16-й подиум команды «КАМАЗ-мастер» на 41-м «Дакаре»
Категория грузовиков на 41-м «Дакаре» стала основным раздражителем, поскольку главный подиум уже в 16-й раз занимает «КАМАЗ-мастер». Имя команды уже стало синонимом побед на «Дакаре» и возникло ощущение, что соперники сдаются без боя.
На старте главными оппонентами челнинцев стали «МАЗ-СПОРТавто» и Team PETRONAS De Rooy IVECO. Компанию им составляли Hino, DAF, Tatra, MAN, капотные и бескапотные Renault, вернувшийся из небытия LIAZ и турецкий Ford.
Главная гордость новостных информационных лент – участие в категоории «мотоциклы» Анастасии Нифонтовой, первой женщины в истории российского мотоспорта, – обладательницы титула Чемпионки Мира.
Вняв просьбам участников и устроителей, трасса была скукожена в одной точке мира, имя которой Перу. Организаторы с какой-то невероятной хитростью умудрились проложить трассу в 5000 км, где 70% дорог и направлений проходили в песках. Но нет ничего скучнее, чем стартовать и финишировать в одном городе – Лиме.
Трасса гонки, стартовавшей 6 января, была поделена на 10 этапов и это избавило от рутины с провожанием и встречей команд. Перуанцы были очень довольны таким праздником.
Обо всех изменениях в регламенте и конструкции КАМАЗов наш журнал в прошлом году писал не раз (см. «Не успели оглянуться…» и «Большой спорт на больших машинах»). На старт вышли 4 КАМАЗ-43509 с дизелями Cummins QSZ13, два из которых оборудованы автоматическими трансмиссиями. Минские болиды МАЗ 5309RR укомплектованы моторами Gyrtech G-13 3, которые собирает чешская команда Buggyra из агрегатов Caterpillar.
Перед тем, как пройти технические и административные проверки, спортивные команды смогли провести тренировочные заезды. После этого машины ушли в закрытый парк. Всё напряжение гонки сосредоточилось уже с первых этапов, и в этот раз решено было обойтись без «вкатывания». И таким образом экипаж Николаева на КАМАЗе начал набирать первые строчки в этапах. К третьему этапу противостояние в песках команд Де Роя, МАЗа против КАМАЗов достигло апогея. Слетевшие капоты, выбитые ветровые стёкла, перевороты. Первые сходы не заставили себя ждать. Уже на 2 этапе сошли пять «грузовых экипажей». Высокие скорости не могли быть гарантией чистой победы. Тут спортсменам помогала наблюдательность, тем более что некоторые маршруты были известны по прошлым гонкам. Но за год ветер надул новые дюны, и только наличие зрителей с камерами свидетельствовало, что за холмом наверняка следует песчанный обрыв. На 5-м этапе случилось то, что должно было когда-то произойти. После старта на КАМАЗе экипажа Андрея Каргинова вышел из строя редуктор переднего моста. С трудом штурмуя дюны, экипаж ехал на заднем приводе, когда на пригорке обнаружилась кучка зрителей. В итоге один человек пострадал, не успев убежать с траектории мчащегося болида. Ситуация была насколько удручающая, настолько и неоднозначная. Так, на 11 этапе был дисквалифицирован один экипаж «КАМАЗа». Чагин, однажды уже снимавший команду с соревнований вследствие схожего инцидента, лично посетил в больнице пострадавшего, который счастливо отделался лишь травмой ноги.
Всего же к концу гонки 17 января сошли 147 экипажей.
Заключительный 10-й этап в зачёте грузовиков выиграл Тон ван Генугтен из Нидерландов, который показал результат 1 час 28 мин, но это уже мало что решало. В генеральной квалификации победил Эдуард Николаев из команды «КАМАЗ-мастер», его партнёр по команде Дмитрий Сотников разместился на второй позиции, представитель Нидерландов Жерар де Рой из IVECO стал бронзовым призёром. Серебряный призёр ралли-рейда 2018 года в зачёте грузовиков Сергей Вязович занял 6-е место, Александр Василевский – 8-е.