Грузинский электротранспорт в нокауте
Эта статья очень долго рождалась. Было больно и обидно, когда речь шла о грузинских троллейбусах и их печальной судьбе. Контактная сеть на фоне горных вершин, маршруты вдоль моря, горных рек и мимо альпийских лугов – все это было неотъемлемой составляющей троллейбуса в грузинских городах.
Вот уже несколько лет из Грузии стабильно приходят тревожные новости, касающиеся как политической и экономической ситуации, так и те, которые имеют отношение к судьбе городского наземного электрического транспорта. О последних не сообщают в информационных лентах, о них редко прочитаешь в российской прессе, разве только в журнале «Грузовик Пресс», где периодически появлялись заметки о той или иной транспортной системе этой закавказской республики. В Грузии до недавнего времени продолжали работать троллейбус, подвесная канатная дорога и метрополитен. Трамвай и фуникулёр за годы независимости окончательно ушли в историю, и о их пребывании в жизни горожан сегодня свидетельствуют лишь архивные фотографии.
Из Москвы в Грузию сегодня возможно попасть только через третьи страны, которые имеют воздушное или железнодорожное сообщение с ней. Прямые регулярные авиарейсы из Москвы были отменены два года назад, после очередного обострения политических отношений. Преодолев все административные преграды, в феврале 2010 года я приехал в Тбилиси. Городской наземный транспорт столицы с конца 2006 года представлен исключительно автобусами, которые в разных районах Тбилиси могут быть большой и средней вместимости («Богданы», голландские DAF), в центре на маршруте № 87 попадаются шарнирно-сочлененные DAF. Последняя линия трамвая в районе Дедуби и сеть троллейбусных маршрутов были закрыты еще 4 декабря 2006 года. С тех пор на улицах не осталось ничего, что напоминало бы о присутствии ГЭТ. Лишь кое-где редкие остатки от растяжек контактной сети да металлические опоры. До закрытия ГЭТ в Тбилиси движение троллейбуса было приостановлено в Цхинвали (1992 г.), Самтредиа (2000 г.), Поти (2003–2004 гг.), Батуми (2004 г.) и Озургети (2005 г.).
Примечательно, что в пору предвыборной кампании 2003 года нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили один раз вел агитацию прямо в пассажирском салоне троллейбуса. Водитель Ладо Чохелашвили вспоминал их беседу с Саакашвили: «Кандидат в президенты заверил меня в том, что если он придет к власти, то государство поддержит транспорт, закупит новые троллейбусы, а для старых – запасные части». Но вместо этого начались закупки автобусов. Сначала это были бывшие в употреблении голландские DAF, а затем новые украинские «Богданы».
В январе 2007 года начался исход троллейбусов из Кутаиси (см. «ГП» № 12, 2007 г.). Маршрутная сеть кутаисского троллейбуса в первой половине 2000-х годов представляла собой один образующий и самый протяженный маршрут № 8, к которому подходили радиальные маршруты № 2, 6 и 7. В январе 2007 года были убраны 2-й и 8-й маршруты, что автоматически должно было привести к естественному закрытию 6-го и 7-го маршрутов, так как они, во-первых, не были связаны друг с другом, а во-вторых, им отрезали линию к троллейбусному парку. Но несмотря ни на что в таких условиях система просуществовала до лета 2009 года. Почти два года в Кутаиси работали две не связанные между собой системы. Троллейбусы в ночное время суток стояли прямо вдоль маршрута у жилых домов своих водителей.
Самая живописная система троллейбуса была в небольшом городе Чиатура. От центральной площади в соседний город Сачхери была проложена контактная сеть, по которой в последнее время курсировало от 3 до 5 машин Škoda 9Tr, последних в Грузии. Что послужило концом для этой системы, неизвестно, но в весенне-летний период 2009 года она была закрыта. На территории небольшого троллейбусного парка, который располагался в живописном местечке у маленькой горной реки Кверила, так и остались стоять брошенные троллейбусы Škoda 14Tr и капитально отремонтированный троллейбус Škoda 9Tr, который так и не успел выйти на маршрут после ремонта.
