Опубликовано: ГП 02-2014
Ещё 10 лет назад на дорогах Северной Кореи сельскохозяйственные китайские мотоблоки были в диковинку. Но сейчас их век проходит
Нереальная реальность

Автотранспорт Северной Кореи

Константин Климов, фото автора

Северная Корея, она же Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР), не одно десятилетие является самым закрытым государством на нашей планете. Информацию оттуда мы узнаём из редких статей и фотографий тех немногих туристов, которым удалось посетить её. Другими источниками новостей остаются местные СМИ, изредка информирующие о том или ином событии, касающемся достижений страны.

Долгие сборы

В августе 2012 г., выполняя миссию Международного союза общественного транспорта (МСОТ), руководитель Троллейбусной рабочей группы (ТРГ) МСОТ Сергей Константинович Корольков направил официальное письмо в посольство КНДР в России с просьбой разрешить посещение городов страны и осмотреть местные троллейбусные системы.

Прежде чем рассказать о развитии городского пассажирского транспорта и о современных тенденциях в этом направлении, необходимо прочувствовать всю степень изолированности КНДР. То, что в любой другой стране мира кажется легко и просто, в Северной Корее сложно и порой невозможно без долгих многоступенчатых согласований.

Приятно, что в потоке среди китайских и японских иномарок ещё можно встретить свежий нижегородский «Соболь»

В начале этого проекта почти никто не верил в его положительное завершение. Корейская сторона долго рассматривала обращение, неоднократно приглашая в посольство для консультаций и обсуждения возникающих вопросов. Лишь к концу 2012 года было получено предварительное одобрение из Пхеньяна, и начались работы по формированию программы визита. Но неожиданно для всех в КНДР провели испытания трёхступенчатой ракеты-носителя «Ынха-3», выведшей на околоземную орбиту второй спутник «Кванмёнсон-3». Это событие внезапно осложнило непростые отношения КНДР с мировым сообществом, и переговоры о визите были приостановлены до мая 2013 г.

На фоне китайских минивэнов и 15-летних европейских седанов бизнес-класса служебная «ГАЗель» и частная «Лада Приора» выглядят как островки Отчизны

Вновь корейцы пригласили посетить свою страну уже в июле 2013-го, но обязательным условием стала организация совместного технического семинара «Тенденции развития троллейбусостроения в мире». Огромная заслуга в том, что в итоге поездка состоялась, принадлежит пробивной мощи Сергея Константиновича. После долгих консультаций с МИД КНДР состав официальной делегации был согласован, и за 2 дня до вылета в Пхеньян визы были получены.

В группу помимо Сергея Королькова вошёл главный конструктор вологодского ОАО «Транс-Альфа» Сергей Колыбин и я в качестве представителя крупнейшего в мире транспортного оператора – ГУП «Мосгортранс». К чести сказать, нам как отраслевым специалистам было дозволено делать больше, чем другим иностранцам в Северной Корее. Прогулки по улицам, площадям и магазинам не воспрещались, однако, конечно, обязательно согласовывались с вышестоящим руководством принимающей стороны.

Автомобильная пробка во главе со стареньким такси Volvo 144 по количеству транспорта уже соответствует Москве 1960-х. Но для Пхеньяна и этого движения хватает за глаза: в городах движение с зажжёнными фарами становится обязательным требованием

Воздушные ворота

Лицом КНДР являются и стюардессы Air Koryo рейса Пекин–Пхеньян, которых люди в штатском вежливо просят не фотографировать

Принимать делегации северокорейцам удобно через столичный китайский аэропорт. Стыковые рейсы из Москвы в Пхеньян возможны только в хабе Capital, расположенном на окраине Пекина.

Прямой регулярный рейс Пекин–Пхеньян доставляет немногих пассажиров в столицу КНДР 2–3 раза в неделю. На борту Ту-204 авиакомпании Air Koryo всё имеет строгий красно-белый цвет. Скрашивая гул турбин во время полёта, на пассажиров салона льются корейская опера и проникновенные национальные песни. Из прессы можно провозить и читать журнал «Корея», «Корея сегодня» и несколько газет... например «Пхеньян сегодня».

Аэропорт Пхеньяна Sunan хоть и большой, но пустынный. От места посадки до аэровокзала самолёт рулит по аэродрому около 2 км. Сойдя с трапа, все пассажиры тут же начинают фотографироваться и впадать в умиление при виде вывески «Pyongyang» над зданием аэровокзала. Особо увлекшихся фотографированием уже в здании аэропорта приглашает к себе пограничный контроль и настойчиво (и ведь не откажешь!) просят удалить все фото, которые не предназначены для всеобщего просмотра.

