![Ещё 10 лет назад на дорогах Северной Кореи сельскохозяйственные китайские мотоблоки были в диковинку. Но сейчас их век проходит](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/00.jpg)
Автотранспорт Северной Кореи
Северная Корея, она же Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР), не одно десятилетие является самым закрытым государством на нашей планете. Информацию оттуда мы узнаём из редких статей и фотографий тех немногих туристов, которым удалось посетить её. Другими источниками новостей остаются местные СМИ, изредка информирующие о том или ином событии, касающемся достижений страны.
Долгие сборы
В августе 2012 г., выполняя миссию Международного союза общественного транспорта (МСОТ), руководитель Троллейбусной рабочей группы (ТРГ) МСОТ Сергей Константинович Корольков направил официальное письмо в посольство КНДР в России с просьбой разрешить посещение городов страны и осмотреть местные троллейбусные системы.
Прежде чем рассказать о развитии городского пассажирского транспорта и о современных тенденциях в этом направлении, необходимо прочувствовать всю степень изолированности КНДР. То, что в любой другой стране мира кажется легко и просто, в Северной Корее сложно и порой невозможно без долгих многоступенчатых согласований.
![Приятно, что в потоке среди китайских и японских иномарок ещё можно встретить свежий нижегородский «Соболь»](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/04.jpg)
В начале этого проекта почти никто не верил в его положительное завершение. Корейская сторона долго рассматривала обращение, неоднократно приглашая в посольство для консультаций и обсуждения возникающих вопросов. Лишь к концу 2012 года было получено предварительное одобрение из Пхеньяна, и начались работы по формированию программы визита. Но неожиданно для всех в КНДР провели испытания трёхступенчатой ракеты-носителя «Ынха-3», выведшей на околоземную орбиту второй спутник «Кванмёнсон-3». Это событие внезапно осложнило непростые отношения КНДР с мировым сообществом, и переговоры о визите были приостановлены до мая 2013 г.
![На фоне китайских минивэнов и 15-летних европейских седанов бизнес-класса служебная «ГАЗель» и частная «Лада Приора» выглядят как островки Отчизны](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/05.jpg)
Вновь корейцы пригласили посетить свою страну уже в июле 2013-го, но обязательным условием стала организация совместного технического семинара «Тенденции развития троллейбусостроения в мире». Огромная заслуга в том, что в итоге поездка состоялась, принадлежит пробивной мощи Сергея Константиновича. После долгих консультаций с МИД КНДР состав официальной делегации был согласован, и за 2 дня до вылета в Пхеньян визы были получены.
В группу помимо Сергея Королькова вошёл главный конструктор вологодского ОАО «Транс-Альфа» Сергей Колыбин и я в качестве представителя крупнейшего в мире транспортного оператора – ГУП «Мосгортранс». К чести сказать, нам как отраслевым специалистам было дозволено делать больше, чем другим иностранцам в Северной Корее. Прогулки по улицам, площадям и магазинам не воспрещались, однако, конечно, обязательно согласовывались с вышестоящим руководством принимающей стороны.
![Автомобильная пробка во главе со стареньким такси Volvo 144 по количеству транспорта уже соответствует Москве 1960-х. Но для Пхеньяна и этого движения хватает за глаза: в городах движение с зажжёнными фарами становится обязательным требованием](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/06.jpg)
Воздушные ворота
![Лицом КНДР являются и стюардессы Air Koryo рейса Пекин–Пхеньян, которых люди в штатском вежливо просят не фотографировать](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/01.jpg)
Принимать делегации северокорейцам удобно через столичный китайский аэропорт. Стыковые рейсы из Москвы в Пхеньян возможны только в хабе Capital, расположенном на окраине Пекина.