Во многом 2009 год стал последним для троллейбусного транспорта в Грузии еще и потому, что на протяжении предыдущих нескольких лет в страну поставляли большие партии автобусов. Троллейбус сохраняли до того момента, пока ему на смену не приходил автобус или «маршрутка». Так случилось в Зугдиди (лето 2009 г.) и Рустави (осень 2009 г.), где произвели полный демонтаж всей контактной сети. Последние два троллейбуса в Зугдиди не были разрезаны на металлолом, водители отбуксировали свои машины на дачные участки.
До боли трогательную картину увидел я в Рустави зимой 2010 года: группа водителей и ремонтников приходит в уже закрытый троллейбусный парк и охраняет его в надежде на то, что им еще позволят работать, а городской глава пересмотрит свое решение. Некоторые водители в момент моего визита в парк сидели за рулем «рогатых» машин и сокрушались о том, что нет электротяги, нет будущего, нет троллейбуса…
Среди водителей был человек, который успел поработать и на одном из московских троллейбусов марки «СВАРЗ-Икарус». Это была очень необычная история. В 1992 году руководство крупнейшего в регионе Руставского металлургического комбината решило построить на своей территории обособленную от городской сети троллейбусную линию для развоза рабочих завода. Тогда же в Москве были приобретены бывшие в употреблении сочлененные троллейбусы из парка № 7. По приходу в Рустави троллейбусы несколько месяцев простояли в ожидании пуска линии на заводе. Но этому не суждено было сбыться. Затем московские «гармошки» завод подарил городу, и с тех пор они возили пассажиров на обычных маршрутах. К сожалению, в Грузии из-за слабой ремонтной базы троллейбусы не работали больше 3–5 лет, после чего их просто разбирали на запасные части.
Аналогичная судьба постигла и московские «СВАРЗ-Икарусы», но водитель Геннадий, управлявший машиной № 7808, так полюбил «москвича», что своими силами провел рогатому другу модернизацию, тем самым продлил жизнь электрической машине и не дал ее списать. Главным его решением стала обрезка прицепа и перенос части оборудования в оставшийся обрубок! Для любого другого предприятия эта, казалось, нехитрая операция не вызвала бы интереса, но только не в Рустави. Городской троллейбусный парк только именовался таковым, но на самом деле это была просто огороженная площадка с несколькими разветвленными проводами, двумя канавами под открытым небом и парой-тройкой комнат в вагончиках, обложенных бетонной кладкой. Никаких цехов, профилакториев и даже мойки на территории парка не было.
Город Гори, родина И.В. Сталина, расположен на пути из Тбилиси в Цхинвали. Огромные горы словно склонились над улицами и площадями. Это был последний грузинский город, где работал троллейбус до конца марта 2010 года. Ежедневный выпуск на один маршрут составлял 5 машин, что позволяло выдерживать маленький интервал между троллейбусами. Движение, как и в других городах Грузии, открывалось в 7 утра и заканчивалось в 16 часов, после чего троллейбусы отправлялись в парк по Цхинвальскому шоссе, где раньше проходил маршрут № 3. Водители троллейбусов совершенно не удивлялись, когда видели человека с фотоаппаратом, который их снимал. Они сигналили, улыбались и восклицали из окна кабины: «Мы последние в Грузии остались!» В последние годы посмотреть на их троллейбусы приезжали любители троллейбусов из Украины, России, Польши, Великобритании, Германии и США.
Есть в Грузии и свой поклонник и любитель троллейбусов Вано. Молодой человек с детства был очарован электрической машиной, он работал сначала водителем в Тбилиси, а когда там закрыли движение, поехал работать в Рустави, а оттуда в Гори. Любимому делу он посвящал один день в неделю, специально приезжая по воскресеньям из Тбилиси в Гори, чтобы утром управлять троллейбусом на маршруте, а вечером помочь отремонтировать другие машины в парке. Дальнейшие перспективы были не известны никому, все лишь шептали о том, что будет так, как решит губернатор района. В 20-х числах марта 2010 года территория троллейбусного парка была продана, это послужило формальным предлогом к прекращению троллейбусного движения.
Таким образом, еще в одной бывшей республике СССР поставлена точка в работе трамваев и троллейбусов, которые стали достоянием истории. Соседний Азербайджан был первым государством, полностью избавившимся от экологически чистого вида наземного городского пассажирского транспорта. На сегодняшний день в Закавказье троллейбус продолжает работать в столице Армении Ереване да в Сухуми, столице бывшей грузинской автономии, а ныне независимого государства Абхазии.