После досмотра и прохода через границу КНДР любопытство толкало к тому, чтобы выйти из здания аэропорта и посмотреть, а есть ли рейсовые автобусы, остановки для пассажиров?

Нет остановок! Нет автобусов! Нет каких-либо намёков на пассажирский рейсовый транспорт, включая такси около аэропорта!

Вероятно, что единственный низкопольный автобус в КНДР – это китайский перронный Xinfa KG-B5300 в пхеньянском аэропорту Sunan

Всесилие и вежливость

Пхеньян, как и полагается столице, – красивый, чистый и уютный. От аэропорта рукой подать – 5–7 км. Центральные магистрали с идеальным асфальтом поражают приехавших своей шириной (минимум 6 полос, максимум 18), видно, что их строили как символ величия и безупречности страны. В пригородах Пхеньяна разделительной полосой служит высокий кустарник, но он же загораживает панораму по сторонам трассы. Выезды из Пхеньяна, подъезды к мостам, а также к другим городам охраняются военными гарнизонами. Перемещение людей и машин осуществляется через специальный коридор по пропускам. Наш гид везде показывал какую-то всесильную бумагу, которая давала возможность ехать без остановок и проверок. Документ особенно пригодился, когда выяснилось, что автомагистраль закрыта, а проезд возможен лишь по сельскому просёлку, где ехать можно лишь после одобрения военных. Этот маршрут, по всей видимости, утверждён не был и пришлось ожидать согласования 10 минут. Но после этого всё – дороги, дома и сами корейцы – предстали для нас в другом неузнаваемом свете, но об этом в конце.

Китайские пятитонки FAW ещё не поступили на вооружение корейской народной армии, но министерство обороны часто мобилизует их у гражданских организаций

Посещение Северной Кореи для любого иностранца и в самом деле начинается с визита к бронзовым статуям Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Обязательная покупка цветов, их возложение и церемониальный полупоклон. Ни под каким предлогом не рекомендую отказываться и от посещения Кымсусанского дворца Солнца, где покоятся забальзамированные тела двух вождей! Это просто невежливо!

Сигналы столицы

Многие интернет-статьи о КНДР утверждают, что на дорогах столицы отсутствуют светофоры. Во имя справедливости отмечу, что светофоров в Пхеньяне много. Наряду с ними контролируют дорожное движение регулировщицы. В провинциальных городах КНДР от светофоров остались лишь столбы, но в райцентры кроме редких автобусов, сельхозтехники и колонн с военными никакой транспорт не пропускают, и необходимости в светофорах там нет.

В подворотнях встречаются музейные раритеты. Так, у пхеньянского завода троллейбусов встретился топливозаправщик Orlican на шасси Tatra 138 без номерных знаков

Что же касается пробок на улицах, то в Пхеньяне мало машин, и любой затор на многополосной трассе на зелёный сигнал успевает рассосаться. Наряду с российскими и китайскими машинами встречаются и такие мировые бренды, как Bentley, Maybach, Mercedes-Benz и даже американские Chrysler, Hummer и Cadillaс, собираемые в соседнем Китае. Старые грузовики, потрёпанные автобусы и полуразрушенные легковушки в столицу, по всей видимости, не пропускают, хотя их можно встретить сразу за её пределами.

Фотографировать военных нежелательно. Но сам факт появления в кадре весьма пожилого «японца» Isuzu оказался сильнее предостережений наших гидов

Что осталось загадкой, так это местоположение бензоколонок. За 7 дней постоянных переездов по корейским дорогам я заметил лишь одну такую станцию. Обычно же машины заправляют на ведомственных бензоколонках за бетонными заборами предприятий.

В тёмное время суток центральные площади и улицы Пхеньяна помимо стационарных ламп имеют красивую разноцветную подсветку. Оформление скромное, но в целом не уступает по своему разнообразию другим городам мира. Имея возможность самому выбирать маршрут прогулки домой, интересно было пройтись по второстепенным улицам столицы. На них освещение слабое, а кое-где нет и вовсе. В других городах КНДР улицы не освещаются, и с закатом солнца люди ходят с карманными фонариками.

На возвышенности Мансу перед статуями Ким Ир Сена и Ким Чен Ира не увидишь грязных и неаккуратных машин: по-сержантски деловито спешит «Дунфын» и неторопливо катит троллейбус «Чхоллима-90»
Советская техника ещё распространена в КНДР, но уже заметно сдаёт позиции китайской продукции

АТтракцион под землёй

В последнее время распространилось заблуждение, что метрополитен Пхеньяна – это не постоянно действующий вид городского транспорта, а аттракцион, который показывают туристам. Подоплёка слухов возникла неспроста: во-первых, невозможность осмотра всех станций, кроме двух центральных, расположенных в районе вокзала и площади Ким Ир Сена. Во-вторых, в Пхеньяне большинству туристов нельзя свободно передвигаться по улицам и пользоваться транспортом, а проезд на предоставленном туристском микроавтобусе происходит только по маршрутам, где отсутствуют станции метрополитена.

