекает внимание и индикация состояния батареи на панели приборов](/article/19423-fuso-canter-eco-hybrid-elektricheskiy-voshod/Images/04f.jpg)
![На рабочем месте водителя отличий от машины с традиционной силовой линией куда больше. Это и селектор автоматизированной КП, не свойственной этому классу грузовиков, привлекает внимание и индикация состояния батареи на панели приборов](/article/19423-fuso-canter-eco-hybrid-elektricheskiy-voshod/Images/05.jpg)
Как это работает
Загрузка фургона – 2 тонны балласта, селектор – в положение «D», и грузовик приходит в движение, при этом нисколько не меняется тональность дизеля, продолжающего работать на холостых оборотах. Плавно надавливаю на педаль «газа» и дизель оживает, одновременно падает заряд батареи на одно деление по индикатору. Я пока не хочу интенсивного разгона, поэтому давлю на педаль плавно и неглубоко, а дизель продолжает раскручиваться, где же заветная следующая повышенная передача?
Переключение происходит, но с запаздыванием. Ладно, тогда попробуем режим «газ в пол». Удивительно, но то же самое, правда, прыти прибавилось. Обороты свыше 4000 об/мин, и только после этого происходит долгожданное переключение, а вот уровень заряда тяговой батареи уже значительно упал. Убираю ногу с педали, чтобы двигаться в режиме принудительного холостого хода, ощущение такое, будто я воспользовался ретардером, но индикатор уровня заряда уверенно добавляет деления, вот он, режим рекуперации!
![Селектор автоматизированной КП. Управление трансмиссией предусматривает и возможность ручного выбора передач](/article/19423-fuso-canter-eco-hybrid-elektricheskiy-voshod/Images/06.jpg)
Попробовав несколько дублей цикла разгона-торможения, я не преминул воспользоваться ручным режимом управления трансмиссией. Обороты дизеля моими стараниями упали, но батарее от этого лучше не стало – степень заряда несколько сократилась по отношению к авторежиму.
Система «старт-стоп», которой укомплектован автомобиль, здесь неотключаемая. Стоит чуть задержаться на нерегулируемом перекрёстке или светофоре – остаёшься в полной тишине. С непривычки паникуешь: «Заглох или сломался?», но лёгкое нажатие на правую педаль, и дизель мгновенно оживает, правда, судя по звуку, запуск происходит от штатного стартёра, а не тягового электродвигателя, как мне встречалось на некоторых японских гибридных легковушках. Для России «старт-стоп», по моему мнению, только во вред. Это повышенный износ стартёра и штатных АКБ, их недозаряд, проблемы с отоплением, прогревом двигателя и т. п. Словом, не наше!
![Компоновка агрегатов на раме совсем не выдаёт особенностей автомобиля](/article/19423-fuso-canter-eco-hybrid-elektricheskiy-voshod/Images/07f.jpg)
Сомнения и догадки
Будь мой подопытный Fuso Canter Eco Hybrid автобусом (у нас в стране довольно часто строят небольшие городские «мидибусы» на подобных, но пока негибридных шасси), ругани недовольных пассажиров мне избежать не удалось бы. Чтобы заставить эту гибридную новинку плавно, без толчков и рывков при переключениях перемещаться в пространстве, надо работать органами управления просто с ювелирной точностью и предельной аккуратностью, и от этого быстрее, чем обычно, устаёшь.
Может быть, это дело привычки, я всё же провёл за рулём не более пары часов, но сдаётся мне вот что. Fuso Canter – это дочерний бренд трёхлучёвой звезды, а посему все новые и спорные решения лучше обкатать на скромном Fuso, чем скомпрометировать репутацию «Штерна» – главного бренда концерна Daimler. Когда будет опыт эксплуатации, то, вылечив детские болезни, можно предложить современнейшую силовую установку и на более взрослых моделях. Так мне показалось…
Пока гибридный Mitsubishi Fuso Canter Eco Hybrid не стартовал в массовых продажах, раскрыть нашу интригу не удастся. Основной вопрос заключается в том, насколько гибридный привод повысит розничную цену автомобиля, и тогда мы сможем сопоставить стоимость сэкономленной солярки и процент удорожания транспортного средства. И да бог с ней, десятилетней гарантией на электрооборудование. Но европейские потребители гибридных грузовиков всё равно окажутся в более выгодном положении, чем наши с вами соотечественники. Помните, в начале статьи я упоминал тот самый «дополнительный бонус»?
Полная масса, кг | 7500 |
Грузоподъёмность шасси, кг | 4800 |
Допустимая масса автопоезда, кг | 11 000 |
Двигатель | Гибридная силовая установка параллельного типа. Дизельный двигатель + электродвигатель |
Источник питания электромотора | Литий-ионная батарея, 270 В, 2 кВт/ч |
Мощность, л.с. | 110 кВт (150 л.с) – дизель, 40 кВт – электромотор |
Коробка передач | Автоматизированная |
Количество передач вперёд/назад | 6/1 |
Сцепление | Сухое, двухдисковое |
Тормозные механизмы всех колёс | Барабанные |
Подвеска | Рессорная |