ЛиАЗ-677МБ с дизельным двигателем ЯМЗ-236
Главным недостатком автобусов семейства ЛиАЗ-677 принято считать высокий расход топлива. Это было вызвано в первую очередь спорной конструкцией трансмиссии, а также неуёмным аппетитом бензинового двигателя. На заводе «677-е» ЛиАЗы оснащали комбинацией из бензинового двигателя ЗИЛ-375Я7 и гидромеханической коробки передач. На фотографиях вы видите машину, в которой ее авторы попытались радикально изменить положение дел.
ЛиАЗ-677МБ 1991 года постройки переделан одним из тамбовских перевозчиков для работы десять лет назад. Автобус оснащён дизельным двигателем ЯМЗ-236 в паре с механической коробкой передач, заимствованной у МАЗа. Таким образом, было убито два зайца: во-первых, у автобуса стал гораздо скромнее «аппетит», а во-вторых, он стал потреблять более доступную солярку.
Несмотря на то что новый двигатель уместился в стандартном моторном отсеке, механическая коробка передач потребовала его увеличения: теперь перегородка заметно выдаётся в салон, а в освободившемся пространстве разместилась кулиса «механики». Переделанная перегородка потребовала некоторой перепланировки: вместо трёхместного бокового диванчика, так любимого поклонниками модели, установлен двухместный, а «навстречу» ему – ещё один такой же.
Внешность автобуса тоже заметно изменилась: «очки» фар от МАРЗа, а для улучшения вентиляции моторного отсека было добавлено несколько новых решёток. Стеклоочистители и зеркала уступили место «грузовым»: с ними работать комфортнее и безопаснее.
В кабине переделанного ЛиАЗа помимо рычага «механики» замечаешь и другие неоригинальные детали, например, система открывания дверей заимствована у «Икаруса», где двери управляются простым нажатием клавиш, а не с помощью допотопного крана, как у Лиаз-677. У «Икаруса» же позаимствовано и рулевое колесо – многие водители считают его более удобным, чем «зиловское», которое ставили на серийные машины.
Что дала машине переделка? Ответ не так очевиден, как покажется на первый взгляд. Автобус, несомненно, стал динамичнее и гораздо экономичнее. С другой стороны, машина в отличие от стандартного варианта, очень холодная. А ведь ЛиАЗы всегда славились теплом в салоне даже в самый лютый мороз. Во-вторых, пострадала ремонтопригодность: например, для обслуживания сцепления владельцам пришлось разбирать пол-автобуса. В-третьих, легендарный «звук бутылок» уступил место танковому грохоту от ярославского дизеля – двигатель приходится перекрикивать даже при телефонном разговоре из кабины.
И перевешивают ли обретённые недостатки выгоды от подобной реконструкции – это большой вопрос.
P.S.: В конце 2007 года машину приобрела московская организация, которая вложилась в полный КВР автобуса и планировала задействовать его для своих нужд. Но увы, обстоятельства сделали свое дело: машина уже который год не двигается с места и используется всего лишь в качестве склада-сарая...