В Пхеньяне есть две полноценные линии и столько же депо для их обслуживания, которыми пользуются жители города с 1973 г. В настоящее время действует 16 станций. В центре столицы станции имеют помпезные фасады. На окраине же они скромные, и обычно попасть в вестибюль можно через подземный переход.

Знаменитые западноберлинские вагоны серии D на станции «Пухын» (Puhung – Возрождение)

Оказавшись в пхеньянской подземке, естественным желанием было приобрести проездной билет. Это вызвало замешательство у кассира – иностранцы в КНДР ездят бесплатно!

Процесс покупки чего-либо в КНДР имеет свою национальную особенность. Магазины для иностранцев, расположенные в гостиницах и около музеев, не привлекают ассортиментом, чего нельзя сказать о государственных универмагах. Один из таких расположен в центре Пхеньяна. Интуристов там не встретишь, так как вся его продукция произведена силами местной промышленности, но приобретать это и вывозить за границу нежелательно. Но нам удалось попасть внутрь магазина!

Магазин недетских товаров для детей. На фоне нереальных минивэнов, самолётов и паровозов только автоматы АК-47, БТР-80, «катюши» и танки Т-54 кажутся слепком с реальных образцов Магазин недетских товаров для детей. На фоне нереальных минивэнов, самолётов и паровозов только автоматы АК-47, БТР-80, «катюши» и танки Т-54 кажутся слепком с реальных образцов Неидентифицируемый пуляющий ракетоносец длиной 44 см. Цена в Северной Корее – 25 000 вон

Несмотря на ограниченный ассортимент, в отделе технической игрушки в разных местах были выставлены однотипные санитарные минивэны, одинаковые самосвалы, грузовики-близнецы размером с обувную коробку и танки. Общая деталь для всех товаров, предназначенных для детей, – военная направленность. Все машины снабжены миниатюрными ракетами, пушками, лазерными истреблялками, а куклы наряжены в солдат. Закрома милитариста!

Смущённые покупатели с удивлением разглядывали нас, как заморскую невидаль, а продавщицы даже прекратили обслуживание и отпуск товара. Пребывание длилось не более 10 минут. По настоятельной просьбе администрации универмага наш визит был завершён едва начавшись.

Очереди на остановках наблюдаются всегда. В этот раз троллейбус идёт практически пустой

Бодрое утро

Каждое утро в 7 часов (кроме воскресенья) на весь Пхеньян раздаётся гул воздушной сирены. Впервые услышав его, кажется, что началась война. Её используют для подъёма жителей города, так как, по рассказам, у многих нет будильников. Трудно поверить, конечно, но в утренние часы по улицам действительно курсируют микроавтобусы с мегафонами, которые транслируют патриотическую музыку.

Несомненно, главенствующую роль на центральных проспектах и площадях занимает троллейбус. Интервал движения составляет 3–4 минуты, но удивляет не это, а то, что все без исключения троллейбусы имеют 100%-ную наполняемость салонов, многие пассажиры висят на ступеньках. Естественно было бы предполагать, что столь массовый пассажиропоток характерен для утреннего и вечернего часа пик, но пассажиров много не только днём, но даже поздно ночью! Для многих троллейбусов Пхеньяна основной проблемой является контактная сеть, находящаяся в плохом состоянии, из-за чего происходят обрывы проводов и задержки в движении.

Все трамваи работают в системах, состоящих из двух вагонов

Трамвай и автобус, наряду с троллейбусами работают по своим индивидуальным, не дублирующим друг друга маршрутам. Трамваи, как и троллейбусы, ползут не спеша. Это вызвано тем, что посадка и высадка происходит долго, вагоны скапливаются в одном месте, что приводит к падению напряжения в сети. Трамваи не могут набрать необходимой скорости и медленно отъезжают друг от друга. Во-вторых, фактически неработающие спецчасти контактной сети, которые вагоны проезжают накатом с ручным опусканием пантографа с помощью верёвки, регулируемой вагоновожатым.

Китайские лайнеры в центре Пхеньяна вытеснили японский секонд-хенд. «Шкоды» и «Икарусы» не встретились в столице ни разу: за 25 лет напряжённой работы у них вышли все сроки эксплуатации

Автобусы – самый быстрый вид наземного пассажирского транспорта столицы КНДР, встречаются редко. Их зависимость от дорогого топлива не позволяет наладить широкую эксплуатацию даже в Пхеньяне.