Прямой регулярный рейс Пекин–Пхеньян доставляет немногих пассажиров в столицу КНДР 2–3 раза в неделю. На борту Ту-204 авиакомпании Air Koryo всё имеет строгий красно-белый цвет. Скрашивая гул турбин во время полёта, на пассажиров салона льются корейская опера и проникновенные национальные песни. Из прессы можно провозить и читать журнал «Корея», «Корея сегодня» и несколько газет... например «Пхеньян сегодня».
Аэропорт Пхеньяна Sunan хоть и большой, но пустынный. От места посадки до аэровокзала самолёт рулит по аэродрому около 2 км. Сойдя с трапа, все пассажиры тут же начинают фотографироваться и впадать в умиление при виде вывески «Pyongyang» над зданием аэровокзала. Особо увлекшихся фотографированием уже в здании аэропорта приглашает к себе пограничный контроль и настойчиво (и ведь не откажешь!) просят удалить все фото, которые не предназначены для всеобщего просмотра.
После досмотра и прохода через границу КНДР любопытство толкало к тому, чтобы выйти из здания аэропорта и посмотреть, а есть ли рейсовые автобусы, остановки для пассажиров?
Нет остановок! Нет автобусов! Нет каких-либо намёков на пассажирский рейсовый транспорт, включая такси около аэропорта!
![Вероятно, что единственный низкопольный автобус в КНДР – это китайский перронный Xinfa KG-B5300 в пхеньянском аэропорту Sunan](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/02.jpg)
Всесилие и вежливость
Пхеньян, как и полагается столице, – красивый, чистый и уютный. От аэропорта рукой подать – 5–7 км. Центральные магистрали с идеальным асфальтом поражают приехавших своей шириной (минимум 6 полос, максимум 18), видно, что их строили как символ величия и безупречности страны. В пригородах Пхеньяна разделительной полосой служит высокий кустарник, но он же загораживает панораму по сторонам трассы. Выезды из Пхеньяна, подъезды к мостам, а также к другим городам охраняются военными гарнизонами. Перемещение людей и машин осуществляется через специальный коридор по пропускам. Наш гид везде показывал какую-то всесильную бумагу, которая давала возможность ехать без остановок и проверок. Документ особенно пригодился, когда выяснилось, что автомагистраль закрыта, а проезд возможен лишь по сельскому просёлку, где ехать можно лишь после одобрения военных. Этот маршрут, по всей видимости, утверждён не был и пришлось ожидать согласования 10 минут. Но после этого всё – дороги, дома и сами корейцы – предстали для нас в другом неузнаваемом свете, но об этом в конце.
![Китайские пятитонки FAW ещё не поступили на вооружение корейской народной армии, но министерство обороны часто мобилизует их у гражданских организаций](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/07.jpg)
Посещение Северной Кореи для любого иностранца и в самом деле начинается с визита к бронзовым статуям Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Обязательная покупка цветов, их возложение и церемониальный полупоклон. Ни под каким предлогом не рекомендую отказываться и от посещения Кымсусанского дворца Солнца, где покоятся забальзамированные тела двух вождей! Это просто невежливо!
Сигналы столицы
Многие интернет-статьи о КНДР утверждают, что на дорогах столицы отсутствуют светофоры. Во имя справедливости отмечу, что светофоров в Пхеньяне много. Наряду с ними контролируют дорожное движение регулировщицы. В провинциальных городах КНДР от светофоров остались лишь столбы, но в райцентры кроме редких автобусов, сельхозтехники и колонн с военными никакой транспорт не пропускают, и необходимости в светофорах там нет.
![В подворотнях встречаются музейные раритеты. Так, у пхеньянского завода троллейбусов встретился топливозаправщик Orlican на шасси Tatra 138 без номерных знаков](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/08.jpg)
Что же касается пробок на улицах, то в Пхеньяне мало машин, и любой затор на многополосной трассе на зелёный сигнал успевает рассосаться. Наряду с российскими и китайскими машинами встречаются и такие мировые бренды, как Bentley, Maybach, Mercedes-Benz и даже американские Chrysler, Hummer и Cadillaс, собираемые в соседнем Китае. Старые грузовики, потрёпанные автобусы и полуразрушенные легковушки в столицу, по всей видимости, не пропускают, хотя их можно встретить сразу за её пределами.
![Фотографировать военных нежелательно. Но сам факт появления в кадре весьма пожилого «японца» Isuzu оказался сильнее предостережений наших гидов](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/09.jpg)
Что осталось загадкой, так это местоположение бензоколонок. За 7 дней постоянных переездов по корейским дорогам я заметил лишь одну такую станцию. Обычно же машины заправляют на ведомственных бензоколонках за бетонными заборами предприятий.
В тёмное время суток центральные площади и улицы Пхеньяна помимо стационарных ламп имеют красивую разноцветную подсветку. Оформление скромное, но в целом не уступает по своему разнообразию другим городам мира. Имея возможность самому выбирать маршрут прогулки домой, интересно было пройтись по второстепенным улицам столицы. На них освещение слабое, а кое-где нет и вовсе. В других городах КНДР улицы не освещаются, и с закатом солнца люди ходят с карманными фонариками.
![На возвышенности Мансу перед статуями Ким Ир Сена и Ким Чен Ира не увидишь грязных и неаккуратных машин: по-сержантски деловито спешит «Дунфын» и неторопливо катит троллейбус «Чхоллима-90»](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/10.jpg)
![Советская техника ещё распространена в КНДР, но уже заметно сдаёт позиции китайской продукции](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/11.jpg)
АТтракцион под землёй
В последнее время распространилось заблуждение, что метрополитен Пхеньяна – это не постоянно действующий вид городского транспорта, а аттракцион, который показывают туристам. Подоплёка слухов возникла неспроста: во-первых, невозможность осмотра всех станций, кроме двух центральных, расположенных в районе вокзала и площади Ким Ир Сена. Во-вторых, в Пхеньяне большинству туристов нельзя свободно передвигаться по улицам и пользоваться транспортом, а проезд на предоставленном туристском микроавтобусе происходит только по маршрутам, где отсутствуют станции метрополитена.
В Пхеньяне есть две полноценные линии и столько же депо для их обслуживания, которыми пользуются жители города с 1973 г. В настоящее время действует 16 станций. В центре столицы станции имеют помпезные фасады. На окраине же они скромные, и обычно попасть в вестибюль можно через подземный переход.
![Знаменитые западноберлинские вагоны серии D на станции «Пухын» (Puhung – Возрождение)](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/03.jpg)
Оказавшись в пхеньянской подземке, естественным желанием было приобрести проездной билет. Это вызвало замешательство у кассира – иностранцы в КНДР ездят бесплатно!
Процесс покупки чего-либо в КНДР имеет свою национальную особенность. Магазины для иностранцев, расположенные в гостиницах и около музеев, не привлекают ассортиментом, чего нельзя сказать о государственных универмагах. Один из таких расположен в центре Пхеньяна. Интуристов там не встретишь, так как вся его продукция произведена силами местной промышленности, но приобретать это и вывозить за границу нежелательно. Но нам удалось попасть внутрь магазина!
![Магазин недетских товаров для детей. На фоне нереальных минивэнов, самолётов и паровозов только автоматы АК-47, БТР-80, «катюши» и танки Т-54 кажутся слепком с реальных образцов](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/15.jpg)
![Магазин недетских товаров для детей. На фоне нереальных минивэнов, самолётов и паровозов только автоматы АК-47, БТР-80, «катюши» и танки Т-54 кажутся слепком с реальных образцов](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/16f.jpg)
![Неидентифицируемый пуляющий ракетоносец длиной 44 см. Цена в Северной Корее – 25 000 вон](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/17.jpg)
Несмотря на ограниченный ассортимент, в отделе технической игрушки в разных местах были выставлены однотипные санитарные минивэны, одинаковые самосвалы, грузовики-близнецы размером с обувную коробку и танки. Общая деталь для всех товаров, предназначенных для детей, – военная направленность. Все машины снабжены миниатюрными ракетами, пушками, лазерными истреблялками, а куклы наряжены в солдат. Закрома милитариста!
