![](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/00f.jpg)
Ретротест микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность»
Модель: | ЗИЛ-118 «Юность» |
---|---|
Производитель: | Московский городской совнархоз, Автозавод им. Лихачёва |
Годы выпуска: | 1962–1969 гг. |
Их было построено всего пара десятков, несмотря на то, что в высоких кабинетах утвердили годовой объём производства 2000 шт. Судьба этих автобусов схожа со многим, что было сделано в СССР, но при этом носило печать изящества.
Всемирную известность машина получила благодаря оглушительному успеху на XVIII Международной автобусной неделе в Ницце в 1967 году, где советскому автобусу удалось завоевать сразу 12 призов, включая Кубок Оргкомитета и Серебряную медаль Французской федерации кузовостроения. Восторги признанных экспертов и призовые места международных выставок не оградили «Юности» от забвения: потом их раскидало по стране, и многие пропали без вести.
![](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/001.jpg)
![](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/002.jpg)
Такова краткая история микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность», созданного коллективом молодых и талантливых энтузиастов в начале второй половины двадцатого века. Всем, кто когда-либо интересовался этой уникальной машиной, она известна. Через полтора десятилетия было создано второе поколение, счёт построенных автомобилей составил восемь десятков, из которых на сегодняшний день сохранилась примерно треть.
![Заводская табличка](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/01.jpg)
Один из автобусов первого поколения, 1965 года выпуска, шасси № 008 трудился в Таганроге, обслуживая закрытый НИИ. После череды долгих странствий и сложных переговоров бежевый ЗИЛ-118 приобрело и восстановило до практически аутентичного состояния предприятие, созданное группой уже немолодых энтузиастов на базе МСЦ 6 АМО ЗИЛ (бывший «шестой цех», где изготовляли легковые ЗИЛы и «Юности»), именуемое в наши дни «Завод индивидуальных лимузинов – ЗИЛ». Можно сказать, в хорошем смысле затейливой фразы, что первая «Юность» вернулась к родные пенаты…
В нашем распоряжении на полдня имелась часть дорог Дмитровского автополигона и этот уникальный раритет. Айда, протестируем!
![До скорости 100 км/ч машина разгоняется почти 15 секунд](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/02.jpg)
Дизайн и ощущения – маленький, но люксовый «677-й»…
Чтобы попасть на водительское место, открываю переднюю левую персональную дверцу и не без усилий, из-за отсутствия подножки, забираюсь в кабину. «Машинное отделение»: компоновка автобуса переднемоторная, кабина отгорожена от пассажирского салона сплошной стенкой, в которой сделано окно со сдвижной форточкой. Двигатель расположен справа от водителя, кругом плавные обводы передней панели с массой хромированных рычажков и панорамное ветровое стекло. Чем-то интерьер ассоциируется с уменьшенной копией «677-го» ЛиАЗа, только в люксовом исполнении. Позже я пойму – сравнение вполне уместно хотя бы потому, что помимо общей компоновки здесь привычно басит в унисон с завыванием двухступенчатой АКП родственный V-образный бензиновый двигатель, а кабина через час работы на полигоне будет пылать благородным потогонным жаром несмотря на то, что на улице прохладно и дождливо.
![Пассажирский салон на 15 посадочных мест отличает непривычно большой панорамный обзор](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/05f.jpg)
![Пассажирский салон на 15 посадочных мест отличает непривычно большой панорамный обзор](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/07f.jpg)
Если второе поколение «Юности» на рабочем месте представлено симбиозом клавиш и приборов грузовых и легковых автомобилей ЗИЛ согласно традициям дизайна начала 1970–1980-х годов, то у первенца ЗИЛ-118 свой неповторимый стиль комбинации приборов, в котором лишь знатоки продукции московского автозавода найдут элементы флагманских ЗИС-110 и ЗИЛ-111. Немало совпадений с этими автомобилями у нашей «Юности» и в трансмиссии, и в ходовой части, но об этом чуть позже.
![Здесь размещаются АКБ](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/03.jpg)
![Дополнительный обогрев салона обеспечивают отопители под сиденьями](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/04.jpg)
![Осветительный плафон в салоне](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/06.jpg)
![Замок крышевого люка](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/08.jpg)
Эргономика
Обзор на рабочем месте – лучше не придумаешь! Я неплохо уселся, обнаружив две регулировки водительского сиденья (это немало для авто, разменявшего шестой десяток) с пухлой подушкой и короткой спинкой без подголовника. Глянул в маленькие кругляши зеркал заднего вида, установленные на отдельных хромированных «куриных ножках», попробовал на ощупь светлое и тонюсенькое по сегодняшним меркам рулевое колесо, в ступице которого красовался рубиновый, что кремлёвские звёзды на башнях, логотип автозавода.
![Кокпит обаятелен и привлекателен, как же здорово и престижно было в нём работать!](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/09f.jpg)
![Кокпит обаятелен и привлекателен, как же здорово и престижно было в нём работать!](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/10.jpg)
![Приборы расскажут шофёру о скорости и пробеге, температуре воды в системе охлаждения, засвидетельствуют наличие зарядного тока, достаточного давления масла в двигателе и покажут запас топлива. Если что не так, то предупреждающе подмигнут несколько контрольных ламп](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/12f.jpg)
![Радиоприёмник АТ-64 от «Москвича» принимает радиоволны в диапазоне ДВ и СВ](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/11.jpg)
Основное внимание педальному узлу, потому что здесь четыре педали, и это при живой и здравствующей АКП. Перечисляю слева направо: стояночный тормоз, раздвоенная по обе стороны рулевой колонки тормозная педаль и акселератор. Самое главное, чтобы у водителя не возникло желание выжать несуществующее сцепление, в противном случае последствия резкого торможения без уважительных причин непредсказуемы.
![Селектор АКП: для начала движения вперёд переводим в положение «Д», да-да, именно «Д», а не «D» или «Drive»](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/15.jpg)
![При том, что у автобуса АКП, педальный узел содержит аж 4 педали: стояночный тормоз, двойная тормозная педаль и акселератор](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/13.jpg)
![В 1960-х к обивке дверей во всём мире предъявляли минимум требований: они должны быть лаконичными и гигиеничными](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/16f.jpg)
![В 1960-х к обивке дверей во всём мире предъявляли минимум требований: они должны быть лаконичными и гигиеничными](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/17f.jpg)
Вытягиваю хромированный грибок воздушной заслонки карбюратора и несколькими оборотами стартёра пускаю немного доработанный короткоходный (диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 95 мм) «130-й» двигатель. Через несколько секунд самоустраняется большой люфт рулевого механизма, спасибо мощному насосу ГУР, а слух ласкают густые басы, подтверждённые полутора сотнями «кобыл» и четырьмя сотнями ньютонометров крутящего момента, который достигается уже чуть выше полутора тысяч оборотов в минуту, хотя, по ощущениям, вообще чуть ли не с холостых – величина рабочего объёма движка имеет значение!
![Линии аналогий с ЛиАЗ-677: спереди печёт жаркий карбюраторный двигатель, а пассажиры отгорожены от водителя внутрисалонным окном](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/37f.jpg)
![В моторном отсеке новейший по тем временам карбюраторный двигатель V8 (кстати, на тестовом экземпляре мотор носит заводской порядковый номер 009), доступ к большинству узлов вполне приемлемый, повозиться придётся только с заменой свечей зажигания](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/22f.jpg)
Вполне подходит современности
Для дефорсированной V-образной «восьмёрки» ЗИЛ-130 (позднее он носил индекс ЗИЛ-508) четыре тонны снаряжённой массы «Юности» – не нагрузка, ведь двигатель рассчитан на более тяжёлые грузовики и даже автопоезда. Вспомним хотя бы ЗИЛ-130В1 с полуприцепом ОДАЗ-885.
Перевожу селектор АКП в положение «Д», плавненько натягиваю акселератор и автобус весьма стремительно, но в то же время очень плавно набирает скорость.
Рама ЗИЛ-111, которая лежит в основе «Юности», имеет длинную базу, дополнительные надрамники образуют ещё и длинные свесы. Эти факторы требуют определённой специфики контроля за габаритами, в общем, не очень большого автобуса (габаритная длина 6,9 м).
![Несмотря на годы, «Юность» легка на полигоновские подъёмы](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/14.jpg)
![В культовой машине всё должно быть изящно: кнопки, вешалки, зеркала…](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/28.jpg)
![В культовой машине всё должно быть изящно: кнопки, вешалки, зеркала…](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/31.jpg)
![В культовой машине всё должно быть изящно: кнопки, вешалки, зеркала…](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/29.jpg)
![В культовой машине всё должно быть изящно: кнопки, вешалки, зеркала…](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/30.jpg)
Автобусные навыки вождения вспоминаются из-за посадки в переднем свесе и хвостатой задней части. Однако свойственная лимузинам, но не автобусам, удлинённая колёсная база напоминает о себе в поворотах, стремясь зарезать бортом траекторию. Недостаточный контроль при помощи малюсеньких круглых зеркал с лихвой компенсируется отличным обзором гигантской площади остекления радужного кузова. Тормоза работают вполне адекватно, а объёмный двигатель, хоть и скромный по мощностным показателям, и морально устаревшая двухступенчатая АКП успешно и неоднократно справились с группой уклонов, крутизной до 18% и горным серпантинам автополигона НИЦИАМТ.
Безупречно работал и ГУР, никак не выдавая своего присутствия: на высокой скорости рулевое колесо наливалось тяжестью следящего действия и обратной связью, а при медленных манёврах руль становится легче лёгкого.
![Передняя подвеска от ЗИЛ-111, но со стабилизатором поперечной устойчивости](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/18f.jpg)
![Балка заднего моста подвешена на рессорах и снабжена амортизаторами двустороннего действия](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/24.jpg)
![Выключатель массы, кстати, именно в таком виде дожил даже до последних ЗИЛ-41047 2000-х годов выпуска](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/19.jpg)
![Под капотом главный тормозной цилиндр, на восстановленной машине он от более поздней версии, для двухконтурной тормозной системы – дань безопасности](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/21.jpg)
![Ведущий мост модернизированный от… ЗИС-110: конические подшипники ступиц регулируются корончатой гайкой, которая стопорится шплинтом. Оригинальные колёсные декоративные хромированные колпаки пока ещё не воссозданы](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/20.jpg)
![Отсек запасного колеса и ЗИП](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/23.jpg)
Подвеска мягкая, иногда кажется даже слишком, но эта конструкция не для скоростной рулёжки, а для комфортной и быстрой, но не дёрганой езды. Вы станете утверждать, что такая езда невозможна? Спросите любого водителя ГОНа (ГОН – Гараж особого назначения, входит в структуру ФСО) – они вам всё объяснят.
Если разогнаться выше 80 км/ч, что происходит довольно быстро, курсовая устойчивость ухудшается – «Юность» первого поколения начинает «гулять», требуя корректирующих действий достаточно большой амплитуды. У более поздних модификаций микроавтобусов, ЗИЛ-118К, ЗИЛ-119 и ЗИЛ-3207, построенных на базе ЗИЛ-114, ЗИЛ-115, ЗИЛ-41047, этой проблемы нет, так как там в передней подвеске появились торсионы. Напомню, в основе ходовой части ЗИЛ-118 лежит легковой ЗИЛ-111. Но, осмысливая эти замечания, я пришёл к удивительному выводу. Предмет сегодняшнего теста, один из немногих автомобилей, который несмотря на возраст вполне пригоден и для сегодняшнего движения. Далеко не на каждом современнике «118-й» «Юности» я бы решился отработать смену в большом городе. А здесь это мне вполне по силам, только сменю джинсы на лёгкие шорты, а вместо рубашки с длинными рукавами одену «майку-алкашку». Увы, чёрт возьми, в таком наряде как-то неприлично водить представительские машины…
Что до расхода топлива, то о нём не принято думать за рулём подобного спецтранспорта, да и стоил низкооктановый бензин в то золотое время оттепели сущие копейки…
![Обилие хрома в тонких деталях и космические мотивы придают машине изящества](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/32.jpg)
![Обилие хрома в тонких деталях и космические мотивы придают машине изящества](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/33.jpg)
![Обилие хрома в тонких деталях и космические мотивы придают машине изящества](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/34.jpg)
![Обилие хрома в тонких деталях и космические мотивы придают машине изящества](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/35.jpg)
![Обилие хрома в тонких деталях и космические мотивы придают машине изящества](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/36f.jpg)
В качестве пассажира
На прощанье немного посижу на пассажирском месте в салоне, почувствую себя пассажиром. Не сажусь, а плюхаюсь в мягкое кресло. У сиденья толстенная плюшевая подушка, которая обволакивает непривычной, как в современном автомобиле, анатомической конструкцией, а упругой податливостью.
![Окраска этой «Юности» № 8 воспроизводит аутентичный экземпляр № 6, который завоевал призы в 1967 году на 15-м Международном туристском ралли и 18-й Международной неделе автобусов в Ницце](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/25f.jpg)
![Окраска этой «Юности» № 8 воспроизводит аутентичный экземпляр № 6, который завоевал призы в 1967 году на 15-м Международном туристском ралли и 18-й Международной неделе автобусов в Ницце](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/26f.jpg)
Год постройки | 1965 |
Колёсная формула | 4х2 |
Число пассажирских мест | 15 |
Снаряжённая масса, кг | 3420 |
Полная масса, кг | 4770 |
Двигатель:
|
ЗИЛ-130, карбюраторный, V8 5969 150 при 3200 мин-1 402 при 1800–2000 мин-1 |
Коробка передач:
|
Автоматическая 2/1 |
Подвеска спереди | Независимая на пружинах со стабилизатором поперечной устойчивости |
Подвеска сзади | Зависимая на продольных рессорах |
Тормозная система | Гидравлическая |
Максимальная скорость, км/ч | 120 |
Средний расход топлива, л/100 км | 20–25 |
![](/article/17959-retrotest-mikroavtobusa-zil-118-yunost-vozvrashchenie-v-otchiy-dom/Images/27f.jpg)