Переделка автобуса «Кубань»
Лет двадцать назад эта «Кубань» исправно служила не то автобиблиотекой, не то передвижным сельским клубом. Но грянули новые времена, она покинула родное АТП и попала к частнику… чтобы полностью сменить профиль.
История появления этой «Кубани» у тамбовчанина Николая проста: в середине 1990-х автобус откатал положенный пробег, его списали. По идее, «Кубани» грозил вторчермет… Но на дворе были не те времена, чтобы уничтожать технику – даже недорогую и убитую. В результате она покинула автобазу и переехала к частнику. Естественно, хозяину автобиблиотека, да еще и гнилая, ни к чему – и он взялся за работу…
«Кубань», как и ее донор шасси – ГАЗ-53 – изначально разрабатывали для села. Но высоко стоящего на раме кузова не всегда достаточно для выживания в непролазной грязи, тем более если машина трудится на далеких от идеала провинциальных дорогах. Потому именно внутри сделаны первые изменения: для большей тяговитости место стандартного редуктора занял агрегат от ГАЗ-66, а потери скорости были компенсированы «камазовской» резиной. В итоге автобус стал куда резвее, чем был до второго рождения, да и там, где об асфальте и не слыхали, можно вести себя чуть смелее…
Кузов автобуса, казалось бы, переделан по народному рецепту: «Заделай чем-нибудь окна и вози картошку», но на самом деле обшит заново: всюду под краской проглядывают раны сварных швов. Нетронутой оказалась только крыша «Кубани», да и то не вся: один из люков в крыше хоть и виден снаружи, но на самом деле заварен изнутри – зачем грузу аварийный выход? Последние три окна по каждому борту тоже заварены – и салон частично превратился в грузовой отсек. В задней части автобуса появилась дверь, которой на стандартных «Кубанях» отродясь не было – но в отличие от «культурной автолавки» из Кимр задняя часть не изменила своей формы – дверь не плоская. Под дверью расположено отверстие под фаркоп, которое увеличено до размеров кормовой двери – а чуть ниже появилась упрощающая погрузку ступень. А для того чтобы было удобнее ездить по городу, Николай заменил зеркала «газона» на взятые со старой Scania – так куда комфортнее и как-то спокойнее на городских улицах.
Приборную панель не узнать – она обтянута мягким материалом, а комбинация приборов от ГАЗ-53 уступила место детали от ГАЗ-3307, причем установленной на самодельном подиуме – для улучшения обзора. Сверху же появилась деревянная полка, отлично подходящая для того, чтобы возить документы и мелочи, способные срочно пригодиться в пути. А из-под приборки выглядывает воздуховод отопителя, установленного владельцем, – КМЗ не ставил их на полноразмерные автобусы.
Пассажирский салон «Кубани» очень преобразился. За спиной водителя, прямо к перегородке установлен столик. Простенький, кургузый автобус был призван нести культуру в массы и везти пионеров на картофельные поля – а тут он превратился в уютную каюту на одного-двух человек. При желании, конечно, можно взять на борт и шесть пассажиров, но к чему они для перевозки грузов? Лавка, на которой они разместятся, на самом деле не очень-то и ориентирована на поездку, ведь это некое подобие багажника, в котором размещено все, что может пригодиться в пути, и который в крайнем случае можно использовать в качестве «спальника». А если там все же усядутся пассажиры, то вместо спинки сиденья они воспользуются прикрученной на перегородку… подушкой сиденья от ВАЗ-2106. Просто, дешево и сердито.
Весь грузовой отсек обшит стальным листом, и в нем не проглядывают оконные проемы с каркасом бортов. Даже из такой, казалось бы, малоприятной штуки, как очень высокий уровень пола, удалось извлечь выгоду – колесные арки немного выпирают внутри кузова, а пол в грузовом отсеке почти ровный по всей длине.
Пока остается неясной история машины: в документах в поле «год выпуска» – запись «не установлен», в поле «номер кузова / шасси» – «б / н», а заводской таблички, да и каких-либо номеров на самом фургоне найти не удалось. Но владелец предполагает, что машина выпущена в 1982 г., а так называемый «старый» вариант крыши относится как раз к первой половине 1980-х. Отсутствие номера кузова можно объяснить другим фактом: машина сооружена на шасси заказчика и шла вне общей нумерации – на многих автобусных заводах в Советском Союзе применялась подобная практика (кое-где собственного номера не имел чуть ли не каждый четвертый автобус!). Как зацепку можно использовать капот позднего образца с эмблемой (который, правда, не пережил переделки) и нитевидную антенну, которую ставили на автобусы, шедшие в учреждения культуры, то есть наиболее вероятно, что машина выпущена на КМЗ в начале 1980-х гг.
Впрочем, цель, поставленная владельцем, достигнута: автобус, который до переделок был ломом, превратился в универсальный латиноамериканский лечеро* – на нем и молоко из деревни вывезти можно, и живность, да и ящики по магазинам развести. А потянет отдохнуть – можно и на природу с семьей…
*От lechero – суржик с испанского «разносчик молока». (Ю.П.)