Смущённые покупатели с удивлением разглядывали нас, как заморскую невидаль, а продавщицы даже прекратили обслуживание и отпуск товара. Пребывание длилось не более 10 минут. По настоятельной просьбе администрации универмага наш визит был завершён едва начавшись.
![Очереди на остановках наблюдаются всегда. В этот раз троллейбус идёт практически пустой](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/12.jpg)
Бодрое утро
Каждое утро в 7 часов (кроме воскресенья) на весь Пхеньян раздаётся гул воздушной сирены. Впервые услышав его, кажется, что началась война. Её используют для подъёма жителей города, так как, по рассказам, у многих нет будильников. Трудно поверить, конечно, но в утренние часы по улицам действительно курсируют микроавтобусы с мегафонами, которые транслируют патриотическую музыку.
Несомненно, главенствующую роль на центральных проспектах и площадях занимает троллейбус. Интервал движения составляет 3–4 минуты, но удивляет не это, а то, что все без исключения троллейбусы имеют 100%-ную наполняемость салонов, многие пассажиры висят на ступеньках. Естественно было бы предполагать, что столь массовый пассажиропоток характерен для утреннего и вечернего часа пик, но пассажиров много не только днём, но даже поздно ночью! Для многих троллейбусов Пхеньяна основной проблемой является контактная сеть, находящаяся в плохом состоянии, из-за чего происходят обрывы проводов и задержки в движении.
![Все трамваи работают в системах, состоящих из двух вагонов](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/13.jpg)
Трамвай и автобус, наряду с троллейбусами работают по своим индивидуальным, не дублирующим друг друга маршрутам. Трамваи, как и троллейбусы, ползут не спеша. Это вызвано тем, что посадка и высадка происходит долго, вагоны скапливаются в одном месте, что приводит к падению напряжения в сети. Трамваи не могут набрать необходимой скорости и медленно отъезжают друг от друга. Во-вторых, фактически неработающие спецчасти контактной сети, которые вагоны проезжают накатом с ручным опусканием пантографа с помощью верёвки, регулируемой вагоновожатым.
![Китайские лайнеры в центре Пхеньяна вытеснили японский секонд-хенд. «Шкоды» и «Икарусы» не встретились в столице ни разу: за 25 лет напряжённой работы у них вышли все сроки эксплуатации](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/14.jpg)
Автобусы – самый быстрый вид наземного пассажирского транспорта столицы КНДР, встречаются редко. Их зависимость от дорогого топлива не позволяет наладить широкую эксплуатацию даже в Пхеньяне.
Городской транспорт рассчитан исключительно на развозку людей от дома до работы. В Пхеньяне имеется несколько парков для развлечений и отдыха, кинотеатры и спортивные заведения. Доступ к Интернету разрешён лишь иностранцам и работникам высшего звена КНДР. Первые могут им воспользоваться в специальных местах за высокую плату. С 2013 г. в КНДР начали широко использовать сотовую связь на местных частотах. До этого времени простые жители не имели возможности покупать сотовые телефоны. Иностранных газет, книг, музыкальных записей и изображений улиц современных городов мира в КНДР нигде нет.
![На этих ухабистых проспектах не бывает иностранцев. Местным жителям никогда не понять, зачем русские отмахали пол-экватора, чтобы посмотреть на их троллейбусы или оставшуюся контактную сеть](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/18.jpg)
![Топливозаправщик на шасси 4,5-тонного Taepaeksan 50 с односкатной ошиновкой заднего моста наглядно демонстрирует, что снабжение провинций хромает](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/19.jpg)
![Типичная картина каждые 2–3 км на трассе: починка газогенераторного «Сынри» в полевых условиях. Вместо белого флага вывешивается белый пакет. В этот раз прямой потомок неубиваемого ГАЗ-51 сломался весь и сразу. Свечи замаслены, топливная магистраль забита, нужно проверить тормоза и провода электрики. На трассах можно встретить машину, которую слаженно чинят до 10 человек одновременно!](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/20.jpg)
![Водитель МАЗ-5551 с гордостью показывал свой автомобиль, понимая, что он управляет одним из лучших транспортных средств в своём районе](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/21.jpg)
![Военный Sungri 58KA с солдатами можно встретить в КНДР где угодно и когда угодно. Кажется, корейские солдаты в грузовиках родились и там же живут!](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/22.jpg)
![Заднеприводные пикапы Kaengsaeng 68 пхеньянского автозавода представляют собой простодельные грузовики, сработанные из ГАЗ-69. Зрелость современных технологий заставляет их отнести к вымирающему виду техники](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/23.jpg)
Непарадная Корея
Северные корейцы очень стесняются говорить о недостатках или о том, что у них не получается, стремясь убедить, что это временно и не носит массовый характер. Однако когда оказываешься в незапланированном и неподготовленном месте, то реальные факты свидетельствуют об обратном. В один из дней наш маршрут был внезапно изменён из-за аварии на автобане. После съезда с идеального асфальтового покрытия дорога тут же превратилась в ухабистое грунтовое шоссе, сменившееся на смесь плит и земли. По ней шли и ехали на старых велосипедах сотни (!) людей. Ощущение, что с их внешним видом выходить на автобан, где проезжают автобусы с иностранцами, запрещено. Кто-то спит в траве, другие мирно ведут беседу, сидя на дороге. Кварталы жилых домов имели удручающий вид. Покрытые плесенью и грибком высотки, где местами отсутствовали стёкла. Казалось, что это брошенные дома, превратившиеся из-за отсутствия жителей в такое состояние. Однако, возвращаясь обратно по этой же дороге ночью, мы всюду видели тусклый свет лампочек в окнах. Дворы, газоны вдоль дорог – всё засеяно кукурузой или рисом.
![На перекрёстках трасс бездельничают торговцы бесхитростного товара. Можно остановиться, поговорить за жизнь, узнать новости в местных деревнях](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/24.jpg)
![Тут не ждут появления иностранцев и живут так, как делают это всегда. Но самое удивительное, что у этих людей нет на груди значка с изображением одного из вождей КНДР, которые носят поголовно все жители крупных городов, особенно Пхеньяна](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/25.jpg)
В безупречном состоянии везде, даже в самых отдалённых поселках страны, находятся только портреты и мозаичные панно с изображениями Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, очень почитаемых в стране руководителей КНДР. Улыбающиеся лица вождей освещаются даже ночью, что на фоне совершенно тёмных улиц выглядит фантасмагорично.
Много и других особенностей в КНДР, что делает в общем уникальной всю страну на фоне других государств. Современное летосчисление ведётся здесь со дня рождения Ким Ир Сена, что переносит из 2013-го в 102 год местного календаря. Другая, не менее интересная, особенность заключается в том, что, находясь в Северной Корее, нет времени скучать. Каждый день наполнен мощными эмоциями, что забываешь даже о еде. Тут каждый иностранец находит для себя что-то уникальное и погружается в этот мир по-своему, а покинув КНДР, почему-то хочется туда вернуться вновь.
![Коптящие газогенераторные 2,5-тонки «Сынри» возле обелисков, неловкие велосипедисты на дамских велосипедах, люди с тележками, нагруженными скарбом, да сопки и горы, тонущие в туманах, – это и есть дух глубинки](/article/13803-avtotransport-severnoy-korei-nerealnaya-realnost/Images/26.jpg)