Городской транспорт рассчитан исключительно на развозку людей от дома до работы. В Пхеньяне имеется несколько парков для развлечений и отдыха, кинотеатры и спортивные заведения. Доступ к Интернету разрешён лишь иностранцам и работникам высшего звена КНДР. Первые могут им воспользоваться в специальных местах за высокую плату. С 2013 г. в КНДР начали широко использовать сотовую связь на местных частотах. До этого времени простые жители не имели возможности покупать сотовые телефоны. Иностранных газет, книг, музыкальных записей и изображений улиц современных городов мира в КНДР нигде нет.

На этих ухабистых проспектах не бывает иностранцев. Местным жителям никогда не понять, зачем русские отмахали пол-экватора, чтобы посмотреть на их троллейбусы или оставшуюся контактную сеть
Топливозаправщик на шасси 4,5-тонного Taepaeksan 50 с односкатной ошиновкой заднего моста наглядно демонстрирует, что снабжение провинций хромает
Типичная картина каждые 2–3 км на трассе: починка газогенераторного «Сынри» в полевых условиях. Вместо белого флага вывешивается белый пакет. В этот раз прямой потомок неубиваемого ГАЗ-51 сломался весь и сразу. Свечи замаслены, топливная магистраль забита, нужно проверить тормоза и провода электрики. На трассах можно встретить машину, которую слаженно чинят до 10 человек одновременно!
Водитель МАЗ-5551 с гордостью показывал свой автомобиль, понимая, что он управляет одним из лучших транспортных средств в своём районе
Военный Sungri 58KA с солдатами можно встретить в КНДР где угодно и когда угодно. Кажется, корейские солдаты в грузовиках родились и там же живут!
Заднеприводные пикапы Kaengsaeng 68 пхеньянского автозавода представляют собой простодельные грузовики, сработанные из ГАЗ-69. Зрелость современных технологий заставляет их отнести к вымирающему виду техники

Непарадная Корея

Северные корейцы очень стесняются говорить о недостатках или о том, что у них не получается, стремясь убедить, что это временно и не носит массовый характер. Однако когда оказываешься в незапланированном и неподготовленном месте, то реальные факты свидетельствуют об обратном. В один из дней наш маршрут был внезапно изменён из-за аварии на автобане. После съезда с идеального асфальтового покрытия дорога тут же превратилась в ухабистое грунтовое шоссе, сменившееся на смесь плит и земли. По ней шли и ехали на старых велосипедах сотни (!) людей. Ощущение, что с их внешним видом выходить на автобан, где проезжают автобусы с иностранцами, запрещено. Кто-то спит в траве, другие мирно ведут беседу, сидя на дороге. Кварталы жилых домов имели удручающий вид. Покрытые плесенью и грибком высотки, где местами отсутствовали стёкла. Казалось, что это брошенные дома, превратившиеся из-за отсутствия жителей в такое состояние. Однако, возвращаясь обратно по этой же дороге ночью, мы всюду видели тусклый свет лампочек в окнах. Дворы, газоны вдоль дорог – всё засеяно кукурузой или рисом.

На перекрёстках трасс бездельничают торговцы бесхитростного товара. Можно остановиться, поговорить за жизнь, узнать новости в местных деревнях
Тут не ждут появления иностранцев и живут так, как делают это всегда. Но самое удивительное, что у этих людей нет на груди значка с изображением одного из вождей КНДР, которые носят поголовно все жители крупных городов, особенно Пхеньяна

В безупречном состоянии везде, даже в самых отдалённых поселках страны, находятся только портреты и мозаичные панно с изображениями Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, очень почитаемых в стране руководителей КНДР. Улыбающиеся лица вождей освещаются даже ночью, что на фоне совершенно тёмных улиц выглядит фантасмагорично.

Много и других особенностей в КНДР, что делает в общем уникальной всю страну на фоне других государств. Современное летосчисление ведётся здесь со дня рождения Ким Ир Сена, что переносит из 2013-го в 102 год местного календаря. Другая, не менее интересная, особенность заключается в том, что, находясь в Северной Корее, нет времени скучать. Каждый день наполнен мощными эмоциями, что забываешь даже о еде. Тут каждый иностранец находит для себя что-то уникальное и погружается в этот мир по-своему, а покинув КНДР, почему-то хочется туда вернуться вновь.

Коптящие газогенераторные 2,5-тонки «Сынри» возле обелисков, неловкие велосипедисты на дамских велосипедах, люди с тележками, нагруженными скарбом, да сопки и горы, тонущие в туманах, – это и есть дух глубинки
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен